Автор: Филиппова Алина Владимировна
Должность: студентка 4 курса
Учебное заведение: МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы организации внеурочной деятельности по английскому языку в свете требований ФГОС"
Раздел: полное образование
Филиппова А.В.,
студентка 4 курса МГПИ им. М. Е. Евсевьева,
г. Саранск
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
В методической литературе последних лет указывается, что внеурочная
деятельность
в
рамках
реализации
ФГОС
–
это
образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
По мнению М. Н. Филатовой, внеурочная деятельность, так же как
и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение
результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую
очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т. к. на
уроке
не
всегда
возможно
научить
ребят
общаться,
организовывать
и анализировать свою познавательную деятельность, согласованно выполнять
совместную работу, а педагогу отследить, как формируются и развиваются
личностные
качества
учащихся.
Это
и определяет
специфику
внеурочной
деятельности, в процессе которой обучающийся не только должен узнать,
сколько научиться действовать, принимать решения, определять ценностные
жизненные ориентиры [5, с. 432].
Таким
образом,
мы
видим,
что
основная
цель
внеурочной
деятельности – это достижение личностных и метапредметных результатов.
Это
определяет
и
специфику
внеурочной
деятельности,
в
ходе
которой
обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться
действовать,
чувствовать,
принимать
решения
и
др.
Если
предметные
результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в
достижении
метапредметных,
а
особенно
личностных
результатов
–
ценностей,
ориентиров,
потребностей,
интересов
человека,
удельный
вес
внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя
из своих интересов, мотивов.
Е. Б. Евладовой и Н. Е. Щурковой предложены несколько основных
типов организационных моделей внеурочной деятельности:
– модель дополнительного образования (на основе институциональной
или муниципальной системы дополнительного образования детей);
– модель «школы полного дня» (в условиях «школы полного дня»,
работа группы продлённого дня).
– оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних
ресурсовобразовательного учреждения);
– инновационно-образовательная модель [2, с.15; 7, с. 92].
Как известно, формы организации внеурочной деятельности, как и в
целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение.
Традиционно
в
организации
и
проведении
внеклассной
деятельности
различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы.
К массовым формам работы, по мнению С. Ф. Шатилова относятся:
1) эпизодические и периодические массовые мероприятия;
2) постоянные массовые формы работы;
3) индивидуальные формы работы [6, с.116].
Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут
быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения
стихотворений,
рассказа,
лучшего
синхронного
перевода,
лучшего
описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН.
Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения
и не имеют постоянной организационной структуры.
Групповые
формы
внеклассной
работы
могут
быть
представлены
работой
кружков,
спецкурсов
по
иностранному
языку
(драматического
искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого
языка).
Индивидуальными
формами
работы
можно
назвать
подготовку
докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над
ролью
гида-экскурсовода,
переводчика,
ведущего
радио-
и
телепередач,
вечеров иностранного языка.
Основная
задача
педагога
при
организации
внеурочной
работы
по
английскому языку – это развитие потребности школьников в использовании
иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации
за пределами урока [4]. Для решения данной задачи могут быть использованы
ре сурсы
учебно-исследовательской,
проектной
д е я т е л ь н о с т и ,
ориентированной
на
личность
ученика,
совместную
деятельность
и
сотрудничество
субъектов
образовательного
процесса
–
учащихся
и
педагогов.
Д. В. Григорьев и А. В. Золоторева считают, что формы организации
учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть
следующими:
1) исследовательская практика обучающихся по английскому языку;
2) образовательные культуроведческие экспедиции – походы, поездки,
экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой
деятельности, продуманными формами контроля;
3)
факультативные
занятия,
предполагающие
углубленное
изучение
английского
языка,
дают
большие
возможности
для
реализации
на
них
учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
4)
ученическое
научно-исследовательское
общество
–
форма
внеурочной деятельности по английскому языку, которая сочетает в себе
работу
над
учебными
исследованиями,
коллективное
обсуждение
промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых
столов,
дискуссий,
дебатов,
интеллектуальных
игр,
публичных
защит,
конференций
и
др.,
а
также
встречи
с
носителями
иностранного
языка,
представителями
науки
и
образования,
экскурсии
в
учреждения
науки
и
образования,
сотрудничество
с
ученическими
научно-исследовательскими
обществами других школ;
5) участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по
иностранным
языкам,
в
том
числе
дистанционных,
предметных
неделях,
интеллектуальных
марафонах
предполагает
выполнение
ими
учебных
исследований или их элементов в рамках данных мероприятий [1, c. 86; 3,
с. 206].
Считаем,
что
выбор
указанных
форм
будет
зависеть
от
ступени
обучения, от уровня обученности учащихся в конкретной языковой группе, от
заинтересованности
учащихся
и
т.
д.
Бесспорно
одно,
многообразие
выявленных форм позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и
внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных
учебных
действий.
Стержнем
этой
интеграции
является
системно-
деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса
в средней общеобразовательной школе.
Литература
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. –
223 с.
2.
Евладова,
Е.
Б.
Внеурочная
деятельность:
взгляд
сквозь
призму
ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 15–26.
3.
Золотарева,
А.
В.
Дополнительное
образование
детей:
Теория
и
методика
социально-педагогической
деятельности
/
А.
В.
Золотарева.
–
Ярославль : Академия развития, 2004. – 304 с.
4. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо
Минобрнауки
России
от
12.05.2011
№
03-296
//
Управление
начальной
школой. – 2011. – № 8.
5 . Филатова, М. Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство
достижения
личностных
и
метапредметных
результатов
в
условиях
реализации ФГОС /М. Н. Филатова // Молодой ученый. – 2015. – №16. –
С. 430–434.
6. Шатилов, С. Ф. Методика обучения английскому языку в средней
школе/ C. Ф. Шатилов. – М. : Мысль, 2006. – 421 с.
7. Щуркова, Н. Е. Модели внеурочной деятельности / Н. Е. Щуркова //
Новое воспитание. – 2011. – C. 91–94.