Авторы: Анискевич Татьяна Николаевна, Соловьёва Лариса Фёдоровна
Должность: преподаватели профессиональных модулей
Учебное заведение: СОГБПОУ "Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина"
Населённый пункт: г. Вязьма, Смоленская область
Наименование материала: Методическая разработка практического занятия для преподавателя
Тема: "Методы простейшей физиотерапии"
Раздел: среднее профессиональное
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
"Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина"
ПМ. 04. ПМ. 07.
Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
по уходу за больными
МДК 04.03. МДК 07.03.
Технология оказания медицинских услуг
Специальности:
34.02.01 Сестринское дело – базовый уровень СПО
31.02.01 Лечебное дело – углубленный уровень СПО
Тема: Методы простейшей физиотерапии
Методическая разработка практического занятия
для преподавателей
г. Вязьма, 2017 г.
Рассмотрено и одобрено
на заседании ЦМК
специальных дисциплин № 1
Протокол № ____
от «___»____________ 2017 г.
Председатель ЦМК
________________________
«Утверждаю»
зам. директора по УМР СОГБПОУ
«Вяземский медицинский колледж
имени Е.О. Мухина»
_________________________
от «___»____________ 2017 г.
Составители:
Анискевич Т.Н. – преподаватель профессиональных модулей высшей
квалификационной категории СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж»
Соловьева Л.Ф. – преподаватель профессиональных модулей СОГБПОУ
«Вяземский медицинский колледж»
2
Содержание
стр.
I.
Пояснительная записка……………………………………….
4
II.
Методические рекомендации………………………………… 5
III.
Технология выполнения простых медицинских услуг
3.1. Постановка горчичников………………………………..
3.2. Постановка банок………………………………………..
13
16
IV.
Алгоритмы практических манипуляций по теме «Методы
простейшей физиотерапии»
4.1. Применение грелки………………………………………
4.2. Применение пузыря со льдом……………………………
4.3. Постановка согревающего компресса…………………
4.4. Постановка холодного компресса……………………..
4.5. Постановка горячего компресса………………………..
21
21
22
23
23
V.
Материалы для исходного и итогового уровня знаний
5.1. Перечень вопросов для фронтального опроса по теме
«Методы простейшей физиотерапии»……………………….
5.2.
Контрольно-экспертные
карты
по
теме
«Методы
простейшей физиотерапии» с эталонами ответов…………..
24
25
VI.
Список литературы…………………………………………..
30
I. Пояснительная записка
3
Методы
про стейшей
физиотерапии
–
важнейший
р а з д е л
манипуляционной техники.
Знание
алгоритмов
выполнения
и
особенностей
простейших
физиотерапевтических
процедур
в
точном
соответствии
со
стандартами
простых
медицинских
услуг
–
залог
успешной
профессиональной
деятельности медицинского работника.
Средний медицинский работник должен не только знать и уметь или
выполнять
манипуляции,
он
также
должен
понимать
каждое
действие
стандарта,
обдумывать
его,
соблюдать
морально-этиче ские
и
деонтологические принципы своей деятельности.
Данная
методическая
разработка
содержит
рекомендации
по
организации и поэтапному проведению практического занятия.
В работе содержатся материалы для контроля исходного и итогового
уровней знаний и умений.
Методическая
разработка
может
быть
использована
преподавателями
медицинских техникумов и колледжей.
II. Методические рекомендации
На
данном
занятии
преподаватель
знакомит
студентов
с
техникой
выполнения
простейших
физиотерапевтических
процедур,
а
также
закрепляет знания и умения по предыдущим темам.
4
В первой части занятия рекомендуется провести фронтальный опрос и
оценить студента.
Во
второй
части
занятия
преподаватель
объясняет
теоретический
материал по теме, сопровождая объяснение демонстрацией манипуляций.
Рекомендуется
приблизить
обстановку
к
реальной
ситуации
работы
палатной медицинской сестры.
В
третьей
части
занятия
студенты
самостоятельно
отрабатывают
технологии
выполнения
простейших
медицинских
услуг
и
алгоритмы
простейших
физиотерапевтических
процедур,
но
преподаватель
должен
наблюдать и активно вмешиваться, корректируя действия студентов.
В четвертой части занятия преподаватель оценивает уровень усвоения
новых знаний и умений, оценивая каждого студента.
В
пятой
части
занятия
проводится
закрепление
нового
материала
с
использованием
контрольно-экспертных
карт,
в
которые
входят:
теоретический
вопрос,
10
тестовых
заданий,
две
ситуационные
задачи.
Каждый студент получает оценку.
Подведя итог занятия, преподаватель выставляет итоговую оценку.
1.
Учебная цель:
Изучить
методы
простейшей
физиотерапии,
противопоказания
к
проведению физиопроцедур, механизм действия физиопроцедур, алгоритмы
практических манипуляций по теме занятия.
5
2.
Развивающая цель:
Способствовать
развитию
ответственности,
элементам
клинического
мышления, умения применять теоретические знания на практике.
3.
Воспитательная цель:
Способствовать
выработке
умения
работы
с
пациентом,
соблюдая
принципы
этики
и
деонтологии
при
осуществлении
простейших
физиопроцедур.
4.
После изучения темы студент должен знать:
-
понятие простейшей физиотерапии;
-
виды и цели простейших физиотерапевтических процедур;
-
противопоказания к их проведению, возможные осложнения.
5.
После изучения темы студент должен уметь:
-
поставить горчичники, банки;
-
осуществлять постановку холодного, горячего, согревающего и
лекарственного компрессов;
-
применять грелку, пузырь со льдом.
6.
