Автор: Солопова Вера Владимировна
Должность: преподаватель специального цикла по профессии 19.01.17
Учебное заведение: Новотроицкий политехнический колледж
Населённый пункт: Оренбургская область
Наименование материала: Практическое занятие по МДК 03.01 "Технология приготовления супов и соусов"
Тема: Заправочные супы
Раздел: среднее профессиональное
План – конспект урока
«Приготовление заправочных супов»
Преподавателя специальных дисциплин В. В. Солопова
Организационная информация
Тема урока
Заправочные супы
группа
2 курс 215 ПК
Образовательное учреждение
ГАПОУ « Новотроицкий политехнический колледж»
Методическая информация
Цели урока (образовательные,
развивающие,
воспитательные)
Образовательные:
– Ознакомление обучающихся с технологией
приготовления борщей.
– Изучение профессиональной терминологии.
Развивающие:
– Развитие познавательной активности, творческой
самостоятельности обучающихся, через технологию
проблемного обучения.
– Формирование умений решения производственных
ситуаций.
– Приобретение навыков планирования и построения
технологического процесса.
Воспитательные:
– Воспитывать интерес и уважение к выбранной
профессии.
– Воспитывать желание усовершенствования полученных
умений, знаний, навыков.
Задачи урока (мероприятия,
занятия)
– Формирование общих и профессиональных
компетенций обучающихся при освоении МДК 03.01
Используемые
педагогические технологии,
методы и приемы
– Работа в команде
– Разнообразие видов работ на уроке.
Время реализации урока
(мероприятия, занятия)
90 минут
Знания, умения, навыки,
которые актулизируют
(приобретут, закрепят, и др.)
обучающиеся в ходе урока
– Организация рабочего места (подбор посуды,
инвентаря, оборудования).
– Механическая обработка сырья.
– Организация технологического процесса приготовления
(мероприятия, занятия)
борщей.
– Правила хранения и отпуска готовых блюд
(традиционная и фирменная подача).
– Работа с нормативно-технической документацией.
– Умение применять знания и навыки в практической
деятельности.
Необходимое оборудование и
материалы
Мультимедийный проектор.
Дидактическое обеспечение
урока
- Презентация
- Видеоролик
– Технологические карты.
– Технологические схемы
- Кроссворд.
Ход и содержание урока,
Деятельности преподавателя и обучающихся
Мотивация обучающихся
Повышению мотивации студентов способствует:
– Связь изучаемого материала с производственной
деятельностью.
Подробное описание всех
этапов урока (мероприятия,
занятия)
5 минут
1 Организационный этап:
– - Приветствие, проверка присутствующих, проверка
готовности к уроку.
Урок нетрадиционный. Будет проходить в форме
соревнований. Для этого мы заранее разбились на три
группы, подготовили лист самооценок, чтобы результат
был объективным, прошу Вас своевременно и достоверно
фиксировать результаты.
Определение темы и цели урока.
Корзина с овощами.
В данной корзине предоставили набор продуктов.
Кто сможет назвать?
Что мы можем из этого приготовить?
Почему мы именно эти продукты сегодня принесли?
Да, действительно, мы сегодня будем говорить о борщах,
его видах, технологии приготовления (1 сл.).
Тему мы определили, исходя из этого давайте определим
цель(варианты студентов).
Да, действительно, сегодня на уроке мы будем изучать
технологию приготовления борща(2 сл.).
Цель – изучить технологию приготовления борща)
Мотивация
Кто из Вас умеет готовить борщ?
В жизни бывают разные ситуации, и чтобы не попасть в
неудобное положение, как героиня ролика, который
сейчас будет предоставлен, каждый человек должен уметь
готовить борщ(3 сл. - ролик).
За правильные ответы дается
жетон
2 этап погружение обучающихся в усвоение нового
материала
- Ну а теперь о борщах (4 сл.).
- К какому национальному блюду относится борщ?
(ответы студентов).
- Принято считать, что борщ является украинским
национальным блюдом, но на самом деле борщ – (читать
со слайда).
(6 сл.) – Виды борщей (ответы студентов).
- По составу продуктов и способу приготовления
ассортимент борщей разнообразен. Борщи
приготавливают на различных бульонах: мясном,
грибном, из птицы (7 сл.).
- Назовите основной компонент борща (ответы
студентов).
- Да, действительно, основным компонентов компонентом
является свекла (8 сл.).
- Как вы думаете, какая форма нарезки свеклы подходит
для борща? (ответы студентов).
- Практически для всех борщей свекла нарезается
соломкой, кроме флотского и сибирского, т.к. в эти борщи
свекла нарезается ломтиками ( 9 сл.).
- Назовите способы тепловой обработки свеклы ( ответы
студентов)
- Предлагаю разгадать кроссворд ( 1 мин)
- Итак, давайте проверим результаты ( 10 слайд)
- Хорошо, давайте подробно разберем каждый из них ( 11
слайд), потом сразу 12 слайд.
- переходим к технологии приготовления борщей. Как мы
с вами говорили выше, существует несколько видов
борщей. Мы предлагаем остановиться на 3-х ( 13 слайд)
читаем.
