Автор: Лаханова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ: детский сад №1 "Алёнушка" города Асино Томской области
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания,
которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически
правильно и образно, интонационно выразительно.
В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и
правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания,
можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления,
восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на
обогащении
и
активизации
его
словарного
запаса,
формировании
грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.
Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и
ответы
на
них.
Черты
диалога
–
это
неполное
предложение,
яркая
интонационная
выразительность,
жесты
и
мимика.
Для
диалога
важны
умение
формулировать
и
задавать
вопрос,
в
соответствии
с
вопросом
собеседника
строить
ответ,
дополнять
и
исправлять
собеседника.
Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь
отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от
говорящего
более
напряженного
внимания
к
содержанию
речи
и
её
словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е.
умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова,
словосочетания
и
синтаксические
конструкции,
наиболее
полно
и
точно
передающие мысль говорящего.
Детям
3
лет
доступна
простая
форма
диалога:
ответы
на
вопросы.
Разговорная
речь
детей
трехлеток
является
основой
для
формирования
монолога в среднем возрасте.
Детей 4-леток можно начинать обучать пересказу и составлению небольших
рассказов по картинам, игрушкам, т.к. их словарный запас к этому возрасту
достигает
2,5
тысяч
слов.
Но
детские
рассказы
еще
копируют
образец
взрослого.
У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок
может
последовательно
пересказать
текст,
составить
сюжетный
и
описательный
рассказы
на
предложенную
тему.
Однако
дети
все
ещё
нуждаются в предшествующем образце педагога, т.к. у них, в большинстве,
ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение
к описываемым предметам и явлениям.
С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:
- учит слушать и понимать речь взрослого;
- учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;
-
учит
выполнять
действие
по
словесной
инструкции
(принести
что-то,
показать что-то или кого-то в группе или на картинке);
- учит отвечать на вопросы воспитателя;
- повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;
- повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.
В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам
монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно,
от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и
заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.
Обучение пересказу.
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности,
но существуют и общие методические приемы:
- подготовка к восприятию текста;
- первичное чтение текста педагогом;
- беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая
поисковыми и проблемными);
- составление плана пересказа;
- повторное чтение текста педагогом;
- пересказ.
План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.
В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.
Задачи педагога на этом этапе:
- научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый
воспитателем;
- подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.
Методика обучения пересказу детей 3 лет.
Воспроизведение
воспитателем
хорошо
знакомых
детям
сказок,
построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-
миниатюры Л.Н. Толстого).
Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей
и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра,
фланелеграфа.
Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или
1-2 слов из предложения.
В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные
задачи:
-
научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые
прочитанный текст;
- научить детей передавать разговор действующих лиц;
- научить последовательно пересказывать текст;
- научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие
тексту.
Методика обучения пересказу детей 5-6 лет:
- вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов,
рассматривание иллюстраций по теме;
- выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание,
что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
- беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны
быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания
текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера
героев, отношение к ним детей. Должны присутствовать вопросы о том, как
автор описывает то или иное событие, с чем его сравнивает, какие слова и
выражения
использует.
Можно
задавать
детям
поисковые
(где?
куда?)
и
проблемные
(как?
зачем?
почему?)
вопросы,
требующие
ответов
сложноподчиненными предложениями.
- составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с
детьми, а в подготовительной группе детьми);
- повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
- пересказ текста детьми;
-
оценка
детского
пересказа
(дает
воспитатель
вместе
с
детьми,
в
подготовительной группе – дети).
Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети
пересказывают по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:
- из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;
- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;
- драматизация детьми литературного произведения.
Обучение рассказу по картине и по серии картин.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине,
т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:
- рассматривание картины;
- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что
нарисовано? что делают персонажи? какие они?).
Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные
объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и
несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на
прогулке,
дети
дома
и
т.д.).
Важно
создать
эмоциональный
настрой
для
рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи,
потешки, загадки, поговорки.
Можно использовать игровые приемы: показать картину любой игрушке;
связать
рассматривание
картины
с
рассматриванием
любимой
игрушки;
познакомить с картиной гостя.
Обучение рассказу по картине и по серии картин в средней группе:
В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по
картине,
т.к.
в
этом
возрасте
совершенствуется
речь,
возрастает
мыслительная активность.
Методика обучения рассказу по картине детей 4 лет:
-
подготовка
к
эмоциональному
восприятию
картины
(стихи,
поговорки,
загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)
- рассматривание картины в целом;
- вопросы к картине воспитателя;
- образец рассказа по картине воспитателя;
- рассказы детей.
