Автор: Котова Ольга Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: город Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Организация детского экспериментирования "Где живут звуки?"
Раздел: дошкольное образование
Организация детского экспериментирования
«Где живут звуки?»
Дошкольный возраст – важный период в воспитании ребенка. В это время начинают
развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут в значительной мере
определяют последующий путь его жизни. Жажда новый впечатлений, любопытство,
постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых
знаний о мире – важнейшие черты детского поведения.
Работая с детьми по развитию музыкальных способностей, я заметила, что дети
затрудняются охарактеризовать настроение произведений, самостоятельно придумать и
передать через какой либо вид музыкальной деятельности заданный или придуманный
образ, самостоятельно решать проблемные ситуации. У детей не достаточно развито
ассоциативное мышление, воображение, память, речь, а так же необходимо продолжать
формировать музыкальный слух и развивать музыкальные способности. Для решения этих
задач
посредством
музыкального
воспитания
я
решила
создать
«Комнату
звуков»,
в
которой дети будут экспериментировать со звучанием различных предметов, сравнивать
звуки
между
собой,
обыгрывать
различные
мини-сценки
со
звуками.
Детское
экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
Целью организации «Комнаты звуков»» была возможность открыть детьми «для
себя» и самостоятельно как можно больше прекрасного и удивительного
в обычном.
Первые
встречи
ребенка
в
«Комнате
звуков»
представляют
собой
манипулятивные
действия,
затем
дети
начинают
совершать
обследовательские
действия
и
лишь
впоследствии
начинается
преобразование
предметов
«изобретение»
новых
звучащих
предметов. В процессе экспериментирования
со звуками ребенок проходит несколько
периодов: от любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка –
переходит
в
период
любознательности,
когда
экспериментаторская
деятельность
приобретает типичные черты и становится самостоятельным видом деятельности.
Во время игр в «Комнате звуков»
дети исследуют проблемные ситуации: что громче
звучит металл или дерево, что шуршит, а что звенит; группируют предметы на основе
такого общего признака, как издаваемый звук, находят звуковые ассоциации с некоторыми
природными явлениями (шум моря, скрип снега, шелест листьев, звон капели и т.д.),
соревнуются
в
движениях
под
музыку,
пении,
делают
“открытия”,
преодолевают
трудности,
познают
звуки
окружающего
мира.
Развивая
музыкальный
вкус
детей
в
«Комнате звуков» я осуществляю личностно-ориентированное взаимодействие взрослого
с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Наши встречи проходят
небольшими
группами
6-8
человек
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста.
Для
проведения экспериментов в «Комнате звуков» я изготовила инструменты из бросового
материала (различная бумага, материал, посуда из различных материалов, механические
игрушки
и
инструменты);
систематизировала
аудио
и
видеоматериалы,
составила
презентации о звуках окружающего мира, создала
коллекцию предметов с разным
звукоизвлечением. Разработала систему игр со звуком «Угадай-ка!», систематизировала
упражнения для озвучивания поэтических текстов, составила конспекты непосредственно
образовательной
деятельности
и
развлечений
по
организации
дет ского
экспериментирования «Птицы – наши друзья», «Необычный океан», «В деревне», «А что
у нас на лугу?», «Какой прекрасный день!».
Таким образом, в результате системной работы по экспериментированию со звуками
я могу отметить, что у детей:
- развивается вариативное и образное мышление, фантазия, воображение, творческие
способности;
- развивается речь, умение обосновывать свои суждения;
- развиваются психические процессы: ощущение, восприятие, представления, увеличение
объема внимания и памяти;
- развивается мелкая моторика;
- формируются звуковысотный, тембровый и динамический слух;
- развивается пластика и координация движений, умение свободно
и раскрепощенно
двигаться передавая движения в соответствии с заданным текстом и импровизируя;
- формируется умение решать проблемные ситуации;
-
формируется
умение
разбираться
в
особенностях
персонажей
художественного
произведения (сказки, песни, рассказа, картины) и находить для них соответствующие
звуковые характеристики;
- развивается умение использовать в игре, экспериментировании предметы – заменители.
Мероприятия по экспериментированию в «Комнате звуков» развивают способности
детей и формируют определенные понятия, дают необходимые знания в соответствии с
ФГТ к основной образовательной программе детского сада, что является необходимым
условием для развития интегративных качеств личности дошкольника.
При организации детского экспериментирования со звуками педагогам важно:
стремиться
наполнять
окружение
ребенка
пространства
самыми
разнообразными,
новыми
для
ребенка
предметами
и
стимулами
с
целью
развития его любознательности
набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка
трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;
для меленьких детей надо оживить занятие игрой, сказкой или рассказом;
не сдерживать эмоциональную активность ребенка, чтобы он мог закричать,
попрыгать от восторга и т.д.;
Обязательно начинать надо с задач посильных или с более простых их частей (успех в
самом начале важное условие).
Встречи с детьми проводятся с детьми от имени придуманных героев: Шуршунчика,
Туки-Тука и другие.
Список используемой литературы:
1.
«100 музыкальных игр для развития дошкольников» старшая и подготовительная
группы, Г.Анисимова, Ярославль, Академия развития, 2005г.
2.
«Са-фи-дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей, Ж.Фирилева, Санкт-
Петербург, «Детство-пресс» 2000г.
3.
«Учите детей петь» 3-5лет, 5-6лет, 6-7лет, Т.Орлова, С Бекина, Москва,
«Просвещение», 1986г.
4.
«Поиграем-потанцуем» Г.Федорова, Санкт-Петербург, издательство «Детство-
пресс», 1999г.
5.
«Музыка, движение, фантазия» О. Вайнфельд, Санкт-Петербург, «Детство-пресс»
2002г.