Автор: Аксёнов Александр Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Астрадамовка
Населённый пункт: село Астрадамовка Ульяновской области
Наименование материала: Методическая статья
Тема: "Упражнения, направленные на усвоение учащимися техники игры "Баскетбол""
Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Астрадамовка
Сурского района Ульяновской области
Методическая статья
по теме: «Упражнения, направленные на усвоение учащимися
техники игры «Баскетбол»»
Автор:
учитель физической культуры
МОУ СОШ с. Астрадамовка
Аксенов Александр Николаевич
Астрадамовка, 2014
1
Введение
Физическое
воспитание
-
одно
из
необходимых
условий
правильной: развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства
дает человек) физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и
быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы.
Полноценное
физическое
развитие
детей
возможно
лишь
при
комплексном
использовании
средств
физического
воспитания:
природных
факторов,
гигиенических
мероприятий
и
физических
упражнений.
Большое
место
во
всестороннем
физическом
развитии
детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных
игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное
значение для разносторонней физической подготовленности детей.
В
современной
жизни
все
больше
использование
занятий
физическими
упражнениями
направлено
не
на
достижение
высоких
результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие
массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее
эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры
(Матвеев Л.П, 1991).
Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого
подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так
и в защите.
Баскетбол является одним из средств физического развития
и воспитания молодежи (Портнов Ю.М., 1997)
В
соответствии
с
комплексной
программой
физического
воспитания школьников (Матвеев Л.П., 1995) баскетбол является одним
из
средств
физического
воспитания.
Техника
игры
в
баскетбол
многообразна. Важнейшим техническим приемом являются броски. От
точности броска, в конечном счете, зависит успех в игре. Броском мяча
школьники начинают обучаться в 5-х классах. Однако, мы не нашли
данных
литературы,
отражающих
уровень
обучаемости
школьников
2
броскам, которые изучаются, по школьной программе. Знание уровня
обучаемости
и
динамики
становления
техники
броска
позволит
учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие
обучение
на
более
высоком
уровне.
Поэтому
данная
методическая
разработка актуальна.
3
Методика проведения занятий по баскетболу
Основной формой организации и проведения учебных занятий по
баскетболу
в
школе
является
урок.
Урочная
форма
физического
воспитания более вариативна и гибка, поэтому может быть использована
в работе с любым контингентом.
В настоящее время в системе физического воспитания принята
структура
урока,
состоящая
из
трех
взаимосвязанных
частей:
1.
Подготовительная
часть
(15мин).
Задачи
подготовительной
части
занятия:
- Организация занимающихся;
- Подготовку их для наиболее успешного решения задач основной
части занятия.
Средствами подготовительной части занятия являются:
- Строевые упражнения;
- Упражнения на внимание;
- Различные виды ходьбы, бега, прыжков;
-
Общеразвивающие,
подготовительные,
подводящие
упражнения;
- Ранее изученные упражнения из техники баскетбола.
При
проведении
подготовительной
части
урока
необходимо
придерживаться следующих рекомендаций:
-
Подготовить
заблаговременно
инвентарь
и
место
для
проведения занятий;
Начинать занятие с построения и постановки задач;
Проводить подготовительную часть без значительных пауз;
-
При
проведении
строевых
и
общеразвивающих
упражнений
пользоваться
общепринятой
гимнастиче ской
терминологией;
-
Чередовать
упражнения,
чтобы
обеспечить
нагрузку
на
различные части тела и группы мышц;
4
-
Чередовать
силовые,
по
характеру
выполнения
упражнений,
с
упражнениями
на
растяжение
и
расслабление,
медленные с быстрыми, а также разнообразить темп выполнения;
-
Использовать
подвижные
игры,
которые
являются
подготовительными к баскетболу.
2. Основная часть (60 мин.).
Задачи основной части занятия:
- Изучение и совершенствование техники игры в нападении
и защите;
- Освоение элементов тактики в нападении и защите;
-
Повышение
физиче ской
п од гото вл е н н о с т и
занимающихся;
- Воспитание у занимающихся специальных двигательных
качеств;
-
Обучение
занимающихся
применять
приобретенные
умения
и
навыки
в
различных
условиях
игровой
деятельности.
Средства основной части занятия:
- Подготовительные, подводящие, специальные по
технике и тактике упражнения;
- Подвижные игры;
- Учебные и двусторонние игры в баскетбол. Рекомендации
по проведению основной части занятия:
-
Необходимо стремиться
использовать максимальное
количество мячей;
-
Применять
поточную,
игровую
форму
занятий,
круговую тренировку;
-
При
обучении
элементам
техники
и
тактики
игры
в
баскетбол соблюдать последовательность этапов обучения, а именно:
ознакомление
с
приемом,
разучивание
приема
в
упрощенных
5
условиях, изучение в усложненных условиях и закрепление приема в
игровых условиях.
Учебные игры должны носить целевую игровую направленность,
строго регламентировать действия играющих. В двухсторонних играх
занимающиеся выполняют все ране разученные технические приемы и
тактические действия произвольно.
В "процессе обучения игры в баскетбол используются следующие
методы:
словесный
(вербальный),
наглядный
(визуа льный),
словесн/ьнаглядный,
целостный
(основной),
расчлененный,
метод
сопряженных
воздействий,
метод
срочной
информации,
метод
двигательной информации, соревновательный и игровой методы.
3. Заключительная часть (5 мин) предназначена для завершения
работы
преподавателя,
приведения
организма
в
оптимальное
для
последующей деятельности состояния.
Для решения данных задач используются следующие упражнения:
- Имитационный;
- На внимание;
- На координацию движений;
- На дыхание и расслабление;
- Малоподвижные игры.
Игнорировать заключительную часть занятия не рекомендуется.