Формируемые ОК, ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК
2.
Организовать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать
их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения вложенных на него профессиональных задач,
а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК
6.
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами, руководством, потребителями.
ПК 4.1.; ПК 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в
профессиональной деятельности.
ПК 4.2.; ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК
4.4.;
ПК
7.4.
Консультировать
пациента
и
его
окружение
по
вопросам ухода и самоухода.
ПК 4.5.; ПК 7.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.6.; ПК 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих
полномочий, выполнение назначенных манипуляций.
ПК 4.7.; ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.
6
ПК
4.8.;
ПК
7.8.
Обеспечивать
безопасную
больничную
среду
для
пациента и персонала.
ПК 4.11.; ПК 7.11. Обеспечивать производственную и личную гигиену
на рабочем месте.
7.
Интеграционные связи УД, ПМ:
31.02.01 Лечебное дело – углубленный уровень СПО:
ПМ.01 Диагностическая деятельность,
ПМ 02. Лечебная деятельность.
34.02.01 Сестринское дело – базовый уровень СПО:
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
8.
Тип занятия: комбинированный.
9.
Продолжительность занятия: 4 часа.
10.
Место проведения: кабинет доклинической практики по ОСД.
7
Оснащение
№
п/п
Наименование
Кол-во
(шт.)
Материально-техническое оснащение:
1.
Манипуляционный столик
2
2.
Лоток стерильный
2
3.
Лоток нестерильный
2
4.
Банки медицинские
10
5.
Горчичники
2 упак.
6.
Грелка резиновая
1
7.
Пузырь для льда
1
8.
Ножницы
1
9.
Пеленки
2
10.
Полотенце
2
11.
Спирт 70%
50 мл
12.
Вазелин
50,0
13.
Вата
50,0
14.
Марля
1 мл
15.
Бинт
1
16.
Компрессная бумага
1 лист
17.
Холодная и горячая вода
2 литра
18.
Фитиль
1
19.
Спички
1
20.
Стул
1
21.
Кушетка
1
22.
Кожный антисептик
1
23.
Ноутбук
1
24.
Проектор
1
25.
Экран
1
Методическое оснащение
1.
Алгоритмы практических манипуляций по теме:
«Методы простейшей физиотерапии»
30
2.
Контрольно-экспертные карты
12
3.
Презентация «Методы простейшей физиотерапии»
1
8
Структура и содержание практического занятия
№
пп
План занятия
Время
1.
Организационная часть.
5 минут
1.
Приветствие преподавателя
2.
Проверка присутствующих, внешнего вида
3.
Проверка готовности к занятию
4.
Организационные рекомендации к порядку
проведения занятия
5.
Сообщение темы занятия:
актуальность;
значимость;
связь с практической деятельностью
специалиста;
6.
Формулировка цели изучения темы и занятия
7.
Акцент на необходимые базовые знания и умения,
междисциплинарные и внутридисциплинарные
связи.
8.
Сообщение плана занятия.
9.
Инструктаж по технике безопасности.
10.Этико-деонтологическое обеспечение темы.
2.
Контроль исходного уровня знаний
20 минут
1.
Обсуждение вопросов, возникших у студентов при
подготовке к занятию.
2.
Проверка
исходного
уровня
знаний
и
умений
(входной контроль) методом фронтального опроса.
3.
Корректировка допущенных ошибок и ответов.
4.
Рекомендации и пояснение допустившим ошибки.
3.
Обучающий этап
20 минут
1.
Изложение нового материала на основе базисных
знаний и умений.
2.
Демонстрация манипуляций.
4.
Самостоятельная работа студентов
100 минут
1.
Раздача заданий обучающимся для самостоятельной
работы
с
четко
сформированными
целями
и
методическими рекомендациями.
2.
Предоставление методических разработок, пособий,
материалов,
алгоритмов
манипуляций
для
выполнения заданий.
3.
Наблюдение
за
ходом
выполнения
заданий,
пояснения,
корректировка,
ответы
на
вопросы
обучающихся.
9
5.
Итоговый контроль
30 минут
1.
Определение степени достижения цели занятия, т.е.
контроль усвоения нового материала проводится с
использованием
контрольно-экспертных
карт
(2
варианта)
2.
Выставление оценок.
3.
Формулировка показателей и оценок.
6.
Итог занятия
3 минуты
1.
Анализ занятия.
2.
Критическая оценка каждого этапа занятия.
3.
Оценка
положительных
результатов,
причины
допущенных ошибок.
4.
В ы с т а вл е н и е
и то го в о й
о ц е н к и
к а ж д о м у
обучающемуся с комментариями.
5.
Назначение времени отработок.
6.
Сообщение темы следующего занятия.
7.
Домашнее задание
2 минуты
1.
Задание на внеаудиторную самостоятельную работу
обучающихся.
10
План-хронокарта занятия
№
п/п
Название
этапа
Действия
преподавателя
Действия
обучающихся
Педагогическая цель
этапа
Время
этапа
1.
Организационный
1. Приветствует обучающихся
2. Отмечает отсутствующих
3. Проверяет внешний вид
4. Уточняет готовность к занятию.
1. Приветствуют преподавателя
2. Бригадир называет
отсутствующих и причину.
3. Проводят взаимоконтроль
внешнего вида и рабочих
тетрадей.
1. Мобилизовать
обучающихся на
учебную деятельность.
1 мин.
2.
Формулировка
темы
1. Сообщает название темы,
акцентирует внимание на её
значимость и актуальность.
1. Записывают название темы
занятия.
2. Слушают обоснование темы,
понимают ее значимость и
актуальность.
