Напоминание

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста


Автор: Лаханова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ: детский сад №1 "Алёнушка" города Асино Томской области
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания,

которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически

правильно и образно, интонационно выразительно.

В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и

правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания,

можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления,

восприятия, памяти, воображения.

Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на

обогащении

и

активизации

его

словарного

запаса,

формировании

грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и

ответы

на

них.

Черты

диалога

это

неполное

предложение,

яркая

интонационная

выразительность,

жесты

и

мимика.

Для

диалога

важны

умение

формулировать

и

задавать

вопрос,

в

соответствии

с

вопросом

собеседника

строить

ответ,

дополнять

и

исправлять

собеседника.

Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь

отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от

говорящего

более

напряженного

внимания

к

содержанию

речи

и

её

словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е.

умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова,

словосочетания

и

синтаксические

конструкции,

наиболее

полно

и

точно

передающие мысль говорящего.

Детям

3

лет

доступна

простая

форма

диалога:

ответы

на

вопросы.

Разговорная

речь

детей

трехлеток

является

основой

для

формирования

монолога в среднем возрасте.

Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших

рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту

достигает

2,5

тысяч

слов.

Но

детские

рассказы

еще

копируют

образец

взрослого.

У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок

может

последовательно

пересказать

текст,

составить

сюжетный

и

описательный

рассказы

на

предложенную

тему.

Однако

дети

все

ещё

нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве,

ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение

к описываемым предметам и явлениям.

С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:

- учит слушать и понимать речь взрослого;

- учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

-

учит

выполнять

действие

по

словесной

инструкции

(принести

что-то,

показать что-то или кого-то в группе или на картинке);

- учит отвечать на вопросы воспитателя;

- повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;

- повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам

монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно,

от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и

заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

Обучение пересказу.

В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности,

но существуют и общие методические приемы:

- подготовка к восприятию текста;

- первичное чтение текста педагогом;

- беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая

поисковыми и проблемными);

- составление плана пересказа;

- повторное чтение текста педагогом;

- пересказ.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.

Задачи педагога на этом этапе:

- научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый

воспитателем;

- подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

Методика обучения пересказу детей 3 лет.

Воспроизведение

воспитателем

хорошо

знакомых

детям

сказок,

построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-

миниатюры Л.Н. Толстого).

Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей

и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра,

фланелеграфа.

Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или

1-2 слов из предложения.

В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные

задачи:

-

научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые

прочитанный текст;

- научить детей передавать разговор действующих лиц;

- научить последовательно пересказывать текст;

- научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие

тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет:

- вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов,

рассматривание иллюстраций по теме;

- выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание,

что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;

- беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны

быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания

текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера

героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как

автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и

выражения

использует.

Можно

задавать

детям

поисковые

(где?

куда?)

и

проблемные

(как?

зачем?

почему?)

вопросы,

требующие

ответов

сложноподчиненными предложениями.

- составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с

детьми, а в подготовительной группе детьми);

- повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;

- пересказ текста детьми;

-

оценка

детского

пересказа

(дает

воспитатель

вместе

с

детьми,

в

подготовительной группе – дети).

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети

пересказывают по цепочке.

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

- из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

- драматизация детьми литературного произведения.

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине,

т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

- рассматривание картины;

- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что

нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные

объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и

несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на

прогулке,

дети

дома

и

т.д.).

Важно

создать

эмоциональный

настрой

для

рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи,

потешки, загадки, поговорки.

Можно использовать игровые приемы: показать картину любой игрушке;

связать

рассматривание

картины

с

рассматриванием

любимой

игрушки;

познакомить с картиной гостя.

Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:

В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по

картине,

т.к.

в

этом

возрасте

совершенствуется

речь,

возрастает

мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей 4 лет:

-

подготовка

к

эмоциональному

восприятию

картины

(стихи,

поговорки,

загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)

- рассматривание картины в целом;

- вопросы к картине воспитателя;

- образец рассказа по картине воспитателя;

- рассказы детей.

