Авторы: Лепехина Ольга Николаевна, Курмаева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ д/с №65
Населённый пункт: города Волжского Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ по средствам сказкотерапии.
Раздел: дошкольное образование
Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей
дошкольного возрастас ОВЗ по средствам сказкотерапии.
«Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже
предчувствует душа.
И на любые испытанья согласны храбрые
сердца
В нетерпеливом ожиданье благополучногоконца».
(В.Берестов)
Волшебный мир детства, загадочный мир детской души как он многолик и разнообразен!
И познать его бывает очень нелегко.
А внутренний мир ребенка с ОВЗ ещё более загадочен и сложен. Наша цель помочь таким
детям познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и
взаимодействовать в нем, почувствовать всё многообразие окружающей среды, обогатить
эмоциональный
опыт,
значительно
смягчить
или
полностью
устранить
недостатки
в
эмоционально-личностном развитии ребенка.
Эмоции- это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей.
Имеющихярко
выраженную
субъективную
окраску.
Эмоции
мотивируют,
организуют,
направляют восприятие,мышление, действия.
Несформированностьэмоциональной сферы детей с ОВЗ проявляется на разных уровнях:
- поведенческом – в нарушении умений управлять своими эмоциями и адекватно
выражать их;
-
социальном
–
в
виде
нарушений
эмоциональных
контактов,
низкого
уровня
сформированности
мотивов
установления
и
сохранения
положительных
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
-
коммуникативном
–
в
виде
несформированностиумений
устанавливать
и
поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать,
согласно ситуации, состояние и чувства собеседника;
-
интеллектуальном
–
в
виде
неумения
различать
и
определять
эмоции
и
эмоциональные
состояния
людей,
трудностей
в
понимании
условности
(неочевидного
смысла)
ситуации,
трудностей
в
понимании
взаимоотношений
между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных
чувств (чувства прекрасного, радость познания, чувство юмора).
Что серьёзно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления
личности
ребенка,
опыт
которого
непрерывно
обогащается.
Развитию
эмоций
способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Эмоциональная
возбудимость,
частая
смена
настроений,
приводят
к
сложностям
в
общении. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию
личности ребенка в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной
сферы.
Этапы развития эмоциональной сферы :
-помочь ребенку научиться анализировать свои и чужие эмоциональные состояния;
- развивать умения правильно регулировать эмоциональные состояния;
-развитие поведенческой этике на эмоциональной основе;
-развитие высших эмоций: интеллектуальных, нравственных, эстетических.
В
связи
с
этим
проводится
коррекционно-развивающая
работа
по
эмоциональному
развитию
детей
с
использованием
сказкотерапии.
Работа
организована
в
трех
направлениях:
-с детьми;
-педагогами;
-родителями.
Каким же образом влияет сказкотерапия на развитие эмоций детей?
Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает
сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Сказкотерапия:
активизирует
и
побуждает
сознание
ребенка,
открывает
новые
возможности взаимодействия его с окружающим миром, является залогом эмоционально-
личностного развития, раскрепощает детей, снижает страх и уровень тревожности.
Сказкотерапия–это
воспитание
и
лечение
сказкой.
Сказка
не
только
учит
детей
переживать,радоваться,сочувствовать,грустить, побуждает их к речевому контакту, но и
помогает побороть свои страхи, негативные черты личности, развивает личность, при
необходимости
корректирует
поведение.
Это
самый
древний
метод
воспитания
и
образования. А так же эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в
котором
наиболее
ярко
проявляется
принцип
обучения:
учить
играя.
В
результате
активизируются
и
совершенствуются
словарный
запас,
грамматический
строй
речи,
звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп,
выразительность речи.
Сказкотерапия в нашем образовательном учреждении занимает особенное место, именно с
помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые
показывают главные герои сказок.
Виды сказок использующихся в данной работе:
-дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях(дом,
природа, семья, правила поведения в обществе ).Задания в таких сказках дают
ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике.
Дидактическая сказка может быть рассказана в любой форме(рассказ, мультфильм или
игра).Именно
дидактическая
сказка
способна
вызвать
интерес
у
ребенка
и
оживить
занятия.
