Напоминание

Метод учебного проекта в рамках урока


Автор: Бодрова Юлия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: пгт Пангоды
Наименование материала: статья
Тема: Метод учебного проекта в рамках урока
Раздел: начальное образование





Назад




Метод проектов в работе учителя начальных классов

В наше время учителю постоянно приходится искать новые формы

проведения

урока,

потому

что

современных

детей

мало

чем

удивишь.

Учителю в этих условиях приходится не просто работать. Тем более сфера

интересов и увлечений ребят дифференцировать достаточно сложно. Но

главное для них - это деятельность. Поэтому перепробовав различные пути

с д е л а т ь

п р о ц е с с

о б у ч е н и я

и н т е р е с н ы м ,

у в л е к а т е л ь н ы м ,

доступным, понятным и результативным, отдала предпочтение технологии

метода проекта.

Метод

проекта

неновый,

он

появился

в

конце

19

века,

в

США,

основоположником его стал Джон Дьюи – педагог, психолог (1859-1952).

Суть, которого «Школа – не подготовка к будущему, а активная жизнь в

настоящем». В России метод проектов не прижился, на долгое время о нем

забыли. Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном

образовании к этой технологии вновь возник интерес.

В словаре иностранных слов дается такое толкование слова «проект»:

«Проект»

(от

лат.)

брошенный

вперед

или

другое

его

значение

«план,

замысел».

Мне

близка

точка

зрения

Е.С.

Полат,

которая

характеризует

проектную

технологию

«как

совокупность

приемов,

позволяющих

в

определенной

их

последовательности

организовать

самостоятельную

деятельность обучающихся»

Созданные

условия

информатизации

в

нашей

школе

открыли

возможность для меня и моих учащихся изучать учебный материал в новом

образовательном

формате

с

использованием

всего

многообразия

средств ИКТ, сейчас я говорю о сетевых учебных проектах. Такие проекты

относятся к долговременным и занимают по срокам выполнения от 1,5 до 2-

х

месяцев.

Участвуя

в

них,

мои

учащиеся,

вышли

далеко

за

рамки

образовательного

учреждения,

расширили рамки изучаемого материла в

учебнике.

Помимо

всего

прочего

этот

процесс

был

настолько

увлекательным и затянул нас так незаметно и глубоко, что уроки мои стали

больше

походить

на

мини-проекты.

Работая

в

системе

развивающего

обучения, где весь материал строится по принципу проблемного обучения,

технология проектирования легко вписалась в наш формат, тем более, что

способ достижения намеченного результата предусматривает проработку

всего пути с четкой ориентацией на заданную цель.

Замечу, что объем информации удваивается раз в 10 лет. Возможности

человека к её усвоению неизменны. Достичь результат необходимо во что

бы то ни стало в рамках урока и научить учитель обязан каждого (ФГОС).

На помощь мне пришла технология метода проекта, которая позволяет

построить работу по группам таким образом, что мы с ребятами можем

отработать на уроке тему с разных сторон, а учащимся выбрать близкое по

интересам свое направление в рамках общей темы.

Немного теории:

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или

игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные

способы;

направленная

на

достижение

общего

результата

по

решению

какой-либо

проблемы,

значимой

для

участников

проекта.

(М.Ю.

Бухаркина)

Метод

учебного

проекта

это

одна

из

личностно-ориентированных

технологий,

способов

организации

самостоятельной

деятельности

учащихся,

направленный

на

решение

задачи

учебного

проекта,

интегрирующий

в

себе

проблемный

подход,

групповые

методы,

рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие

методики. (Н.Ю. Пахомова)

Получается, что проект – это особая философия образования.

Информационное пространство современного школьника очень велико. В

школе

мы

решаем

разные

задачи. В

связи

с

этим

и

проекты

классифицируются следующим образом:

Практико-ориентированный (нацелен на социальные интересы самих

участников проекта или внешнего заказчика) – часто используемый

мной в решении учебной задачи;

Исследовательский (по

структуре

напоминает

подлинно

научное

исследование)

Информационный (направлен

на

сбор

информации

о

каком-то

объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для

широкой аудитории)

В своей практике использую все три типа проектов. Считаю эту технологию

самой оптимальной, потому что она позволяет создать ситуацию открытого

общения,

позволяет

каждому

учащемуся

проявить

инициативу,

самостоятельность, избирательность в способах своей работы, позволяет

погрузиться в усвоение темы.

Прежде

всего

рассматриваю

работу

над

проектами

как

способ

формирования УУД (универсальных учебных действий):

организационных (регулятивных);

интеллектуальных (познавательных);

оценочных (личностных);

коммуникативных.

Моим учащимся уже не в новинку работать совместно над мини-проектами.