6
Характеристика,
классификация
и
значение
бросков
в
современном баскетболе
Современная
тенденция
игры
определяет
направленность
технической подготовки. Высоких результатов можно достичь только
при высоком уровне технической подготовленности игроков. Для этого
баскетболист должен:
1) владеть известными современному баскетболу приемами игры и
уметь осуществлять их в разных условиях;
2)
уметь
сочетать
приемы
друг
с
другом
в
любой
последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность
действий,
сочетая
различные
приемы
в
условиях
единоборства
с
противником;
3) владеть комплексом приемов, которыми в игре
приходиться
пользоваться
чаще,
и
выполнять
их
с
наибольшим
эффектом;
4)
постоянно
совершенствовать
приемы,
улучшая
общую
согласованность и скорость их выполнения (Портнов Ю.М., 1988).
Броски
по
кольцу
-
важнейший
технический
элемент
игры,
конечная
цель
всех
действий
на
площадке.
Игроки
любого
класса
обычно уделяют тренировке бросков наибольшее внимание и работают
над ними особенно тщательно. В задачу тренера входит направление
этой работы, ее дозировка и исправление технических ошибок. Тренер
вместе с игроком определяет оптимальный способ броска, исходя из
физических
возможностей,
двигательных
навыков
и
психологических особенностей игрока. После этого начинается сложная
и очень важная работа по отработке технического исполнения броска,
доведения
его
до
совершенства.
Броски
различаются
по
типу
их
исполнения: одной или двумя руками; по способу исполнения: с места, в
прыжке,
в
движении,
после
прохода,
после
обманного
движения,
крюком,
полукрюком,
броском
сверху;
по
расстоянию
от
кольца:
7
ближние (0-3 м), средние (3-5 м) и дальние (из-за линии радиусом 6,25
м),
или
трехочковые
броски.
Тренировать
броски
по
кольцу
можно
индивидуально, без сопротивления, с пассивным сопротивлением
(используя
стул,
манекен-чучело),
с
активным
сопротивлением
защитников, в парах, тройках, группах, в состоянии утомления и
психологического напряжения
Начинать тренировку бросков лучше всего с расстояния в 1,5-2 м,
направляя мяч в кольцо так, чтобы он проходил сквозь него, не касаясь
дужек. В качестве инвентаря можно использовать обыкновенный стул -
броски
выполняются
стоя
на
стуле,
сидя,
стоя
на
коленях.
Затем
расстояние до щита увеличивается, игрок постепенно отходит от кольца
на свои обычные позиции для атаки.
Точность броска зависит прежде всего от техники - доведенной до
автоматизма, стабильной и рациональной, а также от психологических
свойств -
смелости
и
уверенности
в
своих
действиях,
собранности, умения противостоять сопернику.
Поставить
правильный
в
техническом
отношений
бросок
необходимо
в
самой
ранней
стадии
обучения,
поскольку
исправлять
ошибки
в
технике
броска
значительно
сложнее,
чем
сразу
обучить
правильному
выполнению
его.
Игрокам
полезно
по стоянно
просматривать кинопрограммы лучших снайперов, с тем чтобы учиться
правильной
постановке
кисти,
положению
рук,
ног,
корпуса,
выполнению
прыжка.
Еще
полезнее
увидеть
действия
известного
снайпера на тренировке, когда он совершает бросок по кольцу. Хорошо,
если
тренер
сам
может
продемонстрировать
правильное
выполнение
броска, но еще важнее, если он подмечает все технические ошибки
учеников
и
умеет
их
исправлять.
Ценный
опыт
можно
получить,
наблюдая, как бросают по кольцу лучшие игроки НБА, России, Латвии и
других
стран,
даже
если
смотреть
их
игру
не
на
площадке,
а
по
телевидению.
8
Очень
часто
знаменитый
снайпер
становится
кумиром
для
начинающего
игрока
и,
пожалуй,
подражание
кумиру
-
один
из
успешных
путей
к
достижению
цели:
приобретению
навыков
стабильного и точного броска.
В баскетболе успех команды обеспечивает точный завершающий
бросок. До недавнего времени, да и в настоящие дни основное средство
нападения -это бросок одной рукой сверху в прыжке. В состязаниях
сильнейших
мужских
команд
мира
до
70%
всех
Бросков
с
игры
выполняются именно этим способом, с различных дистанций.
Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных
их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как
организационную
структуру
движений
при
броске.
Баскетбольные
снайперы .отличаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не
отличаются в основах техники - биомеханических принципах движений
- рук, ног, туловища при направлении мяча точно в корзину. Основы
техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя
бросающей руки не одинаковы у разных снайперов (Яхонтов Е.Р., 1987).
Броски
в
корзину
-
важнейший
элемент
в
баскетболе.
Чтобы
выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это
достигается посредством более точных бросков. Все остальные приемы
игры
служат
созданию
условий
для
овладения
корзинкой.
Чтобы
приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать
корзину (Линдберг Ф., 1971).
Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из
шести бросков:
1) двумя руками снизу;
2) одной рукой снизу;
3) двумя руками с места;
4) одной рукой с места;
5) бросок в прыжке;
9
6) крюком.
Хотя
некоторая
модификация
и
необходима
для
выполнения
различных дистанций и в различных у&ювиях, перечисленные выше
броски обеспечивают основу для выполнения любого другого (Коузи Б.,
Пауэр Ф., 1975).
Классификация бросков корзину (Портнов Ю.М., 1997)
выглядит следующим образом:
1) броски двумя руками; броски одной рукой;
2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;
3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от
щита;
4) по характеру передвижения-игрока: с места, в движении, в
прыжке:
5) по расстоянию: дальние, средние, ближние;
6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту,
7) параллельно к щиту.
10
Требования
к современным броскам и методика начального
обучений
Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без
мяча являются броски в корзину. Понимание этого положения тренером
и
игроками
повышает
мотивационный
уровень
при
выполнении
у п р а ж н е н и й ,
н ап р а вл е н н ы х
н а
с о ве р ш е н с т во ва н и е
э т и х
вспомогательных игровых навыков. Игрок не может стать снайпером, не
совершенствуя
постоянно
свои
способности
в
рывках,
остановках
и
поворотах,
быстром
изменении
направления
при
ведении,
ловле
и
передачах мяча.
