Напоминание

"Беседа о блокадном Лениниграде"


Автор: Алькаева Диана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 137 Выборгского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка беседы
Тема: "Беседа о блокадном Лениниграде"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации по проведенению беседы

с детьми старшего дошкольного возраста « 900 дней и ночей»

Алькаева Диана Владимировна, воспитатель высшей квалификационной

категории ГБДОУ № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга

Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина –

Россия. В ней живет много людей разных национальностей, но любой из них вправе

сказать: «Я – россиянин», сказать с гордостью за тот народ, который смог вынести много

потерь, лишений, стать победителем в мировой войне. Чтобы наши потомки не забыли

значение слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя

частицей народа, сохранять и приумножать богатства нашей страны. Но, главное,- мы

должны научить этому наших малышей. С этой целью мы и проводим цикл бесед об

истории войны. Одна из которых и является беседа о блокадном Ленинграде.

Беседа о блокадном Ленинграде.

Цель:

Изучение истории Великой Отечественной Войны и нашего родного, любимого города

Ленинграда во время блокады.

Задачи:

* Воспитание патриотизма

* Обогащение пассивного и активного словаря словами: блокада, мужество, заложили,

Петр

1,

Петербург,

Санкт-

Петербург,

героизм,

гитлеровская

армия,

фашист,

неприступный, натиск, тяготы, река Нева, полынья.

М а т е р и а л :

и л л ю с т р а ц и и

с

п а м я т н и к а м и

п о с в я щ е н н ы м и

б л о к а д е

Ленинграда(«Разорванное кольцо», «Цветок жизни», «Пискаревский мемориал»), карта

военных действий, художественные книги о блокадном Ленинграде.

Ход беседы:

Петербург – один из красивейших городов мира. Но у этого города есть и другое имя –

Ленинград (его переименовали после смерти вождя Октябрьской революции Владимира

Ленина).

Оно

сохранилось

в

памяти

народа

как

символ

стойкости,

мужества

и

патриотизма.

В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны

напала на Советский Союз. В нашей стране началась Великая Отечественная война.

Страна росла, трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг тревожный голос Левитана

Внимание, товарищи! Война!

Один из главных ударов гитлеровцев был направлен на Ленинград. Гитлер заявил, что

захват Ленинграда – главная цель на начальном этапе войны. Ведь это был не только

второй по величине город в СССР, но и крупный железнодорожный, промышленный и

культурный центр, важная военно – морская база. После взятия Ленинграда немецкий

флот мог получить полное господство на Балтийском море. Гитлеровцы не сомневались

в своем успехе и были уверены, что Ленинград сдаться в течении нескольких суток. Но

ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свободу всеми силами. Осенью

1941 года когда, немцы не смогли штурмом взять город Ленинград, они окружили его,

взяли в кольцо, то есть заблокировали. Началась блокада.

На землю нашу грозно враг ломился

Под орудийный грозовой раскат…

И ученик солдатом становился

И воевал бесстрашно, как солдат.

Немцы были так близко от города, что с крыш высоких домов можно было увидеть их

позиции

(место

их

расположения).

Немцы

решили,

что

если

они

лишат

людей

отопления, электричества, воды, пропитания, и будут обстреливать город с самолетов,

то ленинградцам ничего не останется, как сдаться. Но они просчитались! Ленинградцы

мужественно выносили все невзгоды. Когда наступила суровая зима, они согревались в

домах маленькими, сильно дымящимися печками – «буржуйками». В них вместо дров

жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги – все, что могло гореть. Но тепла все

равно

не

хватало.

Стены

комнат

покрывались

инеем,

а

в

разбитые

очередной

бомбежкой окна ветер задувал колючий, мелкий, больше похож на лед снег. Люди,

одетые, прижимаясь, друг к другу спали рядом с печкой. Воды тоже не было. За водой

приходилось ходить к реке Неве, к специально прорубленным полыньям. К самой

полынье часто спускались дети (так как было очень скользко и пожилым людям было

трудно идти по скользкому льду).

