Автор: Фоминова Наталья Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ "Колледж технологии и сервиса"
Населённый пункт: Приморский край, г. Владивосток
Наименование материала: Методические разработки
Тема: "Внедрение современных методов обучения"
Раздел: среднее профессиональное
Содержание
Модуль 1. Современный подход к обучению.……………… …3
Задание 1…………………………………………………………… . 3
Задание 2…………………………………………………………….19
Модуль 2. Использование активных методов обучения …….20
Задание 1……………………………………………………………. 20
Задание 2……………………………………………………………. 23
Модуль 3. Методы продуктивного обучения ………………… 27
Задание 1………………………………………………………… … .27
Задание 2…………………………………………………………… .31
Список использованной литературы…………………………… …40
Приложение………………………………………………………… .42
3
МОДУЛЬ 1. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
Задание 1
По преподаваемому вами учебному предмету сконструируйте и оформите
модульную программу и один технологический модуль на основе
требований, алгоритмов и процедур модульного обучения.
Таблица 1
Планирование работы по модульной технологии преподавания
Этапы
работы
Сроки
Содержание работы
I
Сентябрь 2014г. –
декабрь 2014г.
Исследование основных теорий модульных
технологий, возможностей использования
интерактивных методов обучения при изучении
биологии.
II
Январь 2015г. –
май 2015г.
Процесс адаптации школьников класса для
экспериментов к МИО
III
Сентябрь 2015г. –
май 2016г.
Работа опытного класса с применением модульной
интерактивной технологии.
IV
Май 2016г.
Оценка результатов эксперимента.
Первый этап.
Эксперимент в процессе первого полугодия 2014-2015 учебного года
выполнялась работа по исследованию теоретических оснований модульного
обучения, исследовался потенциал применения модульных способов в учебе.
Выполнялась деятельность выбора класса, участвовавшего в
исследовании. Выработано решение экспериментальной деятельности
проводить в седьмом классе, так как у школьников данного класса в момент
начала исследования были выработаны важнейшие навыки учебной
деятельности. Степень обучаемости этого коллектива школьников отвечал
структуре и содержанию модульной технологии обучения. В деятельности
школьников, начиная с первых классов, применялись модульные способы
ведения занятия, школьники были приспособлены к самостоятельной
4
деятельности, работе в микро-группах. Следовательно, есть возможность
сказать о соответствии возрастным особенностям психических свойств
школьников данного коллектива, используемой технологии.
Второе полугодие. В 2014-2015 учебном году выполнялось
приспособление школьников класса к технологии модульного обучения. В
процесс учебы понемногу вводились элементы модульного обучения:
блочное предоставление учебных сведений;
применение опорных схем и процесс работы с ними;
работа по маршрутным заданиям;
самостоятельная работа с учебником и дополнительными сведениями;
выполнение заданий по карточкам-инструкциям, взаимная проверка;
элементы рейтингового процесса анализа и т.д.
В течение 2015-2016 учебного года обучение биологии в
экспериментальном классе проводилось с использованием модульной
технологии обучения. Учебная программа по биологии восьмого класса была
разбита на 11 учебных модулей. Усредненное число часов, которые отведены
на освоение первого модуля – семь, что отвечает наилучшим параметрам
модуля (7-12 часов). В зависимости от степени подготовки класса,
возможно объединение первого и второго модуля в один, но так как для
школьников МБОУ, в которой проводился эксперимент, типична значительная
степень заболеваний, которые связанны с нарушением работы эндокринной
системы, этот раздел определен в отдельный модуль.
Предварительная работа учителя состояла из следующих шагов –
действий.
1.
Выявление обязательных знаний, умений и навыков, усвоение которых
определено программой курса по данному разделу, блоку или теме, а также
цели и задач обучения.
2.
Изучение всего содержания учебного материала по данному модулю.
3.
Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую
нагрузку по данному модулю.
5
4.
Составление опорных схем по всей теме (на основе выделенных
ключевых понятий, «кодов»).
5.
Составление тестовых заданий по всему содержанию учебного модуля.
6.
Составление блока вопросов и заданий по всему содержанию учебного
материала данного модуля для зачёта.
7.
Разработка диалогической части. Подбор активных форм обучения.
Таблица 2
Планирование изучения учебного материала биологии 8 класса
№
Модуля
(кол-во
часов)
№
Разде
ла
Раздел
Кол-во
часов
раздела
Параграф
по
учебнику
1+2 (7+4)
1
Человек – высшая ступень живых организмов.
2
1-2
2
Общая характеристика строения и функций
организма человека.
5
3-8
3
Регуляция и взаимосвязь систем органов. ЖВС
(эндокринный аппарат).
4
9-12
3 (8)
4
Общая характеристика нервной системы.
5
13-17
5
Органы чувств (анализаторы).
3
18-20
4 (6)
6
Опорно - двигательная система (аппарат).
6
21-26
5 (6)
7
Внутренняя среда организма.
27-32
6 (5)
8
Сердечно – сосудистая система.
Лимфатическая система.
33-37
7 (3)
9
Дыхательная система
3
38-40
8 (7)
10
Пищеварительная система.
7
41-47
9 (7)
11
Обмен веществ и энергии в организме.
3
48-50
12
Выделительная система
2
51-52
13
Строение и функции кожи.
2
53-54
10 (3)
14
Воспроизведение и развитие человека.
3
55-57
11 (7)
15
Поведение и психика.
7
58-64
Обобщение и повторение. Итоговый контроль.
2
Резервное время.
2
В рамках каждого учебного модуля выполнялась работа по
конструированию модуля.
Таблица3
Модуль №5 « Внутренняя среда организма». Структура модуля
6
Структура
модуля
Кол-во
уроков
Форма и содержание уроков
Вводная часть.
1 урок
Знакомство со структурой учебного модуля.
Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником.
Объяснение темы, запись опорной схемы (ОС).
Диалогическа
я часть.
2 урок
Закрепление материала. Индивидуальная работа с
последующей взаимопроверкой. Практическая работа
«Микроскопическое строение крови человека и лягушки».
3 урок
Закрепление материала. Работа в микро-группах ( Иммунитет.
Виды иммунитета).
4 урок
Ролевая игра «Институт крови».
5 урок
Закрепление материала. Урок - конференция «Спид –
проблема человечества и каждого человека»
Итоговая
часть.
6 урок
Зачет.
Учащиеся должны знать:
значение крови и её состав;
свойства крови, значение и строение форменных элементов крови;
механизм фагоцитоза;
правила переливания крови;
виды иммунитета;
правила определения группы крови;
значение прививок.
Учащиеся должны уметь:
распознавать микропрепарат крови человека;
объяснять роль крови в поддержании постоянства внутренней среды и
других функций.
В начале работы над модулем каждый учащийся получает оценочный
лист, в котором указываются номер и название модуля, фамилия и имя
ученика, перечислены оцениваемые действия и максимальные оценки по
данному виду задания. Так же каждый учащийся имеет доступ к информации
о требованиях к знаниям, умениям и навыкам в рамках данного модуля, к
информации о рейтинговой системе оценивания знаний (Приложение 2). В
7
классе необходимо оформить стенд, где будет отражена вся необходимая для
работы ученика по данному модулю информация. Здесь же может
располагаться список дополнительной литературы по теме, примеры
творческих и исследовательских работ школьников класса и школы. На
стенде можно отражать результаты работы школьников. Таким образом,
ребята получают информацию и могут организовать свою учебную работу в
соответствии с индивидуальным темпом работы, особенностями способов
приобретения знаний (визуальный, аудирующий, кинетический) и уровнем
знаний. Такой подход снижает влияние субъективного фактора при
выставлении оценки и делает ученика активным участником процесса
учения.
