Напоминание

Формирование субъектной позиции "Я – ученик" у обучающихся 1 класса в пропедевтическом образовательном модуле " Введение в школьную жизнь"


Автор: Гущина Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 9"
Населённый пункт: город Пермь, Пермская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование субъектной позиции "Я – ученик" у обучающихся 1 класса в пропедевтическом образовательном модуле " Введение в школьную жизнь"
Раздел: начальное образование





Назад




Первые

дни

Групповая

работа

МАОУ «Лицей №9»

Гущина

Марина

Петровна

учитель начальных

классов

Курс « Введение в школьную жизнь»

Формирование субъектной позиции « Я – ученик» у обучающихся 1 класса в пропедевтическом образовательном модуле « Введение в школьную

жизнь».

Поступление в школу - это важный момент в жизни первоклассника и очень серьёзное испытание для большинства детей, поскольку этот факт связан с резким изменением всего образа жизни всех

членов семьи.

В чем заключается сложность данного периода? Во – первых, детям непросто сориентироваться в пространстве школы, так как оно незнакомо для них. Во – вторых, первоклассникам неизвестны

многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо время, чтобы школьные самые правила стали привычными. В - третьих, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и

выстроить отношения с другими членами коллектива. Исходя из выше сказанного, возникает вопрос:

- Как организовать первый этап школьной жизни, чтобы не причинить вреда телесному и душевному здоровью ребенка, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в

школе, пробудить интерес к содержанию обучения и утвердится в новом для себя статусе «Я – ученик».

Выходом на успешную адаптацию к школьной жизни, мотивацию на дальнейшее успешное обучение и знакомство с новой ролью «ученика» является пропедевтический образовательный модуль

«Введение в школьную жизнь». Данный стартовый модуль основан на программах двух авторских коллективов:

1.

Авторская программа адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова;

2.

Авторская программа модуля Стартового образовательного модуля в первом классе «Первый раз в первый класс» авторского коллектива учителей ЭУК «Школа развития» под руководством А.Б.

Воронцова

Стартовый образовательный модуль задуман как «приглашение» ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, который задает определенный стиль всей

дальнейшей работы учителя с детьми. В первые дни дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, “как это делают настоящие школьники”. Эти занятия

вводят детей и в систему отношений с другими учениками и учителем. Доверие ребёнка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не “поймать и наказать” становятся

условием успешности всей жизни первоклассника в школе. Занятия дают толчок к развитию учебной самостоятельности, которая сопровождается проявлением таких характеристик, как самооценка и

самоконтроль.

Курс “Введение в школьную жизнь” готовит детей к активной позиции « Я – ученик»: учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников и обучает детей к учебному сотрудничеству:

- Учебное сотрудничество строится как договор о сотрудничестве к взаимопомощи, в составлении которого участвуют и учитель, и дети.

- Предлагая во время курса новую игру учебных взаимоотношений, детям предлагается ситуация открытого выбора между правильным (школьным) и неправильным (дошкольным) поведением и

каждому предоставляется возможность попробовать, примерить к себе и то, и другое, не на словах, а на деле перейти от дошкольного к школьному поведению.

- Чтобы помочь ребенку выполнять норму, вводятся средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В данном курсе такими средствами являлись разнообразные знаки и жесты,

которые и сейчас успешно используются на уроках.

Также курс способствует тому, чтобы дети научились различать две основные ситуации взаимодействия с учителем: ситуацию подражания, исполнительности и ситуацию неподражательную. И для

этого в курсе были введены веселые задания – ловушки (некорректно составленные задачи). Чтобы не попасть в ловушку, нельзя действовать строго по инструкции взрослого: что-то надо сделать по-

своему или вовсе не делать. Важно приучить детей к самостоятельности суждений, к умению спорить, отстаивать свои мнения, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. А для

этого необходима работа в парах и группах. Но чтобы детский спор был содержательным и не превращался в склоку, дети должны уметь по крайней мере следующее: 1)сформулировать свою точку зрения;

2) выяснить точки зрения своих партнеров; 3) обнаружить разницу точек зрения; 4) попытаться разрешить разногласия с помощью аргументов.

Таким образом, главным условием организации эффективного адаптационного периода и становления новой позиции « Я – ученик» является особая организация образовательного пространства

первоклассников: уход от привычной для школы (и не привычной для дошкольников) на период адаптации классно-урочной формы организации образовательного процесса.

Введение целостных учебных дневных блоков (проектных предметных задач) в которых на сюжетной основе включен содержательный материал из разных учебных дисциплин, с использованием

игровой деятельности, в которую вплетены зачатки будущих учебных действий, дают первокласснику понятия о будущей учебной деятельности и осознание новой позиции « Я – ученик».

Учебная задача

Проектные задачи

Деятельностный подход

Открытие

Я - ученик

Адаптация

Учебная мотивация

Учебное сотрудничество

Учебные действия



В раздел образования