Напоминание

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ по средствам сказкотерапии.


Авторы: Лепехина Ольга Николаевна, Курмаева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ д/с №65
Населённый пункт: города Волжского Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ по средствам сказкотерапии.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей

дошкольного возрастас ОВЗ по средствам сказкотерапии.

«Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку уже

предчувствует душа.

И на любые испытанья согласны храбрые

сердца

В нетерпеливом ожиданье благополучногоконца».

(В.Берестов)

Волшебный мир детства, загадочный мир детской души как он многолик и разнообразен!

И познать его бывает очень нелегко.

А внутренний мир ребенка с ОВЗ ещё более загадочен и сложен. Наша цель помочь таким

детям познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и

взаимодействовать в нем, почувствовать всё многообразие окружающей среды, обогатить

эмоциональный

опыт,

значительно

смягчить

или

полностью

устранить

недостатки

в

эмоционально-личностном развитии ребенка.

Эмоции- это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей.

Имеющихярко

выраженную

субъективную

окраску.

Эмоции

мотивируют,

организуют,

направляют восприятие,мышление, действия.

Несформированностьэмоциональной сферы детей с ОВЗ проявляется на разных уровнях:

- поведенческом – в нарушении умений управлять своими эмоциями и адекватно

выражать их;

-

социальном

в

виде

нарушений

эмоциональных

контактов,

низкого

уровня

сформированности

мотивов

установления

и

сохранения

положительных

взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

-

коммуникативном

в

виде

несформированностиумений

устанавливать

и

поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать,

согласно ситуации, состояние и чувства собеседника;

-

интеллектуальном

в

виде

неумения

различать

и

определять

эмоции

и

эмоциональные

состояния

людей,

трудностей

в

понимании

условности

(неочевидного

смысла)

ситуации,

трудностей

в

понимании

взаимоотношений

между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных

чувств (чувства прекрасного, радость познания, чувство юмора).

Что серьёзно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления

личности

ребенка,

опыт

которого

непрерывно

обогащается.

Развитию

эмоций

способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Эмоциональная

возбудимость,

частая

смена

настроений,

приводят

к

сложностям

в

общении. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию

личности ребенка в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной

сферы.

Этапы развития эмоциональной сферы :

-помочь ребенку научиться анализировать свои и чужие эмоциональные состояния;

- развивать умения правильно регулировать эмоциональные состояния;

-развитие поведенческой этике на эмоциональной основе;

-развитие высших эмоций: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

В

связи

с

этим

проводится

коррекционно-развивающая

работа

по

эмоциональному

развитию

детей

с

использованием

сказкотерапии.

Работа

организована

в

трех

направлениях:

-с детьми;

-педагогами;

-родителями.

Каким же образом влияет сказкотерапия на развитие эмоций детей?

Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает

сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Сказкотерапия:

активизирует

и

побуждает

сознание

ребенка,

открывает

новые

возможности взаимодействия его с окружающим миром, является залогом эмоционально-

личностного развития, раскрепощает детей, снижает страх и уровень тревожности.

Сказкотерапия–это

воспитание

и

лечение

сказкой.

Сказка

не

только

учит

детей

переживать,радоваться,сочувствовать,грустить, побуждает их к речевому контакту, но и

помогает побороть свои страхи, негативные черты личности, развивает личность, при

необходимости

корректирует

поведение.

Это

самый

древний

метод

воспитания

и

образования. А так же эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в

котором

наиболее

ярко

проявляется

принцип

обучения:

учить

играя.

В

результате

активизируются

и

совершенствуются

словарный

запас,

грамматический

строй

речи,

звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп,

выразительность речи.

Сказкотерапия в нашем образовательном учреждении занимает особенное место, именно с

помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые

показывают главные герои сказок.

Виды сказок использующихся в данной работе:

-дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях(дом,

природа, семья, правила поведения в обществе ).Задания в таких сказках дают

ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике.

Дидактическая сказка может быть рассказана в любой форме(рассказ, мультфильм или

игра).Именно

дидактическая

сказка

способна

вызвать

интерес

у

ребенка

и

оживить

занятия.

-психологическая сказка-предназначена для того , чтобы направлять и обогащать

личностное развитие ребенка.