Урок №1 «Внутренняя среда организма» - лекция.
Задачи: Изучить внутреннюю среду организма. Дать определение понятиям:
внутренняя среда организма, кровь, клетки крови, лимфа, межтканевая
жидкость, иммунитет. Развить умение четко формулировать свои мысли,
умение работать по опорной схеме. Воспитывать ответственное отношение к
своему организму. Формирование навыков ЗОЖ.
Тип урока: урок - изучение нового материала
Вид урока: урок-лекция
Ход урока:
1. Организационный момент.
Введение в модуль. Сообщение целей и задач, стоящих перед учащимися при
изучении данного модуля.
2. Целеполагание.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление (работа по основному материалу).
5. Домашнее задание: Выучить ОС (Приложение 3), прочитать материал
учебника.
Урок 2 Закрепление материала. Индивидуальная работа по
заданию учителя с учебником.
8
Ход урока:
1.
Организационный момент. Обращение к структуре модуля.
2.
Повторение ОС (озвучивание учащимися у доски).
3.
Самостоятельная работа с учебником.
Карточка - инструкция.
№
Ср
Самостоятельная работа (Ср)
Источник
1
Работа с понятиями:
Используя учебник, дайте определения следующим понятиям:
Алимкулова Р.
и др. Биология.
Человек и его
здоровье.
Кровь…………………………………………………………..
Плазма крови…………………………………………………
Эритроциты…………………………………………………..
Лейкоциты……………………………………………………
Тромбоциты…………………………………………………..
Тканевая жидкость…………………………………………...
Лимфа………………………………………………………….
Учебник для 8
класса
общеобразоват.
школы (далее
учебник).
Текст лекций
2.
Заполните таблицу:
ВСО
Месторасположение
Кол-
во
Состав
Цвет
Функции
Тканевая
жидкость
Кровь
Лимфа
Учебник
3.
Найдите соответствующие функции
Вещество
Функции
1.Альбумины
2.Фибриноген
3.Гемоглабин
4.Глобулины
5.Глюкоза
А. Свертываемость крови.
Б. защита от микробов.
В. Источник Энергии.
Г. Транспорт газов.
Д. Регуляция обмена воды в
организме.
9
Ответ запишите в виде кода
4.
1. Выполните практическую работу «Микроскопическое строение
крови человека и лягушки», используя
«Руководство к выполнению практической работы» (Приложение 4).
2.Изобразите в тетради клетки крови.
Учебник
5.
Биологический диктант.
Вставьте подходящие по смыслу слова. Ответ закодируйте.
1.Плазма крови в которой нет фибриногена – это ……
2. Белки крови делятся на три вида: ……
3. Функции лейкоцитов изучал известный физиолог……
4. Клетки крови, транспортирующие кислород им углекислый газ это -
……
5. Участвуют в регуляции обмена воды между клетками и кровью
…………
Варианты ответов:
А- Эритроциты; Б –сыворотка крови; В- И. И. Мечников; Г- Э.Дженнер;
Д-фибриноген; Е- глобулины; Ж- альбумины.
Учебник
Текст
лекции.
5.
Проведите взаимопроверку ( работа в парах). Оцените работу партнера.
Запишите оценочный лист.
Карта
ответов
6.
Проанализируйте свою работу. Исправьте допущенные ошибки.
Урок 3. Закрепление материала. Деятельность в микро - группах
(Иммунитет. Виды иммунитета)
Ход урока:
1.
Организационный момент. Обращение к структуре модуля.
2.
Повторение пройденного материала (озвучивание учащимися у доски).
3.
деятельность в микро-группах.
Карточка - инструкция (на примере одной из микро-групп)
№ МГ
Задание
Источник
информации.
1
1.Дать определение следующим понятиям:
Центральные (первичные) органы иммунной
Учебник
Стр. 100-102
10
системы - …………………..
Периферические (вторичные) органы иммунной
системы - …………………
2. Заполните таблицу: Иммунная система
Орган
Расположение
Функции
1.
Красный костный
мозг
2.
Вилочковая железа
3.
Лимфатические
узлы
4.
Селезёнка.
3. По рисунку укажите органы иммунной системы:
1.
…………………
2.
…………………
3.
………………..
4.
……………….
5.
………………..
4.
Ответьте на вопросы
(уровень по выбору
группы):
А: 1. Какие органы относятся
к иммунной
системе?
2. Где располагается селезенка?
3. Назовите центральные органы иммунной
системы.
В: 1. Что вырабатывает красный костный
мозг?
2. Какие миндалины расположены в
носоглотке?
3. Какой иммунитет обеспечивают Т-
лимфоциты?
С:1. Охарактеризуйте периферические
органы
иммунной системы.
2. Какие функции выполняют Т-
лимфоциты?
Текст лекции.
Н.А.Лемеза. Пособие
по биологии для
поступающих в ВУЗы
[38].
ДЭ –
Энциклопедический
словарь юного
биолога.
11
1.
Какие функции выполняют В-
лимфоциты?
2.
Отчет микро-групп о проделанной деятельности – выступление
спикеров МГ.
3.
Рефлексия.
Домашнее задание: подготовиться к ролевой игре, повторить ОС, прочитать
материал учебника стр.92-105
Урок 4. Ролевая игра «Институт крови». Закрепление материала.
Ход урока:
1 Организационный момент.
2. Игра
а) определение заданий
б) представление лабораторий и экспертов (5 мин)
в) выполнение заданий группами (15 мин)
г) отчет лабораторий (20 мин.),
д) подведение итогов (5 мин
Получив задание, «заведующие лабораториями» организуют работу в группе.
Время на подготовку 15 мин. Затем следуют отчеты групп. Время
выступления каждой «лаборатории» - 5 мин. В конце выступления делается
краткий вывод и задаются вопросы к выступающим. Работу групп (пяти
бальная система) оценивают «эксперты» по следующим критериям:
Краткость.
Лаконичность.
Убедительность.
Использование дополнительной литературы.
Эмоциональность.
Использование терминологии.
12
В конце урока главный «эксперт» делает обобщение (вывод урока). Учащиеся
получают оценки.
Примечание: «Эксперты» назначаются учителем из числа успевающих
школьников (3-4 человека). Во время работы групп они оказывают
консультации. Вывод урока делается на основе ОС темы.
3. Домашнее задание: подготовиться к уроку-конференции в соответствии с
индивидуальными заданиями.
Урок 5. Закрепление материала. Урок-конференция «СПИД-
проблема человечества и каждого человека»
К этому уроку ребята готовятся заранее. Класс разбивается на микро-группы
( по 2-3 человека). Каждая микро-группа работает над заданием, полученным
от учителя.
№ группы
Задание
1 «историки»
История возникновения и обнаружения ВИЧ.
2 «социологи»
Статистические данные о ВИЧ- инфицированных и больных
СПИДом ( в мире , СНГ, Казахстане, Карагандинской области)
3 «биологи»
Механизм действия ВИЧ.
4 «медики»
Пути передачи ВИЧ. ВИЧ- инфицированный и больной СПИДом – в
чём разница?
5 «политики»
Юридические аспекты ВИЧ, СПИД.
6
«общественность»
Что может сделать каждый в борьбе с ВИЧ/СПИД.
Необходимо подготовить классную комнату к проведению урока-
конференции. Можно пригласить на урок учащихся других классов.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному уроку. Повторить
пройденный материал из учебника.
Урок 6. Контрольный урок.
13
Контрольный урок проводится в виде комбинированной контрольной работы,
которая включает в себя открытые, закрытые тесты, а так же различные
уровни заданий (Приложение 2).
