Напоминание

"От норм ГТО к спортивным рекордам!"


Автор: Мельник Вячеслав Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №:
Населённый пункт: г. Салехард, ЯНАО
Наименование материала: Оразовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности
Тема: "От норм ГТО к спортивным рекордам!"
Раздел: полное образование





Назад




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

спортивной направленности

«От норм ГТО к спортивным рекордам!»

срок реализации программы - 1 год

Программа рассчитана на детей 15- 17 лет

Пояснительная записка

Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)

устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан

Российской Федерации. Он включает упражнения, определяющие уровень развития

физических качеств, а также упражнения, способствующие формированию прикладных

двигательных умений и навыков (стрельба, бег, прыжки, метание и др).

Успешность выполнения каждым школьником нормативов, которые определены

Положением о ВФСК « ГТО», во многом зависит от правильности подбора и применения

в процессе физической подготовки упражнений общеразвивающей направленности и

упражнений избирательно-направленного воздействия, включающих в работу

определенные мышечные группы и системы организма. Проходящие на всей территории

Российской Федерации Всероссийские соревнования школьников «Президентские

состязания» и «Президентские спортивные игры» также направлены на общефизическое

тестирование школьников посредством выполнения нормативов по сути того же

доработанного комплекса ГТО.

Направленность программы: Физкультурно-спортивная

Актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается

тем, что в подростковом возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно,

так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и

физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно

задерживает развитие двигательных способностей ребенка. Как известно, комплекс ГТО

оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической

силы и способностей. Комплекс ГТО направлен на всестороннее физическое развитие и

способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и

морально-волевых качеств. Это и стало основной целью программы дополнительного

образования детей «Готов к труду и обороне».

Отличительные особенности программы данная программа является

модифицированной и имеет как оздоровительное, так и прикладное значение.

Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она состоит из

трех разделов: основы знаний, развитие двигательных способностей, спортивные

мероприятия.

Адресат программы: учащиеся 9-11 классов, количество учащихся в группе до 15

человек.

Объем программы подобран из расчета проведения занятий 6 академических часа в

неделю.

Форма занятий групповая

Срок освоения программы программа рассчитана на 1 год обучения

Режим занятий: с 15.00 – 17.00 (Понедельник, среда, пятница).

Цель и задачи программы

Цель программы: внедрить комплекс ГТО в систему физического воспитания

школьников, повысить эффективность использования возможностей физической культуры

и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности,

воспитании патриотизма.

Задачи программы:

Создание положительного отношения учащихся к комплексу ГТО, мотивирование к

участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

Углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и

навыков, приобретенных на уроках физической культуры;

Развитие основных физических качеств;

Формирование умений максимально проявлять физические способности при

выполнении видов испытаний.

Содержание программы

Разделы и темы занятий

Раздел 1. Основы знаний

1.

Комплекс ГТО в общеобразовательной организации

2.

Физическая подготовка – основа успешного выполнения нормативов комплекса

ГТО

Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

Бег 100м

Бег на 2000 (3000) м

Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (девочки)

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу

Прыжок в длину с места

Поднимание туловища из положения лежа на спине 1 мин.

Стрельба из пневматической винтовки

Раздел 3. Спортивные мероприятия

Сдача норм ГТО 5 ступень (16-17 лет)

Общешкольные лично-командные соревнования по стрельбе

Содержание разделов программы

Раздел 1.Основы знаний

Вводное занятие Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели,

задачи структура, значение в физическом воспитании учащихся. .Виды испытаний (тестов)

5-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования . Анонс будущих занятий, форм и

направлений учебно-тренировочной деятельности во внеурочное время .

Занятия с образовательно-познавательной направленностью

Понятие ( физическая подготовка) Физические качества, средства и методы их развития.

Раздел 2.Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

Бег на 100 м. Бег на месте с энергичными движениями рук и ног 5-7 с с переходом на бег с

максимальной скоростью 20-30 м 5 приседаний в быстром темпе с последующим

стартовым рывком. Бег 20.30.40 м с хода с максимальной скоростью. Старт из исходных

положений. Выбегание с высокого и низкого старта по сигналу с двигательной установкой

на быстрое выполнение первых пяти шагов .Бег на результат 60м

.

Подвижная игра (сумей

догнать). Встречная эстафета с низкого старта.

