Автор: Шмакова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Белово Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лингвостилистический анализ художественного текста. Серия тренировочных упражнений"
Раздел: среднее образование
Лингвостилистический анализ художественного
текста. Серия тренировочных упражнений.
В ы п о л н и л а :
Ш м а к о в а
Е л е н а
Александровна, учитель русского языка
МБОУ СОШ № 9 г. Белово
Белово 2017
1
Содержание
1.Введение 3
2.Комплексная работа с текстом. Вопросы и задания. 4
3.Серия тренировочных упражнений (5-6 кл.) 6
4. Работа с поэтическим текстом (8-9 кл.) 11
5 Список литературы. 14
2
В последние десятилетия в школьной и в вузовской практике анализу
текста уделяется большое внимание. Называется этот анализ по-разному:
лингвистический, стилистический, лингвостилистический, филологический.
Но часто работа сводится к анализу не текста, а языковых единиц в тексте.
Особенно это заметно тогда, когда предлагается комплексный анализ по всем
ярусам языкового строя: лексическому, фонетическому, морфологическому,
синтаксическому, словообразовательному.
Если мы рассматриваем текст, то его анализ должен идти не по
категориям языкового строя, а по категориям текста, каковыми являются:
тема – идея – материал действительности – языковой материал – сюжет –
архитектоника – композиция – словесный ряд – образ автора ( и
рассказчика)
План содержания ___________________ План выражения
тема материал языковой словесный
действительности материал ряд
идея архитектоника
композиция
«Лики» образа автора сюжет
Образ автора
3
Особые надежды исследователи возлагают на старшие классы, где можно
создать
условия
для
воспитания
у
учащихся
способности
осознавать
эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте, чутко и
адекватно
воспринимать
язык
художественного
произведения,
с
удовольствием читать, учиться самостоятельно входить в художественный
мир литературного создания.
Но наблюдения за выразительно-изобразительной стороной
изучаемых
явлений языка можно организовать на уроках русского языка через систему
специальных заданий, начиная уже с 5 класса. Основной идеей этих уроков
должно
стать
утверждение,
что
анализ
–
это
путь
к
синтезу
художественного
произведения,
к
восприятию
его
целостной
художественной
системы,
в
которой
все
элементы
взаимосвязаны
и
взаимозависимы.
Исходя
из
этого,
хочу
предложить
примерные
вопросы
и
задания
для
комплексной работы с текстом.
Комплексная работа с текстом
1.
Подготовьтесь к выразительному чтению текста(отрывка):
определите,
где
нужны
логические
ударения,
паузы
–
короткие
и
более
продолжительные;
выберите
нужный
тон,
темп
чтения,
принимая
во
внимание содержание текста, его языковые особенности
2.
Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова
( словосочетания), которые отражают тему текста.
3.
Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие –
на тему или на основную мысль текста? ( Предложите свои варианты
заглавия )
4.
Определите стиль текста. Докажите свое мнение.
5.
Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
4
6.
Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является
данный текст? Докажите.
7.
Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном
абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная,
параллельная связь, их сочетание)?
8.
Объясните,
пользуясь
словарями,
значение
непонятных
(выделенных)
слов.
9.
Подберите
к
ним
синонимы
(антонимы).
Почему
из
ряда
синонимов
(антонимов) именно это слово используется в тексте?
10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. Объясните их значение. В
каких еще значениях они могут употребляться?
11.
Н а й д и т е
в
т е кс т е
за и мс т во ва н н ы е
с л о ва ,
д и а л е к т и з м ы ,
профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.
12.
Составьте
план
текста,
подготовьтесь
к
его
пересказу
(устному
или
письменному).
5
Серия тренировочных упражнений.
Схема. « Плывет в океане невиданная земля, покоящаяся на двух китах»
Задание: - Расскажите о тексте, опираясь на схему.
Примерный ответ учащихся 5 класса.
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Однако текстом может быть названо и одно предложение, если оно имеет
тему и основную мысль. Смысловая связь осуществляется благодаря тому,
что предложения в тексте объединены темой. Это единство поддерживается
однотипной лексикой (лексикой на одну тему), повторами, однокоренными
словами, синонимами, наличием заголовка.
Тема – это то, о чем говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое
главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.
Грамматическая
связь
создается
благодаря
определенному
порядку
предложений ( не просто набор предложений на одну тему), порядку слов,
интонации, трехчастной структуре.