Частенько

использую

их

на

уроках

окружающего

мира,

технологии,

литературного чтения, реже на уроках русского языка и математики. Не

каждая тема может быть проведена с использованием технологии метода

проекта.

Организация

проектной

деятельности

учащихся

на

уроке

мной

организуется по принципу 5 «П»:

Проблема

Проектирование/планирование

Поиск информации (выполнение плана)

Продукт

Презентация

Алгоритм

взаимодействия

с

учащимися

на

уроке

строится

следующим

образом:

I Постановка учебной задачи (ставится проблема)

II

Учебные

действия

(планирование,

поиск

информации,

продукт

оформление результатов, презентация – доклад)

III

Самоконтроль

и

самооценка

(рефлексия

оценка

процесса

и

результата).

Очень важен третий этап, т.к. без рефлексии невозможно планирование в

дальнейшем.

Что

должен

учитывать

учитель

при

планировании

своей

работы

в

технологии проектирования:

1)

Возрастные

возможности,

личные

потребности,

индивидуальные

особенности.

2) Не навязывать проблему учащимся.

3) Пробуждает интерес учащихся.

4) Способствует

раскрытию

творческих,

и н т е л л е к т у а л ь н ы х

способностей.

Какая должна быть проблема?

Значимая, важная, интересная;

Представлять реальную задачу.

Проектирование

это

целенаправленная

деятельность,

ведущая

к

достижению эффективных решений.

По

количеству

участников

работы

над

проектом,

делю

на

пары,

либо

группы. При организации групповой работы, у ребят имеются свои роли.

Распределяют роли самостоятельно. Обязательно в каждой группе у нас

командир,

докладчик,

хронометрист.

В

зависимости

от

ситуации,

у

нас

могут быть критики, аналитики, эрудиты, секретари. Нужно сказать, что

роли у детей каждый раз меняются. Таким образом каждый ребенок может

попробовать себя в разной роли.

Считаю, чтобы вовлечь учащихся начальных классов в активную учебную

деятельность надо их удивлять! Необходимо организовывать и проводить

уроки так, чтобы учащихся манила неизведанность, они ощущали радость и

успех от своих достижений, которые являются основным рычагом в учебно-

познавательной

деятельности.

А

если

ещё

предоставить

возможность

свободного передвижения во время урока по классному кабинету, то успех

гарантирован!

Следуя этой логике, для обеспечения комфортной работы над темой мною

разрабатывается маршрутный лист с отметкой о выполнении.

В чем-то он

напоминает лист планирования (адаптировала для младших школьников). В самом

начале

этого

листа

даю небольшой инструктаж. (Помним, что младшему

школьнику

большой

текст

прочитать

и

осознать

очень

сложно,

нужно

экономить время урока, большую часть времени на выполнение задания). В

этом листе представляю поэтапное самостоятельное овладение учебным

материалом. Это может быть работа с текстом учебника, работа с печатной

информацией, поиск в интернете. Обязательно на этом листе даю советы по

выполнению работы и предлагаю, как вариант пример оформления.

Таким образом, учу учащихся, взаимодействию в группе, пониманию того,

что общий успех команды возможен лишь при условии высокой активности

и эффективности деятельности каждого.

В итоге урока ребята обязательно работают с оценочным листом группы. В

этом листе прописываю критерии оценки:

участие

в

планировании

(здесь

имеется

в

виду

распределение

деятельности);

участие в работе группы над поставленной задачей (реализация);

выступление от имени группы;

дополнение ответа выступающего;

умение работать в команде;

сумма набранных баллов.

Стимулом для плодотворной работы на уроке стала накопительная система

баллов, которая позволяет выставить оценки в конце урока всем учащимся.

Одной из особенностей проведения таких уроков является двигательная

активность учащихся. В то же время, учащиеся открывают для себя новые

знания. Они обнаруживают, исследуют, совершают разнообразные учебные

действия, преобразуют, предлагают, оформляют результат своей учебной

деятельности в виде лэпбука.

Уроки-проекты

это

новая

инновационная

форма

организации

и

проведения учебного занятия, где в полной мере реализуется системно-

деятельностный подход.

Проведение

уроков

с

использованием

технологии

метода

проектов

помогает сформировать современные ключевые компетенции:

учебно-познавательной

деятельности:

постановка

и

решение

познавательных задач;

деятельности

как

таковой:

умение

играть,

соблюдая

правила,

трудиться, заниматься элементами исследовательской деятельности;

информационных

технологий:

прием,

переработка

и

выдача

информации;

компетенции

социального

взаимодействия

в

команде,

навыков

работы

в

группе

умения

распределять

обязанности,

приходить

на

выручку партнерам по команде.



В раздел образования