Напоминание

Использование элементов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы


Автор: Рявкина Ольга Владиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Волковская СОШ"
Населённый пункт: Свердловская область, Богдановичский район, с. Волковское
Наименование материала: статья
Тема: Использование элементов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Использование элементов технологии развития критического

мышления в образовательном процессе.

В

современных

условиях

образовательное

учреждение

является

о сновным

социальным

институтом,

обе спечивающим

у ч е б н о -

воспитательный процесс и реализующим все имеющиеся возможности для

достижения

основной

цели

образования

умственного

развития,

формирования физически, нравственно здоровой личности и развития ее

гражданского потенциала.

Общество

ставит

перед

школой

задачу

подготовки

выпускников,

способных:

-

гибко

адаптироваться

в

меняющихся

жизненных

ситуациях,

самостоятельно

приобретая

необходимые

знания,

умело

применяя

их

на

практике для решения возникающих проблем;

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных

группах,

уметь

работать

сообща

в

различных

областях,

в

различных

ситуациях,

предотвращая

или

умело

выходя

из

любых

конфликтных

ситуаций;

- грамотно использовать информацию (уметь собирать необходимые

для

решения

определенной

проблемы

факты,

анализировать

их,

делать

необходимые обобщения, сопоставления, делать аргументированные выводы,

применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,

интеллекта, культурного уровня.

В решении этих задач в моей педагогической деятельности помогает

технология РКМЧП. Она дает возможность совершенствовать имеющиеся

методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств. Вся работа в

этом

плане

направлена

на

самое

главное

создать

на

уроке

условия,

помогающие

обучающимся

самим

добывать

знания

на

основе

уже

имеющегося опыта, дать им что-то новое, ранее неизвестное. Преимущество

данной технологии вижу в возможности развивать критическое мышление

через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в

российской

педагогике

уделяется

много

внимания

формированию

информационной культуры обучающихся.

Современного

ученика

чрезвычайно

трудно

мотивировать

к

познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и

коммуникации.

Происходит

это

потому,

что

дети

часто

испытывают

серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным

предметам

и

по

языку,

прежде

всего.

На

мой

взгляд,

причина

этого

в

недостаточно

высоком

уровне

развития

мышления

и,

прежде

всего,

1

критического. А это очень важно для человека, который входит в новый век с

новым

обликом

познавательной

культуры.

Сегодня

вопрос

о

развитии

мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит

особенно

остро,

так

как

исследования

последнего

времени

выявили

у

школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять

знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно

себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не

нужна. Развивать мышление - значит развивать умение думать.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и

чужие

мысли,

тщательно

и

всесторонне

проверять

все

выдвигаемые

положения

и

выводы.

Человек

с

критическим

складом

ума

никогда

не

расценивает

свои

высказывания

и

суждения

как

абсолютно

верные.

Критическое

мышление

помогает

человеку

определить

собственные

приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие

индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень

индивидуальной

культуры

работы

с

информацией,

формирует

умение

анализировать

и

делать

самостоятельные

выводы,

прогнозировать

последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру

диалога в совместной деятельности. Умение мыслить критически – это не

выискивание

недостатков,

а

объективное

оценивание

положительных

и

отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Целью технологии развития критического мышления является развитие

мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в

жизни.

Основой

технологии

является

коммуникативно-деятельностный

принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим

занятий,

совместный

поиск

решения

проблем,

а

также

«партнерские»

отношения между педагогом и обучаемыми.

Уроки русского языка и литературы дают богатейшие возможности по

использованию технологии РКМЧП.

Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма.

Письмо очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса,

но и наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению.

Речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна.

Если нет оригинальных идей, то развитие речи невозможно. Вывод, речь и

критическое

мышление

надо

развивать

одновременно.

Именно

на

это

и

нацелена

технология

РКМЧП,

а

также

на

формирование

аналитического

мышления,

т.к.

выводит

на

ведущие

компетенции:

коммуникативную,

языковедческую, культуроведческую.

2

Во-вторых, на уроках русского языка и литературы ведётся работа с

текстами. Технология РКМЧП предлагает оригинальные приемы и методы

работы

с

текстом,

позволяющие

развивать

мыслительные

операции.

Возникает идеальное сочетание: богатый опыт анализа текста отечественной

стилистики

и

методы

и

приёмы

технологии

РКМЧП.

Обращаясь

к

художественному

тексту,

ученик

вступает

в

новый

диалог

диалог

с

писателем,

временем,

культурой,

познаёт

неистощимый

потенциал

слова,

окунается в удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится

мироощущением и переживанием.

В-третьих,

главная

цель

любого

урока

воспитание

личности,

человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать

факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать

свой взгляд на мир. Современная методика преподавания, к сожалению, не

всегда

позволяет

создать

в

классе

комфортные

условия

для

каждого

учащегося, атмосферу творчества.

Поэтому опыт преподавания в школе – это, прежде всего, поиск таких

методов

работы,

которые

позволили

бы

создавать

на

уроках

атмосферу

мыследеятельности и творчества. Очевидно, что современные дети не любят

читать, отвечать на вопросы учителя, не пишут сочинения, а механически

переписывают чужие мысли. Зачастую ребятам скучно на уроках потому, что

заученные правила не делают ребенка грамотным, а выученные даты жизни

писателя не позволяют понять то или иное произведение. Применение на

уроках технологии РКМЧП способно решить эту проблему. Именно поэтому

работа на уроках в режиме данной технологии мне показалась интересной.

3



В раздел образования