6
По смыслу:
1. Определенная
тема ( о чем
говорится: лексика
на одну тему,
синонимы, повтор
слов,
однокоренные
слова, заголовок)
2. Основная мысль
Грамматически:
1.1.
Последователь-
ность
предложений,
порядок слов в
предложении;
2.Интонация;
3.3 части
(начало, развитие
действия,
концовка)
- Проанализируем рассказ Л. Толстого «Черепаха и Орел»
Черепаха
просила
Орла,
чтобы
научил
ее
летать.
Орел
не
советовал,
потому что ей не пристало, а она все просила. Орел взял ее в когти, поднял
вверх и пустил: она упала на камень и разбилась.
- Сколько предложений в этом рассказе?
- Связаны ли они по смыслу? Докажите. (Единая тема, основная мысль,
заголовок, повторяющиеся слова, местоимения).
- Есть ли грамматическая связь? (Последовательность предложений, порядок
слов, интонация; трехчастная структура: просьба Черепахи, Орел выполняет
просьбу, смерть Черепахи).
- Можно ли считать этот рассказ текстом? Почему?
( Предложения связаны по смыслу и грамматически)
Отличительные признаки текста
Т – тема
О – опорные слова
З - заголовок
И - идея
Переходя из класса в класс, научная база по изучению текста постепенно
пополняется. Школьники учатся различать темы широкие и узкие, составлять
план текста (простой и сложный), сопоставлять черновые варианты текста,
которые
говорят
о
кропотливом
труде
автора,
о
тщательном
поиске
единственно верного слова с окончательным.
Приступая к чтению художественного произведения, читатель пока еще не
знает, какие факты, коллизии, типы, образы его ожидают. Мы имеем здесь,
таким
образом,
адресанта-автора,
конкретный
художественный
текст
в
7
письменной
форме
и
адресата-читателя.
Читательское
восприятие
обусловлено явлением лингвистическим (пониманием того, что прочитано
или прочитывается)
Исходя из этого, упражнения начинаются с лингвистических вопросов и
заданий. Затем они переходят от собственно языкового уровня на уровень
стилистики и далее – литературоведения.
Вашему вниманию предлагается серия тренировочных упражнений в 5-9
классах,
целью
которых
является
формирование
умения
проводить
элементарный языковой анализ текста.
Упражнение для учащихся 5 класса
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты
один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что
совершается
дома?
Но
нельзя
верить,
чтобы
такой
язык
не
был
дан
великому народу!
( Тургенев И.С.)
Вопросы и задания.
1.
Расставьте ударение и проследите, какая наблюдается закономерность.
2.
Чем вызвано появление предлога в в форме во?
3.
Почему, по вашему мнению, слово судьба стоит в форме множественного
числа?
4.
Какая разница в словах поддержка и опора?
5.
Чем отличается по значению слово тягостный от слова тяжелый?
6.
Как можно понять выражение свободный язык?
7.
Как нужно понимать последнее предложение текста?
8.
Какова тема стихотворения? Изложите подробно.
9.
Какова основная идея автора? Сформулируйте кратко.
10.Какова авторская позиция по отношению к высказываемому?
8
11.Подберите аналогичные или тождественные слова или выражения: во дни
сомнений, впасть в отчаяние, нельзя верить, чтобы язык не был дан.
Упражнение для учащихся 6 класса.
Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и
отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по
нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а
я начал с головы, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю
тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за
водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды
нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а
чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в
сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.
Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой,
на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки,
и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»
( А.П. Чехов)
Вопросы и задания.
1.
О каком социальном положении автора письма говорят слова волосья,
морда, харя, трескать?
2.
Найдите
в
тексте
словоформы,
не
соответствующие
требованиям
грамматики современного литературного языка.
3.
Какие синтаксические единицы отражают степень грамотности Ваньки
Жукова?
4.
Найдите слова, отражающие отношение мальчика к своему положению.
5.
Какие слова передают отношение окружающих к автору письма?
6.
Подберите аналогичные слова или выражения: сделай божецкую милость,
кланяюсь тебе в ножки, буду вечно бога молить, шпандырь. Отчесал,
ейной, трескают.
9
7.
К какому стилю речи можно отнести этот отрывок?
8.
Выделите из текста слова, имеющие отношение к профессии, которой
должен обучаться мальчик.
9.
Составьте схему-план логики изложения информации.
10.
Сделайте
лексический
анализ
слов
ребятенок,
возможности,
по
нечаянности, насмехаются, выволочка.
11. Что «подскажет» многократное использование автором письма союза а в
начале предложения?
12.