Бег на 2 (3) км . Повторный бег на 200 м (время пробегания дистанции 50-55с).

Повторный бег на 500м с уменьшением интервалов отдыха. Бег в равномерном темпе 1 км

с ускорением 100-150 м в конце дистанции. Бег на 2 км по раскладке (по специально

рассчитанному графику преодоления отдельных отрезков дистанции) согласно

нормативным требованиям комплекса ГТО.

Эстафетный бег с этапами 500 м.

Подтягивание из виса на высокой перекладине(мальчики).

Вис на перекладине (5 с и более) на согнутых под разными углами руках. Вис на

перекладине на одной согнутой руке, вторая опущена (на время). Подтягивание из виса на

высокой перекладине: хватом снизу, хватом сверху. Упражнения с гантелями весом 2 -3 кг

для развития силы мышц.

Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки).

Вис на перекладине (5 с и более) на согнутых под разными углами руках. Подтягивание из

виса на низкой перекладине: хватом снизу, хватом сверху. Подтягивание в быстром темпе.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (девочки).

Упор лёжа на согнутых под разными углами руках. Сгибание и разгибание рук в упоре

лёжа на полу с варьированием высоты опоры для рук и ног. Сгибание и разгибание рук в

упоре лёжа с отягощением на плечах, спине. Упражнение с гантелями для развития силы

мышц рук.

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу.

Пружинящие наклоны вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу, партнёр

усиливает движение мягким надавливанием руками на лопатки. Пружинящие наклоны

вперёд из положения сидя, ноги прямые, партнёр усиливает движение мягким

надавливанием руками на лопатки. Ходьба с наклонами вперёд и касанием пола руки

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

Прыжки на обеих ногах (в приседе) с полным разгибанием ног и максимальным

продвижением вперёд на 15 – 20 м. Прыжок в длину места через препятствие высотой 50

см ( натянутая резиновая лента) , установленное на расстоянии 1 м от места отталкивания.

Прыжки в длину с места через ленту( верёвочку), расположенную на месте приземления

согласно нормативам комплекса ГТО.

Приседания и полуприседания на одной ноге с опорой рукой о рейку гимнастической

стенки.

Поднимание туловища из положения лёжа на спине 1 мин.

Поднимание туловища с касанием грудью колен из положения лёжа на спине, согнутые

ноги на возвышении( стул, скамейка). Поднимание туловища из положения лёжа спиной

на наклонной скамейке, ноги закреплены \. Поднимание туловища из положения лёжа на

спине, руки с гантелями на груди , ноги согнуты в коленях.

Упражнения выполнят с установкой на максимальное количество повторений (до прела.)

Стрельба из пневматической винтовки. Тренировка в удержании ровной мушки.

Выполнение выстрелов по белому листу бумаги. Выполнение выстрелов по квадрату

10x10 см на листе белой бумаги. Выполнение выстрелов по мишеням: с различными

габаритами, расположенным на различной высоте, с разных дистанций. Стрелковая игра

«Кто точнее» (стрельба по мишени №8,5 выстрелов).

Туристский поход с проверкой туристских навыков. Пеший однодневный поход по

заранее намеченному маршруту. Правила поведения в лесу, у водоёмов, правила

обращения с огнём, правила обращения с опасными инструментами. Движение по

дорогам и пересечённой местности. Ориентирование на маршруте. Движение по азимуту.

Установка палаток, заготовка дров, разведение костра, приготовление пищи на костре.

Отработка навыков преодоления препятствий. Переправа по бревну.

Раздел 3. Спортивные мероприятия

Спортивные мероприятия в форме соревнований должны планироваться заранее и

равномерно распределяться в течение учебного года в соответствии с изучаемыми

разделами тематического планирования.

Учебные соревнования проводятся для проверки освоения школьниками двигательных

умений и навыков, указанных в данном тематическом планировании, а также для

выявления уровня физической подготовленности учащихся (контрольные, тестовые) для

сдачи нормативов ГТО.

Планируемые результаты освоения программы

Ученик будет знать:

- Что такое комплекс ГТО в общеобразовательной организации

- Понятие «Физическая подготовка – основа успешного выполнения нормативов

комплекса ГТО»

Уметь:

Владеть техникой бега на 100 м

Прыгать в длину с разбега и в длину с места

Стрелять из пневматической винтовки

Подтягиваться, отжиматься

Бегать на 2 и на 3 км

Использовать:

приобретенные знания и умения в практической деятельности, в повседневной

жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг.

