Авторы: Куликов Сергей Викторович, Кант Геннадий Михайлович
Должность: воспитатель курса, воспитатель курса
Учебное заведение: ФГКОУ Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственный облик ученика, каким он должен быть"
Раздел: среднее образование
Нравственный облик ученика, каким он должен быть.
Аннотация. Исследование направлено на изучение проблемы нравственных
качеств
школьников.
В
статье
уточняется
сущность
понятий
«нравственность», «мораль», выделены критерии нравственности и их
значение
в
жизнедеятельности
человека.
Обозначены
специфические
особенности
младшего
школьного
возраста,
и
выделены
особенности
нравственных представлений школьников.
Ключевые
слова:
нравственность,
мораль,
нравственная
направленность, моральные качества, школьный возраст, нравственные
представления.
С учетом определений можно сказать, что ученик 21 века – это
учащийся, который способен не только получать готовую информацию от
учителя, используя школьные учебники, но и самостоятельно извлекать
информацию из других источников: Интернета, электронных книг, средств
массовой
информации.
Другой
вопрос:
умеют
ли
современные
дети
адекватно оценить весь поток предоставленной информации? Зачастую
нет.
Современный
ребенок
использует
технические
средства
чаще
в
развлекательных
целях.
Гаджеты,
телефоны,
«стрелялки»
привлекают
детей
яркостью,
легкостью
использования,
бездумным
нажиманием
кнопки.
Есть
ряд
аспектов,
по
которым
можно
рассмотреть
облик
современного ученика:
Здоровье
Использование современных технологий
Индивидуально-психологические особенности
Интерес к процессу обучения
Личные качества
1
Современное
состояние
образования,
принятый
федеральный
образовательный
стандарт
требуют
от
педагогов
во спит ания
нравственного, ответственного и компетентного гражданина. Образование
перестает быть только рычагом передачи системы знаний по предмету, а
выступает
комплексным
процессом
формирования
личности
ученика.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
Еще в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке
говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного
достоинства
...
Ведь
о
нравственной
красоте
говорят
по
поводу
добродетели:
нравственно
прекрасным
зовут
справедливого,
мужественного,
благоразумного
и
вообще
обладающего
всеми
добродетелями человека».
В
словаре
С.И.
Ожегова
под
нравственностью
понимается
«внутренние,
духовные
качества,
которыми
руководствуется
человек,
этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Одной
из
важнейших
задач
духовно-нравственного
воспитания,
как
считает Скокова Г.В., является осознание детьми духовных ценностей как
на
основе
освоения
их
значения
для
конкретной
общности
людей
(социальной, духовной), так и для извлечения личностного смысла этих
ценностей.
Педагогам
и
родителям
необходимо
совершенствовать
духовно-
нравственное воспитание детей на протяжении всего пути его развития. В
и с с л ед о ва н и и
р я д а
а вто р о в
−
З . С . Грезина,
Л.В.
Коротюк,
А.А.Филимонова указывается, что формировать правильные нравственные
ценности следует именно с детства. Ведь ребёнок не может ещё в полной
мере осмыслить общие вопросы бытия и человеческого общества.
Нравственный облик – это целостная характеристика личности, в
единстве ее сознания и поведения, внутреннего и внешнего; это устойчивая
система
ее
взглядов
на
нормы
отношений
людей
в
обществе
и
их
2
достойное взаимодействие. Однако в Концепции духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России
сказано,
что
«духовно-нравственное
воспитание
личности
гражданина
России
–
педагогически
организованный
процесс
усвоения
и
принятия
обучающимися
базовых
национальных
ценностей,
имеющих
иерархическую структуру и сложную организацию».
П о мнению
В.Г.
Зябревой,
приходится
констатировать,
что
современное содержание образования (в первую очередь по предметам
гуманитарного цикла, играющим значительную роль в духовном развитии),
представленное
в
образовательных
программах
и
«новых»
учебных
пособиях,
имеет
лишь
относительную
ориентацию
на
формирование
духовно-нравственной ориентации личности учащегося.
Воспитывать
лучшие
общечеловеческие
качества,
нравственные
ценности,
экологическую
культуру,
бережное
отношение
к
своему
здоровью,
формировать
чувства
гражданственности,
патриотизма,
нравственной ответственности за свои поступки — вот главные задачи,
которые
мы
ставим
в
воспитательной
работе.