С целью изучения влияния интерактивной модульной технологии на развитие
личностных качеств ученика и повышения качества знаний были проведены
следующие исследования:
изучение отношения учащихся к школе, учителям, предметам (по
О.Илей) (Приложение 5);
определение уровня развития познавательных способностей учащихся
(по Б.Блуму);
анализ успеваемости по предмету.
При конструировании предлагаемого варианта технологии обучения был
сделан акцент на развитии учащихся. В ходе проведения исследования
удалось установить влияние данной технологии на:
- развитие познавательных способностей личности ученика;
- развитие познавательных процессов (памяти, мышления, внимания,
воображения);
- формирование положительной мотивации учения;
- развитие активного словарного запаса, устной и письменной речи;
- удовлетворение потребности личности в подготовленности и преодолении,
общении, игре, познании, безопасности, уважении, творчестве,
самоактуализации, самоутверждении.
Использование предлагаемой технологии обучения в
общеобразовательной школе сельской местностях показало значительное
увеличение числа школьников, усваивающих программный материал на
«хорошо» и «отлично».
Однако более устойчивый результат , по утверждению авторов данной
технологии, можно ожидать к концу третьего года использования учителями
данной технологии.
Исследование подтвердило данное предположение.
14
Первый год работы учителя по предложенной технологии предполагает
изменение структуры, формы и содержания уроков. Кардинально меняется
роль учителя. В значительной степени учитель начинает лишь управлять
процессом учения и организует самостоятельную познавательную
деятельность учащихся. Педагогу приходится тщательно продумывать и
разрабатывать формы организации активной учебной деятельности
учащихся. Переход на роль организатора, консультанта, требует от учителя
перестройки сознания, иного отношения к ученикам, эмоционального и
умственного напряжения.
Так как первый год предназначен для апробации новых подходов,
начинающий учитель часто ощущает дискомфорт от того, что не все
задуманное удается. Наблюдается некоторая растерянность учителя, это не
остается незамеченным учениками. Нервозность на уроке со стороны
учителя, шум, создаваемый учениками при апробации новых для них
обучающих игр, потеря времени несколько снижают уровень обученности
учащихся в этот период. Для того, чтобы избежать эти негативные явления в
поставленном эксперименте первый год был организован иначе. Был
проведен постепенный переход учителя и учащихся к использованию
модульного интерактивного обучения. Элементы модульного и
интерактивного обучения вводились постепенно, что позволило и педагогу и
учащимся пройти этап постепенной адаптации к новому виду деятельности.
Второй год использования предлагаемой технологии характеризуется
стабилизацией процесса обучения. Учитель и школьники начинают
чувствовать себя уверенней. Использование уже знакомых обучающих игр (в
которых меняется лишь содержание), позволяет сократить время учителя на
объяснение правил их проведения. Школьники привыкают к постоянному
диалогу между собой, что позволяет им свободно формулировать и
высказывать свои мысли вслух.
Данный эксперимент не следует считать завершённым, несмотря на
полученные положительные результаты. Из «Таблицы определения уровня
15
развития познавательных способностей учащихся» видно, что количество
учащихся находящихся на уровне «синтеза» и «оценки знаний» мало.
Данные педагогического исследования фиксировались в начале эксперимента
(январь 2014 года), далее в ноябре 2014 года и в мае 2015 года.
Были получены следующие результаты:
Сводная карта изучения отношения учащихся к школе, учителям,
предметам (по О.Иллей)
Выборка для предмета « биология»
Школа №206 класс 7 (8)
Классный руководитель: Иванова И.И.
Количество опрошенных - 20
1.
Эмоциональное восприятие школы
Положительное
Безразличное
Отрицательное
Январь 2015 года
13
5
2
Ноябрь 2015 года
14
4
2
Май 2016 года
15
3
2
2.
Отношение к предметам (биология)
Положительное
Безразличное
Отрицательное
Январь 2015 года
11
7
2
Ноябрь 2015 года
14
4
2
Май 2016 года
17
3
-
3.
Удовлетворённость качеством преподавания (биология)
Положительное
Безразличное
Отрицательное
Январь 2015 года
13
5
2
Ноябрь 2015 года
15
4
1
Май 2016 года
18
2
-
4.
Удовлетворённость отношением учителей к ученикам (биология)
Положительное
Безразличное
Отрицательное
Январь 2015 года
14
5
1
Ноябрь 2015 года
17
3
-
Май 2016 года
18
2
-
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том , что
применение модульной интерактивной технологии обучения повлияло на
отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой школьников на
16
уроке показали, что в процессе использования интерактивных методов
обучения изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть
актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые
отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при
достижении одной цели, каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен
идеями, информацией, способами деятельности. Ученик испытывает
ощущения успешности.
Таблица 4
Таблица определения уровня развития
познавательных способностей учащихся (по Б.Блуму)
Дата «15» мая 2016 год 8 класс
Уровни
Январь 2014 года
Ноябрь 2014 года
Май 2015 года
Кол-во учащихся
Кол-во учащихся
Кол-во учащихся
Знание
16
14
11
Понимание
3
4
5
Применение
1
1
2
Анализ
-
1
1
Синтез
-
-
1
Оценка знаний
-
-
Успеваемость по предмету «биология»
1 полугодие 2014-2015
учебного года
1 полугодие 2015-2016
учебного года
2 полугодие 2015-2016
учебного года
«5»
2
4
4
«4»
6
5
7
«3»
12
11
9
«2»
-
-
-
17
Рис.1. Динамика успеваемости по биологии в ходе эксперимента.
Полученные данные позволяют сделать выводы о влиянии модульной
интерактивной технологии обучения на развитие познавательных
способностей учащихся (Приложение 8, 9), а также дают возможность
определить динамику развития познавательных интересов.
В технологии проблемно-модульного обучения широко используются
тесты, как обязательные, так и на выбор. В каждом проблемном модуле до 4-6
тестов. Из них: «входной» ( предварительный тест, 1-2 промежуточных
(текущих) теста, 1-2 теста на выбор исполнения и «выходной» (итоговый)
тест.
Перед каждым промежуточным и итоговым тестами предлагается домашнее
задание, основная функция которого – самоподготовка к тестирования.
18
Задание 2
Выберите любую тему из пройденных дисциплин в данном курсе и
создайте презентационный материал в формате PowerPoint, используя
анимацию и интерактивные возможности данной программы.
Результат в файле "Презентация к уроку".
19
МОДУЛЬ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Задание 1
Выберите
актуальный
круг
проблем
для
современного
российского
образования, который не имеет однозначного решения, связано с жизнью
учащихся
и
максимально
служит
целям
обучения.
К
данной
теме
сформулируйте
утверждение
(манифестация
спикера),
определите
предполагаемые
позиции
и
вопросы
во
время
дискуссии
оппонентов,
определите предполагаемые оценочные суждения экспертов.
Одна из кардинальных проблем структуры современного образования в
России
–
разделение
информационного
пространства
между
ступенями
образования. Явно просматривается тенденция опускания планки сложности
информации до все более младшего возраста. Эта линия информационной
динамики
даже
превышает
по
своей
скорости
социальное
ускорение.
Информационный процесс неотъемлемо связан со своей технической базой,
которая требует дополнительного объема знаний для ее использования. Это
введение компьютерной базы в начальные классы и даже детские сады.
Усвоение знаний и навыков, связанных с техническим оснащением быстро
развивающегося
информационного
процесса,
значительно
отодвигает
традиционные
квоты
образовательных
программ.
Особенно
это
касается
гуманитарных предметов (литература, история) и математики.
