Напоминание

РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО


Автор: Головкина Юлия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 СП детский сад "Буратино"
Населённый пункт: п.г.т. Усть - Кинельский, Кинельский район, Самарская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие речевого творчества дошкольников»

Воспитатель: Головкина Юлия Васильевна

При

подготовке

детей

к

школьному

обучению

большое

значение

приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего

условия

полноценного

усвоения

знаний,

развитие

логического

мышления,

творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Проблема

развития

речевого

творчества

в

системе

образования

подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание

философов,

психологов,

педагогов.

Общество

постоянно

испытывает

потребность

в

творческих

личностях,

способных

активно

действовать,

нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных

проблем.

ФГОС

ДО

указывает

на

необходимость

включения

в

содержание

образовательной

области

«Речевое

развитие»

развитие

речевого

творчества

дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное

образование

должно

быть

направлено

на

формирование

общей

культуры,

развитие

физических,

интеллектуальных,

нравственных,

эстетических

и

личностных,

формирование

предпосылок

учебной

деятельности

детей

дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.

В результате проведенного мониторинга удалось выявить те пробелы в

образовательном

процессе,

которые

снижают

уровень

речевого

развития

дошкольников:

НОД по развитию речи проходят по механической схеме:1е занятие-

предсказывание, 2-е занятие –рассказывание из личного опыта, 3-

занятие-рассказывание по картине, 4-е – творческое рассказывание.

При

данной

организации

педагогического

процесса

достаточно

сложно

учитывать

индивидуальный

уровень

речевого

развития

воспитанников,

неготовность

педагогов

работать

в

образовательной

области

«Речевое развитие» со старшими дошкольниками в системе ФГОС,

воспитатели

не

умеют

отбирать

содержание

НОД

по

речевому

творчеству,

педагоги

не

используют

средства

и

методы

формирования

монологовой формы речи.

А монолог требует от ребенка умения

осознанно строить высказывания.

отсутствие методической литературы в соответствие с ФГОС ДО,

недостаток в технических средствах обучения.

Возникает

противоречие

между

потенциальными

возможностями

речевого

творчества

в

речевом

развитии

дошкольников

и

недостаточной

обеспеченностью

педагогов

дошкольного

образования

методиками

развития

речи детей средствами речевого сочинительства и пересказа.

Поэтому

возникла

потребность

в

развитии

речи

детей

дошкольного

возраста средствами речевого творчества.

Этот

процесс

должен

происходить

не

только

в

непосредственно

образовательной

деятельности,

но

и

в

ходе

режимных

моментов,

в

повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения

данной

задачи

важно,

чтобы

педагоги

дошкольного

образования

были

заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли

интерес, самостоятельность в рассказывании, сочинительстве, рифмовании).

Поэтому

проблема

развития

речи

детей

дошкольного

возраста

средствами

речевого творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.

В содержании образовательного процесса следует изменить:

1.

Включение в систему организационно-педагогических мероприятий

ДОО

демонстрации

речевого

творчества

старших

дошкольников

для

детей

младших групп и родителей;

2.

Активное использование в образовательном процессе произведений

русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок,

потешек и т.д.;

3.

Организация проекта

по

теме

«Юные

сочинители»

и

«Как

рождается книга»;

4.

Участие в конкурсах детского творчества: «Моя сказка», «Я рифмую»,

«Конкурс стихов»;

5.

Организация

непосредственно-образовательной

деятельности

по

темам:

«Придумывает

сказку»,

«Труд

писателя

и

поэта»,

«День

поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»;

6.

Подбор

синонимов,

антонимов,

определений,

характеризующих

персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

7.

Оживлений

иллюстраций,

проигрывание

сцен,

соединение

(контаминация)

сюжетов

произведений

разных

жанров,

ролевые,

творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай

загадку»,

«Оживи

картинку»,

«Как

звучит

сказка»,

«Приключения

колобка» и т.д.

В средствах

и

методах

обучения

и

воспитания

образовательного

процесса следует применять:

1.

Обогащение

предметно-развивающей

среды

иллюстрациями

и

сюжетными картинками;

2.

Собрать

подборку

художественного

слова,

физ.

минуток,

динамических пауз, загадок;

3.

Создание

уголка ряженья

для

переодевания

детей,

для

самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;

4.

Расширение

теоретических

методов

обучения:

работа

с

мультимедийным

пособием

«Сочинители

сказок»,

составление

творческих

рассказов;

5.

Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку»,

«Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;

6.

Создание

сборника

для

детей,

родителей

и

педагогов

«Литературная копилка»;

7.

Составить

кроссворды

и

ребусы

по

мотивам

сказок

и

детских

рассказов,

8.

Использование в работе интерактивной доски.

Работа с воспитанниками:

Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с

различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком

окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает

основы нравственности человеческой личности.

Система развития речевого творчества включает в себя следующие

средства, технологии и методики:

Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование

дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».

Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;

Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление

литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных

впечатлений по ассоциации с текстом;

Иллюстрирование,

составление

диафильма,

комикса

«Зайкина

избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой

прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по

развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать

фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши,

которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией,

при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку

вначале

почувствовать,

а

затем

осознать

красоту

родного

языка,

его

лаконичность,

приобщают

именно

к

такой

форме

изложения

собственных

мыслей,

способствует

формированию

образности

речи

дошкольников,

словесному творчеству детей;

И г р ы : предлагать

детям

проиллюстрировать

ту

или

иную

пословицу,

поговорку,

сказку.

Умение

передать

художественный

образ

в

рисунке, расширял возможность его выражения в слове,

Чтобы

дети

быстрее

овладевали

описательной

формой

речи,

надо

обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал

загадки,

необходимо

научить

детей

видеть

композиционные

особенности

загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

Овладение

навыками

описательной

речи

будет

успешнее,

если

наряду

с

загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации,

картины,

Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».

Сотрудничество с родителями

Родительское

собрание

с

проведением

анкетирования

«Речевое

творчество в жизни ребенка».

Консультации:

«Помогите

ребенку

овладеть

родным

языком»,

«Игры в рифму».

Совместное посещение театра и детской библиотеки.

Участие в конкурсе «Моя сказка».

Составление

сборника своих колыбельных песен, которые поют

детям.

Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-

развивающей среды.

Контроль:

Уровень

развития

речевых

умений

у

детей

можно

отслеживать

с

помощью методики (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной.

Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей

дошкольного

возраста

работу

над

словом,

которую

рассматривают

во

взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом,

понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми

условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а

также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Список используемой литературы и ресурсов

1.

Леонтьев,

А.А.

Язык

и

речевая

деятельность

в

общей

и

педагогической

психологии

/

А.А.

Леотьев.

М.:

МПСИ;

Воронеж:

НПО

«МОДЭК», 2001.

2.

Миронова, Н. Использование текстов художественной литературы в

речевом

развитии

дошкольников

/

Н.

Миронова

//

«Дошкольное

воспитание», № 10, 2006 г.

3.

Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для

дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: ИПТ, 2001 г.

4.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».

5.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.



В раздел образования