Напоминание

"Формы организации внеурочной деятельности по английскому языку в свете требований ФГОС"


Автор: Филиппова Алина Владимировна
Должность: студентка 4 курса
Учебное заведение: МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы организации внеурочной деятельности по английскому языку в свете требований ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад




Филиппова А.В.,

студентка 4 курса МГПИ им. М. Е. Евсевьева,

г. Саранск

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

В методической литературе последних лет указывается, что внеурочная

деятельность

в

рамках

реализации

ФГОС

это

образовательная

деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и

направленная на достижение планируемых результатов освоения основной

образовательной программы.

По мнению М. Н. Филатовой, внеурочная деятельность, так же как

и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение

результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую

очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т. к. на

уроке

не

всегда

возможно

научить

ребят

общаться,

организовывать

и анализировать свою познавательную деятельность, согласованно выполнять

совместную работу, а педагогу отследить, как формируются и развиваются

личностные

качества

учащихся.

Это

и определяет

специфику

внеурочной

деятельности, в процессе которой обучающийся не только должен узнать,

сколько научиться действовать, принимать решения, определять ценностные

жизненные ориентиры [5, с. 432].

Таким

образом,

мы

видим,

что

основная

цель

внеурочной

деятельности – это достижение личностных и метапредметных результатов.

Это

определяет

и

специфику

внеурочной

деятельности,

в

ходе

которой

обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться

действовать,

чувствовать,

принимать

решения

и

др.

Если

предметные

результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в

достижении

метапредметных,

а

особенно

личностных

результатов

ценностей,

ориентиров,

потребностей,

интересов

человека,

удельный

вес

внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя

из своих интересов, мотивов.

Е. Б. Евладовой и Н. Е. Щурковой предложены несколько основных

типов организационных моделей внеурочной деятельности:

– модель дополнительного образования (на основе институциональной

или муниципальной системы дополнительного образования детей);

– модель «школы полного дня» (в условиях «школы полного дня»,

работа группы продлённого дня).

– оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних

ресурсовобразовательного учреждения);

– инновационно-образовательная модель [2, с.15; 7, с. 92].

Как известно, формы организации внеурочной деятельности, как и в

целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение.

Традиционно

в

организации

и

проведении

внеклассной

деятельности

различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы.

К массовым формам работы, по мнению С. Ф. Шатилова относятся:

1) эпизодические и периодические массовые мероприятия;

2) постоянные массовые формы работы;

3) индивидуальные формы работы [6, с.116].

Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут

быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения

стихотворений,

рассказа,

лучшего

синхронного

перевода,

лучшего

описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН.

Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения

и не имеют постоянной организационной структуры.

Групповые

формы

внеклассной

работы

могут

быть

представлены

работой

кружков,

спецкурсов

по

иностранному

языку

(драматического

искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого

языка).

Индивидуальными

формами

работы

можно

назвать

подготовку

докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над

ролью

гида-экскурсовода,

переводчика,

ведущего

радио-

и

телепередач,

вечеров иностранного языка.

Основная

задача

педагога

при

организации

внеурочной

работы

по

английскому языку – это развитие потребности школьников в использовании

иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации

за пределами урока [4]. Для решения данной задачи могут быть использованы

ре сурсы

учебно-исследовательской,

проектной

д е я т е л ь н о с т и ,

ориентированной

на

личность

ученика,

совместную

деятельность

и

сотрудничество

субъектов

образовательного

процесса

учащихся

и

педагогов.

Д. В. Григорьев и А. В. Золоторева считают, что формы организации

учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть

следующими:

1) исследовательская практика обучающихся по английскому языку;

2) образовательные культуроведческие экспедиции – походы, поездки,

экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой

деятельности, продуманными формами контроля;

3)

факультативные

занятия,

предполагающие

углубленное

изучение

английского

языка,

дают

большие

возможности

для

реализации

на

них

учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

4)

ученическое

научно-исследовательское

общество

форма

внеурочной деятельности по английскому языку, которая сочетает в себе

работу

над

учебными

исследованиями,

коллективное

обсуждение

промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых

столов,

дискуссий,

дебатов,

интеллектуальных

игр,

публичных

защит,

конференций

и

др.,

а

также

встречи

с

носителями

иностранного

языка,

представителями

науки

и

образования,

экскурсии

в

учреждения

науки

и

образования,

сотрудничество

с

ученическими

научно-исследовательскими

обществами других школ;

5) участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по

иностранным

языкам,

в

том

числе

дистанционных,

предметных

неделях,

интеллектуальных

марафонах

предполагает

выполнение

ими

учебных

исследований или их элементов в рамках данных мероприятий [1, c. 86; 3,

с. 206].

Считаем,

что

выбор

указанных

форм

будет

зависеть

от

ступени

обучения, от уровня обученности учащихся в конкретной языковой группе, от

заинтересованности

учащихся

и

т.

д.

Бесспорно

одно,

многообразие

выявленных форм позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и

внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных

учебных

действий.

Стержнем

этой

интеграции

является

системно-

деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса

в средней общеобразовательной школе.

Литература

1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. –

223 с.

2.

Евладова,

Е.

Б.

Внеурочная

деятельность:

взгляд

сквозь

призму

ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 15–26.

3.

Золотарева,

А.

В.

Дополнительное

образование

детей:

Теория

и

методика

социально-педагогической

деятельности

/

А.

В.

Золотарева.

Ярославль : Академия развития, 2004. – 304 с.

4. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального

государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо

Минобрнауки

России

от

12.05.2011

03-296

//

Управление

начальной

школой. – 2011. – № 8.

5 . Филатова, М. Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство

достижения

личностных

и

метапредметных

результатов

в

условиях

реализации ФГОС /М. Н. Филатова // Молодой ученый. – 2015. – №16. –

С. 430–434.

6. Шатилов, С. Ф. Методика обучения английскому языку в средней

школе/ C. Ф. Шатилов. – М. : Мысль, 2006. – 421 с.

7. Щуркова, Н. Е. Модели внеурочной деятельности / Н. Е. Щуркова //

Новое воспитание. – 2011. – C. 91–94.



В раздел образования