Напоминание

Организация детского экспериментирования "Где живут звуки?"


Автор: Котова Ольга Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: город Ноябрьск ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Организация детского экспериментирования "Где живут звуки?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация детского экспериментирования

«Где живут звуки?»

Дошкольный возраст – важный период в воспитании ребенка. В это время начинают

развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут в значительной мере

определяют последующий путь его жизни. Жажда новый впечатлений, любопытство,

постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых

знаний о мире – важнейшие черты детского поведения.

Работая с детьми по развитию музыкальных способностей, я заметила, что дети

затрудняются охарактеризовать настроение произведений, самостоятельно придумать и

передать через какой либо вид музыкальной деятельности заданный или придуманный

образ, самостоятельно решать проблемные ситуации. У детей не достаточно развито

ассоциативное мышление, воображение, память, речь, а так же необходимо продолжать

формировать музыкальный слух и развивать музыкальные способности. Для решения этих

задач

посредством

музыкального

воспитания

я

решила

создать

«Комнату

звуков»,

в

которой дети будут экспериментировать со звучанием различных предметов, сравнивать

звуки

между

собой,

обыгрывать

различные

мини-сценки

со

звуками.

Детское

экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

Целью организации «Комнаты звуков»» была возможность открыть детьми «для

себя» и самостоятельно как можно больше прекрасного и удивительного

в обычном.

Первые

встречи

ребенка

в

«Комнате

звуков»

представляют

собой

манипулятивные

действия,

затем

дети

начинают

совершать

обследовательские

действия

и

лишь

впоследствии

начинается

преобразование

предметов

«изобретение»

новых

звучащих

предметов. В процессе экспериментирования

со звуками ребенок проходит несколько

периодов: от любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка –

переходит

в

период

любознательности,

когда

экспериментаторская

деятельность

приобретает типичные черты и становится самостоятельным видом деятельности.

Во время игр в «Комнате звуков»

дети исследуют проблемные ситуации: что громче

звучит металл или дерево, что шуршит, а что звенит; группируют предметы на основе

такого общего признака, как издаваемый звук, находят звуковые ассоциации с некоторыми

природными явлениями (шум моря, скрип снега, шелест листьев, звон капели и т.д.),

соревнуются

в

движениях

под

музыку,

пении,

делают

“открытия”,

преодолевают

трудности,

познают

звуки

окружающего

мира.

Развивая

музыкальный

вкус

детей

в

«Комнате звуков» я осуществляю личностно-ориентированное взаимодействие взрослого

с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Наши встречи проходят

небольшими

группами

6-8

человек

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста.

Для

проведения экспериментов в «Комнате звуков» я изготовила инструменты из бросового

материала (различная бумага, материал, посуда из различных материалов, механические

игрушки

и

инструменты);

систематизировала

аудио

и

видеоматериалы,

составила

презентации о звуках окружающего мира, создала

коллекцию предметов с разным

звукоизвлечением. Разработала систему игр со звуком «Угадай-ка!», систематизировала

упражнения для озвучивания поэтических текстов, составила конспекты непосредственно

образовательной

деятельности

и

развлечений

по

организации

дет ского

экспериментирования «Птицы – наши друзья», «Необычный океан», «В деревне», «А что

у нас на лугу?», «Какой прекрасный день!».

Таким образом, в результате системной работы по экспериментированию со звуками

я могу отметить, что у детей:

- развивается вариативное и образное мышление, фантазия, воображение, творческие

способности;

- развивается речь, умение обосновывать свои суждения;

- развиваются психические процессы: ощущение, восприятие, представления, увеличение

объема внимания и памяти;

- развивается мелкая моторика;

- формируются звуковысотный, тембровый и динамический слух;

- развивается пластика и координация движений, умение свободно

и раскрепощенно

двигаться передавая движения в соответствии с заданным текстом и импровизируя;

- формируется умение решать проблемные ситуации;

-

формируется

умение

разбираться

в

особенностях

персонажей

художественного

произведения (сказки, песни, рассказа, картины) и находить для них соответствующие

звуковые характеристики;

- развивается умение использовать в игре, экспериментировании предметы – заменители.

Мероприятия по экспериментированию в «Комнате звуков» развивают способности

детей и формируют определенные понятия, дают необходимые знания в соответствии с

ФГТ к основной образовательной программе детского сада, что является необходимым

условием для развития интегративных качеств личности дошкольника.

При организации детского экспериментирования со звуками педагогам важно:

стремиться

наполнять

окружение

ребенка

пространства

самыми

разнообразными,

новыми

для

ребенка

предметами

и

стимулами

с

целью

развития его любознательности

набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка

трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие;

для меленьких детей надо оживить занятие игрой, сказкой или рассказом;

не сдерживать эмоциональную активность ребенка, чтобы он мог закричать,

попрыгать от восторга и т.д.;

Обязательно начинать надо с задач посильных или с более простых их частей (успех в

самом начале важное условие).

Встречи с детьми проводятся с детьми от имени придуманных героев: Шуршунчика,

Туки-Тука и другие.

Список используемой литературы:

1.

«100 музыкальных игр для развития дошкольников» старшая и подготовительная

группы, Г.Анисимова, Ярославль, Академия развития, 2005г.

2.

«Са-фи-дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей, Ж.Фирилева, Санкт-

Петербург, «Детство-пресс» 2000г.

3.

«Учите детей петь» 3-5лет, 5-6лет, 6-7лет, Т.Орлова, С Бекина, Москва,

«Просвещение», 1986г.

4.

«Поиграем-потанцуем» Г.Федорова, Санкт-Петербург, издательство «Детство-

пресс», 1999г.

5.

«Музыка, движение, фантазия» О. Вайнфельд, Санкт-Петербург, «Детство-пресс»

2002г.



В раздел образования