Урок русского языка для з класса по УМК "Перспектива" -"Что такое словарь и зачем он нужен?"
Автор: Корнилова Елена Валериевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Гуманитарно - экономический лицей" Населённый пункт: город Саратов. Саратовская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок русского языка для з класса по УМК "Перспектива" -"Что такое словарь и зачем он нужен?" Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока русского языка для з класса по УМК
«Перспектива»
Цель урока – расширение лексико – графических знаний и умений учащихся, расширение
кругозора и словарного запаса детей, обучение работе с первоисточником.
Урок № 1 «Что такое словарь и зачем он нужен?»
Оборудование:
Словари
1) Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков «Орфографический словарь»
2)
П.А.
Грушников
«Орфографический
словарик»
(учебное
пособие
для
учащихся начальной школы)
3) В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
4) С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»
5) Н.М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка»
6) З.Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка»
7) М.Р. Львов «Словарик синонимов и антонимов»
8) М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов русского языка»
9) А.Н. Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка»
10) Л.В. Успенский «Почему не иначе?»
11) Н.М. Шанский «Краткий этимологический словарь русского языка»
1 2 ) М.Р.
Львов
Словарик
многозначных
слов,
тематических
групп
слов,
омонимов, паронимов, синонимов, антонимов «Учусь различать слова и их
значения»
13) А.П. Сдобнова, И.В. Курочкина Словообразовательный словарик «Учусь
правильно образовывать слова»
14) Г.М. Ставская Фразеологический словарик «Учусь понимать образные
выражения»
- Сегодня, ребята, у нас с вами необычный день, необычное занятие.
Мы
отправляемся
в
увлекательное
путешествие
полное
неожиданностей,
интересной
информации.
Это
путешествие
по
стране
Словарии.
Это
путешествие в удивительный мир слов.
Едут с горки, посмотри,
К Буквоеду словари,
В каждом слов не сосчитать,
Хоть три дня его листать.
Толще книг других они,
На какой ты не взгляни,
Каждый нужен, каждый важен,
Мы про все сейчас расскажем.
Сегодня мы с вами откроем дверь, спустимся на одну ступеньку к
прекрасным кладовым языка. Но прежде, дорогие путешественники, мне
хотелось бы узнать ваше мнение. Как вы думаете, велика ли роль слов в
нашей жизни? Может быть, слова не нужны нам, и можно обойтись без них?
(1) нельзя; 2) можно.)
- А вот мы сейчас проверим кто из вас прав.
(Вызываются два
ученика. Им дается следующее задание):
- Представьте себе, что вы не видели друг друга все лето. 3а это время
каждый
из
вас
побывал
в
интересных
местах,
накопил
массу
всяких
впечатлений. Попробуйте, не пользуясь словами, поделиться ими со своим
другом. При встрече не забудьте поздороваться. (Попытки учащихся ни к
чему не приводят)
- Может быть, еще кто-нибудь попробует? (Опять ничего не
получается)
Вот видите, ребята, у наших помощников ничего не получилось. Если
поздороваться друг с другом они еще как-то смогли при помощи жестов, то
передать информацию о своем летнем отдыхе им не удалось. Вот как важно
слово в нашей жизни!
В словах учителей, на страницах книг мы узнаем о том, что существует
на экваторе или в Арктике, чего никогда не видели, а, может быть, никогда и
2
не увидим. Но мы знаем, что это есть! И знаем благодаря слову. Именно с
помощью
слова
узнаем
мы
то,
о
чем
думали,
мечтали
наши
предшественники. Именно с помощью слов мы можем обратиться к тем, кто
будет жить после нас. Сила слова огромна!
- Ребята, а как вы думаете, какие бывают слова? (большие и
маленькие: добрые и злые: близкие и родные и др.)
- Вот видите, как много разных слов вы мне назвали. И все они -
большие и маленькие, знакомые и незнакомые - живут в одной прекрасной
стране
под
названием
Словария.
Эта
страна
необычная.
Жители
её
-
обыкновенные слова - живут в совсем не обыкновенных домах. Дома их
большие,
высокие.
А
называются
они
Словарями.
А
вместо
номера
у
каждого из них свое название:
"Орфографический
словарь",
"Толковый
словарь",
"Словарь
синонимов",
"Словарь антонимов"
- Посмотрите, сколько их!
