Автор: Подгорная Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа "Кадет" № 95 г.о. Самара" имени Героя РФ Золотухина Е.В.
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Инновации и традиции групповой воспитывающей деятельности младших школьников на уроках математики
Раздел: начальное образование
Инновации и традиции групповой воспитывающей деятельности
младших школьников на уроках математики
учитель начальных классов
МБОУ Школы «Кадет» № 95 г.о. Самара Подгорная С.В.
В последние годы в педагогической литературе появился термин
«воспитывающая деятельность». Она рассматривается нами как средство воспитания,
определяющее организованное взаимодействие ребёнка с объектами окружающего мира и
формирование социально-ценностных отношений к ним. Воспитывает не всякая
деятельность, а только та, которая позволяет переводить педагогические цели в цели
деятельности детей, в процессе которой формируются качества их личности.
Эффективность урока обуславливается, прежде всего, способностью учителя
создать условия и организовать ситуации сотрудничества. В книге Г.Цукерман «»Ведение
в школьную жизнь» подробно описана методика формирования учебного сотрудничества
на начальном этапе. Высокий уровень развития коммуникативных УУД на современном
этапе
развития
общества
является
острой
необходимостью.
Начинать
групповую
воспитывающую деятельность нужно с 1 класса.
1.
Парная воспитывающая деятельность
Игра «Сколько?» Данный игровой прием, развивает умение учитывать разные мнения
и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Я вам буду задавать вопрос, а вы в своей паре должны показать ответ на пальцах,
причем не договариваясь об этом словесно, а только глядя друг на друга.
- Сколько ушей у зайчат?
- Сколько ножек у стола?
- Какая по счету среда?
- Сколько будет 15 -10?
Игра «8 палочек» применяется при изучении состава чисел первого десятка.
- Ученики, сидящие слева, положите 8 палочек, разделите палочки со своим товарищем
так, чтобы у каждого палочек было поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А
сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как узнали? Значит, 8=4+4. А теперь
разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у
другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого.
- Значит, 8=3+5; 8=1+7.
2. Коллективная воспитывающая деятельность
Игра «Гомеостас». Сразу она не получится. Потребуется несколько занятий, чтобы её
освоить. Группа собирается в круг. По команде ведущего все выбрасывают пальцы.
Группа должна стремиться к тому, чтобы все выбросили одно и то же число пальцев. Для
того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть её в
последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то
время.
Игра «Переходы» имеет несколько вариантов. Один из них:
- Внимательно посмотрите на свою группу. По команде нужно будет сесть таким образом,
чтобы крайнее правое место занял участник с самыми тёмными волосами. А крайнее
левое – с самыми светлыми.
Во 2 классе групповая воспитывающая деятельность строится на предметном
материале.
1.
Парная воспитывающая деятельность
Учитель, обращаясь к классу, объясняет условия работы:
- Сейчас проведем арифметический диктант, в ходе которого повторим нумерацию
чисел в пределах 100. Вы будете работать в паре со своим товарищем. Задания предлагаю
в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого варианта. Работая
в паре, можно и нужно помогать своему товарищу".
Содержание диктанта включает следующие задания:
1.
Вариант I. Запиши число 100
Вариант II. Запиши число, предыдущее этому числу.
2.
Вариант I. Запиши число на 1 меньше, чем 60.
Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе десятков.
3.
Вариант I. Запиши число на 1 больше, чем 78.
Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе единиц первого разряда.
4.
Вариант I. Запиши число, состоящее из 3 дес. и 6 ед.
Вариант II. Запиши число, следующее за этим числом.
5.
Вариант I. Запиши наибольшее двузначное число.
Вариант II. Представь полученное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Стараемся подбирать такие задания, чтобы элементы групповой формы работы
носили занимательный характер. Соедините выражения с одинаковым значением.