1. Раскрыть
теоретическую и
практическую
значимость темы.
2 мин.
3.
Определение цели
занятия
1. Сообщает цель занятия.
1. Записывают цель занятия.
1. Показать конечный
результат.
2 мин.
4.
Контроль исходного
уровня знаний
1. Проводит фронтальный опрос по
теме занятия
2. Оценивает каждого
обучающегося с корректировкой
допущенных ошибок.
1. Отвечают на вопросы.
2. Проводят анализ ошибок.
1. Контроль исходного
уровня знаний.
2. Выявление
проблемных моментов
и их коррекция
20 мин.
5.
Изложение нового
материала
1. Проводит объяснение нового
материала с демонстрацией
манипуляций.
2. Отвечает на возникшие вопросы.
1. Слушают и наблюдают за
выполнением манипуляций
преподавателем.
2. Задают вопросы.
1. Углубление знаний.
20 мин.
6.
Самостоятельная
работа
обучающихся
1. Раздает задания для
самостоятельной работы и
проводит инструктаж по их
выполнению.
2. Наблюдает за выполнением и
ходом самостоятельной работы
обучающихся.
3. Проводит пояснения и
корректировку.
1. Слушают инструктаж по
выполнению заданий.
2. Задают вопросы.
3. Получают необходимый
дидактический материал и
оборудование.
4. Отрабатывают манипуляции по
алгоритмам.
1. Углубление и
систематизация знаний
и умений.
2. Формирование новых
компетенций.
80 мин.
4. Отвечает на вопросы.
7.
Оценка результатов
самостоятельной
работы
1. Проводит проверку выполненных
заданий.
2. Каждому обучающемуся задаёт
вопросы.
3. Комментирует ошибки.
4. Проверяет демонстрацию
манипуляций на фантоме.
5. Оценивает результат.
1. Отвечают на вопросы.
2. Демонстрируют на фантоме
выполнение манипуляций.
3. Исправляют допущенные
ошибки.
1. Углубление и
систематизация
знаний.
2. Развитие памяти,
логического
мышления.
3. Приобретение новых
умений.
20 мин.
8.
Контроль и
усвоение нового
материала
1. Раздаёт контрольно-экспертные
карты.
2. Предлагает выполнить задания.
3. Выставляет оценки.
4. Комментирует оценку каждого.
1. Выполняют задания.
2. Анализируют допущенные
ошибки.
1. Оценка степени
усвоения нового
материала.
30 мин.
9.
Подведение итогов
занятия
1. Проводит анализ занятия.
2. Даёт критическую оценку
каждого этапа занятия.
3. Сообщает степень достижения
цели занятия.
4. Даёт оценку положительных
результатов и причины
допущенных ошибок.
5. Оценивает активность всей
группы
6. Выставляет итоговую оценку
каждому обучающемуся с
комментариями.
7. Назначает время отработок.
8. Сообщает тему следующего
занятия.
1. Повторно читают цель занятия
и отмечают степень её
достижения.
2. Оценивают степень личных
достижений в усвоении новых
знаний и умений.
1. Степень достижения
цели занятия.
2. Итог работы группы
3 мин.
10.
Домашнее задание
1. Сообщает задание на
внеаудиторную самостоятельную
работу обучающимся.
2. Даёт рекомендации для его
успешного выполнения.
1. Записывают задание на дом.
2. Слушают рекомендации к
выполнению задания.
1. Ориентация и
мотивация на
подготовку к
следующему занятию
2 мин.
12
III. Технологии выполнения простых медицинских услуг
3.1. Постановка горчичников
Технология постановки горчичников входит в ТПМУМСУ и имеет код
А14.01.003 по [1].
Содержание требований, условия выполнения, требования по реализации
и алгоритм выполнения технологии приведены в таблице 2.
Т а б л и ц а 2 – ТПМУМСУ «Постановка горчичников»
Содержание требования, условия
Требования по реализации, алгоритм выполнения
1
Требования
к
специалистам
и
вспомогательному персоналу
1.1
Перечень
специальностей/кто
участвует в выполнении услуги
1 . 2
Д о п о л н и т е л ь н ы е
и л и
с п е ц и а л ь н ы е
т р е б о в а н и я
к
специалистам и вспомогательному
персоналу
Специалист,
имеющий
диплом
установленного
образца
об
окончании
среднего
профессионального
медицинского
образовательного
учреждения
по
специальностям: «лечебное дело», «акушерское дело»,
«сестринское дело».
Имеются
навыки
выполнения
данной
простой
медицинской услуги
2
Требования
к
обеспечению
безопасности труда медицинского
персонала
2.1
Требования
по
безопасности
труда при выполнении услуги
До
и
после
проведения
процедуры
необходимо
вымыть руки
3
Условия
выполнения
простой
медицинской услуги
Амбулаторно-поликлинические
Стационарные
Санаторно-курортные
4
Функциональное
назначение
простой медицинской услуги
Лечение заболеваний
Профилактика заболеваний
5 Материальные ресурсы
Приборы,
инструменты,
изделия
медицинского назначения
Реактивы
Иммунобиологические
препараты
и реагенты
Продукты крови
Лекарственные средства
Прочий расходный материал
Горчичники.
Лоток для использованного материала.
Непромокаемый мешок или контейнер для утилизации
отходов класса Б.
Отсутствуют.
Отсутствуют.
Отсутствуют.
Дезинфицирующее средство.
Пеленка.
Часы.
Салфетка.
Емкость для воды.
Водный термометр.