(Учитель
выставляет
образцы
словарей,
список
которых
указан
перед
описанием хода занятия)
- Каждый из словарей несет в себе определенную информацию о
слове, помогает нам рассматривать слово с разных сторон. Давайте вместе
попробуем разгадать секрет каждого из этих необычных домов.
- Ребята, как вы думаете, в какой из словарей нам надо заглянуть,
чтобы узнать, как правильно пишется то или иное слово?
(в «Орфографический словарь»)
- Верно. Чтобы узнать, как пишутся слова, мы смотрим в орфо-
графические словари. Самый известный из них «Орфографический словарь»
Дмитрия Николаевича Ушакова. Этот словарь впервые был издан в 1934 г. С
тех пор он много раз переиздавался. Его можно найти почти в каждой семье.
Это очень интересное справочное пособие, содержащее 1З000 слов. Кроме
того, что оно подскажет нам, как правильно пишутся слова, мы можем узнать
и
как
правильно
поставить
в
них
ударение,
повторить
многие
из
3
существующих правил правописания, и даже узнать правописание некоторых
мужских и женских имен. Их список, как правило, помещен в конце словаря.
Но,
ребята,
всё-таки
это
справочное
пособие
больше
предназначено
для
школьников старшего возраста. А для нас
друзья, Павлом Алексеевичем
Грушниковым был создан "Орфографический словарик". Его смело можно
назвать
младшим
братом
"Орфографического
словаря".
Ведь
по
своему
строению он полностью похож на него. Единственное отличие - количество
слов. «Жильцов» в этом доме, конечно же, меньше. Но ведь и мы с вами еще
не
очень
большие.
В
остальном
же
этот
словарик
будет
вам
таким
же
помощником и другом, как и «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова для
старших ребят. Он поможет вам узнать, как правильно писать слова, которые
нельзя или трудно проверить правилами, имена и отчества, названия городов.
С ним вы сможете быстрее научиться грамотному письму. Если же вдруг
какого-либо слова не окажется в этом справочном пособии – не беда. Вам на
помощь придет старший брат.
- Ну вот, друзья, мы уже знаем, куда обратиться за помощью, если надо
узнать, как пишется слово. А теперь представьте себе такую ситуацию: вы
читаете книгу и вдруг встречаете слово, значение которого не понимаете. Что
вы делаете, чтобы решить эту проблему?
(спрашиваю у взрослых; спрашиваю у друзей, знакомых; можно посмотреть
в «Толковом словаре»)
- Да, конечно, можно спросить у родителей, друзей, знакомых. Но ведь
они не всегда знают правильный ответ. А что делать, если вообще не знают
его, или просто никого нет рядом, нам помогут толковые словари или словари
иностранных слов. (показ)
- Первые толковые словари, ребята, появились очень давно, еще в
Древней Руси. Они, как и все книги в то время, были не каждому доступны,
их было очень мало. Поэтому они высоко ценились и оберегались людьми.
Но с тех пор прошло много времени, появилось и много новых толковых
словарей. Но, все-таки, самым интересным, уникальным из них остается
4
«Толковый
словарь
живого
великорусского
языка»
Владимира
Ивановича
Даля. Это был очень интересный человек. Вот послушайте, как говорится о
нем в одной книге:
«Чудаки – хороший народ. Над ними посмеиваются, однако их
уважают. С чудаками жизнь становится интересней. Может быть, самые
интересные чудаки на свете – собиратели. Чего только не собирают люди!
Открытки, картины, книги, цветы, значки.
А в прошлом веке жил чудак, который собирал…..слова. Звали его
Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом – хирургом, много ездил
по нашей земле и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование,
т.е.
объяснение.
Результатом
его
жизни
стал
«Толковый
словарь
живого
великорусского
языка».
Это
четыре
толстых
тома,
в
которых
собрано
и
объяснено
много
тысяч
русских
слов.
Автор
рассказывает,
что
они
обозначают, в каких случаях употребляются, с какими словами состоят в
родстве.
Рассказы
эти
интересны
и
подробны.
Владимир
Даль
создал
настоящую сокровищницу народного слова. Пожалуй, тогда и не было ни
одного русского слова, которое нельзя было бы найти в этом словаре. О своем
словаре Даль в шутку говорил: «Толковый» не оттого назван словарь, что он
мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает».
Вот мы и познакомились с этим уникальным справочным пособием.
Ну а теперь, ребята, я хочу рассказать вам о современных толковых словарях.