Объяснение нового материала
с элементами фронтального
опроса
17 минут
3 этап сообщение и усвоение новых знаний
Тушат свеклу 1–1,5г с добавлением бульона, жира, томата,
сахара, уксуса, помешивая. Пассеруют на жире с
добавлением моркови, лука до размягчения, затем
добавляют томат, сахар, уксус и прогревают еще 10–15
минут.
Варят свеклу целиком, неочищенную / очищенную с
добавлением уксуса.
Попробуйте объяснить с какой целью добавляется уксус?
(для закрепления цвета)
Как вы считаете, какой способ более рациональный и
почему? (пассерование, т.к. экономит время и
способствует сохранению красящих и питательных
веществ)
Исходя из того, что основной продукт – свекла нарезается
соломкой, то свежая капуста, петрушка, лук, морковь тоже
нарезается соломкой, а картофель – брусочками или
дольками.
В процессе приготовления борща очень важно соблюдать
последовательность закладки продуктов, в зависимости
от времени их приготовления.
Почему следует соблюдать время тепловой обработки
продуктов? (чтобы сохранить форму нарезки овощей и их
питательную ценность)
В кипящий бульон закладываем свежую капусту, доводим
до кипения, кладем картофель, варим 10-15 минут,
закладываем пассерованные овощи, томат,
приготовленную свеклу. Доводи до кипения, заправляем
белым соусом. В конце кладем соль, перец, сахар,
лавровый лист, уксус. Варим до готовности. Настаиваем.
Почему свежую капусту положили перед картофелем?
(дольше вариться)
Зачем настаивать супы? (чтобы жир всплыл вверх)
7 минут
4этап. самостоятельная работа:
Команды выбирают один из трех предложенных видов
борщей и разбирают его технологическую карту,
технологию приготовления и виды нарезки.
1.
Для закрепления материала предлагается
технологическая карта приготовления борща.
- Я намеренно не включила в работу расчёт сырья т.к
неоднократно на предыдущих уроках вы отрабатывали
технологию приготовления блюд, поэтому когда вы
перейдете к практической части урока, можете
использовать готовые тех. карты.
– Заполните пробелы в схеме.
– Уточните формы нарезки овощей и картофеля.
2. Использую полученные знания и практический опыт,
дайте качественную оценку блюда «Борщ» по
органолептическим показателям:
Внешний вид –
Цвет –
Вкус –
Запах –
Консистенция –
Прослушав технологию приготовление борщей,
предлагаю вам заполнить таблицу «Разновидности
борщей». (заполняют). I подгруппа – вопрос к вам, в чём
особенность приготовления вашего борща?
Итак, давайте сверим ответы (15 слайд)
(16 слайд) – как вы считаете, вы уже можете сейчас пойти
и начать варить борщ? (да)
Замечательно. Хочется надеяться, что знания, полученные
на предыдущих уроках и сегодня.
Помогут вам сейчас в лаборатории приготовить борщ.
Пока вы выполняете практическую часть урока, мы
посчитаем ваши жетоны, проверим самостоятельную
работу, чтобы суммировать полученный результат с
результатом практической работы.
1. Оценивается
преподавателем:
Работа обучающихся
оценивается по накопленным
жетонам (в форме свеклы) за
правильные ответы.
– Активность и правильность ответов при определении
темы и цели урока.
– Правильные ответы, в процессе объяснения нового
материла, основанные на знаниях предыдущего
материала.
– Скорость и правильность ответов на этапе закрепления
нового материала.
Практическая часть урока
Выполняют индивидуальные задания
Анализ усвоения учащимися программного материала и
выставление оценок
Демонстрируют результаты самостоятельной
деятельности
Подведение итогов, выставление оценок
Рефлексия
– Эмоциональное отношение к учебе в конце урока.
– Характер возникающих трудностей в учебе и отношение
обучающихся к этим трудностям
1-трудно;
2-необходима помощь преподавателя;
3-интересно.
Домашние задание
6 Самостоятельная работа. Предлагаются
дифференцированные задания разного уровня сложности.
Низкий уровень сложности – Составить технологическую
карту на блюдо «Борщ из квашеной капусты с
картофелем».
Средний уровень сложности – Рассчитать необходимое
количество продуктов для приготовления 45 порций, 60
порций блюда «Борщ с квашеной капусты с картофелем»
Высокий уровень сложности – Пользуясь таблицей
взаимозаменяемости Сборника рецептур и кулинарных
изделий для п.о.п., определить количество сушеной
свеклы (при отсутствии свежей) для приготовления 50
порций «Борща с картофелем», если по рецептуре на одну
порцию расходуется 102гр. свеклы свежей.
.
Требование к качеству блюда «Борщ»
Внешний вид – борщ налит в глубокую тарелку, поставленную на подтарельник,
проложенный салфеткой.
Овощи сохранили форму нарезки.
На поверхности блестки жира, сметана, зелень.
Цвет – малиново-красный.
Вкус – кисло-сладкий без привкуса сырой свеклы.
Запах – бульона, с ароматом пассерованных овощей.
Консистенция – борща – густая; овощей – мягкая, не переваренная.
Температура подачи – не ниже 75ºС.