Автор: Лукьянова Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/С №5
Населённый пункт: Дальнереченск
Наименование материала: Конспект по окружающему миру
Тема: "Воздух вокруг нас"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
«ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воздуха путём экспериментирования, подвести
к пониманию того, что воздух есть вокруг нас; формировать умение получать сведения о
новом объекте в процессе его практического исследования; способствовать овладению
некоторыми способами обнаружения воздуха в процессе экспериментальной
деятельности. Развивать познавательную активность, мышление. Воспитывать интерес к
окружающему миру.
Материал: пакеты, прозрачные стаканчики, трубочки, горошины, пластилиновые шарики –
2 штуки; маленький парашютик; таз с водой, кораблики.
Непосредственная образовательная деятельность.
Дети входят в группу под детскую песню Владимира Шаинского «Ну, а дружба
начинается с улыбки»
Воспитатель. Мы очень рады , что к нам пришло столько много гостей. Примите от нас
«улыбки - солнышки» и пусть у вас целый день будет хорошее настроение.
Ребята, давайте подарим «улыбки – солнышки» гостям.
Замечательно, а теперь я предлагаю вам отгадать загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас.
Что это?
Дети. Воздух!
Воспитатель. Правильно, и поговорим мы сегодня о воздухе. Как вы думаете, нам воздух
нужен? Для чего?
Дети. Для того, чтобы дышать.
Воспитатель. Давайте вдохнём глоток воздуха, задержим дыхание… Долго продержимся
без дыхания?
Дети. Нет.
Воспитатель. Кому ещё нужен воздух, чтобы жить?
Дети. Животным, птицам, рыбам, растениям.
Воспитатель. Верно. Делаем вывод: воздух нужен всему живому. А воздух можно
увидеть?
ОПЫТ №1
Дети. Нет.
Воспитатель. Значит, воздух какой? (прозрачный, бесцветный). Да, увидеть его нельзя, а
поймать можно. Научить вас ловить воздух?
Возьмите пакет, в нём есть что – нибудь? (нет). Значит, пакет пустой. А теперь давайте
надуем пакет, т. е. наберём туда воздух, закрутим его. На что стал похож пакет? (ответы
детей). Почему он стал таким? (потому что наполнился воздухом). Правильно.
Воспитатель: Но здесь ничего не видно.
Дети: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой столько же воды.
Чем они похожи?
Дети: Они оба прозрачные.
Воспитатель: А как узнать в котором воздух? Вот подержите.
Дети: Вода тяжелая, а воздух легкий.
Воспитатель. Делаем вывод: воздух невидимый, лёгкий.
Опыт №2.
На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки
для коктейля.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках
Дети: Вода
Воспитатель: Какая вода?
Дети : Прозрачная
Воспитатель: Что лежит на дне?
Дети: Горошины
Воспитатель: Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом?.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он
заставил двигаться горошины.
ФИЗМИНУТКА.
Ветер веет над полями, ветер веет над полями
И качается трава (дети плавно качают руками над головой)
Облако плывёт над нами, словно белая гора (потягивания, руки вверх)
Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья (наклоны)
ОПЫТ № 3
Воспитатель. Ребята, у меня в руках три шарика – жёлтый, синий и красный. Желтый
шарик какой? (пустой); синий? (надут слабо); красный? ( сильно надут). Всё правильно.
Теперь давайте опустим по очереди наши шарики. Какой шарик приземлился первым?
(желтый). Почему? (потому что там воздуха нет). Верно. Он просто упал. А какой шарик
приземлился последним? ( красный) Почему? (потому что там много воздуха).
Вывод: воздух может быть помощником при падении.
ИГРА «ЦВЕТНЫЕ КОРАБЛИКИ»
Воспитатель. Давайте поиграем. Представьте, что это море, а на море корабли. Что они
делают? (стоят на месте). Что можно сделать, чтобы наши кораблики поплыли? (подуть на
них). Правильно, когда мы дуем, получаем ветер. Что такое ветер? (движение воздуха). Да.
Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса и кораблики плывут. Они
ловят воздух парусами.
Вывод: воздух может передвигать предметы.
Ребята, что мы узнали сегодня о воздухе?
- воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
- чтобы увидеть воздух, его нужно поймать;
- воздух легче воды;
- воздух может двигать предметы;
- без воздуха ничто живое не может жить.