Пожалуй, самый известный среди них «Толковый словарь русского языка»
Сергея Ивановича Ожегова. Самое первое его издание вышло в 1949 году.
Оно сразу очень понравилось читателям и много раз переиздавалось. В
словарь входили все новые и новые слова. Посмотрите, какой он большой и
объемный. А это и не удивительно. Ведь в нем «живет» 72500 слов! Этот
словарь
поможет
вам
ответить
на
многие
вопросы:
правильно
писать,
произносить слова, образовывать их формы, но главное- знать правильно
значение слов и правильно употреблять их в речи. В этом вам так же помогут
5
и
«Школьный
толковый
словарь
русского
языка»
Нины
Матвеевны
Неусыповой, который предназначен специально для вас, друзья.
- А вот эти словари синонимов и антонимов, ребята, поведут вас в
мир самых интересных слов.
Синонимы – это слова, близкие по значению, например, «сказал
слово» - или «молвил, вымолвил». Синонимы выражают оттенки значений. А
«живут» они в одном большом «доме», который так и называется «Словарь
синонимов русского языка»! (показ)
Антонимы – противоположные по значению слова: «разговорчивый»
- «молчаливый», «загрустил» …
Приведите свои примеры (дети приводят примеры: большой -
маленький; толстый - тонкий; белый - черный; говорить - молчать и т.д.)
- Молодцы! У всех этих слов тоже есть свой «дом» - «Школьный
словарь антонимов русского языка» и «Словарик синонимов и антонимов»
созданные М.Р.Львовым (показ).
Синонимы и антонимы помогают нам передать свою мысль наиболее
выразительно,
ярко,
красиво:
в
словарике
ты
найдешь
много
примеров
умелого, мастерского использования этих слов.
- Ну, а теперь, ребята, скажите, задумывались ли вы когда-нибудь над
тем, как и откуда появились слова, об их происхождении? (Да).
- А пытались ли вы сами разгадать эту тайну? (Да, но не получалось).
-Да, происхождение слов – очень нелегкий вопрос, но все-таки
разрешимый. И решить его нам помогут этимологические словари. Их очень
много и они очень разные. Но для нас с вами, ребята, самым интересным и
понятным будет словарь-книга Льва Васильевича Успенского «Почему не
иначе?» Эта книга – увлекательный рассказ о слове, его «родственников», о
словах, близких по структуре. Вот послушайте:
Апельсин
Многие думают, что этот фрукт в России появился не так давно.
Неверно:
уже
в
16-17
веках
московские
богатеи
охотно
лакомились
6
привозимыми
из
Голландии
«китайскими
яблоками».
По
-
голландки
«аппель» - «яблоко», «сина» - «Китай». Обычно, заморское слово прибывает
в новую страну одновременно с той вещью, тем товаром, названием которых
оно служит.
Портфель
Целый ряд слов, пришедших к нам из французского языка,
начинается
с
этого
«порт-»:
«портсигар»
-
«сигаронос»;
«портмоне»
-
«деньгонос»;
«портфель»
-
«листоноска»
для
листов
бумаги.
Ясно,
что
«порт-» (от глагола «портэ» - «носить») и значит «нос-», «-носка», а «фей»
означает «лист». Все французские слова несут ударение на последнем слоге.
Тетрадь
Пришло к нам из греческого языка. Буквально – сшитые в книжку
четвертушки бумаги, от «тэтрас» - «четверть». Сначала и относилось только к
этому размеру листов, потом распространилась на всякие форматы.
В этом словаре мы можем не найти не все интересующие нас слова,
тогда на помощь нам придет к примеру «Краткий этимологический словарь
русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.Н. Шанской (показ).
-Ну, вот мы и раскрыли тайну еще одного «дома» из страны
Словари. И ведь, сколько их еще осталось. Вот, например, как правильно
сказать: «тефтели» или «тефтели», «торты» или «торты»? Дать правильный
ответ на эти вопросы поможет «Орфоэпический словарь». Есть, словарь,
который расскажет нам, как слова образуются и составляют целые цепочки
слов: лун-н-ый, без-лунный. Это «Словообразовательный словарь» (показ).
- Наше занятие подходит к концу, и я бы хотела у вас спросить:
- Что нового вы узнали на занятии?
-Какие бывают словари?
-Что можно узнать из них?
-Молодцы!
7