Тенденция
сдвигов
между
блоками
образовательных
программ
проявляется в том, что школьник может раньше узнать более сложный вопрос
программы,
а
более
простой,
но
базовый,
остается
неусвоенным.
Самая
главная
проблема,
которая
может
стабилизировать
галопирующий
информационный
процесс,–делать
опору
на
базовые,
фундаментальные
вопросы,
которые
учителем
не
должны
представляться
догматически,
а
оставаться
чуть-чуть
открытыми
для
творческого
мышления
учеников.
Когнитивная динамика должна обязательно включать элемент творчества. От
этого зависит работа памяти, внимания. Но если инициативность сбивает
20
продуктивные векторы когнитивности, то возникает когнитивная анархия,
которая никогда не может быть эффективной. Однако в настоящее время в
учебной среде это стало распространенным качеством.
Стремление
к
объективности
в
качестве
знаний. Тестирование
представляется
как
путь
получения
максимально
объективной
оценки
за
знания.
Однако
здесь
очень
много
нерешенных
проблем.
Вопрос
поворачивается к качеству самих тестов. Рассмотрим некоторые вопросы
повышения
качества
тестирования
по
предмету
«русский
язык».
Тестирование
как
форма
контроля
знаний
прочно
утвердилась
на
всех
уровнях образования. Преимущества тестирования очевидны: объективность
оценки результатов, сведение до минимума посредничества преподавателя
при
получении
ответа
на
поставленный
вопрос,
чёткая
информационная
очерченность ответа. Однако проведение тестирования, в частности и по
русскому языку, вызывает определённую тревожность у обучающихся. А раз
подключаются
эмоции,
значит
нужно
обязательно
у ч и т ы ват ь
психологические аспекты этой учебной деятельности.
В
результатах
тестирования
по
русскому
языку
доминирует
оценка
тройка, да часто и отличники показывают неожиданно низкие результаты.
Посмотрим на практику тестирования по русскому языку с разных сторон и,
возможно, у нас откроются резервы более благоприятного расположения
учащихся к тестированию, а последствиями могут быть и более высокие
результаты.
В век информации, который часто сопровождается избытком языка в
коммуникации, полезны были бы упражнения на компрессию смысла при
экономном
использовании
языка.
Например,
предложить
одним
предложением
передать
смысл
русской
пословицы.
Русские
пословицы
должны обязательно присутствовать в тестах по русскому языку. Ведь с
социальной точки зрения это укрепление национального менталитета. Одно
из главных коммуникативных требований в настоящее время: чёткий смысл
при экономном использовании языка.
21
Теперь о единицах коммуникации, используемых в тестах по русскому
языку. В основном, это: слово, предложение и короткий текст с заданиями на
уровне предложения. Сейчас ясно видится крен в сторону включения текстов
в
тесты
по
русскому
языку.
Это
можно
понять,
ведь
наше
общество
информационное. Текст - главная коммуникативная единица. В тестах по
русскому
языку
полезны
были
бы
задания
на
сочетаемость
слов,
на
компрессию
текста,
на
передачу
информации
в
малом
количестве
предложений.
Нет
также
упражнений
на
различные
типы
текстов:
повествование,
рассуждение,
описание.
Возможно
ввести
задания
на
нахождение логической ошибки в тексте.
22
Задание 2
Разработайте структуру и сценарий деловой игры, соблюдая основные
элементы (по А.А. Вербицкому). Сформулируйте свод правил к
разработанной деловой игре. Определите методическое и техническое
обеспечение игры.
Данный урок представлен для обобщения и систематизации знаний по
теме: «Внутренняя среда организма и кровообращение». Дети очень любят,
когда обучение идёт через игру, поэтому именно эту форму обобщения я и
взяла на этот урок. Я очень часто применяю игру на своих уроках биологии.
Через эмоции даже самый слабый ребёнок запоминает и уносит с собой
полученную информацию на уроке. Игровая ситуация способствует более
быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Данный урок подходит
для детей 8 класса (общеобразовательная программа школ) при изучении
анатомии.
Игра – путешествие «Внутренняя среда организма и кровообращение».
Цель – обобщить знания учащихся, полученные на уроках биологии по теме
«Внутренняя среда организма и кровообращение».
Задачи:
1. Выработать у учащихся коммуникативные (способность работать в группе
в интересах общей цели) и социальные компетенции.
2. Развить динамические навыки каждого ученика (личностные
компетенции), готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях.
3. Научить учащихся находить свое место в коллективной деятельности
сообразно своим интересам и способностям.
Тип урока: урок – обобщение и систематизации знаний.
Оборудование: интерактивное оборудование.
Ход урока
1. Организационный момент, психологический настрой.
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
23
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд, за новыми знаниями!
2. Вводное слово учителя.
На этом уроке класс разбивается на 4 команды. Каждая команда выполняет
совместно задания, которые будут оценивать жюри (это 4 ученика из класса).
Занятие проходит в форме игра – путешествие по станциям.
1 Станция «Занимательная»
Задание: перед вами интересные факты по теме «Внутренняя среда
организма» необходимо сказать, о чём идёт речь? Каждая команда выполняет
задание 1 минуту. Проверка выполненного задания. Оценивание жюри.
1. Объём этой жидкости у человека составляет в среднем 25,5 % массы тела.
2. За день в кровь поступает от 2 до 4 литров этой жидкости.
3. Объём этой жидкости в организме человека примерно 5 литров.
4. Эта жидкость вне организма человека свёртывается за 15 -12 минут.
5. В состав этой жидкости входит плазма, которая состоит из 90 % воды.
6. Ежесуточно у взрослого человека образуется около 20 литров этой
жидкости.
2 Станция «Путаница»
Задание: перед вами перепутанный текст, вам необходимо восстановить
правильную версию. (Команды читают, выполняют задание 2 минуты.
Проверка выполненного задания. Оценивание жюри)
К форменным элементам относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
Эритроциты – безъядерные кровяные пластинки, округлой или овальной
формы, размером 0,5 -3,0 мкм. Они образуются в красном костном мозге,
разрушаются в селезёнке. Продолжительность их жизни 8 – 11 дней.
Функция – участие в свёртывании крови. Лейкоциты – красные кровяные
тельца. Они определяют цвет крови. Это безъядерные клетки имеющие вид
двояковогнутого диска. Средняя продолжительность жизни 120 дней. Затем
они разрушаются в печени и селезёнке. Функция – транспорт кислорода и
24
углекислого газа. Тромбоциты – белые кровяные тельца, не имеющие
постоянной формы, содержащие ядро. Образуются в красном костном мозге,
селезёнке, лимфатических узлах. Функция – защита организма от
микроорганизмов.
3 Станция «Схематическая»
Задание: Необходимо правильно указать стрелками допустимого
переливания крови человека. Каждой команде предоставляется лист с
заготовкой задания.
(На выполнение задания - 1 минута. Проверка. Оценивание жюри.)
4. Станция «Изобразительная»
Э. Межелайтис
Что такое сердце?
«Сердце».
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар на шар земной похожий?
Так или иначе, всё земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Задание: Командам выдаются заготовки с рисунком сердца, необходимо
подписать внутреннее строение сердца. На задание даётся 2 минуты.
Проверяется взаимопроверкой команд, через электронную таблицу
«Строение сердца». Оценивание работы жюри.
5 Станция «Терминологическая»
Задание: Из предложенных терминов и определений, нужно найти
правильное соответствие. ( пример показан на таблице)
Определение
Термин
25
1.Свойство лейкоцитов захватывать и переваривать попавшие в кровь и
ткани микроорганизмы.
Иммунитет
2. Особые белковые вещества, обеспечивающие защиту организма.