Это
утверждение
становится
особенно
важным
в
связи
с
по стоянным
повышением
активно сти
защитных
д е й с т в и й
баскетболистов (Яхонтов Е.Р., 1987).
В
связи
с
повышением
активности
защитных
действий
баскетболистов,
повышаются и требования к выполнению бросков.
В
книге
"Баскетбол:
-концепции
и
анализ"
(Коузи
Б.,
Пауэр
Ф„ 1075) выделяются два основных принципа выполнения бросков. Для
удобства
разделили на две группы:
а) психические
б) физические
1. Психические, принципы: собранность, умение расслабляться,
уверенность.
2. Физические принципы. Выполнение броска по. цели
включает следующие факторы:
а)
удержание
равновесия
тела,
что
позволяет
выполнять
координационные усилия ногами, туловищем и руками;
б) создание усилия;
в)
расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем
11
р а з в и т и и
п р о и с ход и т
в
н у ж н ы й
м ом е н т
и
п р а в и л ь н о й
последовательности;
г)
использование
кончиков
пальцев
для
достижения
желаемой
траектории;
д) эффективное сопровождение;
Точность
броска
в
корзину
в
первую
очередь
определяется
рациональной
техникой,
стабильностью
движения
и
управляемостью
ими,
правильным
чередованием
напряжения
и
расслабления
мышц,
силой и. подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а
также оптимальной траекторией полет и вращения мяча (Портнов Ю.М,
1987).
Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты
его
и
активности
противодействия
высокорослого
защитника.
При
бросках
со
средних
и
дальних
дистанциях
лучше
всего
выбирать
оптимальную траекторию полета мяча, при которой высокая точка над
уровнем
кольца
примерно
1,4-2
метра.
Коузи
Б.Д
Тауэр
Ф.,(1975)
считают, что наиболее приемлемым углом выпуска мяча при броске
равным
58
градусов
к
горизонтали.
При
этом
угле
выпуска
игроки
добиваются самой большой результативности. *
Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет
удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в
случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет
скорость полета мяча, при встрече с кольцом увеличиваются шансы на
то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу (Шерстюк А.А.,
1991).
С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком
от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-
за недолета мяча до корзины (Хмелик Ф., 1985): Независимо от того,
целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он
концентрирует внимание на избранной точки мишени, во время и после
12
броска.
При броске все движения должны быть плавными и ритмичными.
Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как
взгляд игрока все еще направлен на цель. Естественное сопровождение
шага гарантирует прохождение его по заранее' намеченной траектории.
Мяч
контролируется
кончиками
пальцев,
а
не
ладонью.
Пальцы
благодаря
чувствительным
нервным
окончаниям
помогают
игроку
контролировать мяч и "ощущать его контроль" (Лидберг Ф., 1971).
Основные требования при броске следующие:
1) выполняй бросок быстро,
2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,
3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на
корзину,
4) выпускай мяч через указательный палец,
5) сопровождай бросок рукой и кистью,
6) постоянно удерживай взгляд на цели,
7) полностью сосредотачивайся на бросок,
8) следи за мягкостью и непринужденностью броска,
9)
для
сохранения
равновесия
удерживай
плечи
параллельно
(Яхонтов Е.Р., ГенкинВ.А.,1978)
Техника
выполнения
броска
одной
рукой
от
плеча
с
места.
Используется
бросок
со
средних
и
дальних
позиций.
Бросок
выполняется
с
наименьшими
колебаниями
туловища
по
вертикали.
Вперед на полшага выставляется одноименная с бросающей рукой нога.
Мяч выносится из основной позиции в положении перед лицом. Рука,
выполняющая
бросок
контролирует
мяч
сзади.
Пальцы
широко
расставлены и поправлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к
лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его
выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель. (Линберг Ф.,1971,
Поянцева Н.В.,1990).
13
При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья
тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного
выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающее
движение и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков
пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть,
опускает
локоть
и
плечо
вниз.
(Мирошникова
Р.В.,
Потапова
Н.М.,
Кудряшов В.А., 1984).
Поскольку
технические
закономерности
работы
звеньев
бросающей
руки
одинаковы
для
всех
видов
броска
одной
рукой,
молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на
один счет, с локтем, поднятым на одну четверть, самый легкий для
выполнения. Невысокое положение локтя при этом броске и выполнение
^броскового
движения
вместе
с
легким
подскоком
облегчают
координацию движений (Федосеев В.В., 1995).
Общие ошибки при бросках в корзину:
1. Неумение сосредоточить внимание на цели.
2. Слишком сильное вращение мяча.
3. Плохое равновесия тела.
4. Поспешность при выполнении броска.
5. Разведение локтей при выполнении броска.
6. Отсутствие сопровождения мяча.
7. Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.
8. Держание мяча на ладони во время броска (Матрунин В.П.,
1990).
Проанализировав
39
литературных
источников,
мы
пришли
к
выводу, игрок должен:
-Знать, когда и как бросать мяч по корзине, когда следует
произвести
бросок,
а
когда
лучше
передать
мяч
партнеру,
находящемуся в более удобной позиции для броска.
-Уметь
расслабляться
при
броске,
совершенствовать
это
14
умение.
-Быть уверенным в своих силах, Воспитать в себе чувство
способности реализовать каждый "бросок.
-Сосредотачивать внимание на цели. При бросках с близкой
дистанции рекомендуется целиться в щит.
-Быть в равновесии и сохранить основную стойку.
-Сопровождать
каждый
бросок
и
немедленно
занимать
исходное положение для добивания мяча или быстрого возвращения в
защиту.
-Контролировать вращения мяча. Придавать мячу минимум
вращения, и только тогда, когда это необходимо. Чтобы придать мячу
небольшое обратное вращение, нужно выполнить мягкое и плавное
движение кистью.
-Быстро
выполнять
бросок
и
определять
направления
броска.
Проанализировав, общеобразовательную программу для учащихся
средней
общеобразовательной
школы
(I-XI
классы)
под
редакцией
Матвеева ЛЛ.(1995) мы заключили, что начальное среднее образование
включает в себя два раздела:
1. теоретико-методические основы физической культуры;
2. базовые средства двигательной деятельности.
