Автор: Рявкина Ольга Владиславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Волковская СОШ"
Населённый пункт: Свердловская область, Богдановичский район, с. Волковское
Наименование материала: статья
Тема: Использование элементов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Использование элементов технологии развития критического
мышления в образовательном процессе.
В
современных
условиях
образовательное
учреждение
является
о сновным
социальным
институтом,
обе спечивающим
у ч е б н о -
воспитательный процесс и реализующим все имеющиеся возможности для
достижения
основной
цели
образования
—
умственного
развития,
формирования физически, нравственно здоровой личности и развития ее
гражданского потенциала.
Общество
ставит
перед
школой
задачу
подготовки
выпускников,
способных:
-
гибко
адаптироваться
в
меняющихся
жизненных
ситуациях,
самостоятельно
приобретая
необходимые
знания,
умело
применяя
их
на
практике для решения возникающих проблем;
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных
группах,
уметь
работать
сообща
в
различных
областях,
в
различных
ситуациях,
предотвращая
или
умело
выходя
из
любых
конфликтных
ситуаций;
- грамотно использовать информацию (уметь собирать необходимые
для
решения
определенной
проблемы
факты,
анализировать
их,
делать
необходимые обобщения, сопоставления, делать аргументированные выводы,
применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,
интеллекта, культурного уровня.
В решении этих задач в моей педагогической деятельности помогает
технология РКМЧП. Она дает возможность совершенствовать имеющиеся
методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств. Вся работа в
этом
плане
направлена
на
самое
главное
–
создать
на
уроке
условия,
помогающие
обучающимся
самим
добывать
знания
на
основе
уже
имеющегося опыта, дать им что-то новое, ранее неизвестное. Преимущество
данной технологии вижу в возможности развивать критическое мышление
через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в
российской
педагогике
уделяется
много
внимания
формированию
информационной культуры обучающихся.
Современного
ученика
чрезвычайно
трудно
мотивировать
к
познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и
коммуникации.
Происходит
это
потому,
что
дети
часто
испытывают
серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным
предметам
и
по
языку,
прежде
всего.
На
мой
взгляд,
причина
этого
в
недостаточно
высоком
уровне
развития
мышления
и,
прежде
всего,
1
критического. А это очень важно для человека, который входит в новый век с
новым
обликом
познавательной
культуры.
Сегодня
вопрос
о
развитии
мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит
особенно
остро,
так
как
исследования
последнего
времени
выявили
у
школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять
знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно
себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не
нужна. Развивать мышление - значит развивать умение думать.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и
чужие
мысли,
тщательно
и
всесторонне
проверять
все
выдвигаемые
положения
и
выводы.
Человек
с
критическим
складом
ума
никогда
не
расценивает
свои
высказывания
и
суждения
как
абсолютно
верные.
Критическое
мышление
помогает
человеку
определить
собственные
приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие
индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень
индивидуальной
культуры
работы
с
информацией,
формирует
умение
анализировать
и
делать
самостоятельные
выводы,
прогнозировать
последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру
диалога в совместной деятельности. Умение мыслить критически – это не
выискивание
недостатков,
а
объективное
оценивание
положительных
и
отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Целью технологии развития критического мышления является развитие
мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в
жизни.
Основой
технологии
является
коммуникативно-деятельностный
принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим
занятий,
совместный
поиск
решения
проблем,
а
также
«партнерские»
отношения между педагогом и обучаемыми.
Уроки русского языка и литературы дают богатейшие возможности по
использованию технологии РКМЧП.
Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма.
Письмо очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса,
но и наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению.
Речевая деятельность без развития мыслительной деятельности невозможна.
Если нет оригинальных идей, то развитие речи невозможно. Вывод, речь и
критическое
мышление
надо
развивать
одновременно.
Именно
на
это
и
нацелена
технология
РКМЧП,
а
также
на
формирование
аналитического
мышления,
т.к.
выводит
на
ведущие
компетенции:
коммуникативную,
языковедческую, культуроведческую.
2
Во-вторых, на уроках русского языка и литературы ведётся работа с
текстами. Технология РКМЧП предлагает оригинальные приемы и методы
работы
с
текстом,
позволяющие
развивать
мыслительные
операции.
Возникает идеальное сочетание: богатый опыт анализа текста отечественной
стилистики
и
методы
и
приёмы
технологии
РКМЧП.
Обращаясь
к
художественному
тексту,
ученик
вступает
в
новый
диалог
–
диалог
с
писателем,
временем,
культурой,
познаёт
неистощимый
потенциал
слова,
окунается в удивительный мир чувств, в котором мировоззрение становится
мироощущением и переживанием.
В-третьих,
главная
цель
любого
урока
–
воспитание
личности,
человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать
факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать
свой взгляд на мир. Современная методика преподавания, к сожалению, не
всегда
позволяет
создать
в
классе
комфортные
условия
для
каждого
учащегося, атмосферу творчества.
Поэтому опыт преподавания в школе – это, прежде всего, поиск таких
методов
работы,
которые
позволили
бы
создавать
на
уроках
атмосферу
мыследеятельности и творчества. Очевидно, что современные дети не любят
читать, отвечать на вопросы учителя, не пишут сочинения, а механически
переписывают чужие мысли. Зачастую ребятам скучно на уроках потому, что
заученные правила не делают ребенка грамотным, а выученные даты жизни
писателя не позволяют понять то или иное произведение. Применение на
уроках технологии РКМЧП способно решить эту проблему. Именно поэтому
работа на уроках в режиме данной технологии мне показалась интересной.
3