Нестерильные перчатки
13
Содержание требования, условия
Требования по реализации, алгоритм выполнения
6
Характеристика
м е тод и к и
выполнения простой медицинской
услуги
6 . 1
А л г о р и т м
п о с т а н о в к и
горчичников
I. Подготовка к процедуре:
1)
Идентифицировать
пациента,
представиться,
объяснить
цель
и
ход
предстоящей
процедуры.
Уточнить
отсутствие
аллергии
на
горчицу.
В
случае
наличия аллергии и отсутствия согласия на процедуру -
уточнить дальнейшие действия у врача.
2) Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3) Надеть перчатки.
4) Осмотреть кожу пациента на предмет повреждений,
гнойничков,
сыпи
–
для
определения
показаний
к
проведению процедуры.
5)
Проверить
пригодность
горчичников:
горчица
не
должна
осыпаться
с
бумаги
и
иметь
специфический
(резкий)
запах.
При
использовании
горчичников,
сделанных
по
другим
технологиям
(например,
пакетированная горчица) проверить срок годности.
6) Подготовить оснащение. Налить в лоток горячую (40°
- 45°) воду.
7)
Помочь
пациенту
лечь
на
живот
(при
постановке
горчичников на спину) и принять удобную позу, голова
пациента должна быть повернута на бок.
II. Выполнение процедуры:
1) Погрузить горчичник в горячую воду, дать ей стечь.
2)
Плотно
приложить
горчичник
к
коже
стороной,
покрытой горчицей.
П р и м е ч а н и е – Области наложение горчичников
представлены в приложении А, Рисунок А.1.
3)
Повторить
действия,
размещая
нужное
количество
горчичников на коже.
4) Укрыть пациента пеленкой, затем одеялом.
5) Уточнить ощущения пациента и степень гиперемии
через 3-5 мин.
6)
Оставить
горчичники
на
10-15
мин,
учитывая
индивидуальную чувствительность пациента к горчице.
III. Окончание процедуры:
1) При появлении стойкой гиперемии (через 10-15 мин)
снять
горчичники
и
положить
их
в
приготовленный
лоток для использованных материалов с последующей
их утилизацией.
2) Смочить салфетку в теплой воде и снять с кожи
остатки горчицы.
3) Пеленкой промокнуть кожу пациента насухо. Помочь
ему
надеть
нижнее
белье,
укрыть
одеялом
и
предупредить, чтобы он оставался в постели еще не
менее 20-30 мин и в этот день не принимал ванну или
душ.
4) Снять перчатки.
5) Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
6) Уточнить у пациента его самочувствие.
7)
Сделать
соответствующую
запись
о
выполненной
процедуре в медицинской документации
14
Содержание требования, условия
Требования по реализации, алгоритм выполнения
7
Дополнительные
сведения
об
о с о б е н н о с т я х
в ы п о л н е н и я
методики
Необходимо
следить
за
временем
выполнения
процедуры, так как при более длительном воздействии
горчичников
возможен
химический
ожег
кожи
с
образованием пузырей.
П р и
с и л ь н ом
ж ж е н и и
и л и
п о в ы ш е н н о й
чувствительности
кожи
горчичники
накладываются
через тонкую бумагу или ткань.
8
Достигаемые
результаты
и
их
оценка
Результат
Оценка
Гиперемия кожи, чувство
жжения
П р о ц ед у р а
в ы п о л н е н а
правильно
Отсутствие
покраснения,
нет чувства жжения
П р о ц ед у р а
в ы п о л н е н а
неправильно,
лечебный
эффект не достигнут
Признаки
химического
ожога (появление на коже
пузырей)
П р о ц ед у р а
в ы п о л н е н а
неправильно
в
связи
с
несоблюдением
времени
постановки горчичников
Пациент чувствует себя комфортно
9
Особенности
добровольного
информированного
с о гл а с и я
п а ц и е н т а
п р и
в ы п о л н е н и и
методики
и
д о п ол н и т е л ь н а я
информация
для
пациента
и
членов его семьи
Пациент или его родители/законные представители
(для детей до 15 лет) должен быть информирован о
предстоящей
процедуре.
Информация
о
постановке
горчичников, сообщаемая ему медицинским работником,
включает
сведения
о
цели
данного
исследования.
Письменного подтверждения согласия пациента или его
родственников (доверенных лиц) на данную процедуру
не
требуется,
так
как
данная
услуга
не
является
потенциально опасной для жизни и здоровья пациента
10 Параметры оценки и контроля
качества выполнения методики
Соответствует разделу 8.
11
Стоимостные
характеристики
технологий
выполнения
простой
медицинской услуги
Коэффициент УЕТ врача – 0.
Коэффициент УЕТ медицинской сестры – 1,5
12 Графическое, схематические и
т а б л и ч н о е
п р е д с т а в л е н и е
технологий
выполнения
простой
медицинской услуги
Области
наложение
горчичников
приведены
в
приложении А,
1 3
Ф о р м у л ы ,
р а с ч е т ы ,
номограммы,
бланки
и
другая
д о к у м е н т а ц и я
( п р и
необходимости):
Отсутствуют
15
3.2. Постановка банок
Технология
постановки
банок
входит
в
ТПМУМСУ
и
имеет
код
А14.01.004 по [1].
Содержание требований, условия выполнения, требования по реализации
и алгоритм выполнения технологии приведены в таблице 3.
Т а б л и ц а 3 – ТПМУМСУ «Постановка банок»
Содержание требования, условия
Требования по реализации, алгоритм выполнения
1
Требования
к
специалистам
и
вспомогательному персоналу
1.1
Перечень
специальностей/кто
участвует в выполнении услуги
1 . 2
Д о п о л н и т е л ь н ы е
и л и
с п е ц и а л ь н ы е
т р е б о в а н и я
к
специалистам и вспомогательному
персоналу
Специалист,
имеющий
диплом
установленного
образца
об
окончании
высшего
образовательного
учебного заведения по специальностям: «лечебное дело»,
«педиатрия», направление подготовки «сестринское дело
(бакалавр)».
