Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе "Знакомство с Бештаугорским заповедником"
Автор: Мясникова Ольга Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51 "Золотой орешек" Населённый пункт: Ставропольсий край, город Пятигорск Наименование материала: методическая разработка Тема: Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе "Знакомство с Бештаугорским заповедником" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе
по образовательной области «Познавательное развитие»
Тема «Знакомство с Бештаугорским заповедником»
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №51 «Золотой орешек» г. Пятигорска
Мясникова О.Б.
Дата проведения: __________
Цель: познакомить с Бештаугорским заповедником, памятником природы КМВ.
Задачи:
1.
Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут на
территории КМВ.
2.
Повторить и закрепить правила поведения в природе.
3.
Формировать
основы
экологически
грамотного
поведения,
эмоциональное
и
бережное
отношение к природе.
4.
Развивать познавательный интерес к изучению родного края.
5.
Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям КМВ,
пробуждать желание побывать в таких местах.
Активизация
словаря:
активизировать
в
речи
детей
слова
и
выражения
-
«заповедник»,
«исчезающие
виды»,
«Бештаугорский
заповедник»;
«граб»,
«бук»,
« кизильник
Нефедова»,
«рододендрон
понтийский»
(«азалия»),
«первоцвет
прелестный»,
«мытник
Вильгельма»,
«мак
бештаугорский»,
«
береза бородавчатая», «рябина Кавказская»; «
сойка», «ласка», «хорек», «слепыш».
Методы и приемы: практический, наглядный, слуховой, словесный.
Предварительная работа:
1)
беседа «Правила поведения в природе»;
2)
экскурсия в лес «Деревья нашей станицы»;
3)
продуктивная
деятельность
(рисование)
на
темы
«Животные
наши
друзья»,
«Растения,
занесенные в Красную книгу Ставропольского края», «Они просят о помощи»;
4)
отгадывание загадок по теме.
Оборудование: карта КМВ; фонограмма Д. Лолей «Одинокий пастух»; экологические знаки;
мультимедийный проектор; электронная презентация «Животный и растительный мир Бештаугорского
заповедника»; фланелеграф; Красная книга Ставропольского края; ромашка; предметные картинки для
игры «Этажи леса»;
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте сегодня отправимся с вами в путешествие по Заповедным местам КМВ.
Я буду экскурсоводом.
Воспитатель: Богата и разнообразна природа нашего края. Но многие растения и животные
находятся на грани исчезновения. Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей) Такие
исчезающие виды растений и животных занесены в специальную книгу. Какую? (Красную книгу).
(Показ) Красная книга – это книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся
опасности,
предупреждения.
Мы
все
понимаем,
что
необходимо
охранять
природу.
Для
этого
на
территории КМВ создан Бештаугоркий заповедник. Заповедник – это участок земли, где вся природа
находится под строгой охраной. Заповедники созданы для сохранения и изучения растительного и
животного мира. На карте заповедники обозначены эмблемами. Давайте обозначим ромашкой место, где
мы с вами находимся. В какой станице находится наш детский сад? (Константиновской) Верно. Вот
наша станица (воспитатель прикрепляет ромашку на карту).
Воспитатель: Я вас сейчас приглашаю посетить Бештаугоркий заповедник . А как Вы думаете,
где
находится
заповедник? (Ответы
детей.)
Правильно,
Бештаугорский
заповедник
находится
у
подножия горы Бештау. Лучшими украшениями Бештау являются почти неприступные, величественные
утесы,
скальные
ансамбли
и
каменистые
осыпи. (Демонстрация фотографий.) От подножия и до
высоты 1000 метров гора покрыта широколиственным лесом. (Демонстрация фотографий.)
Игра «Этажи леса». Дети располагают на фланелеграфе предметные картинки с изображением
птиц, животных, деревьев, растений следующим образом:
1 этаж (верхний) – птицы;
2 этаж – деревья;
3 этаж – животные;
4 этаж (нижний) – растения.
Воспитатель: Бештаугорский лес является самым крупным на Кавказских Минеральных Водах
естественным лесным массивом. При лесоустройстве 1863 года его назвали Бештаугорской лесной
дачей. Тогда же были прекращены бессистемные рубки и стали проводиться проверки по вырубке леса.
Я предлагаю Вам отгадать загадки. Правильный ответ появится на экране.
В лесу среди берёз, осин
растёт огромный исполин.
Кудрявой кроною большой
шумит в лесах он день-деньской.
Он - царь деревьев на Руси!
(Кого угодно ты спроси!)
Его обходит лесоруб -
ведь слишком твёрд и крепок ... (Дуб).
Жарким летом он зелёный,
с пышной и тенистой кроной.
Осенью он жёлтый, красный
иль оранжевый - прекрасный!
Позже листья, как перчатки,
он роняет в беспорядке.
Всё же, как зовётся он?
Догадались? Это... (клён).
Украшение лесочков,
Как ты зелен и тенист!
До пятнадцати листочков
Образуют сложный лист. (Ясень)
Воспитатель: А еще там растут бук и граб. Деревья на Бештау поражают своими корнями.
Буквально врастая в трещины камней и цепляясь за каждый уступ скалы, они могучие, жилистые, -
надежно удерживают своих хозяев, помогая им выстоять под напором сильного ветра и тяжестью снега.
Среди деревьев, растущих на Бештау, имеются и редкие виды деревьев, подлежащие охране.
Например:
кизильник
Нефедова
–
небольшой
кустарник
высотой
до
метра
–
растет
на
скалах
в
каменистых местах.
