Напоминание

Дифференциация обучения как средство индивидуализации на уроках химии и биологии


Автор: Мальцева Ольга Владимировна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МАОУ "Култаевская средняя школа"
Населённый пункт: село Култаево, Пермский край
Наименование материала: "Реализация принципа индивидуализации в деятельности педагога"
Тема: Дифференциация обучения как средство индивидуализации на уроках химии и биологии
Раздел: среднее образование





Назад




Направление «Реализация принципа индивидуализации в деятельности

педагога»

Мальцева Ольга Владимировна

учитель биологии и химии

МАОУ «Култаевская средняя школа»

Дифференциация обучения как средство индивидуализации на уроках химии

и биологии

В каждом ребенке есть солнце,

только дайте ему светить.

Сократ

В 2015-2016 учебном году с большим интересом начала работать над

индивидуальной

темой

самообразования: «Индивидуализация как средство

повышения

качества

образования».

Результатом

работы

является

участие

детей в школьных, районных и краевых мероприятиях, среди них викторины,

олимпиады, научно-практические конференции, создание проектов и победы

в интеллектуальных играх Пермского района «Белая сова» и в отборочном

этапе краевого Кубка по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?».

В

2016-2017

учебном

году,

наблюдая

положительную

динамику

качества

успеваемости, появление интереса к своим предметам и желание школьников

добывать новые знания и развивать свой интеллект, продолжаю работать в

этом направлении (Приложение 1)

Работая

над

данной

темой

пришлось

столкнуться

с

многими

проблемами:

различ ный

уровень

усво ения

знаний,

у р о в е н ь

работоспособности, разные типы мышления и многие другие. Что же делать,

когда каждый ребенок индивидуален, в классе 25 человек, а занятие для всех

одно? Пробовать реализовать все задуманное на уроках и посмотреть, что

получится, к счастью новые стандарты позволяют отойти от традиционной

системы образования.

Не следует забывать про разные формы обучения. Например, используя

метод моделирования на уроках биологии в 5 классах, ребята не только

изучили строение клетки, но и сделали ее модель из различных материалов,

причем

одни

использовали

предметное

моделирование,

а

другие

информационное. Развивать умение преобразовывать информацию в разные

виды информационных моделей (таблица, схема, кластер), также является

для меня приоритетной (Приложение 2).

В настоящее время перед учителем ставятся непростые задачи, а вот

цель

довольно

таки

проста:

сформировать

успешного

человека,

который

способен

самостоятельно

сделать

выбор,

ставить

перед

собой

цель,

формулировать задачи и продумывать этапы их достижения. А самое главное,

не боятся ошибиться и не останавливаться при возникновении проблем, как

говориться: «не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!». Задача педагога

способствовать самостоятельности школьников при выполнении различных

заданий, где

учитываются возможности и запросы каждого ученика или

отдельных групп детей. Если дифференцированное обучение относится к

отдельному ребенку, то оно становится индивидуальным.

Во-первых,

я

начала

разрабатывать

дифференцированные

задания,

состоящие из трех уровней: репродуктивный, конструктивный и творческий.

Дифференциация направлена на изучение качеств личности, ее интересов и

склонностей и позволяет разнообразить занятия, не ограничиваясь темой

параграфа

в

учебнике.

В

этом

мне

также

помогают

практико-

ориентировочные задания, которые этому способствуют.

Во-вторых, при

дифференцированном подходе учащиеся группируются на основе сходства в

интеллекте, поведении, отношениях, уровне ведущих качеств.

Особенность

этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные

связи), которые

вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют

развитию любознательности, творческой активности. Разработка заданий с

разным уровнем сложности позволяет оценить уровень знаний школьников, а

применение

разных

методов

обучения

на

занятии

развить

интерес

к

предмету. В-третьих, хотелось бы отметить, что зачастую дети, придя на

определенный

предмет,

не

могут

использовать

знания

другого,

таким

образом,

появляется

необходимость

связывать

предметы

между

собой

и

применять интегрированные задания. И слова педагога: «Мой предмет самый

важный!» необходимо просто искоренить. Только тогда у ребенка появится

картинка

целостности

нашего

мира

(Приложение

3).