Специалист,
имеющий
диплом
установленного
образца
об
окончании
среднего
профессионального
медицинского
образовательного
учреждения
по
специальностям:
«лечебное
дело»,
«акушерское
дело»,
«сестринское дело».
Имеются навыки выполнения данной простой
медицинской услуги
2
Требования
к
обе спечению
безопасности
труда
медицинского
персонала
2.1
Требования
по
безопасности
труда при выполнении услуги
При
постановке
банок
необходимо
соблюдать
правила противопожарной безопасности:
исключить
контакт
кожи
пациента
и
постельного
белья с источником открытого огня;
использовать
достаточно
плотный
фитиль,
исключающий ожог пациента вследствие отрыва горящей
ваты;
горючее
вещество,
которым
смочен
фитиль,
не
должно капать с него.
До
и
после
проведения
процедуры
необходимо
вымыть руки с использованием мыла или антисептика
3
Условия
выполнения
простой
медицинской услуги
Амбулаторно-поликлинические.
Стационарные
4
Функциональное
назначение
простой медицинской услуги
Лечение заболеваний
16
Продолжение таблицы 3
Содержание требования, условия
Требования по реализации, алгоритм выполнения
5 Материальные ресурсы
5.1 Приборы, инструменты, изделия
медицинского назначения
5.2 Реактивы
5 . 3
И м м у н о б и о л о г и ч е с к и е
препараты и реагенты
5.4 Продукты крови
5.5 Лекарственные средства
5.6 Прочий расходный материал
Медицинские банки.
Шпатель.
Корнцанг.
Отсутствуют.
Отсутствуют.
Отсутствуют.
Этиловый спирт 96 %-ный.
Вазелин.
Дезинфицирующее средство.
Полотенце или пеленка.
Вата.
Спички.
Емкость с водой.
Ящик для банок.
Часы.
Станок для бритья (при необходимости).
Емкость для дезинфекции
6 Характеристика методики
выполнения простой медицинской
услуги
6.1 Алгоритм постановки банок
I Подготовка к процедуре:
1)
Идентифицировать
пациента,
представиться,
объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у
пациента добровольного информированного согласия на
предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового
уточнить дальнейшие действия у врача.
2) Убедиться в целости краев банок и разместить их в
ящике, на столе у постели пациента.
3) Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
4) Отрегулировать высоту кровати.
5) Опустить изголовье кровати, помочь пациенту лечь на
живот
(при
постановке
банок
на
спину),
предложить
повернуть
голову
на
бок,
руками
обхватить
подушку.
Освободить от одежды верхнюю часть туловища.
6) Длинные волосы пациента(ки) прикрыть пеленкой.
7)
При
наличии
волос
в
месте
постановки
банок,
заручившись согласием пациента, сбрить их.
II Выполнение процедуры:
1) Нанести на кожу тонкий слой вазелина.
2)
Сделать
плотный
фитиль
из
ваты
и
закрепить
на
корнцанге.
3)
Смочить
фитиль
в
спирте
и
отжать
его.
Флакон
закрыть крышкой и отставить в сторону. Вытереть руки.
4) Зажечь фитиль
5)
Ввести
фитиль
в
банку,
предварительно
взятую
в
другую руку.
6) Удержать фитиль в полости банки 2-3 с, извлечь его и
быстрым движением приставить банку к коже больного.
7) Повторить этапы 5-6 необходимое, по числу банок,
количество раз.
17
Продолжение таблицы 3
Содержание требования, условия
Требования по реализации, алгоритм выполнения
6.1 Алгоритм постановки банок
8) Потушить фитиль, погрузив его в воду.
9) Накрыть поверхность банок полотенцем или пеленкой,
а сверху накрыть больного одеялом.
10)
Через
3-5
мин
проконтролировать
эффективность
постановки по выраженному (1 и более см.) втягиванию
кожи в полость банки и убедиться в отсутствии болевых
ощущений у пациента. При неэффективной постановке
одной или нескольких банок – снять их и установить
повторно.
11) Выдержать экспозицию 15-20 мин.
12) По истечении времени процедуры снять банки (одной
рукой отклонить банку в сторону, другой надавить на
кожу с противоположной стороны у края банки, после
чего снять банку).
13) Салфеткой удалить с кожи пациента вазелин.
III Окончание процедуры:
1) Помочь пациенту одеться.
2) Банки вымыть теплой водой, продензифицировать и
уложить в ящик.
3) Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
4) Уточнить у пациента его самочувствие.
5)
Сделать
соответствующую
запись
о
результатах
выполнения в медицинской документации
7
Дополнительные
сведения
об
о с о б е н н о с т я х
в ы п о л н е н и я
методики
Типичным
местом
постановки
банок
является
поверхность грудной клетки, исключая область сердца,
область
позвоночника
и
область
молочных
желез
у
женщин.
В практике рефлексотерапии допустима постановка
банок
на
иные
зоны
тела,
с
соблюдением
общих
противопоказаний.
Во
всех
случаях
банки
должны
ставиться на области с выраженным подкожно-жировым
и/или мышечным слоем.
В клинической практике разрешается использование
альтернативных
спо собов
по ст ановки
б а н о к .
Преимуществами
альтернативных
способов
является
достижение
клинического
эффекта
без
использования
пламени,
снижение
материальных
затрат,
больший
психологический комфорт для пациента.