Учащиеся будут уметь демонстрировать:

Максимальный результат при сдаче норм ГТО

Условия реализации программы

Для реализации данной программы в школе имеется и может и может быть

использовано:

1. Спортивный зал

2. Уличная площадка.

3. Тренажёрный зал.

4. Компьютеры с выходом в Интернет, программное обеспечение, экраны,

проекторы, компакт-диски с учебным материалом.

5. Хорошо оборудованный школьный стадион.

6. Мячи для метания

7. Скамейки, маты, набивные мячи

Формы аттестации

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

Общефизическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный,

игровой, дифференцированный методы.

Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов.

Специальная физическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный,

попеременный, дифференцированный, игровой методы.

Контрольные тесты и упражнения.

Мониторинг.

Техническая подготовка.

Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ

видео материала, посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы.

Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного

упражнения. Метод подводящих упражнений.

Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, зачёты.

Тактическая подготовка.

Лекция, беседа, тренировка показ видео материала, экскурсии, участие в

соревнованиях.

Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала.

Посещение и последующее обсуждение соревнований.

Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.

Теоретическая подготовка.

Лекция, беседа, посещение соревнований.

Рассказ, просмотр аудио и видео материалов.

Опрос уч-ся, тестирование.

Контроль умений и навыков.

Соревнования (школьные, районные, областные), Тестирование. Мониторинг.

Сдача контрольных нормативов по ОФП.

Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских

встречах. Метод опроса.

Обсуждение результатов соревнований.

Обработка тестов. Обработка контрольных результатов.

Оценочные материалы

IV СТУПЕНЬ - V СТУПЕНЬ — Нормы ГТО

(юноши и девушки 10-11 классов, 16 - 17 лет)

Обязательные испытания (тесты)

п/п

Девушки

Юноши

Виды

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

1.

18

17,6

16,3

14,6

14,3

13,8

Бег на 100 м (сек.)

2.

11,50

11,20

9,50

9,20

8,50

7,50

Бег на 2 км (мин., сек.)

15,10

14,40

13,10

или на 3 км (мин., сек.)

3.

8

10

13

Подтягивание из виса на высокой

перекладине (число раз)

15

25

35

или рывок гири (число раз)

11

13

19

или подтягивание из виса лежа на

низкой перекладине (число раз)

9

10

16

или сгибание и разгибание рук

упоре лежа на полу (число раз)

4.

7

9

16

6

8

13

Наклон вперед из положения стоя

с прямыми ногами на

гимнастической скамье (см)

ТЕСТЫ ПО ВЫБОРУ

5.

310

320

360

360

380

440

Прыжок в длину с разбега (см)

160

170

185

200

210

230

или прыжок в длину с места

толчком двумя ногами (см)

6.

20

30

40

30

40

50

Поднимание туловища из

положения лежа на спине (число

раз за 1 мин.)

7.

27

32

38

Метание спортивного снаряда

весом 700 г (м)

13

17

21

или весом 500 г (м)

8.

19.15

18.45

17.30

Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.)

25.40

25.00

23.40

или на 5 км (мин., сек.)

Без учета времени

или кросс на 3 км по пересеченной

местности*

Без учета времени

или кросс на 5 км по пересеченной

местности*

9.

Без учета

01.окт

Без учета

0.41

Плавание на 50 м (мин., сек.)

10.

15

20

25

15

20

25

Стрельба из пневматической

винтовки из положения сидя или

стоя с опорой локтей о стол или

стойку, дистанция — 10 м (очки)

18

25

30

18

25

30

или из электронного оружия из

положения сидя или стоя с опорой

локтей о стол или стойку,

дистанция — 10 м (очки)

11.

Дистанция: 10 км

Туристический поход с проверкой

туристических навыков

11

11

11

11

11

11

количество испытаний в

возрастной группе

6

7

8

6

7

8

число испытаний, которые

необходимо выполнить для

получения знака отличия

Комплекса**

Методические материалы

Имеется дидактико-методическое оснащение:

Учебники по физической культуре. Программа внеурочной деятельности для подготовки к

сдаче нормативов ГТО. Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по

дополнительному образованию. Учебные карточки с заданиями. Разработанные и

утверждённые тесты, и нормативы по контролю ОФП, технической, тактической и

теоретической подготовок.