-художественная сказка-знакомит детей с эстетическими принципами, традициями

человечества.

-диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и выявлять его

отношение к миру.

Основные задачи коррекционной работыпо развитию эмоциональной сферы детей:

-сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в

окружающем мире;

-активизировать

ценностно-смысловой

компонент

сознания

и

личности

детей,

побудить

их

к

осмыслению

общечеловеческих

ценностей,

к

собственной

внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;

-развить у детей умение чувствовать и понимать другого;

-воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

-повышать самооценку детей, их уверенность в себе.

Последовательность построений занятий по развитию эмоций через сазкотерапию:

-учить фиксировать внимание ребенка на проявлениях эмоций (самого педагога);

-уметь воспроизводить увиденную эмоцию;

-назвать

и

подобрать

картинку

с

изображение

героя,

соответствующего

эмоциональному состоянию изображенного персонажа;

-повторно воспроизводить эмоции в заданных ситуациях.

Формы организации сказкотерапии:

- индивидуальная позволяет создать условия для персонального обучения, которая

требует от ребёнка больших эмоциональных затрат;

-подгрупповая

даёт

возможность

обеспечить

взаимодействие

детей

в

процессе

обучения.

-фронтальная

работа

организуется

со

всей

группой,

имеет

четкое

и

единое

содержание.

Использование сказкотерапии это творческий, увлекательный, но и очень ответственный

процесс.

Поэтому в этот процессвключаются родители с ними проводится ряд работ:

-способствовать

повышению

компетенции

родителей

по

данной

теме

через

проведений консультаций , бесед;

-оформление папок -передвижек, буклеты;

-вовлекать родителей в воспитательный процесс как активных его участников.

Правила для родителей при проведении сказкотерапии для детей:

-читая или рассказывая сказку, проявляйте подлинные чувства и эмоции;

-дети должны видеть лицо, глаза, мимику и жестырассказчика;

-не делать длительных пауз.

Примеры сказкотерапии для родителей и их детей

Кроме занятий в садике, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни

родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также

существуют

специальные

сказки

для

сказкотерапии

в

аудиоформате,

которые

можно

слушать перед сном.

Сказки могут делиться на:

Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);

Волшебные (Кот в сапогах);

Поучительные (Золотая рыбка);

Героические (Сивка-Бурка).

Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки для

воспитания характера.

Остальные

виды

сказок

можно

найти

в

сказках

народов

мира,

всем

нам

известных

сказочников, и, конечно же, использовать русские народные сказки.

Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную

сказку:

Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.

Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью,

характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо

ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.

Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или

чего-то боится).

Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины

страха).

Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и

обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).

Придумать положительный финал.

Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо

все исправить.

Этапы организации деятельности педагога:

1.изучения специальной

литературы,

ознакомления с работами авторов современных

программ и методик; анализ проблем имеющихся у детей, родителей; составления плана

работы;

2.проведена апробация и корректировка методов иприемов, способствующих развитию

эмоциональной сферы детей ;

3.диагностика.

Методики сказкотерапии:

Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и

персонажей;

Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;

Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была

сказка, нарисовать понравившегося героя, найти героя в сказке);

Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее

альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Правила организации сказкотерапии:

Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Поэтому

следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать

оценки и выводы по ее содержанию;

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и

возможностям ребенка;

Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в

полной мере решать поставленную задачу;

Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе

знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной,

ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;

Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может

быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями.

Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего

отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной

модели поведения.

В ходе работы у детей наблюдаются положительные изменения, а именно:

-эмоции приобретают большую глубину и устойчивость;

-преобладают положительные эмоции;

-появляется постоянная дружба со сверстниками;

-развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

-ребенок

усваивает

«язык»

эмоций

для

выражения

тончайших

оттенков

переживаний, интонаций голоса;

-эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации.

Литература:

1.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии».

— СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.

2.

Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О.Н.Капшук–

Изд.2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

3.

Миляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и в семье»-

М.:ТЦ Сфера, 2010.

4.

Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006.

5. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом

диагностических методик, Москва Издательство «Принт», 2000.

6. Р. М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем. -СПб.: Речь, 2010.



В раздел образования