Напоминание

"Технология обучения в сотрудничестве"


Автор: Назарова Елена Владимировна
Должность: заместитель директора, учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 20 имени Ивана Ивановича Наймушина"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технология обучения в сотрудничестве"
Раздел: среднее образование





Назад





Е.В. Назарова
МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Наймушина г. Братск Технология обучения в сотрудничестве «Развитие и образование ни одно- му человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен до- стигнуть этого собственной дея- тельностью, собственными сила- ми, собственным напряжением». А. Дистервег Инновационные педагогические технологии взаимосвязана, взаи- мообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как честность, добро- желательность, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии и его индивидуальными особенностями. Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернатив- ный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:  обучение в коллективе,  взаимооценку,  обучение в малых группах. Это было названо одним термином -
обучение в сотрудничестве.
При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении. Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоем- ких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуе- мой. Учителю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкрет- ному ученику в классе. Обучение в сотрудничестве решает эту задачу. Учащиеся, работая в небольших группах, учатся помогать друг другу и отвечать за успехи каждого. Целью обучения в сотрудничестве яв- ляется не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым
учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особен- ностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Сегодня все больше и больше детей страдают от одиночества и изо- ляции, поэтому важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать кон- такты, быть доброжелательными по отношению к учителю и друг к другу. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, выработка научно-материалистического мировоззрения. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевоз- можное сотрудничество учителя и учащихся. Педагогика сотрудниче- ства – эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успе- ху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоя- тельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член ко- манды овладел необходимыми знаниями. Существуют и специфические педагогические приемы: «Эссе» - это пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы учениками. «Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк: в каждой строке происходит добавление, убавление строк. Обычно каждая строчка описывается конкретной ча- стью речи: пять существительных, четыре прилагательных, три глаго- ла и фраза – кульминация; эмоциональное отношение. «Машина времени» - события оцениваются с двух позиций: совре- менной и соответствующей исторической эпохе. «Колонка редактора» - по ходу чтения текста учащиеся записывают комментарии, уточнения, примеры, затем команда экспертов оценива- ет замечания и выбирает наиболее удачный ответ. «Театрализация» - сегодня обращение к театрализации на уроках обрело новое направление – речь и культура общения. Любой разы-
гранный учениками мини-диалог может стать предметом серьезного анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации. «Кластер» - этот прием активно используется возможность видео- ряда, идеи группируются вокруг ключевого слова. Организация обучения в сотрудничестве в малых группах преду- сматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобрать- ся, понять детали. Группам дается определенное задание, необходи- мые опоры. При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Тест учащиеся вы- полняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, ученики соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, то есть со своими ранее достигнутыми результатами. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Эта работа очень эф- фективна для уроков усвоения нового материала. Другая разновидность такой организации учебного процесса яв- ляется командно-игровая деятельность. Для этого организуются: «Турнирные столы» - по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. Задания даются дифференцированные по слож- ности. Следующий вариант обучения в сотрудничестве «Пила». Учащиеся организуются в группы по четыре – шесть человек для работы над учебным материалом. При этом ученики работают над разбитым на фрагменты материалом, образующим смысловые блоки. Каждый уча- щийся разрабатывает свою часть информации, после чего происходит «встреча экспертов», когда изучающие одинаковые фрагменты матери- ала участники разных групп встречаются, чтобы обменяться информа- цией. Затем по возвращении в группу они обучают других всему, чему научились сами. Данный вариант работы развивает внимание, так как необходимо внимательно выслушивать партнеров по команде, чтобы получить необходимые знания. Развивается заинтересованность в том, чтобы передать знания другим, так как результатом является итоговая оценка всей команды. По окончании работы учитель может опросить любого ученика по любому из фрагментов материала.
Есть вариант обучения в сотрудничестве, который называется «Учимся вместе», когда весь класс делится на группы по уровню обу- ченности по 3-5 человек в каждой. Результатом совместной работы группы будет усвоение всей массы информации, подлежащей изуче- нию. При таком подходе также развиваются взаимодействие и взаим- ная заинтересованность, так как награду получает вся группа, а не отдельный ученик. При этом присутствует индивидуальный подход, включающий равные возможности для всех участников. Большое зна- чение имеет умение педагога по комплектованию групп и постановке целей для каждой из них. Здесь у учеников развивается самостоятель- ность и ответственность в определении индивидуального распределе- ния задания и выполнении одной общей задачи. Также они должны определять правильность выполнения своих заданий товарищами по работе, стимулировать активность каждого участника в группе и культуру общения внутри группы. Таким образом, при выполнении учебной работы развивается активное, творческое познание нового, а также происходит развитие культуры общения в группе. Функциями педагога при этом являются как контроль успешного выполнения зада- ния, так и оценка характера общения между собой участников группы, контроль развития способов оказания ими необходимой помощи друг другу. Основные идеи технологии обучения в сотрудничестве – это общ- ность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные воз- можности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвое- ния знаний, формирования общеучебных умений и навыков. Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного ме- тода обучения? Обучение и общение: они самым тесным образом свя- заны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли его: нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учениками, помогать ему, а значит, общаться! Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: уче- ние и общение.


В раздел образования