Автор: Насонова Светлана Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №83
Населённый пункт: город Мурманск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Художественная литература как средство обогащения речевой культуры дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Насонова Светлана Григорьевна
Воспитатель высшей категории
МБДОУ № 83
г. Мурманск
Художественная литература как средство обогащения
речевой культуры дошкольников.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей , она оказывает огромное влияние на
развитие и обогащение речи ребенка, эмоций , воображения. В рассказах дети познают
лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность,
ритмичность русской речи.
В педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную
эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность
детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных
произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного
творчества.
Ясно видно, что в данное понятие входят и формирование связной речи, словарная работа
и др. Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является
важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.
В соответствии с «Программой» педагоги знакомят детей с большим количеством
произведений детской художественной литературы.
Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание -
важная задача.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение.
Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те
чувства, настроения, которые хотел передать автор. Так же идет работа
над формированием элементарных умений анализировать произведения (его содержание
и форму). К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определить основных
героев, высказать свое отношение к ним, определить жанр произведения (стихотворение,
рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка.
Часть программных произведений дети должны выучить наизусть, часть уметь
передавать близко к тексту. Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей
в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.
Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в
художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие
способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит
маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось,
интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в
дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и
мультфильмов, компьютерные игры.
Читая, человек развивается, совершенствует свою память, внимание, воображение,
усваивает и использует опыт предшественников, учится думать, анализировать,
сопоставлять, делать выводы.
В поэтических образах художественная литератур открывает и объясняет ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы
художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего
возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать
художественное произведение.
Одним из важных назначений художественной литературы является то, что она оказывает
огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.
Занятии, проведённые во всех группах детского сада, показали, что речь большинства
детей соответствует уровню программных требований. Дошкольники средней, старшей и
подготовительной к школе групп имеют достаточный активный словарь, который
позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог со
сверстниками и взрослыми, используют в речи распространённые предложения, могут
употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые синтаксические единицы речи,
владеют элементарными нормами и правилами устного высказывания, стараются
соблюдать правила речевого этикета. Дети умеют внимательно слушать произведения,
активны в речевом диалоге, используют в речи под руководством педагога разные формы
художественного слова (стихи, загадки, сказки).
Воспитатель должен быть компетентен в вопросах по подбору художественных
произведений. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге,
формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как
консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и
воздействием художественного текста на ребенка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них
взрослый, который помогает развитию мыслительной деятельности. Но даже самое
отвлечённое мышление, далеко выходя за пределы чувственного познания. Никогда,
однако, полностью не отрывается от ощущений, восприятий и представлений. Эта
неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственным опытом имеет
ещё большое значение в ходе формирования понятий у детей дошкольного возраста.
Поэтому большое значение необходимо придавать наглядному методу обучения.
Поэтому важно правильно подобрать материал для наглядного восприятия и составлении
модельного ряда с целю максимально верно передать знания и развивать мышление в
правильном ключе. овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает
особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у
слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
Используемые педагогами методы и приёмы ознакомления детей с литературой
разнообразны. Это чтение, пересказ, заучивание произведений, театрализованная
деятельность, разнообразные игры, просмотр диафильмов, прослушивание грамзаписи и
моделирование.
Тем не менее, если говорить о художественной литературе как о средстве развития
ребёнка, важно использовать интересные формы приобщения детей к чтению создание
вазуальных образов, которые будут у детей перед глазами. Для этого необходимо проявить
творчество.