Автор: Машенькина Любовь Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "детский сад № 3 р.п. Шаля"
Населённый пункт: Свердловская область
Наименование материала: доклад
Тема: Инклюзивное образование в современном детском саду
Раздел: дошкольное образование
Детский сад № 3 р.п. Шаля
Доклад на тему:
«Инклюзивное образование в
современном детском саду»
Подготовила учитель-логопед:
Машенькина Любовь Викторовна
«Инклюзивное образование в ДОУ»
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с
особыми образовательными потребностями психического здоровья в
образовательном учреждении является не только отражением времени, но и
представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с
“Законом об образовании” Российской Федерации.
Одна из основных целей ДОУ является: обеспечение прав граждан на
получение качественного дошкольного образования. Это достигается путем
решения задач – создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с
ограниченными возможностями здоровья получить современное
дошкольное образование; развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями
социальной сферы.
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными
возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность
учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям
инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы
включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include –
заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый
для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в
общеобразовательных (массовых) школах.
Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями
допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные
условия для воспитания и обучения.
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,
что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Недостатками инклюзивного образования является психологическая
неготовность общества к принятию человека с ограниченными
возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки. К
ряду недостатков можно отнести и отсутствие специальной подготовки
педагогических работников ДОУ, незнание основ коррекционной педагогики
специальной психологии, недостаточное материально-техническое
оснащение учреждений.
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей
стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году по инициативе
московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной
организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные
площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам
эксперимента были проведены две международные конференции. В 2001 году
участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья коллегия Министерства образования Российской
Федерации приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов
с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной)
педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными
возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям
дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы
повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное
детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной
системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной
десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо
развита социальная адаптация «особого» ребёнка в реальном мире – он
находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми
потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах
лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в
приобретении социального опыта. У здоровых детей улучшаются учебные
возможности, развивается толерантность, терпимость, взаимоуважение, не
говоря о милосердии. Участники воспитательного процесса учатся видеть
возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них
нарушения.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую
практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает
возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-
социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально
приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей
консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию
человека с ограниченными возможностями.
Работая с детьми, нам, учителям, необходимо помнить о том, что сказал
Сократ: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Список литературы:
1. Бурлова Н.Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник
руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 10, с. 56-60.
2. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры
дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя
дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова,
Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.