Неполное среднее физкультурное образование включает в
себя два самостоятельных программных раздела:
1. теоретико-методические основы физической культуры;
2. базовые основы избранного вида спортивной специализации.
Второй раздел программы представлен двумя блоками, первый
представлен
базовыми
средствами
двигательной
деятельности
(гимнастика, легкая атлетика и спортивные игры); второй структурный
блок
представлен
избранными
видами
спортивной
специализации,
программой рекомендуются наряду с другими видами спорта, баскетбол.
15
В
зависимости
от
климатических
условий,
материально-технической
оснащенности школы, уровня профессиональной подготовки учителя,
совет школы избирает тот или иной наиболее соответствующий укладу
школы вид специализации.
Анализируя распределения учебного материала для 8-го класса и
количества
часов
(102)
мы
заключили,
что
на
базовые
средства
двигательной
деятельности
отводится
44
часа,
на
базовые
основы
избранного вида спорта 44 часа из которых основы знаний 2 часа,
общефизическая
подготовка
20
часов,
специальная
физическая
подготовка
б
часов,
тактическая
подготовка
2
часа
и
техническая
подготовка 14 часов.
Полное среднее образование физкультурное включает в себя 2
раздела: базовые основы самостоятельной двигательной деятельности,
овладение
которыми
осуществляется
на
обязательных
учебно-
методических занятиях, и базовые основы избранного вида спортивной
специализации, которые осваиваются школьниками на факультативных
учебно-методических занятиях.
16
Практические рекомендации
При
проведении
уроков
физической
культуры
по
баскетболу
рекомендуем применять, разработанную нами методику обучения, также
регулярно проводить обследования с целью выявления ошибок в технике
выполнения
технических
приемов.
Особо
необходимо
обратить
внимание' на выполнение бросков, так как броски являются одним из
главных технических приемов баскетбола: и имеет сложную структуру.
Для
повышения
эффективности
процесса
обучения,
эффективными
оказались средства, используемые нами в педагогическом эксперименте
с участниками экспериментальной группы. Мы считаем, что в школьную
программу по баскетболу не следует вводить много разновидностей
бросков.
Это
позволит
сформировать
к
11
классу
стабильный'
двигательный
навык
с
хорошими
техническими
показателями
его
выполнения.
17
Список литературы:.
1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники
дистанционного броска в баскетболе .Омск, 1988-21с.
2. Айропетянд Л.Р., Шдок М.А. Спортивные игры Ташкент : 2 Ибн. Син.
1881.-90с. •
3. Баскетбол. Броски по кольцу : Мастера советуют.//Физкультура в
школе -1990.-№7-с.15-17. " -
4. Баскетбол : Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред.
Ю.М. Портнова.-М. Физкультура и Спорт, 1988.-350с.
5. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. ЮМ.
Портнова. - М.:Физкультура и Спорт, 1997.-480с.
6. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.-
№6,7-с.17-18.
7. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол -Минск: Полынья, 1986. -Шс.
8. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.: Просвещение, 1976.-
111с.
9. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в
игре баскетбол/.Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -
Киев, 1984.-24с.
10. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в
баскетболе.: Атореф.дне.....доктора пед. наук-МЛ996.-43с.
11. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и
спорт,1997.-58с.
12. Дьячков В.М. Современствования технического мастерства
спортсменов. -М.: Физкультура испорт* 1972.-35с.
13. Зельдович Т.Дершинас С. Подготовка юных баскетболистов. - М:
Физкультура и спорт, 1964.-48с. »
14. Зинин А.М. Детский баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1969.-
183с.
15.. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в
18
баскетбол.-Волгоград, 1984.-35с, •
16. Кудряшов В.А., Рудакрс В.И. Баскетбол в школе/ Учебное пособие
для учителей школ. Л.,Учпедлит, I960.- 154с.
17. Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе.
-М.: Физкультура испорт, 1975.-120с.
18. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения,
-М: Физкультура испорт, 1999.-133с.
19. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. - М: Физкультура и спорт,
1971.-278с. ' . ..
20. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А.
Практикум по спортивной метрологии/Учебное пособие - Краснодар:
КГАФК, 1997.-179с.
21. Матрунин ВЛ..Баскетбол на уроках в V-VI классах. //Физкультура в
школе-1990.-№1-с.18-21.
22. Манасанян Ж.А. Эфррективные средства и методы обучения
баскетболу детей младщегошкольного возраста./ Автореф, дис....конд.
пед. наук.-м., 1986.-25с.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.:
Физкультура и спорт, 1991.-543с.
24. Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов З. А. Начальное
обучение баскетболу.-Волгоград, 1994.-35с.
25. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбол//
Физическая культура в школе. -1991.-J62- с. 27-30.
26. Обучение технике игры в баскетбол/ Метод, рекомендаций для
студентов ИФК. сост. Ермаков В.А. - Тула 1992.-25с.
27. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов М.:*
Физкультура и спорт, 1986.-286 с.
28. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических
приемов у юных баскетболистов 10-12 лет: Атореферат.дис....Конд. пед.
наук. -Киев 1990-23с.
19
29. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол/ Учебное
пособие. - Алма-Ата, 1985-92с.
30. Суетнов К.В. Баскетбол в 5-8 классах общеобразовательной школы:
Учебное пособие,-Алма-Ата, 1987-82с.
31. Туркунов Б.И. Обучение баскетболу (V-VI классах)// Физкультура в
школе. -1993 .-№4.-С. 13-20.
32. Программа физического воспитания на основе одного из видов
спорта // Физическая культурав школе. -1985- №5- С.18-23.
33. Ульянов В.А. Баскетбол. Первые шаги. // Физкультура в школе.-1990.-
№1- с 37-40.
34. Федосеев В.В. На уроках баскетбола.// Физкультура в школе-1995.-
№2-с.26-27.
35. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные технические приемы,
методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие, -
Омск, 1991. -60с. -
36. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. - М.: Физкультура и
1985.-70C.
37. Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. - М: Физкультура и спорт, 1978
-45с.
38. Яхонтов Е.Р. Мини-баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1987.-35с.
39. Зельдович Т. А.; Кераминас С. А. «Подготовка юных
баскетболистов». М: Физкультура и спорт, 1964.-52 с.
20
Приложение 1
Основные упражнения для тренировки бросков
1. Броски из-под щита.
Игроки выстраиваются в две колонны. В каждой колонне по два -
три мяча. После ведения головной игрок забрасывает мяч и передает его
в свою колоциу. Затем переходит в хвост другой колонны.
2. Броски из-под кольца с препятствием.
Игрок
отдает
мяч
тренеру,
разбегается
к
кольцу,
получает
ответную передачу, делает два шага, перепрыгивая через стул, и бросает
по кольцу. Задача: при броске выпрыгнуть максимально вверх, не задеть
стул и быть готовым к борьбе на щите. Упражнение воспитывает у
игроков стремление завершать бросок из-под, кольца в высшей точке
прыжка, оставаться в игре после броска и участвовать в борьбе за отскок
на чужом щите.
3.
То
же,
что
и
упр.
2,
но
тренер
передает
игроку
мяч
для
завершения атаки в одном прыжке.
4. Броски со средней дистанции без сопротивления.
Игрок
ведет
мяч
от
центра
поля
к
линии
штрафного
броска,
выполняет бросок в' прыжке, идет на подбор, в случае промаха добивает
мяч в кольцо, вновь подбирает его и с ведением возвращается к линии
штрафного броска. Повторить 10-15 раз подряд в
быстром темпе.
5. То же, что и упр. 4, но ведение начинается от лицевой линии к
линии штрафного броска и бросок выполняется с поворотом
на 180°.
6. То же, что и упр. 4, но бросок выполняется с расстояния 5-6-8
м, с разных точек.
7. То же, что и упр. 6, но после выполнения передачи от стены. 8v
Броски из-под кольца одной рукой в движении.
Игроки выстраиваются в две колонны вдоль боковых линий поля,
21
у игроков левой колонны мячи. Движение к кольцу начинают два первых
игрока из разных колонн. Игрок с мячом ведет мяч до продолжения
линии штрафного броска и делает передачу направо. Игрок из правой
колонны ловит мяч, делает два шага и выполняет бросок из-под кольца
(без удара в пол). Пасовавший подбирает мяч, возвращает его в левую
колонну, после чего партнеры меняются местами.
9. Броски из-под кольца после прохода в тройках с препятствием.
Четыре тройки - у одного кольца. Первые номера в каждой тройке
обходят стулья с ведением мяча, выполняют финт на бросок или на
проход и уходят в другую сторону. Упражнение носит соревновательный
характер: выигрывает тройка, которая быстрее забросит 15 мячей. При
атаке кольца нельзя останавливаться, выполнять бросок можно только в
максимально
высоком
прыжке.
Упражнение
воспитывает
смелость,
игроки перестают бояться столкновений, овладевают силовым
проходом.
По команде тренера происходит смена направления прохода (слева
или справа от препятствия) и смена позиций троек. Темп выполнения
упражнения - очень быстрый.
10. Броски из-под кольца с частичным сопротивлением.
Цель
упражнения
-
обучение
нападающих
укрыванию
мяча
корпусом и выполнению прохода при контакте с защитником и мелких
фолах
с
его
стороны.
Упражнение
воспитывает
волю
и
бойцовские
качества у нападающих и помогает отрабатывать технику выбивания
мяча у защитников. Защитим дает нападающему возможность получить
мяч, входит с ним в контакт, старается выбить мяч из рук, может слегка
его
подталкивать.
Нападающий
должен
укрыть
мяч
корпусом,
не
выпустить
его
из
рук
и
забить
в
кольцо.
Ему
разрешен
короткий
дриблинг
(не
более
2-3
ударов),
два
шага
и
бросок.
Смена
мест
происходит по кругу: после броска - на передачу, подом - в защиту. По
сигналу
тренера
происходит
смена
стороны
площадки
иди
угла
22
движения к кольцу.
11. То же, что и упр. 10, но защитнику разрешается пытаться
накрыть мяч при броске (в этом случае даже мелкие
фолы запрещены).
12. Броски из-под кольца с сопротивлением;
Все игроки - с мячами, два самых лучших игрока команды по
бросков
находятся
в
противоположных
трехсекундных
зонах.
Задача
нападающего - преодолеть сопротивление высокорослого защитника* и
забить мяч. Задача защитников - чисто блокировать бросок. По заданию
тренера нападающий может получить право на откидку мяча тренеру,
если
бросок
по
кольцу
невозможен
(откидка
разрешается
только
в
последний момент). В этом случае защитник должен успеть сделать
несколько шагов в сторону передачи .
13.
Упражнение выполняется в парах, потоком, атакуются оба
основных кольца. Нападающий начинает движение с финта в любую
сторону и делает рывок мимо защитника к кольцу. Его задача - получить
мяч от тренера и не дать защитнику до негр дотянуться. Атаковать
кольцо разрешается только дальней от защитника рукой.
14. Бросок сверху:
а) забить мяч сверху после ведения;
б) забить мяч сверху после получения передачи в прыжке с двух
ног;
в) забить мяч сверху с пассивным сопротивлением;
г) забить мяч сверху пятью различными способами (проводится
как соревнование в команде на самый красивый бросок);
д.)
забить
два
мяча
сверху
в
одном
прыжке
(второй
мяч
подбрасывает тренер, либо игро держит оба мяча в руках);
е)
броски
сверху
подряд
одного
и
двух
мячей
на
время
и
количество
повторений;
ж)
забить
мяч
сверху
после
прохода
вдоль
лицевой линии с противоположной стороны кольца (5-6 раз подряд);
23
з) забить мяч сверху броском из-за головы, выполнив в прыжке
поворот на 180° (5-6 раз подряд).
