Автор: Назарова Елена Владимировна Должность: заместитель директора, учитель информатики Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 20 имени Ивана Ивановича Наймушина" Населённый пункт: город Братск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Технология обучения в сотрудничестве" Раздел: среднее образование
Е.В. Назарова
МБОУ «СОШ № 20»
имени И.И. Наймушина г. Братск
Технология обучения в сотрудничестве
«Развитие и образование ни одно-
му человеку не могут быть даны
или сообщены. Всякий, кто желает
к ним приобщиться, должен до-
стигнуть этого собственной дея-
тельностью, собственными сила-
ми, собственным напряжением».
А. Дистервег
Инновационные педагогические технологии взаимосвязана, взаи-
мообусловлены и составляют определенную дидактическую систему,
направленную на воспитание таких ценностей как честность, добро-
желательность, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные
потребности каждого ученика в соответствии и его индивидуальными
особенностями.
Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернатив-
ный
вариант
традиционной
классно-урочной
системе.
Ее
авторы
объединили в едином процессе три идеи:
обучение в коллективе,
взаимооценку,
обучение в малых группах.
Это было названо одним термином - обучение в сотрудничестве.
При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный
процесс стало влияние коллектива, учебной группы, что практически
невозможно при традиционном обучении.
Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоем-
ких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуе-
мой.
Учителю порой бывает сложно оказать помощь каждому конкрет-
ному ученику в классе. Обучение в сотрудничестве решает эту задачу.
Учащиеся, работая в небольших группах, учатся помогать друг другу
и отвечать за успехи каждого. Целью обучения в сотрудничестве яв-
ляется не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым
учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особен-
ностям развития. Очень важен эффект социализации, формирования
коммуникативных умений.
Сегодня все больше и больше детей страдают от одиночества и изо-
ляции,
поэтому
важно
усиливать
психологические
связи
между
детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать кон-
такты, быть доброжелательными по отношению к учителю и друг к
другу.
В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества
прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических
способностей, выработка научно-материалистического мировоззрения.
Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевоз-
можное сотрудничество учителя и учащихся. Педагогика сотрудниче-
ства – эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. В
этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успе-
ху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоя-
тельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с
другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом,
подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не
только в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член ко-
манды овладел необходимыми знаниями.
Существуют и специфические педагогические приемы:
«Эссе» - это пятиминутное письменное задание, которое помогает
учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю
представление о восприятии темы учениками.
«Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой
проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную
«лесенку» из пяти строк: в каждой строке происходит добавление,
убавление строк. Обычно каждая строчка описывается конкретной ча-
стью речи: пять существительных, четыре прилагательных, три глаго-
ла и фраза – кульминация; эмоциональное отношение.
«Машина времени» - события оцениваются с двух позиций: совре-
менной и соответствующей исторической эпохе.
«Колонка редактора» - по ходу чтения текста учащиеся записывают
комментарии, уточнения, примеры, затем команда экспертов оценива-
ет замечания и выбирает наиболее удачный ответ.
«Театрализация» - сегодня обращение к театрализации на уроках
обрело новое направление – речь и культура общения. Любой разы-
гранный учениками мини-диалог может стать предметом серьезного
анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.
«Кластер» - этот прием активно используется возможность видео-
ряда, идеи группируются вокруг ключевого слова.
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах преду-
сматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного
уровня
обученности.
Учитель
объясняет
новый
материал,
а
затем
предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобрать-
ся, понять детали. Группам дается определенное задание, необходи-
мые опоры. При этом выполнение любого задания объясняется вслух
учеником и контролируется всей группой. Когда учитель убеждается,
что материал усвоен всеми учащимися, он дает уровневый тест на
проверку понимания и усвоения нового материала. Тест учащиеся вы-
полняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест)
суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом,
ученики соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить
свои задания, как бы соревнуется сам с собой, то есть со своими ранее
достигнутыми результатами. Любой ученик, таким образом, может
принести группе одинаковые оценки или баллы. Эта работа очень эф-
фективна для уроков усвоения нового материала.
Другая разновидность такой организации учебного процесса яв-
ляется командно-игровая деятельность. Для этого организуются:
«Турнирные столы» - по три ученика за каждым столом, равные по
уровню обученности. Задания даются дифференцированные по слож-
ности.
Следующий вариант обучения в сотрудничестве «Пила». Учащиеся
организуются в группы по четыре – шесть человек для работы над
учебным материалом. При этом ученики работают над разбитым на
фрагменты материалом, образующим смысловые блоки. Каждый уча-
щийся разрабатывает свою часть информации, после чего происходит
«встреча экспертов», когда изучающие одинаковые фрагменты матери-
ала участники разных групп встречаются, чтобы обменяться информа-
цией. Затем по возвращении в группу они обучают других всему, чему
научились сами. Данный вариант работы развивает внимание, так как
необходимо внимательно выслушивать партнеров по команде, чтобы
получить необходимые знания. Развивается заинтересованность в том,
чтобы передать знания другим, так как результатом является итоговая
оценка всей команды.
По окончании работы учитель может опросить любого ученика по
любому из фрагментов материала.
Есть
вариант
обучения
в
сотрудничестве,
который
называется
«Учимся вместе», когда весь класс делится на группы по уровню обу-
ченности по 3-5 человек в каждой. Результатом совместной работы
группы будет усвоение всей массы информации, подлежащей изуче-
нию. При таком подходе также развиваются взаимодействие и взаим-
ная заинтересованность, так как награду получает вся группа, а не
отдельный ученик. При этом присутствует индивидуальный подход,
включающий равные возможности для всех участников. Большое зна-
чение имеет умение педагога по комплектованию групп и постановке
целей для каждой из них. Здесь у учеников развивается самостоятель-
ность и ответственность в определении индивидуального распределе-
ния задания и выполнении одной общей задачи. Также они должны
определять правильность выполнения своих заданий товарищами по
работе,
стимулировать
активность
каждого
участника
в
группе
и
культуру общения внутри группы. Таким образом, при выполнении
учебной работы развивается активное, творческое познание нового, а
также происходит развитие культуры общения в группе. Функциями
педагога при этом являются как контроль успешного выполнения зада-
ния, так и оценка характера общения между собой участников группы,
контроль развития способов оказания ими необходимой помощи друг
другу.
Основные идеи технологии обучения в сотрудничестве – это общ-
ность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные воз-
можности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в
основе обучения в группе.
Совокупность технологии сотрудничества в различных вариантах
отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвое-
ния знаний, формирования общеучебных умений и навыков. Какие же
педагогические проблемы возникают при использовании данного ме-
тода обучения? Обучение и общение: они самым тесным образом свя-
заны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли
его: нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с
учениками, помогать ему, а значит, общаться! Поэтому задача учителя
и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: уче-
ние и общение.