Воспитатель помогает детям рассказывать по опорными вопросами,

подсказывает

слова,

словосочетания.

В

конце

года,

если

дети

научились

рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.

Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:

- подготовка к эмоциональному восприятию картины;

- лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

- рассматривание картины в целом;

- вопросы педагога по содержанию картины;

- составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

- рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

- рассказы 4-5 детей;

- оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В

подготовительной

к

школе

группе

дети

готовы

к

обучению

рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое

значение

приобретают

лексико-грамматические

упражнения

на

подбор

определений,

сравнений,

употребление

слов

в

переносном

смысле,

синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на

заданную тему и произносить их с различной интонацией.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний в

младшей группе:

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-

описанию:

- рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше

рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду,

это обеспечивает активизацию словаря детей);

- тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети

обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал,

из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает

детям отвечать на вопросы;

- использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной

игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

- рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но

готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению

небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей 4 лет:

- рассматривание игрушки;

- вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина),

качеств игрушки, действий с нею;

- образец рассказа воспитателя;

- рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

- рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

- оценка детских рассказов воспитателем.

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный

педагогом.

Теперь методика обучения выглядит так:

- рассматривание игрушки;

- вопросы воспитателя;

- составление воспитателем плана рассказа об игрушке;

- образец рассказа воспитателя по плану;

- рассказы детей по плану и опорным вопросам;

- оценка детских рассказов воспитателем.

Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:

- узнавание игрушки по контуру;

- графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки,

штрихование её;

- рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;

- выкладывание разрезных картинок по теме;

- игры с данной игрушкой;

- чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного

характера об игрушке.

Методика обучения описанию детей 5 лет.

- лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

- рассматривание объекта описания;

-

вопросы

воспитателя

по

внешнему

виду

объекта,

его

отличительные

признаки,

внешне

и

внутренне

составляющее;

вопросы

о

действиях

с

объектом, а также отношению рассказчика к нему;

- составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

-

р а с с к а з

с и л ь н о г о

р е б е н к а ;

по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;

- рассказы 4-5 детей об объекте;

-

оценка

рассказов

воспитателем,

затем

детьми

(рассказы

оцениваются

поочередно, критерии оценки задает воспитатель).

Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок

начинает

рассказ,

а

другой

заканчивает.

Объекты

рассказов

можно

нарисовать,

слепить,

сделать

аппликацию,

сложить

из

частей

(кроме

одушевленных объектов – не членятся).

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же.

Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются

сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются

два

объекта.

Подготовительная

работа

-

обучение

детей

составлению

сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор

сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный

берет носят осенью тоже».

Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные

по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также

одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена

года,

профессии

людей.

После

составления

описания

можно

составить

сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа

придумывает

воспитатель,

как

бы

задавая

сюжетную

линию,

которую

развивают дети.

Рассказы детей из личного опыта.

В среднем возрасте дети

рассказывают

о

своих

игрушках,

домашних

животных,

прогулках,

экскурсиях.

Целесообразно

коллективное

рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что

дети

видели

на

экскурсии»

-

«Сначала

мы

расскажем

как

пошли

на

экскурсию,

затем

вспомним,

что

нового

и

интересного

там

увидели,

а

закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».

В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы,

общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого.

По мере усложнения существуют виды рассказов:

- рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как

мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);

- рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);

- рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и

летом»);

- рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном

явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);

- рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели

отпуск, где побывали;

- коллективное составление письма (например: «Письмо деду Морозу»).

Творческие

рассказы вводятся

во

второй

половине

старшей

и

в

подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом

слов,

грамотным

по ст ро ением

предложений,

и н то н а ц и о н н о й

выразительностью речи.

Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

- придумывание продолжения и завершение рассказа;

- придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;

- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;

- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Литература:

1. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». – СПб.: Акцидент, 1991.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение,

1985.

3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов//

Дошкольное воспитание, 1990. № 10.

4. «Развитие речи детей дошкольного возраста». Под ред. Ф.А. Сохина. – М.:

Просвещение, 1984.



В раздел образования