Автор: Шастина Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Самковская школа"
Населённый пункт: п.Самково
Наименование материала: презентация
Тема: Путешествие в историю математики, КВН
Раздел: начальное образование
FokinaLida.75@mail
ПУТЕШЕСТВИЕ В
ИСТОРИЮ МАТЕМАТИКИ
Цели: познакомить с историей математики, учить
правильно формировать представление о развитии
математической науки; развивать познавательный
интерес к математике и истории; закрепить приемы
устных вычислений.
FokinaLida.75@mail
И100рия
история
Вы узнаете интересные
сведения из истории счёта,
измерений и математики.
FokinaLida.75@mail
«КАК ПОЯВИЛИСЬ МЕРЫ ДЛИНЫ»
В Древнем Египте основной мерой длины служил
локоть. Он делился на семь ладоней, а ладонь на
четыре пальца.
- В Англии существовал дюйм ( 2см 5 мм), в
переводе на русский – большой палец; фут (30 см)
– нога.
- В Японии существовала мера, называемая
лошадиным башмаком. Она была равна пути,
в течение которого изнашивалась
соломенная подошва, привязанная к копытам
лошади.
FokinaLida.75@mail
На Руси использовали маховую сажень (176 см)
- Расстояние между раскинутыми в сторону
руками – это косая сажень, т.е. расстояние от
каблука правой ноги до кончиков пальцев
вытянутой вверх левой руки. Это – 248 см.
сажень – 2 м 13 см,
вершок – 4 см 4 мм,
дюйм – 2 см 5 мм
FokinaLida.75@mail
«КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ»
Первобытные люди не умели считать. Учителем была сама
жизнь. Сначала наши предки научились из многих
предметов выделять один. Из стаи волков – вожака, из
стада оленей – одного оленя. Добывая пищу, людям
приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно
старший ставил двух охотников за берлогой, трех – с одной
стороны, трех – с другой. Для этого он должен был уметь
считать. Но он не знал названия чисел и показывал на
пальцах.
-Сначала человек считал с помощью 10 пальцев. Когда
приходилось считать большое количество предметов, в
счете принимало участие несколько человек. Один считал
единицы, другой десятки, третий – сотни.
FokinaLida.75@mail
«КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ
ЧИСЛА»
Очень разными и даже забавными были первые
цифры. В Древнем Египте числа первого десятка
записывались при помощи палочек: 1- I , 2 - II ,
число 10 обозначалось дугой. Чтобы записать число
15, нужно было записать дугу и 5 палочек. Для сотни
был придуман крючок, для тысячи – значок вроде
цветка. Десять тысяч обозначали, нарисовав палец,
сто тысяч обозначали лягушкой, а миллион –
фигуркой с поднятыми руками
FokinaLida.75@mail
- Большим достижением стало введение
нуля, который при записи чисел указывал
на пропущенный разряд. Способ записи
любого числа с использованием всего
десятка цифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 был
изобретен в Индии. Эта система оказалась
настолько простой, что быстро
распространилась по всем странам, а так
как распространили ее именно арабы, а не
индусы, то эти цифры мы стали называть
арабскими.
FokinaLida.75@mail
Чему учат в школе (Математическая песня)
В мире сложном и большом,
В том, в котором мы живем,
Мы все время отнимаем, прибавляем.
Дома, в школе, во дворе,
На работе и в игре
Мы считаем, мы считаем, мы считаем.
«Плюс» и «минус» тут и там.
Пусть они помогут нам,
Пусть прибавят нам терпенья и удачи.
С ними легче будет жить,
Пусть помогут нам решить
На уроке все примеры и задачи
FokinaLida.75@mail
КВН для 3 класса
«И прекрасна, и сильна
математики страна!»
Математика! Мир без нее был не
интересным. Не было бы научных
открытий ни на море, ни на суше, ни
во Вселенной. Поспешим же
совершить необыкновенное
путешествие в мир занимательных
задач, загадок и вопросов.
FokinaLida.75@mail
КОНКУРС «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
РАЗМИНКА»
Каждая команда
получает по 9 вопросов.
Ответить на них нужно в
течение 3 минут
.
FokinaLida.75@mail
КОНКУРС
КАПИТАНОВ
Задание 1. Поставьте вместо вопросительных знаков
название цифр так, чтобы получились имена
существительные.
Задание первому капитану:
По?л Р?а ак?са
Задание второму капитану:
С?жка ?янин Смор?а
FokinaLida.75@mail
подвал, Родина, актриса
стрижка, семьянин,
смородина
FokinaLida.75@mail
Задание 2. Поставьте после каждой
цифры знак «+» или «-» так, чтобы
равенство стало верным.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 9
0+ 1+ 2+ 3+ 4+ 5+ 6 +7+ 8 – 9= 9
0 +1 +2+3-4 +5 -6+7-8+9=9
FokinaLida.75@mail
КОНКУРС «ТЫ МНЕ, Я ТЕБЕ»
1.В 1557 году английский
математик Рекорд извлек: «Нет
ничего более равного, чем две
параллельные прямые». Какой
математический знак он
изобрел?
FokinaLida.75@mail
Как из 4 палочек сделать
15? Вместе с вопросом
команда получает 4
счетные палочки. Следует
предупредить, что их
нельзя ломать
FokinaLida.75@mail
1.В древнекитайской «Книге
перемен» (VIII в. до н.э.)
приведены следующие 9
чисел:
4 9 2
3 5 7
8 1 6
-что они обозначают?
FokinaLida.75@mail
У южноамериканского
племени таманаки число 6
– это палец другой руки, 11
– один палец ноги. А как
по- таманакски будет 21?
FokinaLida.75@mail
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНКУРС
Перед вами древнерусские меры
длины: локоть, верста, аршин,
сажень, часть, пять, вершок. Каждая
команда, получив карточки с
названиями этих мер, должна
расположить их по мере убывания.
Выиграет команда, которая быстрее
выполнит это задание
FokinaLida.75@mail
Объясните значение следующих
выражений:
1-я команда: «От горшка два
вершка»
2-я команда: «Косая сажень в
плечах»
FokinaLida.75@mail
Вы отвечали правильно и
дружно,
И у жюри сомнений нет:
Сегодня победила дружба-
Владычица побед!