Пассивный
иммунитет
3.Невосприимчевость организма к действию инфекционных и других
чужеродных агентов.
Кровообращение
4. Невосприимчивость к инфекционным заболеваниям у лиц
перенёсших заболеваний.
Естественный
иммунитет
5.Введение вакцины или сыворотки для выработки иммунитета
Сердечно -
сосудистой
6. Введение в организм сыворотки заражённых животных или
переболевшего человека.
Фагоцитоз
7. Введение вакцины из ослабленных или убитых возбудителей.
Активный
иммунитет
8. Движение крови по замкнутой системе кровеносных сосудов и
сердцу.
Антитела
8. Система, обеспечивающая кровообращение.
Искусственный
6 Станция «Логическая»
Задание: Составить логические цепи «Большой круг кровообращения»,
«Малый круг кровообращения». На выполнение задания 3 минуты.
Выполняют на листах, затем озвучивают ответы. Оценивание жюри.
7 Станция «Гигиеническая»
Задание: Составить гигиенические требования сердечно – сосудистой
системы. Требования представляются на ватмане в виде мини – проекта с
защитой. На выполнение 4 минуты. Защита. Оценивание жюри.
Подведение итогов урока.
26
МОДУЛЬ 3. МЕТОДЫ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Задание 1.
Разработайте перечень проблем для «мозгового штурма» в
рамках актуальных вопросов, связанных с жизнью учащихся. Постарайтесь
максимально отразить приоритетные цели современного обучения
(образовательного и воспитательного характера). Добавьте ссылки на
интернет-ресурсы, актуальные для заявленной темы.
Актуальный вопрос для современных школьников – здоровый образ
жизни.
Ц е л ь -
применение
здоровье
сберегающей
технологии.
Среди здоровье
сберегающих технологий, применяемых в системе образования выделяется
несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а
соответственно, и разные методы и формы работы.
Наше
занятие
относится
к
третьей
группе: -
учебно-воспитательные
технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной
заботе
о
своем
здоровье
и
формированию
культуры
здоровья
учащихся,
мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных
привычек,
предусматривающие
также
проведение
организационно-
воспитательной
работы
со
школьниками
после
уроков,
просвещение
их
родителей.
Тема: «Здоровый образ жизни».
Этапы проведения мозговой атаки на уроке
Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На
этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше,
тем
лучше.
Важно,
чтобы
учащиеся
не
боялись
высказывать
свои
мысли,
даже
если
они
кажутся
невероятными,
фантастичными.
Критика
и
комментирование
не
допускаются. Все
предложения
27
фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из
них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
Упражнение «Слоганы» (15 минут)
Инструкция:
участникам
в
творческой
форме
предлагается
представить
слоганы и кричалки на тему ведения здорового образа жизни и важности
бережного отношения к своему здоровью.
Анализ
идей.
Он
занимает
основное
время
урока.
Происходит
коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в
каждой
идее
найти
что-то
положительное,
значимое,
и
рассмотреть
возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно
будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
Упражнение «Мои заповеди здоровья» (20 минут)
Слова ведущего: «Я хочу прожить долгую и счастливую жизнь». Эти слова
может сказать каждый. Жизнь сама по себе является чудом. И это чудо
находится в наших руках.
У каждого из вас есть вредные привычки. Сегодня вам предоставляется еще
одна возможность их осознать.
Обсудите, кто хочет долгой и счастливой жизни? (обсуждение) Назовите те
вредные
привычки,
которые
присущи
почти
всем
в
вашей
группе?
(обсуждение)
Давайте сейчас представим себя долгожителями и составим собственный
свод из заповедей здоровья.
Каждый из вас будет в течение 5 минут составлять собственные заповеди. А
потом мы выработаем обобщенный перечень из 10 заповедей, или рецепт
долголетия. Причем чем больше ваших заповедей войдет в обобщенный
перечень, тем выше степень вашей «мудрости». Есть смысл побороться за
звание «самого мудрого долгожителя».
Пример:Заповеди здоровья
28
1.
Раньше ложиться спать и раньше просыпаться.
2.
Делать зарядку.
3.
Употреблять в пищу больше свежих продуктов.
4.
Меньше времени проводить за компьютером и телевизором.
5.
Не употреблять вредную пищу.
6.
Не переутомляться.
7.
Полноценно отдыхать.
8.
Чередовать умственную и физическую нагрузку.
9.
Не злоупотреблять лекарственными препаратами.
10.Не заниматься самолечением.
(У
учащихся
не
должно
сложиться
мнение,
что
они
составили
10
неопровержимых заповедей, которые помогут во всех случаях жизни.)
Слова ведущего: «В заключение я предлагаю вам ответить на ряд вопросов:
-Что самое главное в жизни человека? (здоровье)
-Что вы делаете для поддержания своего здоровья? (зарядка, режим дня,
правильное питание и т.д.)
-Будите
ли
Вы
соблюдать
выбранные
в
совместном
мозговом
штурме
«Заповеди здоровья» в своей повседневной жизни? И почему?»
Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном
уроке.
Из
всех
предложенных
и
рассмотренных
идей
выбирается
самая интересная и практичная.
На данном занятии, заключение – творческого характера.
Упражнение «Скульптура здоровья» (10 минут)
Инструкция: участникам предлагается придумать и воссоздать скульптуру,
которая
отражала
бы
идею
важности
ведения
здорового
образа
жизни,
учащиеся выбирают самую интересную идею и важную на их взгляд.
Интернет-ресурсы:
Презентация
к
уроку
по
ЗОЖ
на
тему:
Здоровый
образ
жизни
-
nsportalnachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-
zhizni/2015/10/09/zdorovyy-obraz-zhizni
Сценарий
конкурсной
спортивно-развлекательной
программы
для
детей
дошкольного
и
школьного
возраста
"Молодое
поколение
29
выбирает
здоровье"
- ped-kopilkablogs/anastasija-leonidovna-
kosovich/scenarii-konkursnoi-sportivno-razvlekatelnoi-programy-dlja-detei-
doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta-molodoe-pokolenie-vybiraet-
zdorove.html
mysharedslide/757032
30
Задание 2.
Разработайте проектное задание в соответствии со
следующими стадиями: техническое задание, пояснительная записка,
ожидаемые результаты, структуру отчета о результатах проекта.
Творческий социально-значимый проект «Расскажем детям о войне».
Предлагаемые формы работы с участниками проекта: выставки работ
совместного творчества детей и родителей, мастер-класс, конкурс чтецов,
семейный журнал, экскурсии, литературная гостиная для родителей группы,
презентация проекта раскрывают вопросы ознакомления детей с героическим
подвигом нашего народа и их предков в годы Великой Отечественной войны.
Работа
над
реализацией
проекта
предусматривает
три
этапа
–
подготовительный, деятельностный и завершающий.
Цель
проекта:
Создание
условий
для
воспитания
в
детях
и
их
родителях уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной
войны.
Задачи проекта:
Для детей:
Дать детям начальное представление о том, что народ помнит и чтит
память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь
героев которой слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
Вызывать у детей эмоциональный отклик на героические интонации
произведений
художественной
литературы,
изобразительного
искусства, музыки.
31
Дать детям представления о празднике День Победы, объяснить почему
он так называется и кого поздравляют в этот день.
Воспитывать
патриотические
чувства
к
героическим
событиям
прошлых лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям родного
города, вынесшим на своих плечах тяготы войны.
Для педагогов:
Повышать
уровень
профессиональной
компетентности
в
вопросе
патриотического
воспитания
детей
средней
группы,
посредством
ознакомления с героическим прошлым земляков.
