Напоминание

Урок русского языка для з класса по УМК "Перспектива" -"Что такое словарь и зачем он нужен?"


Автор: Корнилова Елена Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гуманитарно - экономический лицей"
Населённый пункт: город Саратов. Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка для з класса по УМК "Перспектива" -"Что такое словарь и зачем он нужен?"
Раздел: начальное образование





Назад





Методическая разработка урока русского языка для з класса по УМК

«Перспектива»
Цель урока – расширение лексико – графических знаний и умений учащихся, расширение кругозора и словарного запаса детей, обучение работе с первоисточником.
Урок № 1 «Что такое словарь и зачем он нужен?»
Оборудование: Словари 1) Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков «Орфографический словарь» 2) П.А. Грушников «Орфографический словарик» (учебное пособие для учащихся начальной школы) 3) В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» 4) С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» 5) Н.М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка» 6) З.Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка» 7) М.Р. Львов «Словарик синонимов и антонимов» 8) М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов русского языка» 9) А.Н. Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка» 10) Л.В. Успенский «Почему не иначе?» 11) Н.М. Шанский «Краткий этимологический словарь русского языка» 1 2 ) М.Р. Львов Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов «Учусь различать слова и их значения» 13) А.П. Сдобнова, И.В. Курочкина Словообразовательный словарик «Учусь правильно образовывать слова» 14) Г.М. Ставская Фразеологический словарик «Учусь понимать образные выражения» - Сегодня, ребята, у нас с вами необычный день, необычное занятие. Мы отправляемся в увлекательное путешествие полное неожиданностей,
интересной информации. Это путешествие по стране Словарии. Это путешествие в удивительный мир слов. Едут с горки, посмотри, К Буквоеду словари, В каждом слов не сосчитать, Хоть три дня его листать. Толще книг других они, На какой ты не взгляни, Каждый нужен, каждый важен, Мы про все сейчас расскажем. Сегодня мы с вами откроем дверь, спустимся на одну ступеньку к прекрасным кладовым языка. Но прежде, дорогие путешественники, мне хотелось бы узнать ваше мнение. Как вы думаете, велика ли роль слов в нашей жизни? Может быть, слова не нужны нам, и можно обойтись без них? (1) нельзя; 2) можно.) - А вот мы сейчас проверим кто из вас прав. (Вызываются два ученика. Им дается следующее задание): - Представьте себе, что вы не видели друг друга все лето. 3а это время каждый из вас побывал в интересных местах, накопил массу всяких впечатлений. Попробуйте, не пользуясь словами, поделиться ими со своим другом. При встрече не забудьте поздороваться. (Попытки учащихся ни к чему не приводят) - Может быть, еще кто-нибудь попробует? (Опять ничего не получается) Вот видите, ребята, у наших помощников ничего не получилось. Если поздороваться друг с другом они еще как-то смогли при помощи жестов, то передать информацию о своем летнем отдыхе им не удалось. Вот как важно слово в нашей жизни! В словах учителей, на страницах книг мы узнаем о том, что существует на экваторе или в Арктике, чего никогда не видели, а, может быть, никогда и 2
не увидим. Но мы знаем, что это есть! И знаем благодаря слову. Именно с помощью слова узнаем мы то, о чем думали, мечтали наши предшественники. Именно с помощью слов мы можем обратиться к тем, кто будет жить после нас. Сила слова огромна! - Ребята, а как вы думаете, какие бывают слова? (большие и маленькие: добрые и злые: близкие и родные и др.) - Вот видите, как много разных слов вы мне назвали. И все они - большие и маленькие, знакомые и незнакомые - живут в одной прекрасной стране под названием Словария. Эта страна необычная. Жители её - обыкновенные слова - живут в совсем не обыкновенных домах. Дома их большие, высокие. А называются они Словарями. А вместо номера у каждого из них свое название: "Орфографический словарь", "Толковый