73-70
43+50
38+20
90-30
60-2
49-30
56+2
18+40
Предлагаем детям работать в паре. Один будет решать примеры на сложение, а другой - на
вычитание, а потом один будет выписывать примеры с одинаковым ответом, а другой - с
разными.
2.Коллективная воспитывающая деятельность
Организуем работу детей и по группам. Каждой группе предлагаем отдельную задачу
Группа 1. "Для отопления школы в один день привезли 10 машин угля, а в другой день -
на 4 машины меньше. Сколько машин угля привезли на эти два дня?"
Группа 2. "За день в магазине продали 7 женских велосипедов, а мужских на 6 больше.
Сколько всего велосипедов продали?"
Группа 3. "В одной банке было 10 соленых огурцов, а в другой 6 огурцов. За обедом съели
4 огурца. Сколько всего огурцов осталось?"
Группа 4. "В столовую привезли 60 кг моркови. Для приготовления обеда взяли 40 кг, а
потом привезли еще 50 кг моркови. Сколько килограммов моркови стало в столовой?"
Группа 5. "В гараже было 8 грузовых и 2 легковые машины. Получили еще 4 грузовые
машины. Сколько всего машин стало в гараже?"
Учитель руководит работой учащихся в группах: "Прочитайте задачу про себя: выделите
условие и вопрос задачи. Коллективно обсудите в группах запись краткого условия задачи.
Запишите краткое условие задачи, решите задачу самостоятельно. Кто затрудняется при
решении задачи, обращайтесь за помощью к товарищу по группе. Обсудите свой ответ
задачи с товарищами". В ходе такой работы дети приучаются к совместной деятельности.
Групповой отчет происходит таким образом: один ученик рассказывает условие и
вопрос задачи, другой анализирует задачу, третий – записывает краткую запись, четвертый
выбирает
действие
и
данные
и
доказывает
целесообразность
своего
выбора.
Высказываются
группы
поочередно.
Учащиеся
класса
внимательно
следят
за
ходом
обоснования решения задач. А затем к доске идет представитель от каждой из групп и по
заданию
учителя
под
краткой
записью
задачи
записывает
решение.
Этот
прием
способствует развитию внимания.
Для формирования групповой воспитывающей деятельности инновационного уровня
предлагаем коллективные игры в рамках урока или внеурочной деятельности.
Сюжет игры «Мой мир» разработан психологом В.Ю. Большаковым. На стенде в
классе учитель прикрепляет 6-8 листов формата А3 таким образом, чтобы они вместе
составили одно «игровое поле». На первом этапе детям даём задание – нарисовать на этом
поле
карту
придуманного
мира.
Для
этого
дети
делятся
на
мини-группы:
1
пара
-
материки, 2 – острова, 3 – моря, 4 – горы, вулканы, 5 – леса, пустыни, 6 – города.
Несколько
дней
карта
весит,
обрастая
деталями.
Дети
думают,
размышляют,
спорят,
находят новые решения. В итоги общий рисунок становится насыщенным, любопытным.
Выполнять работу можно разными материалами. Ещё несколько дней все её детально
рассматривают
.
2 этап – говорим детям, что каждый лист – это государство. Надо договориться и
разделить государства между собой. 3-5 минут на договор. Каждая пара открепляет лист с
изображением доставшегося государства.
3 этап – придумать название страны, вопросы государственного устройства, культуру,
язык. Пусть нарисуют города, проложат дороги, мосты.
4 этап – Представители каждой страны выступают с сообщением о своём государстве (5-7
минут). Слушатели готовят вопросы. За каждый аргументированный ответ – 3 балла.
Результаты этого этапа можно занести в таблицу.
В результате дети получат опыт групповой работы в занимательной форме. У
каждого будет возможность проявить свои творческие и лидерские качества.
Мы затронули интересный, актуальный вопрос воспитывающей групповой
деятельности с точки зрения традиций в этом вопросе и инноваций. О.Бальзак писал: «Два
человека могут спасти друг друга там, где один погибает».