15. «Упражнение снайпера» с трех точек в радиусе 180 см от
кольца.
Броски
в
прыжке
(каждый
игрок
выполняет
свой
обычный
бросок),
по
десять
бросков
с
каждой
точки.
Успешными
считаются
только те броски, при которых мяч влетает в кольцо, не коснувшись
дужки.
16. То же, что и упр. 15, но с пяти точек в радиусе 320. см от
кольца.
17. «Соревнование снайперов» в парах с пяти точек в радиусе 4,5-5
м от кольца. С каждой точки каждый игрок должен забить три мяча
подряд. Выигрывает та пара, которая пройдет все точки,
т.е. забьет- 30 мячей.
18. Игра 1x1 без подбора.
Защитник отдает мяч нападающему и сразу занимает защитную
"позицию. Нападающий может пробить по кольцу сразу с той точки, на
которой он получил мяч или после одного (не более) удара в пол.
Проводится как соревнование: выигрывает тот, кто больше забьет из
десяти попыток.
19. Броски в парах.
Выполняется по десять бросков со средней и дальней дистанции.
После каждого броска игрок делает рывок до центральной линии поля и
возвращается обратно.
20. Броски в парах до 21 (31 или 51) попадания.
Игрок выполняет бросок (средний или дальний), подбирает мяч и
возвращает его партнеру. Проводится как соревнование: выигрывает та
пара, которая быстрее наберет указанное тренером
количество попаданий.
21. Броски в группах.
По две группы - на каждое кольцо. Игроки, согласно амплуа,
24
выполняют броски со своих позиций. После броска подбирают мяч и
отдают его партнеру. Задано время или количество попаданий - 20,30,50.
Можно выполнять с пассивным сопротивлением со стороны
подающего . мяч игрока.
22. Броски в парах со средней дистанции после длинной передачи.
Партнеры
-
на
противоположных
сторонах
площадки.
После
броска
игрок подбирает свой мяч и делает длинную передачу партнеру на
другую половину поля. Тот выполняет бросок сразу после ловли мяча,
без
удара
в
пол.
Проводится
как
соревнование:
побеждает
та
пара,
которая раньше забьет 20 мячей.
23. Броски в парах со средней дистанции после короткого ведения.
Игрок Н получает мяч, обводит препятствие (стул) и после 2-3
ударов выполняет бросок в максимально высоком прыжке. Партнер X,
подобрав
мяч
у
щита,
возвращает
его
нападающему
Н
в
исходное
положение.
Смена
после
10
попыток.
По
сигналу
тренера
игроки
начинают обводить препятствие с другой стороны
24.
Броски
в
прыжке
со
средних
и
дальних
дистанций
с
приземлением на точке выпрыгивания.
Выполняется в четверках двумя мячами. Первый игрок в колонне
начинает на большой скорости движение к препятствию, перед которым
резко останавливается и бьет по кольцу в максимально высоком прыжке
(препятствия - высокие банкетки или манекены). Приземляясь на точке
выпрыгивания, игрок должен не задеть препятствие. Совершив подбор
мяча, он возвращает его партнеру и бежит в хвост своей колонны.
Проводится как соревнование: побеждает та четверка, которая
быстрее забьет 40 мячей
25.
Броски
в
прыжке
после
резкой
остановки
при
получении
передачи.
Игрок 2 делает рывок на линию штрафного броска, получает мяч
от игрока 1, резко останавливается и выполняет бросок в прыжке. Игрок
25
3
подбирает
мяч
и
возвращает
его
в
колонну.
Смена
мест
игроков
происходит по кругу .
26.
То же, что и упр. 25, но игрок 3 оказывает пассивное или
активное сопротивление игроку 2.
27. Броски в прыжке через руку соперника;
Выполняется в парах. Нападающий Н совершает бросок через
руку защитника 3, ему запрещено бить мяч в пол. Тренер может дать
защитнику
несколько
вариантов
задания:
просто
поднимать
руку
на
каждый
бросок,
держать
руку
у
лица
нападающего,
выпрыгивать
с
вытянутой рукой на 7 или 8 своего прыжка. Игроки в паре
меняются местами после каждого броска
28. Соревнование снайперов, или и фа «Вокруг света».
Правила игры: 1) у каждого кольца не более трех человек; 2)
первый
снайпер
начинает
движение
с
точки I
и
бросает
с
каждой
последующей точки, пока не место точек .
29. «25+ 10».
Выполняется в парах. В радиусе 4,5-5,5 м от кольца размечается 5
точек. Игрок совершает 5 бросков с каждой точки и после каждой серии
пробивает 2 фола. Побеждает тот, чья сумма окажется лучшей.
30. Броски в тройках.
Выполняются одним мячом. Игрок бросает по кольцу, один из его
партнеров подбирает мяч и отдает его третьему игроку для броска.
Смена мест происходит после каждого броска по кругу.
31. Броски в тройках - двумя мячами, по 1-5 бросков подряд.
Дальность
броска
определяет
тренер.
Проводится
как
соревнование:
побеждает та тройка, которая быстрее наберет 10,15, 30 попаданий.
Можно ввести пассивное сопротивление со стороны подающего мяч
игрока.
32. Средние броски в парах против одного защитника.
Два
игрока
располагаются
в
радиусе
5-6
м
от
кольца,
на
26
расстоянии 3-4 м друг от друга. Перед броском они выполняют 3-4
передачи не сходя с места. Защитник мешает передавать мяч, а затем
мешает броску. Смена мест происходит по кругу после каждого
промаха.
33. Трое нападающих (Н) располагаются по 6-метровой линии:
напротив и под 45° к кольцу. Бросать по кольцу можно только после
первой или второй передачи (но не более четырех передач). Задача двух
защитников- (3) - активно мешать броску. Смена мест происходит после
каждого промаха. Промахнувшийся становится защитником, а один из
защитников идет на его кольца 3-4 мин.
34. То же, что и упр. 33, но после броска разрешается борьба
#
за
отскок. В случае овладения мячом нападающими смены мест не
происходит.
35.
