Напоминание

Инклюзивное образование в современном детском саду


Автор: Машенькина Любовь Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "детский сад № 3 р.п. Шаля"
Населённый пункт: Свердловская область
Наименование материала: доклад
Тема: Инклюзивное образование в современном детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детский сад № 3 р.п. Шаля

Доклад на тему:

«Инклюзивное образование в

современном детском саду»

Подготовила учитель-логопед:

Машенькина Любовь Викторовна

«Инклюзивное образование в ДОУ»

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с

особыми образовательными потребностями психического здоровья в

образовательном учреждении является не только отражением времени, но и

представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с

“Законом об образовании” Российской Федерации.

Одна из основных целей ДОУ является: обеспечение прав граждан на

получение качественного дошкольного образования. Это достигается путем

решения задач – создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с

ограниченными возможностями здоровья получить современное

дошкольное образование; развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями

социальной сферы.

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными

возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность

учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям

инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы

включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include –

заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый

для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в

общеобразовательных (массовых) школах.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями

допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные

условия для воспитания и обучения.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть

услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте

реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,

что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая

неготовность общества к принятию человека с ограниченными

возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки. К

ряду недостатков можно отнести и отсутствие специальной подготовки

педагогических работников ДОУ, незнание основ коррекционной педагогики

специальной психологии, недостаточное материально-техническое

оснащение учреждений.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей

стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году по инициативе

московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной

организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные

площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам

эксперимента были проведены две международные конференции. В 2001 году

участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования

лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья коллегия Министерства образования Российской

Федерации приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов

с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной)

педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными

возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям

дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы

повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное

детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной

системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной

десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо

развита социальная адаптация «особого» ребёнка в реальном мире – он

находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми

потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах

лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в

приобретении социального опыта. У здоровых детей улучшаются учебные

возможности, развивается толерантность, терпимость, взаимоуважение, не

говоря о милосердии. Участники воспитательного процесса учатся видеть

возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них

нарушения.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую

практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает

возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-

социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально

приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей

консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию

человека с ограниченными возможностями.

Работая с детьми, нам, учителям, необходимо помнить о том, что сказал

Сократ: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Список литературы:

1. Бурлова Н.Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник

руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 10, с. 56-60.

2. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры

дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя

дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и

воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений

компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова,

Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.



В раздел образования