Создавать
условия
для
развития
у
детей
творческого
восприятия
произведений художественной литературы, УНТ о войне.
Способствовать формированию у детей начальных представлений о
героическом подвиге русского народа в годы ВОВ.
Стимулировать речевую активность детей посредством вовлечения в
процесс обсуждения произведений художественной литературы, УНТ,
изобразительного
искусства,
презентаций,
мультипликационных
фильмов, видеороликов с песнями о ВОВ.
Поощрять в детях творческую инициативу, уверенность, активность,
самостоятельность.
Воспитывать
у
детей
уважительное
отношение
к
ветеранам,
труженикам тыла, детям войны, перенёсшим тяготы сурового времени.
Для родителей:
Приобщать
детей
к
историческому
прошлому
большой
и
малой
Родины.
32
Способствовать
сохранению
и
продолжению
непрерывной
связи
поколений.
Оживить
в
памяти
знания
о
героическом
прошлом
членов
семьи,
нашего народа.
Принимать активное участие в образовательной деятельности.
Используемые методы:
Игровые;
Словесные;
Наглядные;
Практические
Находят отражение во всех видах совместной проектной деятельности.
Критерии и показатели эффективности проекта:
1.
Решает цель и задачи нравственно-патриотической направленности с
учётом
интеграции
образовательных
областей
–
социально-
коммуникативное
развитие,
художественно-эстетическое
развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие;
2.
Проектирование
и
реализация
проекта,
повышает
уровень
самообразования
педагогов
в
вопросах
духовно-нравственного
и
патриотического воспитания дошкольников;
3.
Использование краеведческого компонента (встречи с -тружениками
тыла,
экскурсии
в
музей
боевой
славы,
к
мемориалу,
памятнику)
прививает любовь к родному краю, уважение к землякам.
33
4.
Подбор
и
адаптация
наглядно-дидактического
материала
в
соответствии
с
возрастом
детей,
способствует
формированию
начальных представлений о ВОВ.
5.
Ознакомление с героическим подвигом русского народа протекает на
фоне
интеграции
творческой
познавательной,
продуктивной,
коммуникативной, игровой видов деятельности.
6.
Активное, позитивное и продуктивное взаимодействие всех участников
усиливает воспитательное воздействие на детей.
Критерии и показатели эффективности проекта:
Дети:
1.
Имеют
начальные
представления
о
Великой
Отечественной
войне,
празднике День Победы;
2.
Могут объяснить смысл слов Великая Отечественная война, герой,
ветеран, труженик тыла, День Победы;
3.
С
интересом
слушают
рассказы,
стихотворения,
музыкальные
произведения
о
ВОВ,
рассматривают
репродукции
картин
и
высказывают своё отношение;
4.
Читают наизусть стихи о войне и победе;
5.
Понимают смысл пословиц и поговорок о мире, дружбе, войне;
6.
С
увлечением
слушают
рассказы,
приглашённых
гостей
о
помощи
фронту шатурянами в годы ВОВ;
7.
Владеют
элементарной
информацией
о
родственниках,
отдавших
воинский долг Родине в годы ВОВ;
34
8.
Испытывают
желание
продолжать
знакомство
с
героическими
событиями ВОВ;
9.
Владеют
элементарными
коммуникативными
навыками
в
игровой
деятельности.
Педагог:
1.
Компетентен
в
вопросах
духовно-нравственного
и
патриотического
воспитания детей дошкольного возраста;
2.
Создаёт РППС для формирования у детей элементарных представлений
о ВОВ, празднике День Победы;
3.
Влияет на развитие игровых сюжетов;
4.
Способен
подвести
детей
к
проявлению
творческой
инициативы
в
отображении
своего
отношения
к
миру
и
дружбе
посредством
изобразительной деятельности;
5.
Вовлекает родителей воспитанников в проектную деятельность.
Родители:
1.
Проявляют осознанное отношение к проблеме приобщения детей к
героическому подвигу русского народа в годы ВОВ;
2.
В общении с детьми обсуждают героическое прошлое членов семьи,
отдавших свой долг Родине в годы ВОВ;
3.
Проявляют творческую активность в совместной с детьми творческой
деятельности при создании открытки ветерану;
4.
Принимает активное участие в мероприятиях проекта.
35
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
Сформированность начальных представлений о ВОВ.
Проявление интереса к подвигу русского народа в годы ВОВ.
Высказывание своего отношения к героическому прошлому русского
народа.
Эмоциональный отклик на произведения художественной литературы,
УНТ, изобразительного творчества, музыкального искусства о подвиге
русского народа, празднике — День Победы.
Развитие у детей коммуникативных умений в игровой деятельности.
Участие детей в процессе обсуждения произведений художественной
литературы, УНТ, произведений изобразительного творчества.
Уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.
Для педагогов:
Повышение
уровня
профессиональной
компетентности
в
вопросах
ознакомления детей дошкольного возраста с подвигом русского народа.
Созданные
условия
для
формирования
у
детей
элементарных
представлений о ВОВ, празднике – День Победы.
Педагогическое
и
воспитательное
воздействие
на
процесс
развития
игровых действий.
36
Проявление детьми творческой инициативы, уверенности, активности,
самостоятельности в отображении своего отношения к миру и дружбе в
изобразительной деятельности.
Для родителей:
Осознанное отношение к приобщению детей к истокам героического
прошлого наших прародителей.
Систематизирование
знаний
о
педагогическом
и
воспитательном
воздействии применения информации о подвигах русского народа в
годы ВОВ в общении с детьми.
Активное участие в проектной деятельности.
Пополнение творческой копилки изобразительной техникой Граттаж.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Создание выставки «Мир и дружба всем нужны».
ООД «Салют над городом в честь праздника Победы»
Литературная
гостиная «Я читаю письмо, что уже пожелтело с
годами».
Продукты проекта:
Для детей:
Творческие рисунки «Мир и дружба всем нужны».
Организованная образовательная деятельность «Салют над городом в
честь праздника Победы».
37
Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто».
Выставка
работ
совместного
творчества
детей
и
родителей
«Открытка ветерану».
Акция «Открытка ветерану». Визит в Совет ветеранов.
Литературная
гостиная «Я
читаю
письмо,
что
уже
пожелтело
годами».
Для педагогов:
Повышение
уровня
профессиональной
компетентности
в
вопросах
формирования
у
детей
дошкольного
возраста
элементарных
представлений о героическом подвиге русского народа.
Создание
развивающей
предметно-пространственной
среды
для
ознакомления детей с понятием война, Победа.
Выставка детских рисунков «Мир и дружба всем нужны».
Картотека ЭОРов «Этих дней не смолкнет слава…».
Картотека произведений художественной литературы о войне.
Выставка
работ
совместного
творчества
детей
и
родителей
«Открытка ветерану».
Литературная
гостиная «Я
читаю
письмо,
что
уже
пожелтело
годами».
Для родителей:
Создание альбома «Нет в России семьи такой, где б не памятен был
свой герой».
38
Участие в создании РППС для ознакомления детей с понятиями война,
Победа.
Литературная
гостиная «Я читаю письмо, что уже пожелтело с
годами».
Выставка
работ
совместного
творчества
детей
и
родителей
«Открытка ветерану».
Акция «Открытка ветерану». Визит в Совет ветеранов.
Возложение цветов к Аллее героев.
Список используемой литературы к проекту
«Расскажите детям о войне»
В е р а к с а
Н . Е . « О т
р о ж д е н и я
д о
ш ко л ы »
П р и ме р н а я
общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный
вариант)
/
Н.Е.
Веракса,
Т.С.
Комарова,
М.А.
Васильева
–
М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.
Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.;
ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5).
Голицына
Н.С. «Конспекты
комплексно-тематических
занятий.
Средняя группа. Интегрированный подход.» / Голицына Н.С. – М.:
«Скрипторий 2003», 2013. – 224с.
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности: Средняя группа» /
Губанова Н.Ф. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160с.
39
Д ы б и н а
О . В . «Ознакомление
с
предметным
и
социальным
окружением.
Средняя
группа»
/
Дыбина
О.В.
—
М.:
МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
Комарова Т.С. «»
Степаненкова
Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» /
Степаненкова. Э.Я. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т.И. – М.
«Академия развития», 1997. – 106с.
Торопцев
А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о.
«Подмосковье», 2014. – 220с.
Интернет ресурсы:
Видеоролики : // youtube. com/
Картинки
h t t p s : / / y a n d e x .
r u / i m a g e s / ?
clid=1872363&win=138&redircnt=1428259088. 1&uinfo=sw-1093-sh-614-
ww-1093-wh-514-pd-1. 25-wp-16x9_1366x768
Стихи для детей о ВОВ : //tanyakiseleva. ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/
Детские песни о войне : //allforchildren. ru/songs/vov. php
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-
деятельностный подход к изучению познавательных процессов. – М.,
1985.
2.
Беспалько
В.П.
Слагаемые
педагогической
технологии.
–
М.:
Педагогика, 1989
3.
Блохин Н.В. Психологические основы модульного профессионального
образования. – М.: Эффа, 2014. – 413 с.
4.
Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. - М.: Педагогика,
1983. – 356 с.
5.
Вялых
В.А.
Философское
измерение
образовательной
системы
(концептуальный,
технологический,
дидактический
уровни).
-
Оренбург, 1995.
6.
Головатенко
А.
Модульная
технология
на
уроках
истории.
–
М.:
«История», 2014. - №23. – С.32-36.
7.
Грановская
Р.
М.,
Крижанская
Ю.
С.
Творчество
и
преодоление
стереотипов. – СПб, 2014. – 315 с.
8.
Гульчевская В.Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения
в
9.
Денисова А. В. Применение модели «Таксономия Блюма» в оценке
эффективности обучения. - Управление персоналом. – 2014. - № 12. –
С.32-36.
10.Жунусова
К.Ж.
и
др.
Биология.
Программы
для
8-9
классов
общеобразовательной
школы
с
русским
языком
обучения.-
Алматы,
Казахская академия образования им. Ы.Алтынсарина, 2013
11.заведений. – М.: Издательский центр «Академия». 2012. – 384с.
12.К.Роджерс. Эмпатия.- ЭКСМО-Пресс. – М., 2012
13.Караев Ж.А. «Нетрадиционные формы оценивания» «Вестник высшей
школы». 2013. - № 5. – С.36-45.
14.Кларин
М.В.
Инновации
в
обучении:
метафоры
и
модели:
Анализ
зарубежного опыта. – М.: Наука, 2014. – 352 с.
15.Куприй С.А. Технология модульного интерактивного обучения (ТМИО)
как средство развития личности ученика и повышения качества знаний
41
по предметам естественно-научного цикла. - Биология в казахстанской
школе. – 2014. - №3. – С.25-36.
16.Массовый опыт отечественной школы и образовательными системами:
Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. обучения. – СПб.: Питер,
2013. - 541 с.
17.Панфилова
А.
П.
Мозговые
штурмы
в
коллективном
принятии
решений. –
18.Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы. /Под ред. Н.А.Лемезы,
4-е издание, исправленное. – Мн: ИП «Экоперспектива», 2012. – 325 с.
19.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - M.: Высшая школа,
2012. – 475 с.
20.Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. Знак и
символ в обучении. - M.: МГУ, 2011. – 425 с.
21.Фридман Л. М., Кулагина Н. Ю. Психологический справочник учителя.
- М.: Эффа, 2011. – 523 с.
22.Фридман Л.М. Урок? Нет, тема (технология педагогического труда). -
Народное образование. – 2013. - № 1. – С.7-15.
23.Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. – «Биология
в школе». - 2014. - № 5. – С.47-58.
24.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 2014. – 325 с.
42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценочный лист:
Ф.И. УЧЕНИКА _________________________ КЛАСС ______________
Тема _________________________________________________________
№ занятия ______________ Заполнил __________________________
№ задания
Кол-во правильных
ответов
Кол-во набранных
баллов
Общее количество
баллов
Оценка
1
2
3
4 (1)
(2)
5
Лист ответов
№
задания
Правильный ответ
баллы
1
Внутренняя среда организма образована
Кровь- жидкая соединительная ткань.
Плазма крови- жидкая часть крови желтоватого цвета, состоящая из
воды, белков, глюкозы, жиров, минеральных солей.
Эритроциты-Красные безъядерные клетки крови, имеющие форму
двояковогнутого диска.
Лейкоциты- ядерные бесцветные клетки крови.
Тромбоциты- кровяные пластинки, безъядерные тельца диаметром 2-5
мкм.
Тканевая жидкость- бесцветная, прозрачная жидкость, образующаяся из
плазмы крови и заполняющая в организме межклеточное пространство.
Лимфа- прозрачная жидкость желтоватого цвета, протекающая по
лимфатическим сосудам и узлам человека.
За каждое правильное
определение -3 балла
(формулировка
определения не
должна дословно
совпадать с
предложенным
вариантом, при
возникновении
спорной ситуации
обратитесь к
педагогу)
2.
См. таблицу 3 на стр.98
Столбец «цвет» заполняется следующим образом;
ВСО
Цвет
Тканевая
жидкость
Отсутствует (бесцветная)
Кровь
Красный (в зависимости от содержания
кислорода или углекислого газа меняет
оттенки)
Лимфа
Желтоватый
Правильно
заполненная ячейка- 2
балла
3.
1-Д, 2-А , 3- Г , 4- Д , 5- В .
За каждый
правильный ответ -2
балла
4.
См. рис 56. стр. 94
Название рисунка должно соответствовать заданию (Клетки крови.)
Рисунок выполнен четко, подписан
-2 балла
-10 баллов
5.
1-Б, 2-Д,Е,Ж, 3-В, 4-А, 5-Е,Ж.
За каждый
правильный ответ 3
балла, неполный
ответ – 2-1 балл.
Максимальное количество баллов
1 задание – 21 балл
2 задание – 30 баллов
3 задание – 10 баллов
4 задание 1– 8 баллов
2- 16
5 задание – 15 баллов
Оценка (согласно положениям рейтинговой
системы оценки)
«5» - 85 и более баллов
«4»- 75-84 балла
«3»- 60-74 балла
«2» - менее 60 баллов
43
ИТОГО 100 БАЛЛОВ
44
Приложение 2
45
46
Приложение 3
Задание для лаборатории № 1
«Функции, состав и свойства крови»
Сотрудникам вашей лаборатории необходимо исследовать состав и свойства крови и выяснить:
1. Из каких компонентов состоит кровь?
2. Каков состав плазмы крови?
3. Что такое свертывание крови? Какое значение оно имеет? К чему может привести плохая свертываемость
крови?
4. Для чего при сильных кровотечениях людях вводят раствор хлорида кальция?
Ответ запишите в виде схемы на ватмане (плёнке кодаскопа) и прокомментируйте. В ответе должны быть
использованы следующие термины:
внутренняя среда организма, тканевая жидкость, депо крови, плазма крови, форменные элементы крови,
физиологический раствор, гамма-глобулин, фибриноген, фибрин, сыворотка крови, гемофилия, гепарин
.