Воспитатель помогает детям рассказывать по опорными вопросами,
подсказывает
слова,
словосочетания.
В
конце
года,
если
дети
научились
рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.
Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:
- подготовка к эмоциональному восприятию картины;
- лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
- рассматривание картины в целом;
- вопросы педагога по содержанию картины;
- составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
- рассказ по картине сильного ребенка, как образец;
- рассказы 4-5 детей;
- оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
В
подготовительной
к
школе
группе
дети
готовы
к
обучению
рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое
значение
приобретают
лексико-грамматические
упражнения
на
подбор
определений,
сравнений,
употребление
слов
в
переносном
смысле,
синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на
заданную тему и произносить их с различной интонацией.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний в
младшей группе:
В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-
описанию:
- рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше
рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду,
это обеспечивает активизацию словаря детей);
- тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети
обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал,
из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает
детям отвечать на вопросы;
- использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной
игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;
- рассказ воспитателя об игрушке.
Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но
готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.
В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению
небольших описательных рассказов об игрушках.
Методика обучению рассказу-описанию детей 4 лет:
- рассматривание игрушки;
- вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина),
качеств игрушки, действий с нею;
- образец рассказа воспитателя;
- рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;
- рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;
- оценка детских рассказов воспитателем.
Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный
педагогом.
Теперь методика обучения выглядит так:
- рассматривание игрушки;
- вопросы воспитателя;
- составление воспитателем плана рассказа об игрушке;
- образец рассказа воспитателя по плану;
- рассказы детей по плану и опорным вопросам;
- оценка детских рассказов воспитателем.
Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:
- узнавание игрушки по контуру;
- графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки,
штрихование её;
- рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;
- выкладывание разрезных картинок по теме;
- игры с данной игрушкой;
- чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного
характера об игрушке.
Методика обучения описанию детей 5 лет.
- лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
- рассматривание объекта описания;
-
вопросы
воспитателя
по
внешнему
виду
объекта,
его
отличительные
признаки,
внешне
и
внутренне
составляющее;
вопросы
о
действиях
с
объектом, а также отношению рассказчика к нему;
- составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
-
р а с с к а з
с и л ь н о г о
р е б е н к а ;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;
- рассказы 4-5 детей об объекте;
-
оценка
рассказов
воспитателем,
затем
детьми
(рассказы
оцениваются
поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок
начинает
рассказ,
а
другой
заканчивает.
Объекты
рассказов
можно
нарисовать,
слепить,
сделать
аппликацию,
сложить
из
частей
(кроме
одушевленных объектов – не членятся).
В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же.
Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются
сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются
два
объекта.
Подготовительная
работа
-
обучение
детей
составлению
сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор
сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный
берет носят осенью тоже».
Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные
по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также
одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена
года,
профессии
людей.
После
составления
описания
можно
составить
сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа
придумывает
воспитатель,
как
бы
задавая
сюжетную
линию,
которую
развивают дети.
Рассказы детей из личного опыта.
В среднем возрасте дети
рассказывают
о
своих
игрушках,
домашних
животных,
прогулках,
экскурсиях.
Целесообразно
коллективное
рассказывание. Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что
дети
видели
на
экскурсии»
-
«Сначала
мы
расскажем
как
пошли
на
экскурсию,
затем
вспомним,
что
нового
и
интересного
там
увидели,
а
закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».
В старшем и подготовительном к школе возрасте вводится темы природы,
общественной жизни, ознакомления с трудом взрослого.
По мере усложнения существуют виды рассказов:
- рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («как
мы устроили цветник», «кто обедал в птичьей столовой»);
- рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);
- рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и
летом»);
- рассказ об одном времени года («что ты знаешь об осени?») и об отдельном
явлении природы («радуга после дождя», «как мы видели ледоход»);
- рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели
отпуск, где побывали;
- коллективное составление письма (например: «Письмо деду Морозу»).
Творческие
рассказы вводятся
во
второй
половине
старшей
и
в
подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом
слов,
грамотным
по ст ро ением
предложений,
и н то н а ц и о н н о й
выразительностью речи.
Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:
- придумывание продолжения и завершение рассказа;
- придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;
- придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;
- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
Литература:
1. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». – СПб.: Акцидент, 1991.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение,
1985.
3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов//
Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
4. «Развитие речи детей дошкольного возраста». Под ред. Ф.А. Сохина. – М.:
Просвещение, 1984.