Автор: Бодрова Юлия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: пгт Пангоды
Наименование материала: статья
Тема: Метод учебного проекта в рамках урока
Раздел: начальное образование
Метод проектов в работе учителя начальных классов
В наше время учителю постоянно приходится искать новые формы
проведения
урока,
потому
что
современных
детей
мало
чем
удивишь.
Учителю в этих условиях приходится не просто работать. Тем более сфера
интересов и увлечений ребят дифференцировать достаточно сложно. Но
главное для них - это деятельность. Поэтому перепробовав различные пути
с д е л а т ь
п р о ц е с с
о б у ч е н и я
и н т е р е с н ы м ,
у в л е к а т е л ь н ы м ,
доступным, понятным и результативным, отдала предпочтение технологии
метода проекта.
Метод
проекта
неновый,
он
появился
в
конце
19
века,
в
США,
основоположником его стал Джон Дьюи – педагог, психолог (1859-1952).
Суть, которого «Школа – не подготовка к будущему, а активная жизнь в
настоящем». В России метод проектов не прижился, на долгое время о нем
забыли. Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном
образовании к этой технологии вновь возник интерес.
В словаре иностранных слов дается такое толкование слова «проект»:
«Проект»
(от
лат.)
брошенный
вперед
или
другое
его
значение
«план,
замысел».
Мне
близка
точка
зрения
Е.С.
Полат,
которая
характеризует
проектную
технологию
«как
совокупность
приемов,
позволяющих
в
определенной
их
последовательности
организовать
самостоятельную
деятельность обучающихся»
Созданные
условия
информатизации
в
нашей
школе
открыли
возможность для меня и моих учащихся изучать учебный материал в новом
образовательном
формате
с
использованием
всего
многообразия
средств ИКТ, сейчас я говорю о сетевых учебных проектах. Такие проекты
относятся к долговременным и занимают по срокам выполнения от 1,5 до 2-
х
месяцев.
Участвуя
в
них,
мои
учащиеся,
вышли
далеко
за
рамки
образовательного
учреждения,
расширили рамки изучаемого материла в
учебнике.
Помимо
всего
прочего
этот
процесс
был
настолько
увлекательным и затянул нас так незаметно и глубоко, что уроки мои стали
больше
походить
на
мини-проекты.
Работая
в
системе
развивающего
обучения, где весь материал строится по принципу проблемного обучения,
технология проектирования легко вписалась в наш формат, тем более, что
способ достижения намеченного результата предусматривает проработку
всего пути с четкой ориентацией на заданную цель.
Замечу, что объем информации удваивается раз в 10 лет. Возможности
человека к её усвоению неизменны. Достичь результат необходимо во что
бы то ни стало в рамках урока и научить учитель обязан каждого (ФГОС).
На помощь мне пришла технология метода проекта, которая позволяет
построить работу по группам таким образом, что мы с ребятами можем
отработать на уроке тему с разных сторон, а учащимся выбрать близкое по
интересам свое направление в рамках общей темы.
Немного теории:
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или
игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные
способы;
направленная
на
достижение
общего
результата
по
решению
какой-либо
проблемы,
значимой
для
участников
проекта.
(М.Ю.
Бухаркина)
Метод
учебного
проекта
–
это
одна
из
личностно-ориентированных
технологий,
способов
организации
самостоятельной
деятельности
учащихся,
направленный
на
решение
задачи
учебного
проекта,
интегрирующий
в
себе
проблемный
подход,
групповые
методы,
рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие
методики. (Н.Ю. Пахомова)
Получается, что проект – это особая философия образования.
Информационное пространство современного школьника очень велико. В
школе
мы
решаем
разные
задачи. В
связи
с
этим
и
проекты
классифицируются следующим образом:
Практико-ориентированный (нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика) – часто используемый
мной в решении учебной задачи;
Исследовательский (по
структуре
напоминает
подлинно
научное
исследование)
Информационный (направлен
на
сбор
информации
о
каком-то
объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для
широкой аудитории)
В своей практике использую все три типа проектов. Считаю эту технологию
самой оптимальной, потому что она позволяет создать ситуацию открытого
общения,
позволяет
каждому
учащемуся
проявить
инициативу,
самостоятельность, избирательность в способах своей работы, позволяет
погрузиться в усвоение темы.
Прежде
всего
рассматриваю
работу
над
проектами
как
способ
формирования УУД (универсальных учебных действий):
организационных (регулятивных);
интеллектуальных (познавательных);
оценочных (личностных);
коммуникативных.
Моим учащимся уже не в новинку работать совместно над мини-проектами.