Список литературы

1.

Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Методика обучения основным видам движений

на уроках физической культуры в школе. М: Владос, 2002

2.

Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче

комплекса ГТО. Москва «Просвещение» 2015

Приложение

Подводящие упражнения.

Бег

1—е занятие

1. Бег в медленном темпе 6—8 мин.

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Специальные беговые упражнения.

а) бег высоко поднимая бедро.

б) семенящий бег.

Упражнения выполняются на отрезках до 30 метров с постепенно увеличивающейся

частотой движений, доводя их до максимальной (обращать внимание на осанку и свободу

движений).

4. Повторить выполнение низкого старта, совершенствуя технику отдельных элементов,

положений по команде «на старт», «внимание», «марш».

5. Пробежки с низкого старта 4—6 раз по 20—30 метров не в полную силу, чтобы бегун

мог контролировать свои движения, обращая внимание на правильность первых движений

со старта: отрыв рук, эффективное выталкивание туловища вперед двумя ногами и

согласованность движений рук и ног на первых шагах со старта в условиях бега с

наклоном туловища.

6. Игра «салки маршем» (описание игры).

7. Групповой бег в равномерном темпе по слабо пересеченной местности 3—5 мин. с

переходом на ходьбу.

8. Подведение итогов занятия.

2—е занятие

1. Бег в медленном темпе 7—8 минут.

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Специальные упражнения: бег с высоким подниманием бедра, прыжкообразный бег,

семенящий бег.

При выполнении специальных беговых упражнений следить за выпрямлением опорной

ноги в голенностопном и коленном суставах.

Можно использовать бег через небольшие препятствия (набивные мячи), стоящие на

расстоянии 1 м 20 см—1 м 30 см друг от друга, постепенно увеличивая их расстояние,

доводя его до длины бегового шага.

4. Бег с ускорением (выполняется индивидуально, группой).

4—6 раз на дистанции 30—40 м (следить за техникой бега).

5. Бег на результат — дистанция 30—60 м.

6. Игра «Вызов номеров» (описание игры).

7. Бег в равномерном темпе по слабо пересеченной местности.

4—6 минут с переходом на ходьбу.

8. Подведение итогов занятия.

3—е занятие

1. Бег в медленном темпе 8—10 минут.

2. Общеразвивающие упражнения типа зарядки.

3. Специальные беговые упражнения (бег высоко поднимая бедро, бег прыжками,

семенящий бег) 3—4 раза на отрезке до 30 м.

4. Бег с ускорением 3—4 раза — дистанция 30—40 м.

4. Бег с высокого старта (групповые старты на поляне, в лесу).

6. Пробегание отрезков 150—200—300 метров, используя спуски и подъемы.

7. Бег в медленном темпе 5—6 минут.

8. Подведение итогов занятия.

4—е занятие

1. Бег в медленном темпе 10—12 минут.

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Бег с ускорением 4—5 раз — дистанция 30—40 м.

4. Повторные пробежки, дистанции 60—100 м на результат (3—4 р.).

5. Бег в умеренном темпе 7—8 минут.

6. Подведение итогов занятия.

В тренировочные занятия для подготовки к сдаче норм ГТО следует включать:

а) бег в медленном темпе до 25—30 минут по ровной и пересеченной местности;

б) преодоление спусков и подъемов, препятствий, (канавы, рвы, кустарники);

в) низкие и высокие старты (индивидуальные и групповые). Старты по различным

сигналам и из различных исходных положений;

г) бег в переменном темпе (чередуя пробегание отрезков в быстром, умеренном и

медленном темпе);

д) повторное пробегание отрезков 30—60—100—200—300 м с заданной скоростью,

эстафеты;

е) подвижные игры с бегом и прыжками.

Прыжки в длину

1. Научить отталкиванию. Прыжки через небольшие горизонтальные препятствия

отталкиваясь одной ногой с приземлением на две ноги. Прыжки через препятствия

высотой 25—30 м, установленных на расстоянии 1 м от места толчка с разбега 5—7—9

беговых шагов (обеспечить безопасность приземления).

2. Прыжки избранным способом с индивидуальным подбором разбега.

3. Сочетание разбега, отталкивания и прыжками. Группировка и приземление.

4. Специальные прыжковые упражнения, прыжки на результат.

5. Подвижные игры с бегом и прыжками.



В раздел образования