Напоминание

Инновации и традиции групповой воспитывающей деятельности младших школьников на уроках математики


Автор: Подгорная Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа "Кадет" № 95 г.о. Самара" имени Героя РФ Золотухина Е.В.
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Инновации и традиции групповой воспитывающей деятельности младших школьников на уроках математики
Раздел: начальное образование





Назад




Инновации и традиции групповой воспитывающей деятельности

младших школьников на уроках математики

учитель начальных классов

МБОУ Школы «Кадет» № 95 г.о. Самара Подгорная С.В.

В последние годы в педагогической литературе появился термин

«воспитывающая деятельность». Она рассматривается нами как средство воспитания,

определяющее организованное взаимодействие ребёнка с объектами окружающего мира и

формирование социально-ценностных отношений к ним. Воспитывает не всякая

деятельность, а только та, которая позволяет переводить педагогические цели в цели

деятельности детей, в процессе которой формируются качества их личности.

Эффективность урока обуславливается, прежде всего, способностью учителя

создать условия и организовать ситуации сотрудничества. В книге Г.Цукерман «»Ведение

в школьную жизнь» подробно описана методика формирования учебного сотрудничества

на начальном этапе. Высокий уровень развития коммуникативных УУД на современном

этапе

развития

общества

является

острой

необходимостью.

Начинать

групповую

воспитывающую деятельность нужно с 1 класса.

1.

Парная воспитывающая деятельность

Игра «Сколько?» Данный игровой прием, развивает умение учитывать разные мнения

и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- Я вам буду задавать вопрос, а вы в своей паре должны показать ответ на пальцах,

причем не договариваясь об этом словесно, а только глядя друг на друга.

- Сколько ушей у зайчат?

- Сколько ножек у стола?

- Какая по счету среда?

- Сколько будет 15 -10?

Игра «8 палочек» применяется при изучении состава чисел первого десятка.

- Ученики, сидящие слева, положите 8 палочек, разделите палочки со своим товарищем

так, чтобы у каждого палочек было поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А

сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как узнали? Значит, 8=4+4. А теперь

разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у

другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого.

- Значит, 8=3+5; 8=1+7.

2. Коллективная воспитывающая деятельность

Игра «Гомеостас». Сразу она не получится. Потребуется несколько занятий, чтобы её

освоить. Группа собирается в круг. По команде ведущего все выбрасывают пальцы.

Группа должна стремиться к тому, чтобы все выбросили одно и то же число пальцев. Для

того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть её в

последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то

время.

Игра «Переходы» имеет несколько вариантов. Один из них:

- Внимательно посмотрите на свою группу. По команде нужно будет сесть таким образом,

чтобы крайнее правое место занял участник с самыми тёмными волосами. А крайнее

левое – с самыми светлыми.

Во 2 классе групповая воспитывающая деятельность строится на предметном

материале.

1.

Парная воспитывающая деятельность

Учитель, обращаясь к классу, объясняет условия работы:

- Сейчас проведем арифметический диктант, в ходе которого повторим нумерацию

чисел в пределах 100. Вы будете работать в паре со своим товарищем. Задания предлагаю

в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого варианта. Работая

в паре, можно и нужно помогать своему товарищу".

Содержание диктанта включает следующие задания:

1.

Вариант I. Запиши число 100

Вариант II. Запиши число, предыдущее этому числу.

2.

Вариант I. Запиши число на 1 меньше, чем 60.

Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе десятков.

3.

Вариант I. Запиши число на 1 больше, чем 78.

Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.

4.

Вариант I. Запиши число, состоящее из 3 дес. и 6 ед.

Вариант II. Запиши число, следующее за этим числом.

5.

Вариант I. Запиши наибольшее двузначное число.

Вариант II. Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Стараемся подбирать такие задания, чтобы элементы групповой формы работы

носили занимательный характер. Соедините выражения с одинаковым значением.