Альтернативными
способами
постановки
банок
являются использование:
-силиконовых банок, позволяющих после сжатия и
контакта
с
поверхностью
кожи
пациента
создавать
дозированное разряжение до 0,05 МПа. При этом этапы
10-15
методики
выполнения
простой
медицинской
услуги изменяются следующим образом: сдавить корпус
банки,
достигая
уменьшения
объема
внутренней
полости;
приложить
банку
к
выбранному
месту,
обеспечивая
плотный
контакт
плоскости
горлышка
с
кожей пациента; отпустить корпус банки.
-методов аппаратной вакуум-терапии, при которых
разрежение в полости банки достигается использованием
м е х а н и ч е с ко го
и л и
э л е к т р и ч е с ко го
н а с о с а .
Использование аппаратов вакуум-терапии проводится в
18
Продолжение таблицы 3
Содержание требования, условия
Требования по реализации, алгоритм выполнения
соответствии с инструкцией производителя
8
Достигаемые
результаты
и
их
оценка
Снижение давления на участке коже существенно
изменяет
нормальное
соотношение
градиентов
гидростатического
и
онкотического
давлений
в
подлежащих кровеносных и лимфатических сосудах, что
приводит к нарастанию конвекционного потока жидкости
и
д в у с т о р о н н е г о
о б м е н а
в е щ е с т в
в
з о н е
микроциркуляции.
Нарастание
концентрационных
градиентов кислорода и диоксида углерода приводит к
нарастанию скорости их транскапиллярной диффузии и
повышает
интенсивность
метаболизма
подлежащих
тканей.
Ув е л и ч е н и е
п р о н и ц а е м о с т и
э н д о т е л и я
поверхностного сосудистого сплетения дермы, приводит
к
увеличению
количества
выходящих
в
интерстиций
нейтрофилов
и
макрофагов,
которые
утилизируют
продукты
воспаления
и
стимулируют
репаративную
регенерацию тканей.
Разрыв капилляров в месте постановки приводит к
образованию
гематомы,
вследствие
аутолиза
которой
активизируется
биосинтез
собственных,
в
том
числе
иммунокомпетентных, белков организма.
Раздражение
рефлекторных
зон
кожи
приводит,
вследствие
возникающих
кож но-в исцера ль ны х
рефлексов,
к
увеличению
кровоснабжения
внутренних
органов,
сегментарно
связанных
с
данной
областью
воздействия
9
Особенности
добровольного
инф ормированного
с о гл а с и я
п а ц и е н т а
п р и
в ы п о л н е н и и
методики
и
д о п о л н и т е л ь н а я
информация для пациента и членов
его семьи
Пациент или его родители/законные представители
(для детей до 15 лет) должен быть информирован о
предстоящей процедуре. Информация, сообщаемая ему
медицинским работником, включает сведения о цели и
ходе
данной
процедуры.
Письменного
подтверждения
согласия пациента или его родственников (доверенных
лиц) на данную процедуру не требуется, так как данная
услуга не является потенциально опасной для жизни и
здоровья пациента.
В случае выполнения простой медицинской услуги в
с о с т а в е
ко м п л е к с н о й
м е д и ц и н с ко й
у с л у г и
дополнительное информированное согласие не требуется
10 Параметры оценки и контроля
качества выполнения методики
Отсутствуют отклонения от алгоритма выполнения
технологии.
Отсутствие
осложнений
во
время
и
по сле
проведения процедуры.
Наличие
записи
о
результатах
выполнения
назначения в медицинской документации.
Своевременность
выполнения
процедуры
(в
соответствии со временем назначения).
Уд о в л е т в о р е н н о с т ь
п а ц и е н т а
к а ч е с т в о м
предоставленной медицинской услуги
19
Окончание таблицы 3
Содержание требования, условия
Требования по реализации, алгоритм выполнения
11
Стоимостные
характеристики
технологий
выполнения
простой
медицинской услуги
Коэффициент УЕТ врача – 0.
Коэффициент УЕТ медицинской сестры – 1,0
12
Графическое,
схематические
и
т а б л и ч н о е
п р е д с т а в л е н и е
технологий
выполнения
простой
медицинской услуги
Отсутствуют
13 Формулы, расчеты, номограммы,
бланки и другая документация (при
необходимости)
Отсутствуют
20
IV. Алгоритмы практических манипуляций по теме:
«Методы простейшей физиотерапии»
4.1. Применение грелки
Оснащение: грелка, пелёнка.
I.
Подготовка к процедуре
1.
Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры
и получить его согласие. В случае не информированности пациента
уточнить у врача дальнейшую тактику.
2.
Налить горячую (60 С
°
) воду в грелку, слегка сжать её у горловины,
выпустив воздух, и завинтить пробкой.
3.
Перевернуть грелку пробкой вниз: убедиться, что она завинчена
плотно, затем вернуть в исходное положение и обернуть простынкой.
II.
Выполнение процедуры
4.
Положить грелку на нужную область тела. При необходимости
длительного применения грелки ( по назначению врача) каждые 20
минут следует делать 15-20- минутный перерыв.
5.
Убрать грелку по истечении назначенного врачом времени.
III.
Завершение процедуры
6. Осмотреть кожу пациента.
7. Вымыть руки.
8. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции пациента
в « Медицинской карте стационарного больного».
4.2. Применение пузыря со льдом
Оснащение: полотенце (пелёнка), пузырь, кусочки льда.
I.
Подготовка к процедуре
1.
Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры
и получить его согласие. В случае его не информированности уточнить
у врача дальнейшую тактику.
2.