словарь", "Словарь синонимов", "Словарь антонимов" - Посмотрите, сколько их! (Учитель выставляет образцы словарей, список которых указан перед описанием хода занятия) - Каждый из словарей несет в себе определенную информацию о слове, помогает нам рассматривать слово с разных сторон. Давайте вместе попробуем разгадать секрет каждого из этих необычных домов. - Ребята, как вы думаете, в какой из словарей нам надо заглянуть, чтобы узнать, как правильно пишется то или иное слово? (в «Орфографический словарь») - Верно. Чтобы узнать, как пишутся слова, мы смотрим в орфо- графические словари. Самый известный из них «Орфографический словарь» Дмитрия Николаевича Ушакова. Этот словарь впервые был издан в 1934 г. С тех пор он много раз переиздавался. Его можно найти почти в каждой семье. Это очень интересное справочное пособие, содержащее 1З000 слов. Кроме того, что оно подскажет нам, как правильно пишутся слова, мы можем узнать и как правильно поставить в них ударение, повторить многие из 3
существующих правил правописания, и даже узнать правописание некоторых мужских и женских имен. Их список, как правило, помещен в конце словаря. Но, ребята, всё-таки это справочное пособие больше предназначено для школьников старшего возраста. А для нас друзья, Павлом Алексеевичем Грушниковым был создан "Орфографический словарик". Его смело можно назвать младшим братом "Орфографического словаря". Ведь по своему строению он полностью похож на него. Единственное отличие - количество слов. «Жильцов» в этом доме, конечно же, меньше. Но ведь и мы с вами еще не очень большие. В остальном же этот словарик будет вам таким же помощником и другом, как и «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова для старших ребят. Он поможет вам узнать, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить правилами, имена и отчества, названия городов. С ним вы сможете быстрее научиться грамотному письму. Если же вдруг какого-либо слова не окажется в этом справочном пособии – не беда. Вам на помощь придет старший брат. - Ну вот, друзья, мы уже знаем, куда обратиться за помощью, если надо узнать, как пишется слово. А теперь представьте себе такую ситуацию: вы читаете книгу и вдруг встречаете слово, значение которого не понимаете. Что вы делаете, чтобы решить эту проблему? (спрашиваю у взрослых; спрашиваю у друзей, знакомых; можно посмотреть в «Толковом словаре») - Да, конечно, можно спросить у родителей, друзей, знакомых. Но ведь они не всегда знают правильный ответ. А что делать, если вообще не знают его, или просто никого нет рядом, нам помогут толковые словари или словари иностранных слов. (показ) - Первые толковые словари, ребята, появились очень давно, еще в Древней Руси. Они, как и все книги в то время, были не каждому доступны, их было очень мало. Поэтому они высоко ценились и оберегались людьми. Но с тех пор прошло много времени, появилось и много новых толковых словарей. Но, все-таки, самым интересным, уникальным из них остается 4
«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Это был очень интересный человек. Вот послушайте, как говорится о нем в одной книге: «Чудаки – хороший народ. Над ними посмеиваются, однако их уважают. С чудаками жизнь становится интересней. Может быть, самые интересные чудаки на свете – собиратели. Чего только не собирают люди! Открытки, картины, книги, цветы, значки. А в прошлом веке жил чудак, который собирал…..слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом – хирургом, много ездил по нашей земле и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результатом его жизни стал «Толковый словарь живого великорусского языка». Это четыре толстых тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. Автор рассказывает, что они обозначают, в каких случаях употребляются, с какими словами состоят в родстве. Рассказы эти интересны и подробны. Владимир Даль создал настоящую сокровищницу народного слова. Пожалуй, тогда и не было ни одного русского слова, которое нельзя было бы найти в этом словаре. О своем словаре Даль в шутку говорил: «Толковый» не оттого назван словарь, что он мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает». Вот мы и познакомились с этим уникальным справочным пособием. Ну а теперь, ребята, я хочу рассказать вам о современных толковых словарях. Пожалуй, самый известный среди них «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Самое первое его издание вышло в 1949 году. Оно сразу очень понравилось читателям и много раз переиздавалось. В словарь входили все новые и новые слова. Посмотрите, какой он большой и объемный. А это и не удивительно. Ведь в нем «живет» 72500 слов! Этот словарь поможет вам ответить на многие вопросы: правильно писать, произносить слова, образовывать их формы, но главное- знать правильно значение слов и правильно употреблять их в речи. В этом вам так же помогут 5
и «Школьный толковый словарь русского языка» Нины Матвеевны Неусыповой, который предназначен специально для вас, друзья. - А вот эти словари синонимов и антонимов, ребята, поведут вас в мир самых интересных слов. Синонимы – это слова, близкие по значению, например, «сказал слово» - или «молвил, вымолвил». Синонимы выражают оттенки значений. А «живут» они в одном большом «доме», который так и называется «Словарь синонимов русского языка»! (показ) Антонимы – противоположные по значению слова: «разговорчивый» - «молчаливый», «загрустил» … Приведите свои примеры (дети приводят примеры: большой - маленький; толстый - тонкий; белый - черный; говорить - молчать и т.д.) - Молодцы! У всех этих слов тоже есть свой «дом» - «Школьный словарь антонимов русского языка» и «Словарик синонимов и антонимов» созданные М.Р.Львовым (показ). Синонимы и антонимы помогают нам передать свою мысль наиболее выразительно, ярко, красиво: в словарике ты найдешь много примеров умелого, мастерского использования этих слов. - Ну, а теперь, ребята, скажите, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как и откуда появились слова, об их происхождении? (Да). - А пытались ли вы сами разгадать эту тайну? (Да, но не получалось). -Да, происхождение слов – очень нелегкий вопрос, но все-таки разрешимый. И решить его нам помогут этимологические словари. Их очень много и они очень разные. Но для нас с вами, ребята, самым интересным и понятным будет словарь-книга Льва Васильевича Успенского «Почему не иначе?» Эта книга – увлекательный рассказ о слове, его «родственников», о словах, близких по структуре. Вот послушайте: Апельсин Многие думают, что этот фрукт в России появился не так давно. Неверно: уже в 16-17 веках московские богатеи охотно лакомились 6
привозимыми из Голландии «китайскими яблоками». По - голландки «аппель» - «яблоко», «сина» - «Китай». Обычно, заморское слово прибывает в новую страну одновременно с той вещью, тем товаром, названием которых оно служит. Портфель Целый ряд слов, пришедших к нам из французского языка, начинается с этого «порт-»: «портсигар» - «сигаронос»; «портмоне» - «деньгонос»; «портфель» - «листоноска» для листов бумаги. Ясно, что «порт-» (от глагола «портэ» - «носить») и значит «нос-», «-носка», а «фей» означает «лист». Все французские слова несут ударение на последнем слоге. Тетрадь Пришло к нам из греческого языка. Буквально – сшитые в книжку четвертушки бумаги, от «тэтрас» - «четверть». Сначала и относилось только к этому размеру листов, потом распространилась на всякие форматы. В этом словаре мы можем не найти не все интересующие нас слова, тогда на помощь нам придет к примеру «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.Н. Шанской (показ). -Ну, вот мы и раскрыли тайну еще одного «дома» из страны Словари. И ведь, сколько их еще осталось. Вот, например, как правильно сказать: «тефтели» или «тефтели», «торты» или «торты»? Дать правильный ответ на эти вопросы поможет «Орфоэпический словарь». Есть, словарь, который расскажет нам, как слова образуются и составляют целые цепочки слов: лун-н-ый, без-лунный. Это «Словообразовательный словарь» (показ). - Наше занятие подходит к концу, и я бы хотела у вас спросить: - Что нового вы узнали на занятии? -Какие бывают словари? -Что можно узнать из них? -Молодцы! 7


В раздел образования