Частенько
использую
их
на
уроках
окружающего
мира,
технологии,
литературного чтения, реже на уроках русского языка и математики. Не
каждая тема может быть проведена с использованием технологии метода
проекта.
Организация
проектной
деятельности
учащихся
на
уроке
мной
организуется по принципу 5 «П»:
Проблема
Проектирование/планирование
Поиск информации (выполнение плана)
Продукт
Презентация
Алгоритм
взаимодействия
с
учащимися
на
уроке
строится
следующим
образом:
I Постановка учебной задачи (ставится проблема)
II
Учебные
действия
(планирование,
поиск
информации,
продукт
–
оформление результатов, презентация – доклад)
III
Самоконтроль
и
самооценка
(рефлексия
–
оценка
процесса
и
результата).
Очень важен третий этап, т.к. без рефлексии невозможно планирование в
дальнейшем.
Что
должен
учитывать
учитель
при
планировании
своей
работы
в
технологии проектирования:
1)
Возрастные
возможности,
личные
потребности,
индивидуальные
особенности.
2) Не навязывать проблему учащимся.
3) Пробуждает интерес учащихся.
4) Способствует
раскрытию
творческих,
и н т е л л е к т у а л ь н ы х
способностей.
Какая должна быть проблема?
Значимая, важная, интересная;
Представлять реальную задачу.
Проектирование
–
это
целенаправленная
деятельность,
ведущая
к
достижению эффективных решений.
По
количеству
участников
работы
над
проектом,
делю
на
пары,
либо
группы. При организации групповой работы, у ребят имеются свои роли.
Распределяют роли самостоятельно. Обязательно в каждой группе у нас
командир,
докладчик,
хронометрист.
В
зависимости
от
ситуации,
у
нас
могут быть критики, аналитики, эрудиты, секретари. Нужно сказать, что
роли у детей каждый раз меняются. Таким образом каждый ребенок может
попробовать себя в разной роли.
Считаю, чтобы вовлечь учащихся начальных классов в активную учебную
деятельность надо их удивлять! Необходимо организовывать и проводить
уроки так, чтобы учащихся манила неизведанность, они ощущали радость и
успех от своих достижений, которые являются основным рычагом в учебно-
познавательной
деятельности.
А
если
ещё
предоставить
возможность
свободного передвижения во время урока по классному кабинету, то успех
гарантирован!
Следуя этой логике, для обеспечения комфортной работы над темой мною
разрабатывается маршрутный лист с отметкой о выполнении.
В чем-то он
напоминает лист планирования (адаптировала для младших школьников). В самом
начале
этого
листа
даю небольшой инструктаж. (Помним, что младшему
школьнику
большой
текст
прочитать
и
осознать
очень
сложно,
нужно
экономить время урока, большую часть времени на выполнение задания). В
этом листе представляю поэтапное самостоятельное овладение учебным
материалом. Это может быть работа с текстом учебника, работа с печатной
информацией, поиск в интернете. Обязательно на этом листе даю советы по
выполнению работы и предлагаю, как вариант пример оформления.
Таким образом, учу учащихся, взаимодействию в группе, пониманию того,
что общий успех команды возможен лишь при условии высокой активности
и эффективности деятельности каждого.
В итоге урока ребята обязательно работают с оценочным листом группы. В
этом листе прописываю критерии оценки:
участие
в
планировании
(здесь
имеется
в
виду
распределение
деятельности);
участие в работе группы над поставленной задачей (реализация);
выступление от имени группы;
дополнение ответа выступающего;
умение работать в команде;
сумма набранных баллов.
Стимулом для плодотворной работы на уроке стала накопительная система
баллов, которая позволяет выставить оценки в конце урока всем учащимся.
Одной из особенностей проведения таких уроков является двигательная
активность учащихся. В то же время, учащиеся открывают для себя новые
знания. Они обнаруживают, исследуют, совершают разнообразные учебные
действия, преобразуют, предлагают, оформляют результат своей учебной
деятельности в виде лэпбука.
Уроки-проекты
—
это
новая
инновационная
форма
организации
и
проведения учебного занятия, где в полной мере реализуется системно-
деятельностный подход.
Проведение
уроков
с
использованием
технологии
метода
проектов
помогает сформировать современные ключевые компетенции:
учебно-познавательной
деятельности:
постановка
и
решение
познавательных задач;
деятельности
как
таковой:
умение
играть,
соблюдая
правила,
трудиться, заниматься элементами исследовательской деятельности;
информационных
технологий:
прием,
переработка
и
выдача
информации;
компетенции
социального
взаимодействия
в
команде,
навыков
работы
в
группе
умения
распределять
обязанности,
приходить
на
выручку партнерам по команде.