Напоминание

Педсовет: ""Развитие у детей познавательно- исследовательской деятельности через детское экспериментирование"


Автор: Колесникова Татьяна Алексеевна
Должность: старший воспиитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Ручеёк" ст. Сторожевой"
Населённый пункт: Карачаево - Черкесская Республика, ст. Сторожевая
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педсовет: ""Развитие у детей познавательно- исследовательской деятельности через детское экспериментирование"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ручеёк» ст. Сторожевой»

Педсовет

«Развитие у детей познавательно-

исследовательской деятельности

через детское экспериментирование»

Старший воспитатель:

Колесникова Т.А.

2017г.

(Слайд 1)

Педсовет

«Развитие у детей познавательно – исследовательской деятельности

через детское экспериментирование»

(Слайд 2)

Цель:

- систематизировать знания педагогов по развитию проектно-

исследовательской деятельности детей;

- совершенствовать педагогическое мастерство;

- повышать методический уровень;

- способствовать творческому уровню.

(Слайд 3)

План педсовета:

1.

Вступление к педсовету «Развитие у дошкольников познавательной

активности, любознательности, стремления к самостоятельному

познанию и размышлению через детское экспериментирование».

2.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

«Эффективность образовательной работы по организации

познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»

3.

Использование экспериментов в проектной деятельности с

дошкольниками.

4.

Работа с родителями по детскому экспериментированию.

5.

Практическая часть: «Эксперименты с водой».

6.

Рекомендации педагогам по проведению экспериментальной

деятельности.

7.

Выработка решений педсовета.

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы,

И получать на них фактические ответы, оказываясь

На более высоком умственном и нравственном уровне

В сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. А. Тимирязев.

(Слайд 4)

1.

Никто , я думаю не поспорит с истиной: «Самое лучшее открытие –

то, которое ребенок делает сам!»

Любознайка, Почемучка- так можно назвать любого современного

ребенка.

Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная

пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия.

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая,

наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий.

Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального

развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет

бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача–

помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и

безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной

практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка

недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем

важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют

новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности

для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-

экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к

самостоятельной поисковой активности.

На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования,

ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно

должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем

любознательность и эрудицию.

Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный

источник получения представлений о мире. Развитие познавательной

активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на

современном этапе, так как она развивает детскую любознательность,

пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные

интересы через исследовательскую деятельность.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов.

У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа

и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он

воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные

закономерности, делает выводы.

Можно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в

игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это

способствует поддержанию познавательного интереса детей.

В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда

познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в

умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей,

что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному

развитию. Введенные Федеральные Государственные Образовательные

Стандарты направлены сегодня на достижение у дошкольников целей

развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской

одаренности.

(Слайд 5)

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в

процессе экспериментирования?

Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные

задачи (проблемы)адекватные возрасту, способный управлять своим

поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия

со взрослыми и сверстниками.

(Слайд 6)

Конфуций:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Современные ученые осмыслили изречение приписываемое Конфуцию и

выразили его на языке цифр:

То, что мы слышим, - 10 %.

То, что мы видим, - 50 %.

То, что мы делаем сами, - 90 %.

При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы

чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно

участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает,

осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Не

следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в

памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал,

вырезал, строил, составлял, изображал.

Таким образом, целенаправленная систематическая

экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и

сформировать у детей потребность в постоянной познавательной

деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему

развитию.

Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует

эффективности проведения опытно – экспериментальной работы.

2.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им

присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,

и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим

возрастным особенностям.

Детское экспериментирование - необходимое условие развития

личности ребенка.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок

познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности

с ним. Детское экспериментирование является одним из методов обучения

и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Детское

экспериментирование способствует развитию у детей познавательной

активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и

размышлению.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое

активно используют в дошкольных образовательных организациях – это

опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной

самостоятельной деятельности. Эксперименты и опыты развивают

наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание

поставить задачу и получить результат, расширяют кругозор детей,

способствуют обогащению словарного запаса и воспитанию у дошкольников

гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности; здесь

проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. В

ходе опытной деятельности дошкольник учится сравнивать, отвечать на

вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь,

соблюдать правила безопасности.

Справка по итогам тематического контроля (прилагается)

«Эффективность образовательной работы

по организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и

проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для

самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

(Слайд 7)

Психолого-педагогические условия, стимулирующие

познавательную активность:

1. Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми

(созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в

коллективе между детьми).

2. Учет особенностей каждого ребенка, сохранение его индивидуальности

(Для эффективного развития познавательной активности важно умение

видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую,

самоценную и свободную личность).

3. Создание обогащенной предметно-пространственной среды.