73-70

43+50

38+20

90-30

60-2

49-30

56+2

18+40

Предлагаем детям работать в паре. Один будет решать примеры на сложение, а другой - на

вычитание, а потом один будет выписывать примеры с одинаковым ответом, а другой - с

разными.

2.Коллективная воспитывающая деятельность

Организуем работу детей и по группам. Каждой группе предлагаем отдельную задачу

Группа 1. "Для отопления школы в один день привезли 10 машин угля, а в другой день -

на 4 машины меньше. Сколько машин угля привезли на эти два дня?"

Группа 2. "За день в магазине продали 7 женских велосипедов, а мужских на 6 больше.

Сколько всего велосипедов продали?"

Группа 3. "В одной банке было 10 соленых огурцов, а в другой 6 огурцов. За обедом съели

4 огурца. Сколько всего огурцов осталось?"

Группа 4. "В столовую привезли 60 кг моркови. Для приготовления обеда взяли 40 кг, а

потом привезли еще 50 кг моркови. Сколько килограммов моркови стало в столовой?"

Группа 5. "В гараже было 8 грузовых и 2 легковые машины. Получили еще 4 грузовые

машины. Сколько всего машин стало в гараже?"

Учитель руководит работой учащихся в группах: "Прочитайте задачу про себя: выделите

условие и вопрос задачи. Коллективно обсудите в группах запись краткого условия задачи.

Запишите краткое условие задачи, решите задачу самостоятельно. Кто затрудняется при

решении задачи, обращайтесь за помощью к товарищу по группе. Обсудите свой ответ

задачи с товарищами". В ходе такой работы дети приучаются к совместной деятельности.

Групповой отчет происходит таким образом: один ученик рассказывает условие и

вопрос задачи, другой анализирует задачу, третий – записывает краткую запись, четвертый

выбирает

действие

и

данные

и

доказывает

целесообразность

своего

выбора.

Высказываются

группы

поочередно.

Учащиеся

класса

внимательно

следят

за

ходом

обоснования решения задач. А затем к доске идет представитель от каждой из групп и по

заданию

учителя

под

краткой

записью

задачи

записывает

решение.

Этот

прием

способствует развитию внимания.

Для формирования групповой воспитывающей деятельности инновационного уровня

предлагаем коллективные игры в рамках урока или внеурочной деятельности.

Сюжет игры «Мой мир» разработан психологом В.Ю. Большаковым. На стенде в

классе учитель прикрепляет 6-8 листов формата А3 таким образом, чтобы они вместе

составили одно «игровое поле». На первом этапе детям даём задание – нарисовать на этом

поле

карту

придуманного

мира.

Для

этого

дети

делятся

на

мини-группы:

1

пара

-

материки, 2 – острова, 3 – моря, 4 – горы, вулканы, 5 – леса, пустыни, 6 – города.

Несколько

дней

карта

весит,

обрастая

деталями.

Дети

думают,

размышляют,

спорят,

находят новые решения. В итоги общий рисунок становится насыщенным, любопытным.

Выполнять работу можно разными материалами. Ещё несколько дней все её детально

рассматривают

.

2 этап – говорим детям, что каждый лист – это государство. Надо договориться и

разделить государства между собой. 3-5 минут на договор. Каждая пара открепляет лист с

изображением доставшегося государства.

3 этап – придумать название страны, вопросы государственного устройства, культуру,

язык. Пусть нарисуют города, проложат дороги, мосты.

4 этап – Представители каждой страны выступают с сообщением о своём государстве (5-7

минут). Слушатели готовят вопросы. За каждый аргументированный ответ – 3 балла.

Результаты этого этапа можно занести в таблицу.

В результате дети получат опыт групповой работы в занимательной форме. У

каждого будет возможность проявить свои творческие и лидерские качества.

Мы затронули интересный, актуальный вопрос воспитывающей групповой

деятельности с точки зрения традиций в этом вопросе и инноваций. О.Бальзак писал: «Два

человека могут спасти друг друга там, где один погибает».



В раздел образования