Автор: Гущина Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 9"
Населённый пункт: город Пермь, Пермская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование субъектной позиции "Я – ученик" у обучающихся 1 класса в пропедевтическом образовательном модуле " Введение в школьную жизнь"
Раздел: начальное образование
Первые
дни
Групповая
работа
МАОУ «Лицей №9»
Гущина
Марина
Петровна
учитель начальных
классов
Курс « Введение в школьную жизнь»
Формирование субъектной позиции « Я – ученик» у обучающихся 1 класса в пропедевтическом образовательном модуле « Введение в школьную
жизнь».
Поступление в школу - это важный момент в жизни первоклассника и очень серьёзное испытание для большинства детей, поскольку этот факт связан с резким изменением всего образа жизни всех
членов семьи.
В чем заключается сложность данного периода? Во – первых, детям непросто сориентироваться в пространстве школы, так как оно незнакомо для них. Во – вторых, первоклассникам неизвестны
многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо время, чтобы школьные самые правила стали привычными. В - третьих, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и
выстроить отношения с другими членами коллектива. Исходя из выше сказанного, возникает вопрос:
- Как организовать первый этап школьной жизни, чтобы не причинить вреда телесному и душевному здоровью ребенка, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в
школе, пробудить интерес к содержанию обучения и утвердится в новом для себя статусе «Я – ученик».
Выходом на успешную адаптацию к школьной жизни, мотивацию на дальнейшее успешное обучение и знакомство с новой ролью «ученика» является пропедевтический образовательный модуль
«Введение в школьную жизнь». Данный стартовый модуль основан на программах двух авторских коллективов:
1.
Авторская программа адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова;
2.
Авторская программа модуля Стартового образовательного модуля в первом классе «Первый раз в первый класс» авторского коллектива учителей ЭУК «Школа развития» под руководством А.Б.
Воронцова
Стартовый образовательный модуль задуман как «приглашение» ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, который задает определенный стиль всей
дальнейшей работы учителя с детьми. В первые дни дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, “как это делают настоящие школьники”. Эти занятия
вводят детей и в систему отношений с другими учениками и учителем. Доверие ребёнка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не “поймать и наказать” становятся
условием успешности всей жизни первоклассника в школе. Занятия дают толчок к развитию учебной самостоятельности, которая сопровождается проявлением таких характеристик, как самооценка и
самоконтроль.
Курс “Введение в школьную жизнь” готовит детей к активной позиции « Я – ученик»: учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников и обучает детей к учебному сотрудничеству:
- Учебное сотрудничество строится как договор о сотрудничестве к взаимопомощи, в составлении которого участвуют и учитель, и дети.
- Предлагая во время курса новую игру учебных взаимоотношений, детям предлагается ситуация открытого выбора между правильным (школьным) и неправильным (дошкольным) поведением и
каждому предоставляется возможность попробовать, примерить к себе и то, и другое, не на словах, а на деле перейти от дошкольного к школьному поведению.
- Чтобы помочь ребенку выполнять норму, вводятся средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В данном курсе такими средствами являлись разнообразные знаки и жесты,
которые и сейчас успешно используются на уроках.
Также курс способствует тому, чтобы дети научились различать две основные ситуации взаимодействия с учителем: ситуацию подражания, исполнительности и ситуацию неподражательную. И для
этого в курсе были введены веселые задания – ловушки (некорректно составленные задачи). Чтобы не попасть в ловушку, нельзя действовать строго по инструкции взрослого: что-то надо сделать по-
своему или вовсе не делать. Важно приучить детей к самостоятельности суждений, к умению спорить, отстаивать свои мнения, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. А для
этого необходима работа в парах и группах. Но чтобы детский спор был содержательным и не превращался в склоку, дети должны уметь по крайней мере следующее: 1)сформулировать свою точку зрения;
2) выяснить точки зрения своих партнеров; 3) обнаружить разницу точек зрения; 4) попытаться разрешить разногласия с помощью аргументов.
Таким образом, главным условием организации эффективного адаптационного периода и становления новой позиции « Я – ученик» является особая организация образовательного пространства
первоклассников: уход от привычной для школы (и не привычной для дошкольников) на период адаптации классно-урочной формы организации образовательного процесса.
Введение целостных учебных дневных блоков (проектных предметных задач) в которых на сюжетной основе включен содержательный материал из разных учебных дисциплин, с использованием
игровой деятельности, в которую вплетены зачатки будущих учебных действий, дают первокласснику понятия о будущей учебной деятельности и осознание новой позиции « Я – ученик».
Учебная задача
Проектные задачи
Деятельностный подход
Открытие
Я - ученик
Адаптация
Учебная мотивация
Учебное сотрудничество
Учебные действия