Средние
и
дальние
броски
в
группах
(пятерках
или
шестерках). В каждой
группе три мяча. Игроки должны запомнить, кому отдают мяч и от
кого
получают
передачу
(для
этого
целесообразно
перед
началом
упражнения сделать несколько передач по кругу). Игрок бросает по
кольцу, сам подбирает свой мяч, отдает его партнеру и выходит вновь на
позицию для приема
36. Броски в тройках с сопротивлением.
Один из партнеров пасует мяч нападающему, находящемуся под оп
защитника. Нападающий принимает мяч и атакует кольцо сразу или
после короткого ведения. Задачу защитника определяет тренер: борьба за
получение мяча, выход к получившему мяч игроку, борьба с проходом и
т. д. Смена месят в тройке происходит по кругу после каждых 5 бросков.
Проводится как соревнование на счёт.
37. Броски в тройках (по 15 бросков).
Каждый игрок в тройке совершает по 5 бросков все подряд, в
каждое кольцо в зале. Побеждает та тройка, которая наберет больше
27
попаданий. Можно выполнять сопротивлением.
38. Дальние и средние броски в тройках.
У каждой тройки два мяча. Юдин игрок выполняет 10-15 бросков
подряд, двое партнеров снабжают его мячами, не позволяя делать пауз.
Затем происходит смена мест. Каждый игрок в тройке должен сделать 2
подхода и считать количество попаданий.
39. Средние и дальние броски в парах или тройках.
Соревнование между парами (тройками): кто быстрее наберет
попадание
В 5-7 точках вдоль 6-метровой линии лежит по мячу. Первый
.игрок по сигналу тренера бежит от лицевой линии к первой точке, берет
мяч, бросает по кольцу, идет на подбор (если бросок был неточным,
добивает мяч в. кольцо), с ведением возвращается к первой точке, кладет
мяч и переходит к следующей точке. В ' момент, когда первый игрок
положит
мяч
на
точку
1,
стартует
второй
игрок.
Упражнение
выполняется на два
40. Дальние броски без сопротивления ,пройдет их все или не
промахнется; 3) в случае промаха, снайпер может использовать вторую
попытку с этой же точки и, если она окажется удачной, продолжает свой
путь. В случае второго промаха он должен, вернуться на точку 1 и начать
игру сначала, дождавшись своей очереди. Игрок также имеет право
отказаться от второй попытки и ждать, пока совершит промах соперник.
В этом случае, когда очередь вновь дойдет до него, он продолжает игру с
той точки, на которой остановился. Побеждает тот, кто первым пройдет
все 5
41. Средние и дальние броски по кольцу в группах по 5-6 человек.
Игроки передают 2-3 мяча по кругу. Когда последовательность
передач хорошо усвоена, тренер дает сигнал приступить к броскам по
кольцу. Игроки с мячами бросают по кольцу, идут на подбор, делают
передачу партнерам и возвращаются на точку для броска. Каждая группа
28
игроков
громко
считает
количество
попаданий.
Проводится
как
соревнование:
побеждает
та
группа,
которая
быстрее
наберет
50-60
попаданий.
42. Игра в баскетбол 2x2 или 3x3 на одной половине площадки.
Броски из трехсекундной зоны запрещены. Игра ведется до 20
очков, после . попадания в кольцо владение мячом сохраняется. За мяч,
забитый из-за 5-метровой линии, начисляется 2 очка, за все
остальные
43. Игра в баскетбол 3x3 или 4x4 по всей площадке.
Быстрый прорыв разрешается завершать броском из-под кольца, а
позиционное нападение только средним или дальним броском.
44. Упражнение для высокорослых игроков - отработка броска
крюком.
Высокорослый
игрок
(Ц)
отдает
мяч
тренеру,
входит
в
трехсекундную
зону,
получает
пас
и
атакует
кольцо
крюком.
После
приземления обязательно выпрыгивает к кольцу на добивание, даже если
мяч попал в кольцо. Тренер может направлять мяч игроку ударом ноги,
чтобы тот учился обрабатывать сильные передачи. По команде тренера
меняется сторона, с которой происходит вход в зону
45. То же, что и упр. 44, но с сопротивлением. Задачи защитника
(3)
-
мешать
нападающему
(Ц),
когда
он
получает
пас
от
тренера,
бросает
по
кольцу,
добивает.
Перед
началом
движения
к
мячу
нападающий должен выполнить финт в лицевую линию. Если защитник
перекрыл прямую передачу, тренер . может отдать навесной пас на край
щита для завершения атаки в одном . прыжке, броском сверху.
46. Упражнение для тренировки навыков броска с поворотом на
90-180°. Игрок 1 из левой колонны отдает пас тренеру 1 и начинает
движение через трехсекундную зону, тренер 1 делает передачу тренеру
2, и тот отдает пас - § игроку 1 на границе зоны. Игрок 1 выполняет
бросок с поворотом. В момент,; когда тренер 2 освобождается от мяча,
игрок
2
из
правой
колонны
отдает
ему
степень
активности
его
29
сопротивления.
пас и начинает движение через трехсекундную зону,
тренер 2 пасует мяч
4
тренеру 1 н т.д. После броска игроки должны
подбирать свой мяч и уходить в противоположную колонну.
47. Броски для центровых игроков.
Каждый игрок со своим мячом совершает броски в движении во
все щиты в зале: сверху, крюком, полукрюком, с разворотом на 90 или
180°, дальние. Смена вида броска и направления движения происходит
по команде тренера.
48. То же, что н упр. 46, но вводится один защитник. Тренер
определяет
49. Средний бросок из-под заслона, 1x1 на два кольца
На обеих линиях штрафного броска располагаются по одному
свободному игроку. Вдоль обеих боковых линий идет игра 1x1 по всей
площадке. После перехода центральной линии игрок, владеющий мячом
(Н), отдает пас на линию штрафного броска и наводит своего опекуна (3)
на заслон. Затем, получив ответную передачу, нападающий должен
как можно: быстрее совершить бросок по кольцу.
50. Бросок по кольцу сверху или от шита после приема навесной
передачи от. разыгрывающего или тренера.
