Автор: Головкина Юлия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 СП детский сад "Буратино"
Населённый пункт: п.г.т. Усть - Кинельский, Кинельский район, Самарская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО
Раздел: дошкольное образование
«Развитие речевого творчества дошкольников»
Воспитатель: Головкина Юлия Васильевна
При
подготовке
детей
к
школьному
обучению
большое
значение
приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего
условия
полноценного
усвоения
знаний,
развитие
логического
мышления,
творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Проблема
развития
речевого
творчества
в
системе
образования
подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание
философов,
психологов,
педагогов.
Общество
постоянно
испытывает
потребность
в
творческих
личностях,
способных
активно
действовать,
нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных
проблем.
ФГОС
ДО
указывает
на
необходимость
включения
в
содержание
образовательной
области
«Речевое
развитие»
развитие
речевого
творчества
дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное
образование
должно
быть
направлено
на
формирование
общей
культуры,
развитие
физических,
интеллектуальных,
нравственных,
эстетических
и
личностных,
формирование
предпосылок
учебной
деятельности
детей
дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.
В результате проведенного мониторинга удалось выявить те пробелы в
образовательном
процессе,
которые
снижают
уровень
речевого
развития
дошкольников:
НОД по развитию речи проходят по механической схеме:1е занятие-
предсказывание, 2-е занятие –рассказывание из личного опыта, 3-
занятие-рассказывание по картине, 4-е – творческое рассказывание.
При
данной
организации
педагогического
процесса
достаточно
сложно
учитывать
индивидуальный
уровень
речевого
развития
воспитанников,
неготовность
педагогов
работать
в
образовательной
области
«Речевое развитие» со старшими дошкольниками в системе ФГОС,
воспитатели
не
умеют
отбирать
содержание
НОД
по
речевому
творчеству,
педагоги
не
используют
средства
и
методы
формирования
монологовой формы речи.
А монолог требует от ребенка умения
осознанно строить высказывания.
отсутствие методической литературы в соответствие с ФГОС ДО,
недостаток в технических средствах обучения.
Возникает
противоречие
между
потенциальными
возможностями
речевого
творчества
в
речевом
развитии
дошкольников
и
недостаточной
обеспеченностью
педагогов
дошкольного
образования
методиками
развития
речи детей средствами речевого сочинительства и пересказа.
Поэтому
возникла
потребность
в
развитии
речи
детей
дошкольного
возраста средствами речевого творчества.
Этот
процесс
должен
происходить
не
только
в
непосредственно
образовательной
деятельности,
но
и
в
ходе
режимных
моментов,
в
повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения
данной
задачи
важно,
чтобы
педагоги
дошкольного
образования
были
заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли
интерес, самостоятельность в рассказывании, сочинительстве, рифмовании).
Поэтому
проблема
развития
речи
детей
дошкольного
возраста
средствами
речевого творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.
В содержании образовательного процесса следует изменить:
1.
Включение в систему организационно-педагогических мероприятий
ДОО
демонстрации
речевого
творчества
старших
дошкольников
для
детей
младших групп и родителей;
2.
Активное использование в образовательном процессе произведений
русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок,
потешек и т.д.;
3.
Организация проекта
по
теме
«Юные
сочинители»
и
«Как
рождается книга»;
4.
Участие в конкурсах детского творчества: «Моя сказка», «Я рифмую»,
«Конкурс стихов»;
5.
Организация
непосредственно-образовательной
деятельности
по
темам:
«Придумывает
сказку»,
«Труд
писателя
и
поэта»,
«День
поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»;
6.
Подбор
синонимов,
антонимов,
определений,
характеризующих
персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
7.
Оживлений
иллюстраций,
проигрывание
сцен,
соединение
(контаминация)
сюжетов
произведений
разных
жанров,
ролевые,
творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай
загадку»,
«Оживи
картинку»,
«Как
звучит
сказка»,
«Приключения
колобка» и т.д.
В средствах
и
методах
обучения
и
воспитания
образовательного
процесса следует применять:
1.
Обогащение
предметно-развивающей
среды
иллюстрациями
и
сюжетными картинками;
2.
Собрать
подборку
художественного
слова,
физ.
минуток,
динамических пауз, загадок;
3.
Создание
уголка ряженья
для
переодевания
детей,
для
самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;
4.
Расширение
теоретических
методов
обучения:
работа
с
мультимедийным
пособием
«Сочинители
сказок»,
составление
творческих
рассказов;
5.
Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку»,
«Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;
6.
Создание
сборника
для
детей,
родителей
и
педагогов
«Литературная копилка»;
7.
Составить
кроссворды
и
ребусы
по
мотивам
сказок
и
детских
рассказов,
8.
Использование в работе интерактивной доски.
Работа с воспитанниками:
Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с
различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком
окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает
основы нравственности человеческой личности.
Система развития речевого творчества включает в себя следующие
средства, технологии и методики:
Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование
дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление
литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных
впечатлений по ассоциации с текстом;
Иллюстрирование,
составление
диафильма,
комикса
«Зайкина
избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой
прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по
развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать
фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши,
которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией,
при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку
вначале
почувствовать,
а
затем
осознать
красоту
родного
языка,
его
лаконичность,
приобщают
именно
к
такой
форме
изложения
собственных
мыслей,
способствует
формированию
образности
речи
дошкольников,
словесному творчеству детей;
И г р ы : предлагать
детям
проиллюстрировать
ту
или
иную
пословицу,
поговорку,
сказку.
Умение
передать
художественный
образ
в
рисунке, расширял возможность его выражения в слове,
Чтобы
дети
быстрее
овладевали
описательной
формой
речи,
надо
обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал
загадки,
необходимо
научить
детей
видеть
композиционные
особенности
загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
Овладение
навыками
описательной
речи
будет
успешнее,
если
наряду
с
загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации,
картины,
Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».
Сотрудничество с родителями
Родительское
собрание
с
проведением
анкетирования
«Речевое
творчество в жизни ребенка».
Консультации:
«Помогите
ребенку
овладеть
родным
языком»,
«Игры в рифму».
Совместное посещение театра и детской библиотеки.
Участие в конкурсе «Моя сказка».
Составление
сборника своих колыбельных песен, которые поют
детям.
Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-
развивающей среды.
Контроль:
Уровень
развития
речевых
умений
у
детей
можно
отслеживать
с
помощью методики (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной.
Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей
дошкольного
возраста
работу
над
словом,
которую
рассматривают
во
взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом,
понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми
условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а
также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.
Список используемой литературы и ресурсов
1.
Леонтьев,
А.А.
Язык
и
речевая
деятельность
в
общей
и
педагогической
психологии
/
А.А.
Леотьев.
–
М.:
МПСИ;
Воронеж:
НПО
«МОДЭК», 2001.
2.
Миронова, Н. Использование текстов художественной литературы в
речевом
развитии
дошкольников
/
Н.
Миронова
//
«Дошкольное
воспитание», № 10, 2006 г.
3.
Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для
дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: ИПТ, 2001 г.
4.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
5.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.