Появляется

необходимость

создания

единой

педагогической

технологии.

Зачастую,

в

олимпиадных заданиях для школьников встречаются ошибки, которые могут

привлечь внимание, особенно эрудированных детей. Например, задание в

олимпиаде по химии: «При императоре Николае III посуда из этого металла

ценилась

дороже

серебра

и

золота,

а

на

балах

знатные

дамы

нередко

щеголяли ювелирными украшениями, изготовленными из этого элемента»

Николай

III? Может быть, к химии это и не относится, но историю при этом

забывать не нужно! И все-таки Наполеон III.

Следовательно, педагогам,

составляющим

задания

необходимо

сверять

данные

вопросов,

так

как

интернету не всегда можно доверять.

На

мой

взгляд,

нельзя

и

обойтись

без

развития

интеллекта

у

школьников и воспитания в них тягу развивать степень эрудированности и

смекалки. Интеллектуальные задания должны также входить в предметное

занятие,

что

позволит

не

только

ограничиваться

учебной

программой,

а

интересоваться многими областями науки и привить любовь к чтению.

Приложение 1

Приложение 2

Тема урока: Организм и его свойства (5 класс)

Мы начинаем изучать удивительный мир живых организмов, которые

относятся к живой природе. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите множество

тел живой природы: животных, растения, грибы, да и сам человек тоже тело

живой

природы,

часть

ее.

Тела

живой

природы

называют организмами.

Каждый из нас уверен, что знает, что живое, а что нет.

1.

Разделите данные тела на живые и неживые.

Результат запиши в схему:

Тела природы

живые

неживые

ответ:

2.

Сравните и выделите отличительные признаки (свойства) тел

живой природы. Оформите их в виде кластера.

Свойства живых тел

3.

Тела живой природы называют _______________________.

4.

Приведите примеры живых организмов.

5.

Все рассматриваемые организмы отличаются по внешнему виду,

местом обитания, у них разное питание, по – разному происходит

размножение, но между ними есть большое сходство: все они

являются телами _____________ природы.

Тема: Экологические факторы среды (5 класс)

Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова

Живые тела

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством

кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…

Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют

приспособления

для

добывания,

запасания

воды.

Например,………………

запасает

влагу

в

своем

теле.

Для

наземно-воздушной

среды

характерны

изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь

организмов.

Например,

осенью

опадает

листва,

перелетные

……………

улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В

наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и

по………………...

Пропущенные

слова:

достаточным,

кактус,

влаги,

температуры,

птицы,

земле

Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова

Водная

среда

характеризуется

достаточным

количеством………….

Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде,

кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать

только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток

кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В

водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная

особенность большинства водных животных - приспособления для плавания.

Это

………….(у

рыб,

китов,

дельфинов),

ласты

тюленей,

моржей),

перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).

Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды,

углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на

поверхности

земли,

…………практически

не

проникает.

Обитатели

почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато

обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием

- Какая среда не нашла места в ваших заданиях?

- Какой вывод можно сделать?

- Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей

среды? (стихотворение о факторах среды)

Условия среды называются экологическими факторами.

Просмотр фрагментов о воздействии человека на природу (Видео)

Исследовательская работа: «Какие экологические факторы влияют на

героев басен И.А.Крылова?»

Вывод: в

ходе

сегодняшнего

урока

мы

выяснили,

что

живые

организмы

неразрывно связаны не только со средой

Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и

друг с другом.

Рефлексия:

Каждый смотрит, сколько задач выполнил для достижения цели и оценивает

свою работу на занятии.

Задачи:

1. Прочитать текст учебника и изучить дополнительную литературу

2. Из текста выделить основные и второстепенные понятия

3. Преобразовать основные понятия в удобный вариант прочтения (таблица,

схема, кластер)

4. Применить полученные знания для выполнения заданий

Тема: Классы неорганических соединений (8 класс)

Другого ничего в природе нет

ни здесь, ни там, в космических глубинах:

все — от песчинок малых до планет —

из элементов состоит единых.

С. П. Щипачев, «Читая Менделеева».

1.

По элементному составу вещества делятся на ______и_______:

Заполните пропуски в схеме:

Ответ: простые, сложные

2.

