Напоминание

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе "Знакомство с Бештаугорским заповедником"


Автор: Мясникова Ольга Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51 "Золотой орешек"
Населённый пункт: Ставропольсий край, город Пятигорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе "Знакомство с Бештаугорским заповедником"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» Тема
«Знакомство с Бештаугорским заповедником»
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №51 «Золотой орешек» г. Пятигорска Мясникова О.Б. Дата проведения: __________ Цель: познакомить с Бештаугорским заповедником, памятником природы КМВ. Задачи: 1. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут на территории КМВ. 2. Повторить и закрепить правила поведения в природе. 3. Формировать основы экологически грамотного поведения, эмоциональное и бережное отношение к природе. 4. Развивать познавательный интерес к изучению родного края. 5. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям КМВ, пробуждать желание побывать в таких местах. Активизация словаря: активизировать в речи детей слова и выражения - «заповедник», «исчезающие виды», «Бештаугорский заповедник»; «граб», «бук», « кизильник Нефедова», «рододендрон понтийский» («азалия»), «первоцвет прелестный», «мытник Вильгельма», «мак бештаугорский», « береза бородавчатая», «рябина Кавказская»; « сойка», «ласка», «хорек», «слепыш». Методы и приемы: практический, наглядный, слуховой, словесный. Предварительная работа: 1) беседа «Правила поведения в природе»; 2) экскурсия в лес «Деревья нашей станицы»; 3) продуктивная деятельность (рисование) на темы «Животные наши друзья», «Растения, занесенные в Красную книгу Ставропольского края», «Они просят о помощи»; 4) отгадывание загадок по теме. Оборудование: карта КМВ; фонограмма Д. Лолей «Одинокий пастух»; экологические знаки; мультимедийный проектор; электронная презентация «Животный и растительный мир Бештаугорского заповедника»; фланелеграф; Красная книга Ставропольского края; ромашка; предметные картинки для игры «Этажи леса»;
Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель:
Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Давайте сегодня отправимся с вами в путешествие по Заповедным местам КМВ. Я буду экскурсоводом.
Воспитатель:
Богата и разнообразна природа нашего края. Но многие растения и животные находятся на грани исчезновения. Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей) Такие исчезающие виды растений и животных занесены в специальную книгу. Какую? (Красную книгу). (Показ) Красная книга – это книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Мы все понимаем, что необходимо охранять природу. Для этого на территории КМВ создан Бештаугоркий заповедник. Заповедник – это участок земли, где вся природа находится под строгой охраной. Заповедники созданы для сохранения и изучения растительного и животного мира. На карте заповедники обозначены эмблемами. Давайте обозначим ромашкой место, где мы с вами находимся. В какой станице находится наш детский сад? (Константиновской) Верно. Вот наша станица (воспитатель прикрепляет ромашку на карту).

Воспитатель:
Я вас сейчас приглашаю посетить Бештаугоркий заповедник
.
А как Вы думаете, где находится заповедник? (Ответы детей.) Правильно, Бештаугорский заповедник находится у подножия горы Бештау. Лучшими украшениями Бештау являются почти неприступные, величественные утесы, скальные ансамбли и каменистые осыпи. (Демонстрация фотографий.) От подножия и до высоты 1000 метров гора покрыта широколиственным лесом. (Демонстрация фотографий.)
Игра «Этажи леса».
Дети располагают на фланелеграфе предметные картинки с изображением птиц, животных, деревьев, растений следующим образом: 1 этаж (верхний) – птицы; 2 этаж – деревья; 3 этаж – животные; 4 этаж (нижний) – растения.
Воспитатель:
Бештаугорский лес является самым крупным на Кавказских Минеральных Водах естественным лесным массивом. При лесоустройстве 1863 года его назвали Бештаугорской лесной дачей. Тогда же были прекращены бессистемные рубки и стали проводиться проверки по вырубке леса. Я предлагаю Вам отгадать загадки. Правильный ответ появится на экране. В лесу среди берёз, осин растёт огромный исполин. Кудрявой кроною большой шумит в лесах он день-деньской. Он - царь деревьев на Руси! (Кого угодно ты спроси!) Его обходит лесоруб - ведь слишком твёрд и крепок ...
(Дуб).
Жарким летом он зелёный, с пышной и тенистой кроной. Осенью он жёлтый, красный иль оранжевый - прекрасный! Позже листья, как перчатки, он роняет в беспорядке. Всё же, как зовётся он? Догадались? Это...
(клён).
Украшение лесочков, Как ты зелен и тенист! До пятнадцати листочков Образуют сложный лист.
(Ясень)

Воспитатель:
А еще там растут бук и граб. Деревья на Бештау поражают своими корнями. Буквально врастая в трещины камней и цепляясь за каждый уступ скалы, они могучие, жилистые, - надежно удерживают своих хозяев, помогая им выстоять под напором сильного ветра и тяжестью снега. Среди деревьев, растущих на Бештау, имеются и редкие виды деревьев, подлежащие охране. Например: кизильник Нефедова – небольшой кустарник высотой до метра – растет на скалах в каменистых местах. Широколиственный лес сменяется ериволесьем с холодостойкими березой бородавчатой и рябиной Кавказской. Выше расположено царство остепненных лугов с типичной субальпийской растительностью. Её главные представители рододендрон понтийский (азалия), первоцвет прелестный, мытник Вильгельма, мак бештаугорский и другие. Огромный Бештаугорский лес - это родной дом для многих птиц и зверей. Кого можно встретить в глубине леса, мы сейчас узнаем. Отгадайте загадки. Правильный ответ появится на экране. Он любитель грызть морковку, Ест капусту очень ловко, Скачет он то тут, то там, По полям и по лесам Серый, белый и косой, Кто, скажите, он такой?
(Заяц)
Целый день в лесу: тук-тук... Кто там среди веток спрятан? Всем деревьям лучший друг, Врач лесной, трудяга...
(Дятел)