4. Организация познавательной деятельности детей по типу

исследовательской, в соответствии с тематическим построением

образовательного процесса и интеграция с другими видами детской

деятельности. (Для развития познавательной активности необходимо

предоставить возможность каждому ребенку реализовать себя в различных

видах деятельности, обеспечить каждому чувство успеха в той или иной

деятельности.)

5. Освоение и реализация детьми различных способов познания (наблюдения,

экскурсии, опыты, игры-экспериментирования, сбор коллекций,

моделирование, тематические выставки и чтение познавательной литературы,

исследование, создание проблемных ситуаций).

6. Постепенное снижение содействия взрослого и увеличение доли

самостоятельной деятельности детей. (Самостоятельность дошкольников

проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении

большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении

детьми познавательных задач).

7. Взаимодействие родителей воспитанников и ДОУ по проблеме.

Итак, одним из условий, стимулирующим познавательную активность

является развивающая предметно-пространственная среда. В группе можно

оборудовать мини лабораторию (центр науки).

(Слайд 8)

В центрах науки (уголки экспериментирования) могут быть выделены:

- место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные

коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья

и т. д.);

- место для приборов;

- место для хранения материалов (природного, «бросового»);

- место для проведения опытов;

- место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или

ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).

(Слайд9)

Компоненты уголка экспериментирования (центра науки)

- Компонент дидактический (познавательные книги, альбомы,

коллекции и т. д.)

- компонент оборудования (приборы-помощники: увеличительное

стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

--разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.

д. ; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и

др.);

медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы,

деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без

игл, прочие материалы: зеркала, воздушные шары;

- некоторые пищевые продукты - масло, мука, соль, сахар, цветные и

прозрачные стекла, свечи и др. ; сито, воронки; сосуды для воды, и т. д.)

- стимулирующий компонент (правила работы с материалами;

персонажи, наделенные определенными чертами (Почемучка) от

имени которого моделируется проблемная ситуация;

карточки-схемы проведения экспериментов;

карточки-подсказки (разрешающие запрещающие знаки) "Что можно,

что нельзя"; и т. д.)

(Слайд 10)

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• содержательно – насыщен,

• доступность расположения

(Слайд 11)

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

• Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за

пределами конкретной ситуации;

• Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;

• Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому

что…»;

• Проявляют интерес к познавательной литературе;

• Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об

окружающем мире, событиях;

• Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;

• Применяют свои знания в жизни.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного

возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом

деятельности.

(Слайд 12)

Что является объектом познания детей дошкольного возраста?

Мир живой природы

Мир неживой природы

Человек и рукотворный мир.

(Слайд13)

По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

• Опыты с растениями

• Опыты с животными

• Опыты с объектами неживой природы

• Опыты, объектом которых является человек

2. По месту проведения опытов:

• В групповой комнате

• На участке

• В лесу, в поле

3. По количеству детей:

• Индивидуальные (1 – 4 ребенка)

• Групповые (5 – 10 детей)

• Коллективные (вся группа)

4. По причине их проведения:

• Случайные

• Запланированные

• Поставленные в ответ на вопрос ребенка

5. По характеру включения в педагогический процесс:

• Эпизодические (проводимые от случая к случаю) •

Систематические

6. По продолжительности:

• Кратковременные (от 5 до 15 минут)

• Длительные (свыше 15 минут)

7. По количеству наблюдений за одним и тем же

объектом:

• Однократные

• Многократные, или циклические

8. По месту в цикле:

• Первичные

• Повторные

• Заключительные и итоговые

9. По характеру мыслительных

операций:

• Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта

или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)

• Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить

изменения в состоянии объекта)

• Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие

закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

10. По характеру познавательной деятельности

детей:

• Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает

знакомые факты)

• Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)

• Решение экспериментальных задач

11. По способу применения в

аудитории:

• Демонстрационные

• Фронтальные

(Слайд 14)

Алгоритм проведения детского экспериментирования:

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание.

3. Выдвижение гипотез.

4. Проверка предположения (эксперимент).

5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как

получилось).

6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы,

реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка

вывода (как получилось)формулирование выводов (как получилось).

(Слайд 15)

(Слайд16)

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

Посмотрим, что же получится у нас? Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу

вас побыть в роли детей и поэкспериментировать.

Проводится 2-3 эксперимента .

Молодцы!

(Слайд 19)

В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

Спасибо за внимание.

(Слайд17)

Проект решения педсовета:

1.

Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для

развития познавательно-исследовательской деятельности

и экспериментирования детей, соответственно возрасту и

комплексно-тематическому планированию.

2.

Пополнить центры экспериментирования книгами познавательного

характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.

3.

Пополнить картотеку опытов и экспериментов с объектами живой/

неживой природы, рукотворного мира и физических явлений в каждой

возрастной группе.

4.

Подготовить консультационный материал для родителей по данной

теме.



В раздел образования