Автор: Северина Валентина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ сош № 21
Населённый пункт: г. Ногинск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Самоанализ урока по ФГОС II поколения
Раздел: начальное образование
Самоанализ урока по ФГОС II поколения
с учётом системно – деятельностного подхода
Подготовила Северина В.Ю.
учитель начальных классов
МБОУ сош № 21
г.Ногинск
Умение
анализировать
свою
собственную
деятельность
–
важное
качество
любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Учитель
должен
уметь
анализировать
свою
деятельность,
в
первую
очередь
урок
-
как
основную её форму.
Каждому учителю хочется получить удовлетворение от проведенного урока, а
ученики удовлетворение от полученных знаний.
Поможет в этом самоанализ урока.
Самоанализ урока - это мысленное разложение проведенного урока на его
составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить
конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с
осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся.
Самоанализ урока дает возможность:
- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности
учащихся на уроке;
- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической
деятельности и средствами достижения целей;
- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего
педагогического труда;
- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между
способами действий и конечным результатом урока.
Можно выделить 4 уровня самоанализа урока
1. Эмоциональный
–
непроизвольный
уровень,
когда
учитель
чувствует
удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
2. Оценочный,
когда
оценивается
соответствие
результата
урока
намеченному целям и плану.
3. Методический,
когда
анализируется
урок
с
позиций
существующих
требований к уроку.
4. Рефлексивный,
когда
определяются
причины
и
вытекающие
из
них
последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо
привлечь психолого-педагогическую теорию.
ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Характеристика класса:
- умение детей работать в парах и в малых группах;
- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
2. Место урока в изучаемой теме:
- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие
знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный
материал урока?
3. Характеристика общей цели урока,
исходя из требований к результатам освоения основной образовательной
программы и учитывая планируемые результаты:
личностные;
предметные;
метапредметные.
4. Характеристика плана урока:
- содержание учебного материала;
- методы обучения;
- приёмы обучения;
- формы организации познавательной деятельности.
5. Как был построен урок в соответствии с планом:
- разбор этапов урока,
- анализ влияния каждого этапа урока на получение конечного результата
- Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти,
внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою
точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
6. Структурный аспект самоанализа урока:
- анализ каждого элемента урока;
- его вклад в достижение результата;
- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
7. Функциональный аспект:
- насколько структура урока соответствовала общей цели;
- соответствие возможностям класса;
- анализ стиля отношений учителя и учащихся;
- влияние на конечный результат урока.
8. Психологический аспект.
Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень
доброжелательности,
взаимной
заинтересованности
всех
участников
урока,
характер их общения.
9. Аспект оценки конечного результата урока:
- формирование универсальных учебных действий на уроке;
- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
- причины разрыва;
- выводы и самооценка.
10. Эмоциональное состояние
Настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким
оно было до него? В чём причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок
прошёл, целесообразно было изменить в нём? Что можно поставить себе в плюсы, а
что в минусы?
Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после
предыдущего урока. Поэтому нужно постараться узнать о проблемах учащихся ещё до
своего урока. Они живые люди, и от их настроения и желания работать на уроке могут
оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.
И последнее. Успех урока зависит от подготовленности класса.
Учитель за свою жизнь даёт более 25 тысяч уроков, а ученик за 11 лет посещает
более 10 тысяч уроков. И какие будут эти уроки, зависит от учителя.
Желаю Вам, получать радость и удовлетворение от нашей работы, от наших
уроков и передавать это ученикам.