-психологическая сказка-предназначена для того , чтобы направлять и обогащать
личностное развитие ребенка.
-художественная сказка-знакомит детей с эстетическими принципами, традициями
человечества.
-диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и выявлять его
отношение к миру.
Основные задачи коррекционной работыпо развитию эмоциональной сферы детей:
-сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в
окружающем мире;
-активизировать
ценностно-смысловой
компонент
сознания
и
личности
детей,
побудить
их
к
осмыслению
общечеловеческих
ценностей,
к
собственной
внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;
-развить у детей умение чувствовать и понимать другого;
-воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
-повышать самооценку детей, их уверенность в себе.
Последовательность построений занятий по развитию эмоций через сазкотерапию:
-учить фиксировать внимание ребенка на проявлениях эмоций (самого педагога);
-уметь воспроизводить увиденную эмоцию;
-назвать
и
подобрать
картинку
с
изображение
героя,
соответствующего
эмоциональному состоянию изображенного персонажа;
-повторно воспроизводить эмоции в заданных ситуациях.
Формы организации сказкотерапии:
- индивидуальная позволяет создать условия для персонального обучения, которая
требует от ребёнка больших эмоциональных затрат;
-подгрупповая
даёт
возможность
обеспечить
взаимодействие
детей
в
процессе
обучения.
-фронтальная
работа
организуется
со
всей
группой,
имеет
четкое
и
единое
содержание.
Использование сказкотерапии это творческий, увлекательный, но и очень ответственный
процесс.
Поэтому в этот процессвключаются родители с ними проводится ряд работ:
-способствовать
повышению
компетенции
родителей
по
данной
теме
через
проведений консультаций , бесед;
-оформление папок -передвижек, буклеты;
-вовлекать родителей в воспитательный процесс как активных его участников.
Правила для родителей при проведении сказкотерапии для детей:
-читая или рассказывая сказку, проявляйте подлинные чувства и эмоции;
-дети должны видеть лицо, глаза, мимику и жестырассказчика;
-не делать длительных пауз.
Примеры сказкотерапии для родителей и их детей
Кроме занятий в садике, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни
родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также
существуют
специальные
сказки
для
сказкотерапии
в
аудиоформате,
которые
можно
слушать перед сном.
Сказки могут делиться на:
Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);
Волшебные (Кот в сапогах);
Поучительные (Золотая рыбка);
Героические (Сивка-Бурка).
Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки для
воспитания характера.
Остальные
виды
сказок
можно
найти
в
сказках
народов
мира,
всем
нам
известных
сказочников, и, конечно же, использовать русские народные сказки.
Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную
сказку:
Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью,
характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо
ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или
чего-то боится).
Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины
страха).
Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и
обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
Придумать положительный финал.
Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо
все исправить.
Этапы организации деятельности педагога:
1.изучения специальной
литературы,
ознакомления с работами авторов современных
программ и методик; анализ проблем имеющихся у детей, родителей; составления плана
работы;
2.проведена апробация и корректировка методов иприемов, способствующих развитию
эмоциональной сферы детей ;
3.диагностика.
Методики сказкотерапии:
Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и
персонажей;
Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была
сказка, нарисовать понравившегося героя, найти героя в сказке);
Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее
альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).
Правила организации сказкотерапии:
Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Поэтому
следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать
оценки и выводы по ее содержанию;
Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и
возможностям ребенка;
Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в
полной мере решать поставленную задачу;
Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе
знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной,
ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;
Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может
быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями.
Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего
отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной
модели поведения.
В ходе работы у детей наблюдаются положительные изменения, а именно:
-эмоции приобретают большую глубину и устойчивость;
-преобладают положительные эмоции;
-появляется постоянная дружба со сверстниками;
-развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
-ребенок
усваивает
«язык»
эмоций
для
выражения
тончайших
оттенков
переживаний, интонаций голоса;
-эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации.
Литература:
1.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии».
— СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
2.
Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О.Н.Капшук–
Изд.2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
3.
Миляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и в семье»-
М.:ТЦ Сфера, 2010.
4.
Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006.
5. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом
диагностических методик, Москва Издательство «Принт», 2000.
6. Р. М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем. -СПб.: Речь, 2010.