Автор: Астралинова Любовь Буюнтуковна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: БПОУ РК "КГКНГ"
Населённый пункт: город Элиста
Наименование материала: научная статья
Тема: Формирование критического мышления при обучении на социокультурном материале
Раздел: среднее профессиональное
Формирование критического мышления
при обучении на социокультурном материале
Астралинова Любовь Буюнтуковна,
преподаватель Калмыцкого государственного колледжа нефти и газа
Процессы
социокультурной
интеграции
в
современном
мире
вызывают
актуальную необходимость формировать и развивать у обучающихся толерантное
отношение
к
межкультурным
различиям
посредством
их
критического
осмысления.
Учащие ся,
изучающие
английский
язык,
овладевают
об щей
страноведческой
информацией
о
традициях,
обычаях
и
праздниках
Великобритании.
Знания
социокультурных
особенностей
страны
изучаемого
языка, о нормах и общепринятых правилах поведения в обществе, то есть основы
социокультурной компетентности отсутствуют. Это объясняется тем, что студенты
не способны критически воспринимать и осмысливать как свою, так и изучаемую
культуру.
Особое значение имеет развитие восприимчивости учащихся к иноязычной
культуре, что формируется в процессе изучения ценностей культур стран, где
говорят
по-английски.
Учащиеся
должны
не
только
воспринимать
новую
информацию о культуре другой страны, но также уметь рассуждать, высказывать
своё мнение и выражать своё отношение к изучаемому материалу.
Критическое мышление означает сознательный, спланированный процесс
интерпретации, анализ и оценивание социокультурной информации, основанный
на имеющихся знаниях и проверке мнений по тому или иному вопросу и ведущий
к формированию и утверждению собственного отношения. Конечным результатом
развития
критического
мышления
является
критическое
понимание
культуры
другой страны.
Задания,
способствующие
развитию
критического
мышления
на
социокультурном материале:
1.
Ролевая игра.
2.
Разработка проекта.
3.
Интервьюирование.
4.
Ток-шоу.
5.
Дискуссия, участие в дебатах.
6.
Организация мини-конференции.
7.
Разрешение конфликтных ситуаций.
Модель
критического
анализа
социокультурного
компонента
учебного
материала.
Задания
на
развитие
критического
мышления
строятся
по
чётко
организованной структуре, соответствующей сущности процесса критического
анализа служат знания. Знания основываются на социокультурной информации
текстов.
Следующий этап критического анализа – сбор мнений по определённому
вопросу.
На
заключительном
этапе
анализа
имеющиеся
знания
и
собранные,
проверенные доказательства преобразуются в личностные отношения учащихся к
рассматриваемому вопросу.
Ступени модели:
Каждая
ступень
реализуется
посредством
выполнения
упражнений
на
целенаправленное прочтение текста:
1.
Определение основной мысли текста.
2.
Выделение тематических деталей.
3.
Расстановка абзацев текста в логическом порядке.
4.
Подстановка абзацев в текст.
5.
Соотнесение обобщающих предложений с содержанием абзацев, поиск
ответов на фактические вопросы по тексту и другие.
Очень эффективное упражнение на выявление различных мнений по поводу
изучаемой проблемы социокультурного характера является интервьюирование –
опрос
учащихся
по
определенному
вопросу,
проводимый
в
классе
самими
учащимися. Опрос может проводиться в парах или малых группах.
Знания
Сбор мнений
Анализ
При
выражении
своего
мнения
к
изучаемой
проблеме
важно,
чтобы
учащиеся сумели сказать не только, как они относятся к вопросу, но и почему у
них сформировалось именно такое отношение, то есть мотивация. Упражнениями
на данной ступени критического анализа могут вопросы: «What do you think about
…? and why?» или задания «Give (prove) your point of view». «Express you general
attitude to the problem» и т.п.
Отношение
к
какому-нибудь
социокультурному
аспекту
определенным
образом влияет на принятие решения – выбора альтернативы. При выполнении
упражнения, которое требует принятия решения, учащиеся отвечают на вопрос,
как поступить в той или иной социокультурной языковой ситуации. Задание
учащихся – проанализировать все имеющиеся варианты и выбрать один наиболее
верный.
Выбрав
основные
альтернативы
действия,
учащиеся
переходят
на
завершающую фазу процесса критического осмысления – планирование поступка
в
определенной
ситуации.
Поступок
будет
представлять
собой
реализацию
выбранной
альтернативы
на
существующем
отношении
учащихся,
сформированном
за
счет
сбора
и
интерпретации
мнений,
исходя
из
знаний
социокультурного характера.