Задание для лаборатории № 2
«Форменные элементы крови»
Сотрудникам вашей лаборатории необходимо исследовать состав крови и выяснить:
1. Какие клетки является форменными элементами крови? Место образования, функции.
2. Какое строение имеют эритроциты? Где они образуются? Какова их функция?
3. Почему у людей, проживающих в высокогорных районах, количество эритроцитов крови увеличивается?
4. Исследуйте препараты крови человека и лягушки и выясните, имеют ли эритроциты человека ядро?
Какое это имеет значение?
Ответ запишите в виде схемы на ватмане (пленке кодоскопа). В ответе должны быть использованы следу-
ющие термины: эритроциты, гемоглобин, оксигемоглобин, скорость оседания эритроцитов, лейкоциты,
лимфоциты, тромбоциты, фагоцитоз.
Задание для лаборатории № 3
« Защитные свойства организма и иммунитет»
Сотрудникам вашей лаборатории необходимо исследовать механизм иммунитета и выяснить:
1. Как организм защищается от инфекции (механизм иммунитета)?
2. Что такое антитела и антигены?
3. Что такое фагоцитоз?
4. Какие бывают виды иммунитета?
5. Что такое аллергия?
Ответ запишите в виде схемы на ватмане (пленке кодоскопа) и прокомментируйте. В ответе должны быть
использованы следующие термины: иммунитет, антитела, антигены, инфекционные заболевания,
аллергия.
Задание для лаборатории № 4
«Переливание крови. Донорство»
Сотрудникам вашей лаборатории необходимо исследовать свойства крови и выяснить:
1. Какие бывают группы крови? Как их определить
0
2. Каковы правила переливания крови?
3. Что такое резус - фактор и почему его надо учитывать при переливании крови?
4. Каким образом поддерживается постоянство внутренней среды организма?
Ответ запишите в виде схемы на ватман ( пленку кодоскопа) и прокомментируйте. В ответе должны быть
использовать следующие термины: переливание крови, группы крови, резус-фактор, донор, реципиент,
внутренняя среда организма, гомеостаз.
47
Приложение 4
Опорная схема по теме «Внутренняя среда организма»
Внутренняя среда организма
Кровь Лимфа Межклеточное вещество
Питательная Защитная Транспортная
Транспортная Транспортная
Дыхательная
Органы иммунной системы
Центральные периферические
Красный костный мозг миндалины , лимфатические узлы,
тимус селезёнка, аппендикс
вырабатывают лимфоциты
Т-лимфоциты В-лимфоциты (клеточный
иммунитет -фагоцитоз) (гуморальный иммунитет – антитела)
48
Приложение 5
Карта изучения отношения учащихся к школе, учителям,
предметам
(по О. Иллей)
Школа № ________ Класс__________________
Кл. руководитель:___________________________________
Количество опрошенных: ________________________
Дата «_____»_________________ ________________
Эмоциональное восприятие школы
Положительное
Безразличное
Отрицательное
Отношение к предметам
Казахский язык
Русский язык
Литература
Математика
История
География
Биология
Физика
Иностранный язык
Химия
Информатика
Физкультура
Положительное
Безразличное
Отрицательное
Удовлетворённость качеством преподавания
Казахский язык
Русский язык
Литература
Математика
История
География
Биология
Физика
Иностранный язык
Химия
Информатика
Физкультура
Положительное
Отрицательное
Удовлетворённость отношением учителя к ученикам
49
Казахский язык
Русский язык
Литература
Математика
История
География
Биология
Физика
Иностранный язык
Химия
Информатика
Физкультура
Положительное
Отрицательное
Примечание: анкета (карта) анонимная, фамилию и имя школьники при
её
заполнении
не
пишут.
Свое
отношение
школьники
отмечают
в
соответствующих клеточках знаком «Х».
50
Приложение 6
Таблица определения уровня развития
познавательных способностей учащихся
Школа № ______Класс _____Предмет __________Учитель_______________
Дата «____» ____________ _________
№
п/п
Ф.И.учащегося
Знание
понимание
применение
Анализ
синтез
Оценка
знаний
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Примечание: В первой графе записывается фамилия, имя ученика.
Далее значком отмечается уровень способностей данного ученика на период
диагностики. Выявить это можно, проанализировав, задания какого уровня
выполняются учеником в диалогической части учебного модуля.:
Задания I уровня соответствуют «знанию» и «пониманию»;
II уровня – «применению»;
I уровня – «синтезу» и «оценке знаний».
Если
ученик
выбирает
и
справляется
с
заданиями
только
III(облегченного) уровня
знаний, уровень развития его познавательных
способностей
находится
в
приделах
минимального
уровня
требований
«знания» и уровня «понимания». Ученик, справляющийся с заданиями II
уровня,
находится
на
уровне
«применение»
и
«анализ».
И,
наконец,
51
учащийся, справляющийся с заданиями I уровня, соответственно, на уровне
«синтез» и «оценка знаний». При проведении исследования диагностику
можно проводить в начале и конце учебного года в течение 3-4 лет. Это даст
возможность определить динамику развития познавательных способностей
как отдельного ученика, так и всех учащихся класса в целом.
52
Приложение 7
Таблица влияния модульной технологии обучения
на личность учащегося и её развитие
Качества личности ученика
Формы
воздействия
Основные элементы модульной технологии обучения
1. Познавательные интересы
память
Р А З В И В
А Е Т
- объяснение учебного материала с опорой на
знаковые модели, схемы, позволяющие
сохранять усвоенные понятия и представления в
«футлярах»;
- опора на две сигнальные системы человека: на
мышление
воображение
восприятие
удовлетворение
потребности в
творчестве, познании
Р А З В И В А Е Т
- дифференциация заданий - задания
I
(творческого) уровня, предлагаемые ученикам в
диалогической части;
- использование дискуссионных, игровых форм
обучения;
- использование элементов поискового
(исследовательского) обучения в технологии
2. Удовлетворение
потребностей:
в безопасности
(базовая потребность
личности)
в уважении,
самоактуализации,
самоутверждении
(базовые
потребности);
в общении, игре
П О З В О Л Я Е Т
У Д О В Л Е Т В О Р И Т Ь
- активные формы обучения;
- возможность работать в индивидуальном
режиме;
- девятибалльная система оценки знаний;
- дифференциация заданий;
- взаимопомощь, взаимодействие на уроках;
- общение, партнерские отношения;
- самоконтроль, самопроверка знаний
-система само- и взаимопроверки и контроля в
диалогической части;
- дифференциация заданий по степеням
сложности;
- девятибалльная система оценки знаний в
диалогической части;
- игровые формы обучения:
- диалог, общение учащихся между собой.
в подготовке и
преодолении
-диалогическая часть учебного модуля обеспечивает
безболезненную и оптимальную подготовку каждого ученика к
выходу на итоговую (контрольною) часть:
3. Познавательные
способности
Р А З В И В А Е Т
- трехуровневая дифференциация заданий;
- использование таксономии Б.Блума;.
- девятибалльная система оценки знаний (по
уровням);
- личностно-ориентированные формы организации
уроков в диалогической части
4. Активный словарный запас
( устная и письменная речь)
Р А З В И В А Е Т
-постоянный диалог, предметное общение;
-опора на две сигнальные системы на уроках
диалогической части
53
5. Положительная мотивация
учения.
Ф О Р М И Р У Е Т
- удовлетворение и радость от познавательной
деятельности (учение без «двоек», возможность
работать на «своем уровне», участие в игре,
отсутствие страха, возможность само-,
взаимоподготовки, субъект –субъектные
отношения на уроках диалогической части
учебного модуля);
-использование принципов «сладкого лимона» и
«зеленого винограда» при оценке знаний в
диалогической части