Вещества, состоящие из атомов одного элемента, называются

_________.

Вещества, состоящие из атомов разных элементов, называются

________.

3.

Заполни таблицу: «Простые и сложные вещества»

Простые вещества

Сложные вещества

Варианты ответов:

1)

H

2

2)

H

2

O

3)

P

4

4)

Cl

2

5)

NaCl

6)

H

2

SO

4

7)

Fe

8)

NaOH

вещества

4.

Отличить понятия “химический элемент” и “простое

вещество” можно при сравнении свойств простых и сложных веществ.

Например, простое вещество – кислород – бесцветный газ,

необходимый для дыхания, поддерживающий горение. Мельчайшая

частица простого вещества кислорода – молекула, которая состоит из

двух атомов. Кислород входит также в состав оксида углерода (угарный

газ) и воды. Однако, в состав воды и оксида углерода входит химически

связанный кислород, который не обладает свойствами простого

вещества, в частности он не может быть использован для дыхания.

Рыбы, например, дышат не химически связанным кислородом,

входящим в состав молекулы воды, а свободным, растворенным в ней.

Поэтому, когда речь идет о составе каких – либо химических

соединений, следует понимать, что в эти соединения входят не простые

вещества, а атомы определенного вида, то есть соответствующие

элементы.

5.

В каком случае идёт речь о

железе

как о

химическом элементе?

А) Железо - это металл, который притягивается магнитом;

Б) Железо входит с состав ржавчины;

В) Для железа характерен металлический блеск;

Г) В состав сульфида железа входит один атом железа.

В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?

А) Кислород - это газ, поддерживает дыхание и горение;

Б) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;

В) Атом кислород входит в состав молекулы воды;

Г) Кислород входит в состав воздуха.

6.

Внимательно изучи видео: «Классификация неорганических веществ»

и выполни следующие задания.

1)

Заполни схему

Варианты ответов:

1)

Оксиды

2)

Соли

3)

Металлы

4)

Основания

5)

Неметаллы

6)

Кислоты

2)

Оксиды - _______________________________________________.

Основания - ____________________________________________

Амфотерные основания - ___________________________________.

Кислоты - ________________________________________________.

Соли - ____________________________________________________.

Сложные

Простые

Неорганические

вещества

3)

Заполни таблицу: «Сложные вещества»

Оксиды

Основания

Амфотерные

основания

Кислоты

Соли

Варианты ответов:

1)

CO

2

2)

KCl

3)

NaOH

4)

HCl

5)

Al(OH)

3

7.

Массовая

доля

костей

человека

составляет

20%

от

общей

массы

организма

.

На

долю

фосфата

кальция

,

входящего

в

состав

костей

,

приходится

также

20%

от

массы

костей

.

Зная

массу

своего

тела

,

рассчитайте

,

сколько

килограммов

фосфата

кальция

содержится

в

вашем

организме

.

Сколько

килограммов

кальция

содержится

в

нем

?

8.

Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт

слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет

пилоту? Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему

этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?

9.

Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу:

она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар

и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в

отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела

поехать на бал. Объясните , как можно быстро справиться с заданием

мачехи.

Тема: «Кишечнополостные» (биология 7 класс)

I уровень

Расположите

в

правильной

последовательности

стадии

полового

размножения гидры пресноводной.

II уровень

Одним из 12 подвигов, прославивших великого героя Др.Греции Геракла,

была победа над мифическим чудовищем – гидрой, у которой на месте

одной

отрубленной

головы

вырастает

две

новые.

Объясните,

на

каком

основании небольшой пресноводный полип получил название «гидра».

III уровень

1.

Подпишите

названия

клеток

и

их

функции.

Исходя

из

выполняемой

функции клетки, определите в каком слое она располагается.

2.

У

полярной

(арктической)

медузы,

или

цианеи,

много

щупалец

со

стрекательными клетками, ожоги которых опасны не только для рыб, но и

для других морских животных. Однако мальки трески, находясь под

зонтиком медузы, чувствуют себя в безопасности. Почему? Объясните

это явление?

1

2

3

4

5

6

7

8

2

1

3

4

5



В раздел образования