Напоминание

"Нравственный облик ученика, каким он должен быть"


Авторы: Куликов Сергей Викторович, Кант Геннадий Михайлович
Должность: воспитатель курса, воспитатель курса
Учебное заведение: ФГКОУ Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственный облик ученика, каким он должен быть"
Раздел: среднее образование





Назад




Нравственный облик ученика, каким он должен быть.

Аннотация. Исследование направлено на изучение проблемы нравственных

качеств

школьников.

В

статье

уточняется

сущность

понятий

«нравственность», «мораль», выделены критерии нравственности и их

значение

в

жизнедеятельности

человека.

Обозначены

специфические

особенности

младшего

школьного

возраста,

и

выделены

особенности

нравственных представлений школьников.

Ключевые

слова:

нравственность,

мораль,

нравственная

направленность, моральные качества, школьный возраст, нравственные

представления.

С учетом определений можно сказать, что ученик 21 века – это

учащийся, который способен не только получать готовую информацию от

учителя, используя школьные учебники, но и самостоятельно извлекать

информацию из других источников: Интернета, электронных книг, средств

массовой

информации.

Другой

вопрос:

умеют

ли

современные

дети

адекватно оценить весь поток предоставленной информации? Зачастую

нет.

Современный

ребенок

использует

технические

средства

чаще

в

развлекательных

целях.

Гаджеты,

телефоны,

«стрелялки»

привлекают

детей

яркостью,

легкостью

использования,

бездумным

нажиманием

кнопки.

Есть

ряд

аспектов,

по

которым

можно

рассмотреть

облик

современного ученика:

Здоровье

Использование современных технологий

Индивидуально-психологические особенности

Интерес к процессу обучения

Личные качества

1

Современное

состояние

образования,

принятый

федеральный

образовательный

стандарт

требуют

от

педагогов

во спит ания

нравственного, ответственного и компетентного гражданина. Образование

перестает быть только рычагом передачи системы знаний по предмету, а

выступает

комплексным

процессом

формирования

личности

ученика.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

Еще в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке

говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного

достоинства

...

Ведь

о

нравственной

красоте

говорят

по

поводу

добродетели:

нравственно

прекрасным

зовут

справедливого,

мужественного,

благоразумного

и

вообще

обладающего

всеми

добродетелями человека».

В

словаре

С.И.

Ожегова

под

нравственностью

понимается

«внутренние,

духовные

качества,

которыми

руководствуется

человек,

этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Одной

из

важнейших

задач

духовно-нравственного

воспитания,

как

считает Скокова Г.В., является осознание детьми духовных ценностей как

на

основе

освоения

их

значения

для

конкретной

общности

людей

(социальной, духовной), так и для извлечения личностного смысла этих

ценностей.

Педагогам

и

родителям

необходимо

совершенствовать

духовно-

нравственное воспитание детей на протяжении всего пути его развития. В

и с с л ед о ва н и и

р я д а

а вто р о в

З . С . Грезина,

Л.В.

Коротюк,

А.А.Филимонова указывается, что формировать правильные нравственные

ценности следует именно с детства. Ведь ребёнок не может ещё в полной

мере осмыслить общие вопросы бытия и человеческого общества.

Нравственный облик – это целостная характеристика личности, в

единстве ее сознания и поведения, внутреннего и внешнего; это устойчивая

система

ее

взглядов

на

нормы

отношений

людей

в

обществе

и

их

2

достойное взаимодействие. Однако в Концепции духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России

сказано,

что

«духовно-нравственное

воспитание

личности

гражданина

России

педагогически

организованный

процесс

усвоения

и

принятия

обучающимися

базовых

национальных

ценностей,

имеющих

иерархическую структуру и сложную организацию».

П о мнению

В.Г.

Зябревой,

приходится

констатировать,

что

современное содержание образования (в первую очередь по предметам

гуманитарного цикла, играющим значительную роль в духовном развитии),

представленное

в

образовательных

программах

и

«новых»

учебных

пособиях,

имеет

лишь

относительную

ориентацию

на

формирование

духовно-нравственной ориентации личности учащегося.

Воспитывать

лучшие

общечеловеческие

качества,

нравственные

ценности,

экологическую

культуру,

бережное

отношение

к

своему

здоровью,

формировать

чувства

гражданственности,

патриотизма,

нравственной ответственности за свои поступки — вот главные задачи,

которые

мы

ставим

в

воспитательной

работе.