Как
бы
вы
объяснили
значение
и
происхождение
слова выволочка?
Расходится ли ваше объяснение с тем, что предлагает контекст?
В арсенале преподавателя могут быть свои варианты, как в подборе текста,
так и в постановке вопросов и заданий. Приветствуя желание творчески
строить практические занятия, следует остановиться на основных условиях,
выполнение которых педагогически целесообразно. Они таковы: лучше всего
подвергать разбору такие тексты, идейно-тематическое содержание которых
учащимся
уже
знакомо;
широко
использовать
коллективное
обсуждение
ответов
на
вопросы
и
результатов
работы;
поощрять
самостоятельность
учащихся, тактично помогая им критически осмысливать свои собственные
суждения.
Практические занятия, проведенные по описанной выше системе, в
конечном
итоге
вырабатывают
у
ребят
навыки
анализа
художественного
текста в полном объеме.
В
результате
анализа
отдельных
компонентов
текста
должно
сформироваться
представление
о
целостной
системе
многопланового
и
многоуровневого по структуре и содержанию художественного произведения.
Творческая
атмосфера
на
практических
занятиях
способствует
более
уверенному и свободному анализу художественного произведения.
10
Работа с поэтическим текстом и задания к нему
для 8 - 9 класса.
Упражнение № 1.
Перечитайте стихотворение А.С. Пушкина «Туча». Попробуйте определить, о
чем оно: о природе или… за пейзажной зарисовкой стоит какой-то иной,
более глубокий смысл. Какой? Выскажите свои предположения.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
1.
Подготовьтесь
к
выразительному
чтению.
Обратите
внимание
на
его
лексические, фонетические, интонационные особенности.
2.
Какие слова, имеющие стилистическую окраску, встречаются в тексте?
Какова их роль? Подберите, если возможно, к ним синонимы – слова,
стилистически
нейтральные.
В
каком
значении
употребляется
слово
алчный? Есть ли это значение в словаре синонимов?
3.
Найдите
в
тексте
стихотворения
примеры
использования
анафоры,
многосоюзия. Какова их роль?
11
4.
Попробуйте проверить свое чувство языка: по мнению И.С. Тургенева,
А.А. Фета, в стихотворении есть одна неудачная строка, которая «не дает
картины». Как вы думаете, какая это строка? Обоснуйте.
5.
Напишите
сочинение-миниатюру
«Идейно-художественное
своеобразие
стихотворения
А.С.
Пушкина
«Туча».
Постарайтесь
проанализировать
особенности
языка
поэтического
текста.
Почему
автор
употребил
так
много глаголов в разном времени?
Упражнение № 2.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке,
В тулупе, в красном кушаке…
1.
Прочитайте выразительно отрывок из 5 главы романа «Евгений Онегин».
Запишите текст по памяти, объясняя знаки препинания.
2.
В каком значении употребляются слова торжествуя, бразды?
3.
Докажите, что данный отрывок является описанием. Как вы думаете,
почему
в
описаниях
так
часто
используются
сложные
бессоюзные
предложения со значением одновременности?
4.
Подчеркните грамматические основы. Какой тип сказуемого используется
во
всех
двусоставных
предложениях?
Какая
роль
принадлежит
деепричастиям?
5.
Выберите из отрывка материал для разных видов разбора. Произведите
разбор.
12
В основе успешных занятий языком – не только знания, но и чувство языка,
любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову при
чтении текстов, при работе над сочинениями, изложениями и диктантами.
Предлагаемая серия упражнений направлена на развитие, совершенствование
чувства
языка,
языковой
ситуации,
что
позволит
успешно
готовиться
к
предстоящим экзаменам.
13
Список литературы.
1.
Антонова, Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // РЯШ. – 2002. –
№2.
2.
Каганович, С. Л. Обучение анализу поэтического текста [Текст]:
Методическое пособие для словесников / С. Л. Каганович. – М.: Русское
слово, 2006.
3.
Львова, С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебники для 5, 6, 7, 8 ,9 кл.
общеобразовательных учреждений [Текст]: С.И. Львова, В. В. Львов. –
М.: Мнемозина, 2008-2010.
4.
Львова, С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского
языка. //Русская словесность. - 2003. – №4.
5.
Печенёва,
Т.А.
Совершенствование
речевой
культуры
школьников.//
Русская словесность. - 2004. – №7.
6.
Рогожникова, Р.П., Карская, Т.С. Школьный словарь устаревших слов
русского языка ( по произведениям русских писателей XVIII – XX вв.).
– М., 1996.
14