Положить в пузырь подготовленные в морозильной камере кусочки
льда и залить их холодной водой (14-16
0
С) водой.
3.
Положить пузырь на горизонтальную поверхность и завернуть
крышку.
II.
Выполнение процедуры
4.
Обернуть пузырь пелёнкой и положить на нужный участок тела
на 20 мин.
Примечание. Пузырь можно держать длительное время, но каждые 20 мин
делать перерыв на 10-15 мин ( по мере таяния льда воду можно сливать, а
кусочки льда добавлять).
III. Завершение процедуры
5.
Убрать пузырь после процедуры.
6.
Вымыть руки.
7.
Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции пациента
в «Медицинской карте стационарного больного».
21
4.3. Постановка согревающего компресса
Оснащение: компрессная бумага, вата, бинт (марля), спирт этиловый,
45
°
, ножницы.
I.
Подготовка к процедуре
1.
Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей
процедуры и получить его согласие. В случае не информированности
пациента уточнить у врача дальнейшую тактику.
2.
Вымыть руки.
3.
Отрезать ножницами необходимый (в зависимости от
области применения) кусок бинта для компресса и сложить
его в 8 слоёв. Вырезать кусок компрессной бумаги - на 2 см.
больше, чем компрессная бумага.
4.
Сложить слои: внизу – вата, затем – компрессная бумага.
5.
Налить спирт в мензурку, развести его, смочить в нём салфетку,
слегка отжать её и положить сверху компрессной бумаги.
II. Выполнение процедуры
6.
Все слои компресса положить на нужный участок тела.
7.
Зафиксировать компресс бинтом в соответствии с требованиями
десмургии, чтобы он плотно прилегал к коже, но не стеснял
движений.
8.
Напомнить пациенту, что компресс поставлен на 6 – 8 ч.
9.
Вымыть руки.
10.Через 1,5 – 2 ч. после наложения компресса пальцем, не
снимая повязки, проверить степень влажности салфетки.
Если салфетка влажная, укрепить компресс бинтом.
11.Вымыть руки.
III. Завершение процедуры
12. Снять компресс через положенное время.
13.Вытереть кожу и наложить сухую повязку.
14.Вымыть руки.
15.Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции пациента в
«Медицинской карте стационарного больного».
22
4.4. Постановка холодного компресса
Оснащение: ёмкость с холодной водой, две пелёнки (полотенца).
I.
Подготовка к процедуре
1.
Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей
процедуры и получить его согласие. В случае не информированности
пациента уточнить у врача дальнейшую тактику.
2.
Вымыть руки.
II.
Выполнение процедуры
3.
Сложить каждую пелёнку (полотенце) в несколько слоёв,
положить их в холодную воду. Отжать одну пелёнку.
4.
Расправить ткань и положить на нужный участок тела на 2-3 мин.
5.
Снять пелёнку через 2-3 мин и погрузить её в холодную воду.
6.
Отжать другую пелёнку и положить на кожу на 2-3 мин.
7.
Повторять процедуру в течение назначенного врачом времени.
III. Завершение процедуры
8.
Осушить кожу.
9.
Вымыть руки.
10.Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента
в «Медицинской карте стационарного больного».
4.5. Постановка горячего компресса
Оснащение: ёмкость для воды, салфетка большая, клеёнка, полотенце
(пелёнка), часы.
I.
Подготовка к процедуре
1.
Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей
процедуры и получить его согласие. В случае не информированности
пациента уточнить у врача дальнейшую тактику.
2.
Вымыть руки.
II.
Выполнение процедуры
3.
Положить на кровать под повреждённую конечность клеёнку,
сверху неё – пелёнку (полотенце).
4.
Сложить салфетку в 8 слоёв, смочить её в воде (60-70
°
С),
отжать и плотно приложить к коже.
5.
Завернуть конечность в полотенце, обернуть клеёнкой.
6.
Вымыть руки.
7.
Снять компресс (продолжительность определяет врач).
III. Завершение процедуры
8.
Вытереть насухо кожу и сделать сухой компресс.
9.
Вымыть руки.
10.Сделать запись о выполнении процедуры и о реакции
пациента в « Медицинской карте стационарного больного».
23
V. Материалы для исходного и итогового уровня знаний
5.1.
Перечень вопросов для фронтального опроса по теме:
«Методы простейшей физиотерапии»
1.
Понятие простейшей физиотерапии.
2.
Виды простейших физиотерапевтических процедур.
3.
Как
воздействуют
простейшие
физиотерапевтические
процедуры
на
кровообращение человека?
4.
Чем отличается реакция организма на холод от воздействия тепла на
организм?
5.
Противопоказания для тепловых физиотерапевтических процедур.
6.
Применение холода.
7.
Возможные осложнения и их профилактика
8.
Назовите причину возможного ожога после постановки горчичников.
9.
Что нужно соблюдать медсестре при постановке банок?
10.Какой должна быть температура воды для смачивания горчичников.
11.Дезинфекция используемых предметов.
24
5.2. Контрольно-экспертные карты по теме
«Методы простейшей физиотерапии»
ВАРИАНТ 1.
I.
Теоретический вопрос:
1.
Противопоказания для применения грелки.
II.
Тестирование:
1.
Область медицины, изучающая лечебные свойства физических факторов и
методы их применения, называется ………………………………
2.
Противопоказания для постановки горчичников:
а) гипертонический криз
б) заболевания кожи
в) обострение хронического бронхита
г) отсутствие кожной чувствительности
3.
Холодная вода приводит к …………………………. сосудов.
4.
В первые часы после ушиба применяют:
а) грелку
б) пузырь со льдом
в) согревающий компресс
г) горчичники
5.