И ночью осажденный город не засыпал. Дети, женщины спешили на ленинградские

крыши,

чтобы

избежать

пожаров.

Они

скидывали

зажигательные

бомбы,

которые

сбрасывали фашистские бомбардировщики. Но, все-таки, главным врагом Ленинградцев

были не бомбежки, ни холод, а отсутствие пропитания – голод.

В

блокадном

городе

катастрофически

не

хватало

хлеба.

Каждому

жителю

города

выдавались специальные карточки, по которым можно было получить 125 грамм хлеба

– небольшой кусочек, который выдавался на целый день. Конечно, этого не хватало.

Люди были истощены, падали в обморок, умирали от голода, замерзали на улицах,

потому что не было сил дойти до дома. Более 800 тысяч человек скончались от голода в

блокадном Ленинграде.

Со всех концов нашей огромной страны присылали в Ленинград продукты, одежду. Да

только не было возможности все это доставить ленинградцам

– немцы не давали

приблизиться к городу. Один лишь был путь, через Ладожское озеро. Летом шли баржи.

Каждый их рейс был подвигом – вражеская авиация беспрестанно совершала свои

бандитские налеты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам – баржи

продолжали свои рейсы до самой поздней осени. После наступления холодов, когда

Ладожское озеро замерзало, на смену баржам приходили грузовики. Лед был очень

тонким, несмотря на то, что грузовик вез только 2-3 мешка с продовольствием, лед

проламывался, и нередко были случаи, когда грузовики тонули. С Большой земли

усталые,

измученные

шоферы

везли

днем

и

ночью

на

грузовиках

муку,

мясные

консервы.

Эту

дорогу

называли

Дорога

Жизни!

А

о

мужественных

шоферах

складывали легенды. Если бы не эта ледовая дорога, не пережили бы ленинградцы

суровой зимы.

Пусть ветер с Ладоги поведает народу

Как летом баржу за баржой

Грузили в шторм и непогоду,

Забыв про отдых и покой.

Зимой машины шли здесь вереницей

И лед на Ладоге трещал:

Возили хлеб для Северной столицы

И радостно нас Ленинград встречал.

Однако, несмотря на все трудности, люди находили в себе силы работать на заводах и

фабриках, выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое оружие.

Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках.

Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо – доказать

врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьет город, он продолжает жить!

Одним из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни,

родному городу является история создания известнейшей симфонии Д. Шостаковича

названной «Ленинградской».

Два с половиной года, длился этот ужас блокады. 19 января 1944 года наши войска под

командованием

Леонида

Александровича

Говорова

перешли

в

наступление,

в

ожесточенном бою победили фашистов. Солдаты входили в знаменитые пригороды

Ленинграда – Павловск, Пушкин, Стрельну – и на глаза воинов наворачивались слезы.

Перед собой они видели пустыню. Статуи стояли без голов, вековые деревья лежали,

скошенные

немецкими

снарядами,

осколки

мрамора

валялись

в

грязи.

Вокруг

не

осталось ничего целого. Но осталось главное – свобода! Ленинград выстоял 900 дней и

ночей, ему присвоено звание: «Город-герой».

Свои впечатления от услышанного я предлагаю вам отразить в своих рисунках.

Конечно

же

помимо

этой

беседы

с

детьми

в

своей

работе

я

использовала

дидактические,

подвижные,

настольно

печатные,

сюжетно-ролевые

игры;

рассматривали

иллюстрации,

читали

художественную

литературу,

заучивали

стихотворения,

песни

военных

лет,

рисунки,

аппликации,

оформляли

выставки,

просматривали видео. Благодаря проведенной огромной работе, я заметила, что дети в

самостоятельной деятельности стали более уважительно относится к старшим, бережно

относится к хлебу, больше интересоваться памятниками и скульптурами нашего города.

И хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию

дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего

духовно-нравственными

ценностями,

гражданско-патриотическими

чувствами,

уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.



В раздел образования