Автор: Колесникова Татьяна Алексеевна
Должность: старший воспиитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ручеёк" ст. Сторожевой"
Населённый пункт: Карачаево - Черкесская Республика, ст. Сторожевая
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педсовет: ""Развитие у детей познавательно- исследовательской деятельности через детское экспериментирование"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ручеёк» ст. Сторожевой»
Педсовет
«Развитие у детей познавательно-
исследовательской деятельности
через детское экспериментирование»
Старший воспитатель:
Колесникова Т.А.
2017г.
(Слайд 1)
Педсовет
«Развитие у детей познавательно – исследовательской деятельности
через детское экспериментирование»
(Слайд 2)
Цель:
- систематизировать знания педагогов по развитию проектно-
исследовательской деятельности детей;
- совершенствовать педагогическое мастерство;
- повышать методический уровень;
- способствовать творческому уровню.
(Слайд 3)
План педсовета:
1.
Вступление к педсовету «Развитие у дошкольников познавательной
активности, любознательности, стремления к самостоятельному
познанию и размышлению через детское экспериментирование».
2.
Аналитическая справка по итогам тематического контроля
«Эффективность образовательной работы по организации
познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
3.
Использование экспериментов в проектной деятельности с
дошкольниками.
4.
Работа с родителями по детскому экспериментированию.
5.
Практическая часть: «Эксперименты с водой».
6.
Рекомендации педагогам по проведению экспериментальной
деятельности.
7.
Выработка решений педсовета.
"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы,
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. А. Тимирязев.
(Слайд 4)
1.
Никто , я думаю не поспорит с истиной: «Самое лучшее открытие –
то, которое ребенок делает сам!»
Любознайка, Почемучка- так можно назвать любого современного
ребенка.
Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная
пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая,
наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий.
Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального
развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет
бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача–
помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и
безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной
практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка
недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем
важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют
новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.
Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности
для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-
экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к
самостоятельной поисковой активности.
На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования,
ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно
должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем
любознательность и эрудицию.
Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный
источник получения представлений о мире. Развитие познавательной
активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на
современном этапе, так как она развивает детскую любознательность,
пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные
интересы через исследовательскую деятельность.
В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов.
У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа
и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он
воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные
закономерности, делает выводы.
Можно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в
игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это
способствует поддержанию познавательного интереса детей.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда
познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в
умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей,
что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному
развитию. Введенные Федеральные Государственные Образовательные
Стандарты направлены сегодня на достижение у дошкольников целей
развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской
одаренности.
(Слайд 5)
Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в
процессе экспериментирования?
Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные
задачи (проблемы)адекватные возрасту, способный управлять своим
поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками.
(Слайд 6)
Конфуций:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Современные ученые осмыслили изречение приписываемое Конфуцию и
выразили его на языке цифр:
То, что мы слышим, - 10 %.
То, что мы видим, - 50 %.
То, что мы делаем сами, - 90 %.
При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы
чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно
участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,
осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Не
следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в
памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал,
вырезал, строил, составлял, изображал.
Таким образом, целенаправленная систематическая
экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и
сформировать у детей потребность в постоянной познавательной
деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему
развитию.
Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует
эффективности проведения опытно – экспериментальной работы.
2.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им
присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,
и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим
возрастным особенностям.
Детское экспериментирование - необходимое условие развития
личности ребенка.
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок
познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности
с ним. Детское экспериментирование является одним из методов обучения
и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Детское
экспериментирование способствует развитию у детей познавательной
активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое
активно используют в дошкольных образовательных организациях – это
опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной
самостоятельной деятельности. Эксперименты и опыты развивают
наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание
поставить задачу и получить результат, расширяют кругозор детей,
способствуют обогащению словарного запаса и воспитанию у дошкольников
гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности; здесь
проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В
ходе опытной деятельности дошкольник учится сравнивать, отвечать на
вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь,
соблюдать правила безопасности.
Справка по итогам тематического контроля (прилагается)
«Эффективность образовательной работы
по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и
проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для
самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
(Слайд 7)
Психолого-педагогические условия, стимулирующие
познавательную активность:
1. Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми
(созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в
коллективе между детьми).
2. Учет особенностей каждого ребенка, сохранение его индивидуальности
(Для эффективного развития познавательной активности важно умение
видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую,
самоценную и свободную личность).
3. Создание обогащенной предметно-пространственной среды.