Для постановки горчичников используется вода:
а) 18-20˚С
б) 50-60˚С
в) 30-35˚С
г) 40-45˚С
6.
При постановке банок для приготовления фитиля надо использовать:
а) ножницы
б) металлический зонд
в) деревянную палочку
г) резиновый зонд
7.
Для постановки согревающего компресса необходимо приготовить марлевую
салфетку, сложенную в …… слоев.
8.
Установите соответствие:
Процедура:
Места применения:
1)
горчичники
2)
пузырь со льдом
А. область лопатки
Б. область грудной клетки
В. область живота
Г. область позвоночника
25
9.
Третий слой согревающего компресса:
а) действующий
б) фиксирующий
в) согревающий
г) изолирующий
10.При применении грелки происходит:
а) спазм гладкой мускулатуры
б) рефлекторное сужение сосудов
в) расслабление гладкой мускулатуры
г) местное обезболивание
III.
Ситуационные задачи:
Задача № 1.
У больного А. появились боли в животе неясной этиологии. Он попросил у
медсестры дать ему грелку, считая, что она ему поможет.
Тактика медсестры.
Задача № 2.
Врачом назначены больному горчичники. При измерении температуры тела
термометр показал 38,2˚С.
Тактика медсестры.
26
ВАРИАНТ 2.
I.
Теоретический вопрос:
1.
Противопоказания для применения пузыря со льдом.
II.
Тестирование:
1.
Противопоказания для постановки банок:
а) боли в пояснице неврологического характера
б) истощение пациента
в) пневмония
г) заболевания кожи
2.
Местный холодный компресс меняется через каждые ………… минут.
3.
Дезинфекция грелки проводится путем:
а) полного погружения в дез.раствор
б) автоклавирования
в) 2-х кратного протирания ветошью, смоченной в дез.растворе
г) кварцевания
4.
Температура воды для наполнения грелки ………˚С.
5.
Осложнения при постановке медицинских банок:
а) некроз
б) кровотечение
в) ожог
г) инфильтрат
6.
Противопоказания для постановки горчичников:
а) воспаление бронхов
б) воспаление мышц
в) воспаление легких
г) гнойничковые поражения кожных покровов
7.
Установите соответствие:
Процедура:
Проблемы пациента:
1)
банки
2)
холодный компресс
А. носовое кровотечение
Б. постинъекционный инфильтрат
В. боли в пояснице неврологического
характера
Г. высокое АД
8.
Температура
воды
для
постановки
холодного
компресса
и
пузыря
со
льдом должна быть ………˚С.
9.
Чтобы
избежать
быстрого
высыхания,
каждый
последующий
слой
согревающего компресса должен быть на 2 см ………., чем предыдущий.
III.
Ситуационные задачи:
Задача № 1.
При постановке согревающего компресса медицинская сестра смочила
марлевую салфетку, прикрыла ее ватой и зафиксировала компресс.
Ошибка медсестры.
Задача № 2.
Больной Б. после операции. Врач назначил пузырь со льдом. Медсестра
взяла пузырь из холодильной камеры и поместила его на повязку, оставив на
ночь.
Ошибка медсестры.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА
КОНТРОЛЬНО-ЭКСПЕРТНЫЕ КАРТЫ ПО ТЕМЕ:
«Методы простейшей физиотерапии»
ВАРИАНТ 1.
ВАРИАНТ 2.
I.
Теоретический вопрос:
1.
Противопоказания для применения
грелки: неясные боли в животе,
острые воспалительные процессы в
брюшной полости, первые сутки
после ушиба, повреждения кожи,
кровотечения, инфекционные раны,
злокачественные новообразования
II.
Тестирование:
1.
физиотерапией.
2.
б, г
3.
сужению
4.
б
5.
г
6.
б
7.
восемь
8.
1-Б; 2-В
9.
в
10. в
III.
Ситуационные задачи:
Задача № 1.
Медсестра не должна давать грелку
пациенту. Она обязана сообщить
лечащему врачу о жалобах пациента и
действовать по назначению врача.
Задача № 2.
Горчичники из-за высокой
температуры применять нельзя.
Необходимо сообщить врачу.
I.
Теоретический вопрос:
1.
Противопоказания для применения
пузыря со льдом: коллапс, шок,
спастические боли
II.
Тестирование:
1.
б, г
2.
2-3 мин.
3.
в
4.
60˚С
5.
в
6.
б, г
7.
1-В; 2-А
8.
12-14˚С
9.
больше
10. во втором
III.
Ситуационная задача:
Задача № 1.
Компресс поставлен неправильно –
медсестра не наложила изолирующий
слой (компрессная бумага).
Задача № 2.
В
пузыре
замороженная
вода,
что
может привести к переохлаждению или
отморожению
участка
тела.
Пузырь
со
льдом
нужно
обернуть
пеленкой
или
полотенцем, необходимо снимать пузырь
со льдом через каждые 20 минут на 15-20
минут.
VI. Список литературы:
Основная:
1.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету
«Основы сестринского дела» 2-е изд.- М. :ГЭОТАР- Медиа, 2009, с. 246-
260.
2.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52623.3 – 2015
Технологии
выполнения
простых
медицинских
услуг
Манипуляции
сестринского
ухода
–
Технологии
выполнения
простых
медицинских
услуг «Постановка горчичников», «Постановка банок».
Дополнительная
3.
Кулешова
Л.И.
Основы
сестринского
дела:
курс
лекций,
сестринские
технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова.-
Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012, с. 443 -470.
4.
Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела, 20-е изд.-
Феникс 2014, с. 540-550.