Широколиственный лес сменяется ериволесьем с холодостойкими березой бородавчатой и
рябиной
Кавказской.
Выше
расположено
царство
остепненных
лугов
с
типичной
субальпийской
растительностью. Её главные представители рододендрон понтийский (азалия), первоцвет прелестный,
мытник Вильгельма, мак бештаугорский и другие.
Огромный
Бештаугорский
лес
-
это
родной
дом
для
многих
птиц
и
зверей.
Кого
можно
встретить в глубине леса, мы сейчас узнаем. Отгадайте загадки. Правильный ответ появится на экране.
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? (Заяц)
Целый день в лесу: тук-тук...
Кто там среди веток спрятан?
Всем деревьям лучший друг,
Врач лесной, трудяга... (Дятел)
Воспитатель: Действительно ,
в
глубине
леса
можно
услышать
перестукивание
зеленого
дятла,
полюбоваться пестрым оперением сойки, повстречать ласку, хорька, зайца, слепыша. И я вам сегодня расскажу о
таком зверьке, как слепыш. (Демонстрация картинки.)
Слепыша часто сравнивают с кротом. Действительно, он подобно кроту делает подземные ходы,
насыпает холмы, причем размер этих холмов не сравнить с кротовыми! Они намного больше! Да и само
животное крупнее крота. Длина взрослых слепышей достигает 30 см, вес — от 700 г и больше!
Конечности короткие, хвост скрыт под кожей. Глаза скрыты под кожей.
Главный роющий орган — не лапы, а зубы. Передними резцами слепец вгрызается в почву!
Основное гнездо — на глубине 3.5 м. В земле устраивает продуктовые склады, таких складов бывает до
10 штук. На зиму запасает кормов более 10 кг. На зиму в спячку не впадают, активны круглый год.
Живут
поодиночке,
чутко
стерегут
границы
своей
зоны
питания.
При
столкновении
двух
особей
возникает стычка, нередко со смертельным исходом. Продолжительность жизни — от 2.5 до 9 лет.
Чем питается слепыш? Исключительно растительную пищу предпочитает слепыш. Повреждает
подземные части растений: корни, луковицы растений. Ранней весной и вначале лета лакомится и
надземными частями, листьями, молодыми побегами.
Не все так хорошо в жизни слепышей. Вредят и неблагоприятные погодные условия: засуха,
длительные периоды осадков, наводнения.
Есть и враги в природе, это лисица, хорек. Хорь умеет ловить слепышей даже из нор.
Аутотренинг.
Воспитатель: Ребята, давайте остановимся на полянке Бештаугорского заповедника и немного
отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку (запись Д. Лолей «Одинокий пастух»).
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Колышутся травы.
Надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником
Всему живому.
Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Воспитатель напоминает детям, что исследовать природу не достаточно, нужно еще понимать
ее, беречь и охранять.
Воспитатель напоминает, что дети уже знают много разных правил поведения в природе.
Сегодня они и вспомнят.
В
процессе
воспитатель
показывает
тот
или
иной
природоохранный
знак,
дети
должны
определить, что он означает, для чего нужен, найти для знака подходящее место на фланелеграфе,
закрепить его там. Например:
Запрещается:
В лесу шуметь
Оставлять мусор в лесу
Рвать букеты цветов
Ломать деревья и ветки
Ходить и топтать на лугах траву и цветы
Разжигать костры в лесу
Кричать и включать громкую музыку в лесу
Разорять птичьи гнёзда
Ловить бабочек и насекомых
Разорять муравейники
Разрушать грибницы
Разрешается:
Беречь лес от пожара
Собрать муссов в яму и закопать
Ходить только по тропинкам
Сажать деревья
Беречь лес от пожара
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только в заповедниках надо беречь природу? Охранять и
беречь природу надо в любом месте.
Игра « Это я, это я, это все мои друзья…»
Воспитателем задаются определенные вопросы, как о позитивном, так и негативном поведении в
природе. Если подразумевается положительный ответ, то ребята говорят хором: «Это я, это я, это все
мои друзья». Если вопрос содержит в себе информацию о недопустимом поведении в природе, то дети
должны промолчать. Если
кто-то затрудняется с ответом, то необходимо объяснить, что так друзья
природы не поступают. Зачастую это объясняют сами дети.
1.
Кто цветы и травы знает и зверей не обижает?
2.
Кто, стирая пот с лица, строит домик для скворца?
3.
Кто в собаку камень бросил и щенка ногой отбросил?
4.
Кто сломал у дуба ветку и на птиц накинул сетку?
5.
Кто кормить не забывает кроликов и попугаев?
6.
Кто собак так крепко любит, приласкать их не забудет?
7.
Кто топтал цветы на клумбе, привязал котенка к тумбе?
8.
Гладит кто щенков и кошек, птицам сыплет вкусных крошек?
9.
Кто и в лютые морозы в комнате разводит розы?
10. Кто сегодня в сад пошел и все грядки прополол?
11. Кто растит в саду цветы небывалой красоты?
12. Кто, жалея птичку в клетке, ей дает одни конфетки?
13. Кто березку посадил и цветы в саду полил?
14. Кто, забыв свои игрушки, делает для птиц кормушки?
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы настоящие знатоки и друзья природы. Леса и луга, горы и
равнины, реки и озера откроют вам свои тайны – ведь вы умеете ценить красоту нашей Земли и беречь
ее.