4. Организация познавательной деятельности детей по типу
исследовательской, в соответствии с тематическим построением
образовательного процесса и интеграция с другими видами детской
деятельности. (Для развития познавательной активности необходимо
предоставить возможность каждому ребенку реализовать себя в различных
видах деятельности, обеспечить каждому чувство успеха в той или иной
деятельности.)
5. Освоение и реализация детьми различных способов познания (наблюдения,
экскурсии, опыты, игры-экспериментирования, сбор коллекций,
моделирование, тематические выставки и чтение познавательной литературы,
исследование, создание проблемных ситуаций).
6. Постепенное снижение содействия взрослого и увеличение доли
самостоятельной деятельности детей. (Самостоятельность дошкольников
проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении
большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении
детьми познавательных задач).
7. Взаимодействие родителей воспитанников и ДОУ по проблеме.
Итак, одним из условий, стимулирующим познавательную активность
является развивающая предметно-пространственная среда. В группе можно
оборудовать мини лабораторию (центр науки).
(Слайд 8)
В центрах науки (уголки экспериментирования) могут быть выделены:
- место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные
коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья
и т. д.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, «бросового»);
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или
ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).
(Слайд9)
Компоненты уголка экспериментирования (центра науки)
- Компонент дидактический (познавательные книги, альбомы,
коллекции и т. д.)
- компонент оборудования (приборы-помощники: увеличительное
стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;
--разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.
д. ; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и
др.);
медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы,
деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без
игл, прочие материалы: зеркала, воздушные шары;
- некоторые пищевые продукты - масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, свечи и др. ; сито, воронки; сосуды для воды, и т. д.)
- стимулирующий компонент (правила работы с материалами;
персонажи, наделенные определенными чертами (Почемучка) от
имени которого моделируется проблемная ситуация;
карточки-схемы проведения экспериментов;
карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) "Что можно,
что нельзя"; и т. д.)
(Слайд 10)
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• содержательно – насыщен,
• доступность расположения
(Слайд 11)
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за
пределами конкретной ситуации;
• Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому
что…»;
• Проявляют интерес к познавательной литературе;
• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об
окружающем мире, событиях;
• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
• Применяют свои знания в жизни.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного
возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом
деятельности.
(Слайд 12)
Что является объектом познания детей дошкольного возраста?
Мир живой природы
Мир неживой природы
Человек и рукотворный мир.
(Слайд13)
По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
• Опыты с растениями
• Опыты с животными
• Опыты с объектами неживой природы
• Опыты, объектом которых является человек
2. По месту проведения опытов:
• В групповой комнате
• На участке
• В лесу, в поле
3. По количеству детей:
• Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
• Групповые (5 – 10 детей)
• Коллективные (вся группа)
4. По причине их проведения:
• Случайные
• Запланированные
• Поставленные в ответ на вопрос ребенка
5. По характеру включения в педагогический процесс:
• Эпизодические (проводимые от случая к случаю) •
Систематические
6. По продолжительности:
• Кратковременные (от 5 до 15 минут)
• Длительные (свыше 15 минут)
7. По количеству наблюдений за одним и тем же
объектом:
• Однократные
• Многократные, или циклические
8. По месту в цикле:
• Первичные
• Повторные
• Заключительные и итоговые
9. По характеру мыслительных
операций:
• Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта
или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
• Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить
изменения в состоянии объекта)
• Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие
закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
10. По характеру познавательной деятельности
детей:
• Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает
знакомые факты)
• Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
• Решение экспериментальных задач
11. По способу применения в
аудитории:
• Демонстрационные
• Фронтальные
(Слайд 14)
Алгоритм проведения детского экспериментирования:
1. Проблемная ситуация.
2. Целеполагание.
3. Выдвижение гипотез.
4. Проверка предположения (эксперимент).
5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как
получилось).
6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы,
реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка
вывода (как получилось)формулирование выводов (как получилось).
(Слайд 15)
(Слайд16)
Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаёт себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось.
Посмотрим, что же получится у нас? Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу
вас побыть в роли детей и поэкспериментировать.
Проводится 2-3 эксперимента .
Молодцы!
(Слайд 19)
В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но
открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
Спасибо за внимание.
(Слайд17)
Проект решения педсовета:
1.
Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для
развития познавательно-исследовательской деятельности
и экспериментирования детей, соответственно возрасту и
комплексно-тематическому планированию.
2.
Пополнить центры экспериментирования книгами познавательного
характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.
3.
Пополнить картотеку опытов и экспериментов с объектами живой/
неживой природы, рукотворного мира и физических явлений в каждой
возрастной группе.
4.
Подготовить консультационный материал для родителей по данной
теме.