В

школе

дети

проводят

большую часть своей активной жизни, поэтому мы стараемся обеспечить

им комфорт и уют, создать благоприятные эстетические условия, а, самое

главное, доброжелательную атмосферу взаимопонимания и сотрудничества

между учащимися и педагогами. Особое внимание уделяется духовно-

нравственному воспитанию детей, так как мы работаем по областному

педагогическому проекту «Духовно-нравственное воспитание школьников

на

основе

отечественных

православных

традиций».

Проблемы

нравственного развития современного общества относятся сегодня к числу

наиболее актуальных и злободневных. Разрушение системы традиционных

духовных ценностей в обществе приводит к утрате четких нравственных

ориентиров, к кризисным явлениям в различных сферах жизни. Особенно

уязвимыми

в

этом

отношении

являются

дети,

подростки

и

молодежь.

3

Внутренний

мир

ребенка

травмируется

потоком

отрицательной

информации,

поступающей

из

телевидения

и

Интернета.

Массовая

культура не дает истинного представления о духовности, нравственной

чистоте и целомудрии. В результате такого негативного влияния у детей

ослабляется

иммунитет

против

пороков,

рекламируемых

под

видом

добродетелей,

они

не

всегда

способны

отличить

подлинные

духовные

ценности от суррогатов и подделок. Для сельских детей эта проблема

становится

особенно

актуальной

в

тот

период,

когда

они,

став

выпускниками, делают первые шаги в самостоятельной жизни. Не имея

твердого

стержня

нравственного

поведения,

вне

контроля

учителей

и

родителей, они легко поддаются соблазнам «красивой» городской жизни.

Это

приводит

к

снижению

духовного,

нравственного

и

творческого

потенциала личности. В сложившейся ситуации сама жизнь потребовала

обращения школы к духовно-нравственным отечественным традициям, в

которых мы находим сдерживающие факторы, спасительные идеалы и

положительные примеры для своих воспитанников. В традициях и опыте

наших предков есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и

дадут добрые всходы и будут способствовать формированию у школьников

стойких ценностных ориентаций. Отечественные православные традиции

— это тот фундамент нравственности, духовности, творческого потенциала

молодежи, который поможет в выборе социально приемлемого поведения,

в

выработке

негативного

отношения

к

ставшим

реалиям

современной

действительно сти

наркомании,

самоубийствам,

с е ксуа л ь н о й

распущенности и преступности среди несовершеннолетних.

Духовно-нравственное воспитание предусматривает решение таких

задач, как формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и

современного

мировоззрения,

развитие

культуры

межэтнических

отношений,

противостояние

негативным

социальным

процессам,

воспитание

здорового

образа

жизни,

выстраивание

прочной

системы

4

истинных

ценностей

и

умение

в

соответствии

с

ней

сделать

свой

нравственный

выбор.

Знания

в

области

отечественной

православной

культуры призваны дополнить, углубить, расширить светское образование,

значительно

повысить

его

качество,

обогатив

воспитывающим

содержанием.

Основная

идея

педагогического

проекта

должна

заключаться

в

организации системной работы по воспитанию школьников на культурных,

нравственных

и

духовных

традициях

православия,

позволяющих

противостоять процессам глобализации, навязыванию чуждых ценностей,

деформации в обществе поведенческих норм. Проект представляет собой

совокупность

мероприятий,

направленных

на

воспитание

нравственно

зрелой,

духовно

развитой

личности,

способной

осознавать

свою

ответственность

за

судьбу

Отечества

и

своего

народа,

а

также

на

объединение усилий педагогов и родителей для использования потенциала

православных традиций и ценностей в формировании личности человека.

Работа

планируется

по

трем

направлениям:

культурно-историческому,

нравственно-этическому и этнокультурному.

Список литературы

1.

Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика,

2009- №4.

2.

Зябрева В. Г. Духовно-нравственное воспитание младшего подростка

в процессе обучения гуманитарным дисциплинам: диссертация ...

кандидата педагогических наук: 13.00.02.- Кострома, 2002.

3.

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности

гражданина России, 2009.

5

4.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:

Просвещение, 1995.

5.

Скокова

Г.В.

Современные

методы

духовно

нравственного

воспитания//Начальная школа .2016. №11.

6.

Чубарова

М.

С.

Влияние

русского

языка

и

литературы

на

нравственный облик ученика // Научно-методический электронный

журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5.

6



В раздел образования