51. Бросок по кольцу с дистанции 4-5 м после кувырка вперед с
мячом в руках.
52. Бросок по кольцу с дистанции 4-5 м после кувырка назад с
мячом в руках:
53. Бросок по кольцу после нескольких кувырков подряд
Q
мячом
в руках.
54. Пас в щит, ловля мяча и бросок по кольцу
в одном
прыжке.
55. В одном прыжке игрок должен выполнить финт на передачу и
бросок по кольцу.
56. Мяч катится от лицевой линии к линии штрафного броска. По
30
сигналу
тренера игрок стартует от лицевой линии, подбирает мяч,
выпрыгивает и выполняет бросок по кольцу с разворотом на 180°.
31
Приложение 2
Основные упражнения для тренировки штрафных бросков
1.
Штрафные броски в парах сериями по 2-3 броска.
Проводится
как
соревнование:
побеждает
та
пара,
которая
быстрее
наберет 15-20-30 попаданий.
2. Штрафные броски в парах до второго промаха. Побеждает тот,
кто наберет больше попаданий из двух попыток.
:
3. Штрафные броски в парах. После каждых трех бросков игроки
делают рывок на противоположную сторону площадки и совершают
новую серию бросков. Выигрывает тот, у кого больше
попаданий за три минуты.
4.
Штрафные
броски
в
состоянии
утомления.
Выполняются
индивидуально. В конце тренировки 6 штрафных подряд.
5. «Серии штрафных бросков в начале и в конце тренировки.
Выполняются индивидуально, как соревнование на количество
попаданий подряд.
6. Соревнование в парах. Первый партнер бросает штрафные до
первого промаха. Второй должен повторить или превзойти его результат.
Упражнение
\ продолжается до трех побед одного
из партнеров.
7. Игрок выполняет 1-1,5-минутную серию прыжков, после чего
сразу же бросает 10-15 штрафных подряд. Подсчитывается наибольшее
количество попаданий среди игроков.
8. В пятерках игроков выполняется по одному штрафному броску
поочередно. Побеждает та пятерка, которая быстрее забьет
15 штрафных.
9. В игровой тренировке делается пауза на 2-3 мин, во время
которой
игроки
в
парах
бросают
штрафные
серии,
по
три
броска.
Побеждает пара, которая больше забьет за этот отрезок
времени.
32
10.
В перерыве между таймами обе пятерки бьют штрафные
броски в свои кольца сериями по три броска. Сумма забитых каждой
пятеркой штрафных прибавляется к очкам, набранным в
первой тайме.
11.
Штрафные
броски
выполняются
индивидуально
под
психологическим
давлением: насмешки, угрозы, неожиданные посторонние шумы,
визуальные помехи и т.д.
12. При работе над интенсивными формами игры - прессингом,
быстрым
прорывом
и
т.п.
-
в
тренировке
делается
перерыв
для
штрафных бросков в парах. В течение 2-3 мин игроки выполняют серии
из трех штрафных бросков на счет.
13. Тренировка штрафных бросков двумя мячами. Выполняется в
тройках. Один игрок бросает, двое других подают ему мяч. Бросающий
получает
мяч
в
руки,
как
только
освобождается
от
предыдущего.
Подсчитывается количество попаданий в сериях из 20
бросков.
14. Штрафные броски в парах сериями по десять. При нечетных
бросках мяч должен попасть в кольцо, не задевая щита; при четных -
после удара о щит. Упражнение воспитывает уверенность в
своем броске.
15. Чередование бросков с точек и штрафных бросков.. См. упр.
29. Можно пробивать одинаковое количество бросков в
каждой серии.
16.
Искусственное
повышение
значения
штрафных
бросков
на
тренировке. За каждое нарушение правил пробивать не 2, а
4 штрафных.
17.
То же, что и упр 72, Команда, совершившая техническую
ошибку -пробежку, заступ и др. - наказывается штрафным
броском.
33
18. То же, что и упр. 73. Каждый спорный мяч решается серией
штрафных бросков до промаха.
19.
Штрафные
броски
после
занятий
ОФП
или
СФП.
После
кросса, занятий на стадионе, плавания (но не после занятий в зале
штанги) игроки бьют штрафные при ЧСС 180-190 ударов в минуту.
20.
Неожиданные остановки в тренировке на 1-2 мин для
выполнения штрафных бросков.
21. Игра в штрафные броски 3x3 с подбором мяча. Команда «А»:
игроки 1,3,5;
команда «В»: игроки 2, 4, 6. Игрок 1 бьет штрафной бросок. Его
партнеры в случае промаха стараются добить мяч в кольцо. Команда
противника
стремится овладеть
мячом
и
вывести
его
за
линию
штрафного броска. Если игрок 1 забил пять фолов подряд, его меняет
игрок 3, а затем игрок 5. Если мячом овладевает команда «В», то игрок 2
начинает бить фолы. За каждый забитый фол команда получает одно
очко, за добитый мяч - два очка. Побеждает команда, первой 31 или 51
очко.
23. Мяч катится от центра поля к линии штрафного броска. Игрок
догоняет мяч, подбирает его и выполняет бросок в прыжке.]
24. Бросок крюком справа после показа влево.
25. Бросок крюком слева после показа вправо.
26.
См.
упр.
41
в
"тренировке
бросков"
(2ой
комплекс).
Добавляется второй . защитник, опекающий игрока на линии штрафного
броска. После получения обратной передачи либо атакует кольцо сам,
либо делает это с партнером.
27.
Упражнение
для
тренировки
сверхдальних
бросков
в
специальных ситуациях (концовки встреч и таймов). 2 располагаются на
продолжении линии штрафного броска на расстоянии 7-8 м друг от
друга. По сигналу тренера игрок 1 начинает рывок к противоположному
кольцу, получает мяч и атакует из-за 6-метровой линии. Задача 2-го
34
помешать броску. Смена мест в парах происходит после каждого броска.
Проводится как соревнование: побеждает тот, кто быстрее забросит три
мяча.
35