Воспитатель:
Действительно
,
в глубине леса можно услышать перестукивание зеленого дятла, полюбоваться пестрым оперением сойки, повстречать ласку, хорька, зайца, слепыша. И я вам сегодня расскажу о таком зверьке, как слепыш. (Демонстрация картинки.)
Слепыша часто сравнивают с кротом. Действительно, он подобно кроту делает подземные ходы, насыпает холмы, причем размер этих холмов не сравнить с кротовыми! Они намного больше! Да и само животное крупнее крота. Длина взрослых слепышей достигает 30 см, вес — от 700 г и больше! Конечности короткие, хвост скрыт под кожей. Глаза скрыты под кожей. Главный роющий орган — не лапы, а зубы. Передними резцами слепец вгрызается в почву! Основное гнездо — на глубине 3.5 м. В земле устраивает продуктовые склады, таких складов бывает до 10 штук. На зиму запасает кормов более 10 кг. На зиму в спячку не впадают, активны круглый год. Живут поодиночке, чутко стерегут границы своей зоны питания. При столкновении двух особей возникает стычка, нередко со смертельным исходом. Продолжительность жизни — от 2.5 до 9 лет. Чем питается слепыш? Исключительно растительную пищу предпочитает слепыш. Повреждает подземные части растений: корни, луковицы растений. Ранней весной и вначале лета лакомится и надземными частями, листьями, молодыми побегами. Не все так хорошо в жизни слепышей. Вредят и неблагоприятные погодные условия: засуха, длительные периоды осадков, наводнения. Есть и враги в природе, это лисица, хорек. Хорь умеет ловить слепышей даже из нор.
Аутотренинг.

Воспитатель:
Ребята, давайте остановимся на полянке Бештаугорского заповедника и немного отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку (запись Д. Лолей «Одинокий пастух»). Ярко светит солнце, Дует легкий ветерок, Я вдыхаю его чистый, Свежий воздух. Колышутся травы. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником Всему живому.
Воспитатель:
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Воспитатель напоминает детям, что исследовать природу не достаточно, нужно еще понимать ее, беречь и охранять. Воспитатель напоминает, что дети уже знают много разных правил поведения в природе. Сегодня они и вспомнят. В процессе воспитатель показывает тот или иной природоохранный знак, дети должны определить, что он означает, для чего нужен, найти для знака подходящее место на фланелеграфе, закрепить его там. Например:
Запрещается:
 В лесу шуметь  Оставлять мусор в лесу  Рвать букеты цветов  Ломать деревья и ветки  Ходить и топтать на лугах траву и цветы  Разжигать костры в лесу  Кричать и включать громкую музыку в лесу  Разорять птичьи гнёзда  Ловить бабочек и насекомых  Разорять муравейники  Разрушать грибницы
Разрешается:
 Беречь лес от пожара  Собрать муссов в яму и закопать  Ходить только по тропинкам  Сажать деревья  Беречь лес от пожара
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, только в заповедниках надо беречь природу? Охранять и беречь природу надо в любом месте.

Игра « Это я, это я, это все мои друзья…»
Воспитателем задаются определенные вопросы, как о позитивном, так и негативном поведении в природе. Если подразумевается положительный ответ, то ребята говорят хором: «Это я, это я, это все мои друзья». Если вопрос содержит в себе информацию о недопустимом поведении в природе, то дети должны промолчать. Если кто-то затрудняется с ответом, то необходимо объяснить, что так друзья природы не поступают. Зачастую это объясняют сами дети. 1. Кто цветы и травы знает и зверей не обижает? 2. Кто, стирая пот с лица, строит домик для скворца? 3. Кто в собаку камень бросил и щенка ногой отбросил? 4. Кто сломал у дуба ветку и на птиц накинул сетку? 5. Кто кормить не забывает кроликов и попугаев? 6. Кто собак так крепко любит, приласкать их не забудет? 7. Кто топтал цветы на клумбе, привязал котенка к тумбе? 8. Гладит кто щенков и кошек, птицам сыплет вкусных крошек? 9. Кто и в лютые морозы в комнате разводит розы? 10. Кто сегодня в сад пошел и все грядки прополол? 11. Кто растит в саду цветы небывалой красоты? 12. Кто, жалея птичку в клетке, ей дает одни конфетки? 13. Кто березку посадил и цветы в саду полил? 14. Кто, забыв свои игрушки, делает для птиц кормушки?
Воспитатель:
Спасибо, ребята, вы настоящие знатоки и друзья природы. Леса и луга, горы и равнины, реки и озера откроют вам свои тайны – ведь вы умеете ценить красоту нашей Земли и беречь ее.


В раздел образования