В
школе
дети
проводят
большую часть своей активной жизни, поэтому мы стараемся обеспечить
им комфорт и уют, создать благоприятные эстетические условия, а, самое
главное, доброжелательную атмосферу взаимопонимания и сотрудничества
между учащимися и педагогами. Особое внимание уделяется духовно-
нравственному воспитанию детей, так как мы работаем по областному
педагогическому проекту «Духовно-нравственное воспитание школьников
на
основе
отечественных
православных
традиций».
Проблемы
нравственного развития современного общества относятся сегодня к числу
наиболее актуальных и злободневных. Разрушение системы традиционных
духовных ценностей в обществе приводит к утрате четких нравственных
ориентиров, к кризисным явлениям в различных сферах жизни. Особенно
уязвимыми
в
этом
отношении
являются
дети,
подростки
и
молодежь.
3
Внутренний
мир
ребенка
травмируется
потоком
отрицательной
информации,
поступающей
из
телевидения
и
Интернета.
Массовая
культура не дает истинного представления о духовности, нравственной
чистоте и целомудрии. В результате такого негативного влияния у детей
ослабляется
иммунитет
против
пороков,
рекламируемых
под
видом
добродетелей,
они
не
всегда
способны
отличить
подлинные
духовные
ценности от суррогатов и подделок. Для сельских детей эта проблема
становится
особенно
актуальной
в
тот
период,
когда
они,
став
выпускниками, делают первые шаги в самостоятельной жизни. Не имея
твердого
стержня
нравственного
поведения,
вне
контроля
учителей
и
родителей, они легко поддаются соблазнам «красивой» городской жизни.
Это
приводит
к
снижению
духовного,
нравственного
и
творческого
потенциала личности. В сложившейся ситуации сама жизнь потребовала
обращения школы к духовно-нравственным отечественным традициям, в
которых мы находим сдерживающие факторы, спасительные идеалы и
положительные примеры для своих воспитанников. В традициях и опыте
наших предков есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и
дадут добрые всходы и будут способствовать формированию у школьников
стойких ценностных ориентаций. Отечественные православные традиции
— это тот фундамент нравственности, духовности, творческого потенциала
молодежи, который поможет в выборе социально приемлемого поведения,
в
выработке
негативного
отношения
к
ставшим
реалиям
современной
действительно сти
наркомании,
самоубийствам,
с е ксуа л ь н о й
распущенности и преступности среди несовершеннолетних.
Духовно-нравственное воспитание предусматривает решение таких
задач, как формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и
современного
мировоззрения,
развитие
культуры
межэтнических
отношений,
противостояние
негативным
социальным
процессам,
воспитание
здорового
образа
жизни,
выстраивание
прочной
системы
4
истинных
ценностей
и
умение
в
соответствии
с
ней
сделать
свой
нравственный
выбор.
Знания
в
области
отечественной
православной
культуры призваны дополнить, углубить, расширить светское образование,
значительно
повысить
его
качество,
обогатив
воспитывающим
содержанием.
Основная
идея
педагогического
проекта
должна
заключаться
в
организации системной работы по воспитанию школьников на культурных,
нравственных
и
духовных
традициях
православия,
позволяющих
противостоять процессам глобализации, навязыванию чуждых ценностей,
деформации в обществе поведенческих норм. Проект представляет собой
совокупность
мероприятий,
направленных
на
воспитание
нравственно
зрелой,
духовно
развитой
личности,
способной
осознавать
свою
ответственность
за
судьбу
Отечества
и
своего
народа,
а
также
на
объединение усилий педагогов и родителей для использования потенциала
православных традиций и ценностей в формировании личности человека.
Работа
планируется
по
трем
направлениям:
культурно-историческому,
нравственно-этическому и этнокультурному.
Список литературы
1.
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика,
2009- №4.
2.
Зябрева В. Г. Духовно-нравственное воспитание младшего подростка
в процессе обучения гуманитарным дисциплинам: диссертация ...
кандидата педагогических наук: 13.00.02.- Кострома, 2002.
3.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, 2009.
5
4.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:
Просвещение, 1995.
5.
Скокова
Г.В.
Современные
методы
духовно
нравственного
воспитания//Начальная школа .2016. №11.
6.
Чубарова
М.
С.
Влияние
русского
языка
и
литературы
на
нравственный облик ученика // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5.
6