Автор: Деменева Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНДОО "Алмазик" д/с № 47 "Лесная Сказка".
Населённый пункт: п. Айхал
Наименование материала: разработка факультатива "Мой дом природа"
Тема: "Земля наш общий дом"
Раздел: дошкольное образование
«Земля наш общий дом».
Цель:
Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.
Задачи:
- Расширять представления детей о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде
Материал и оборудование: Глобус, экологические знаки, иллюстрации следов, стаканчик, фильтр из песка, ткани, бумаги, грязная вода.
Предварительная работа:
рассматривание глобуса, карты земного шара, энциклопедию о земле, лесе, животных, рыбах обитающих на земле.
Этапы НОД
Деятельность педагога
Деятельность детей
1.Организац
ионный
момент
Обращается к детям, загадывая загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус).
Правильно, глобус. А что такое глобус? Глобус – это уменьшенная модель земли. Какие цвета вы видите на
нем? Какого цвета больше? Что он изображает? Какая вода в море? А в реках, озерах, прудах?
А как вы думаете, почему на нашей планете жизнь есть, а на других планетах нет? Без чего мы не можем жить?
(без воды, пищи, воздуха). Правильно. На нашей планете много воды, есть воздух, без которого не было бы
жизни.
А кто живет на Земле? Правильно, на Земле живут: люди, животные, птицы, рыбы, насекомые. А что растет на
нашей земле? Деревья, кустарники, цветы, грибы, разные растения. То есть - Земля является нашим общим
домом.
Дети слушают
воспитателя,
отгадывают
загадку, отвечают
на вопросы, дают
свои
предположения.
2.Основная
часть
Обращается к детям,
А сейчас я хочу рассказать историю об одном водоеме….
Жил – был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в
солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья,
развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки.
Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все
больше. Уже нельзя было увидеть, кто там живет. Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой
грязной воде. Скажите дети, можно ли бросать мусор в реку или озеро? (нет). Некоторые люди думают, что в
воду можно всё бросать и с водой в реке или озере ничего не случится. Что же произойдёт с водой в реке или
озере, если мы будем бросать мусор? (река станет грязной, вода мутной, рыбы погибнут….). А может всё, что
Дети слушают
рассказ
воспитателя.
Отвечают на
мы бросаем в воду растворяется? Давайте проверим.
Опыт : На столе 2 ёмкости с чистой водой, в тарелочках песок, соль, сахар, растительное масло, мыльный
раствор, кусочки туалетной бумаги, молоко, палочки, листики, остатки еды: хлебные крошки, остатки яблока.
Бросаем всё в одну банку. Размешиваем ложкой. Смотрим, что происходит…
Вывод: вода становится мутной, грязной. Если мы будем бросать отходы и мусор в реку или море, то они
превратятся в болото и все рыбы погибнут, вода будет грязной, и нам негде будет брать чистую воду.
Как вы думаете это хорошо или плохо? Ребята, а кто им может прийти на помощь?
Как мы можем помочь этому озеру? (очистить воду, собрать мусор, поставить знак, и больше не мусорить).
Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?
Давайте мы оставим его около нашего озера (емкость с водой), чтобы все знали, что загрязнять
воду в водоемах нельзя. Потому что, в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями
не должны погибнуть.
Физминутка "Лес"
Ветер зимний лес качает
вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон -
зашумел ветвями он.
А сейчас, представьте, густой лес, с чистым воздухом, в котором живет очень много разных животных,
насекомых, птиц, множество растений. Но, вот, как - то раз приехали люди и начали ломать, рубить деревья,
разводить костры, бросать мусор в лесу. Прожили люди около недели в лесу. А когда стали уезжать, оставили
после себя много мусора, и забыли про горящий костер. Как вы думаете, что может произойти, если не
потушить костер в лесу? Правильно, лес начинает гореть... Погибает все живое вокруг: звери разбегаются,
птицы улетают, цветы, деревья, кустарники сгорают и, в конце концов, лес – погибает!
А что, человек может сделать, чтоб такого не случилось? Какие правила надо соблюдать в лесу? (нельзя
разводить костры, мусорить, ломать и рубить деревья, топтать грибы, ведь ими питаются некоторые
животные).
Как вы думаете, какой знак надо поставить перед въездом в лес, чтоб люди знали, что в лесу нельзя разводить
костры и мусорить? Давайте придумаем такой знак и нарисуем его. Затем поставим его около нашего леса
(игрушечный, пластмассовый лес).
В нашем общем доме, под называнием лес, не должны гибнуть деревья, растения, животные, насекомые, птицы.
Всем нужна Земля, потому что, она их и наш дом.
вопросы.
Дети говорят свои
предположения.
Дети делают вывод.
Рассуждения детей.
Выполняют
движения в
соответствии с
текстом.
Представляют лес,
слушают рассказ
воспитателя.
Отвечают на
вопросы.
А сейчас, я прочту стихотворение Я. Аким. «Наша планета»
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
О чем говориться в этом стихотворении?
Дети придумывают
знак и рисуют его.
Слушают
стихотворение,
делают выводы,
говорят о них.
3.Рефлексия
Итак, подведем итоги: Скажите, кто же все - таки живет на Земле? (человек, птицы, животные, растения и т.д.)
Вы поняли, для кого Земля является общим домом? (птицы, животные, рыбы, насекомые, все живое на земле).
Почему надо соблюдать некоторые правила, чтобы сохранить, не потерять наш дом?
Послушайте еще одно стихотворение:
Дерево, животное, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы погибнем как они.
Нельзя загрязнять водоемы, воздух, лес; жечь костры, ломать и рубить деревья, которые вырабатывают для нас
кислород; нельзя убивать животных, птиц, насекомых, которые считаются лекарями леса.
Земля – наш дом родной, и ее надо беречь!
Отвечают на
вопросы
воспитателя.
Слушают
стихотворение.
Подводят итоги.