"Историко-литературно-музыкальная гостинная "От Рождества до святого Крещения"
Автор: Башкина Людмила Алексеевна Должность: учитель истории Учебное заведение: МКОУ "Киреевский центр образования № 4" Населённый пункт: Тульская область, г. Киреевск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Историко-литературно-музыкальная гостинная "От Рождества до святого Крещения" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киреевская средняя общеобразовательная школа № 7»
администрации муниципального образования Киреевский район
Методическая разработка
Внеклассного мероприятия в форме историко-
литературно-музыкальной гостинной
«От Рождества до Святого Крещения»
исторические, культурные, народные традиции зимних
православных праздников
учитель истории и обществознания
Башкина Людмила Алексеевна
Киреевск
2013
«От Рождества до святого Крещения…»
Историко-литературно-музыкальная гостинная
оформление:
презентация, на стенах рисунки посвященные Новому году и Рождеству, столы, расставлены
кругом, учащиеся, педагоги сидят за столами в произвольной последовательности, горят свечи
(на столах учителя и ведущих)
1 ведущий (зажигая свечи за столом):
В ночь на 25 декабря у католиков и протестантов и 7 января у православных, когда на севере снег
легко кружит в свете ярких праздничных окон, а на юге теплый ветер колышет пышные ветви пальм,
- повсюду, где преобладающей религией является христианство, празднуется Рождество.
2 ведущий (подходит к первому):
Дни Рождества Христова у каждого народа носят свое название. В Англии – кэролы, В Германии –
святые вечера, в Украине и в Белоруссии – коляды, в России – святки. Эти праздники – сплав
прекрасных обычаев и традиций, бытующих у людей разных национальностей. Объединяет же их
одно- это дни всеобщей любви и добра.
Учитель (подходит к ведущим):
В России святки длились вплоть до Крещения – это ещё один важный православный праздник,
другое его название – Богоявление и отмечается он 19 января. Рождество и святки – это дни
ожидания чуда. Некогда чудо свершилось в Вифлееме, родился Спаситель человечества и теперь оно
вершится каждый год в этот день.
Звучит стихотворение Сергея Надсона «Есть страны» - читает учащийся за столом
ЕСТЬ СТРАНЫ
С. Надсон
Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звезды крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец Христос.
1 ведущий:
Узаконен день празднования Рождества Христова 25 декабря был в 431 г. на Эфесском Соборе. В
восточной христианской церкви праздник Рождества утвердился лишь после того, как соединили с
праздником Богоявления в 12-дневный рождественский цикл (святок) и пришло на русь в 10 веке
вместе с христанством.
2 ведущий:
Но так как Русская Православная Церковь пользуется юлианским календарем, который отстает от
григорианского на 13 дней, В России праздник отмечается 7 января.
Учитель:
А в основе праздника – повествование Евангелия о том, что Иисус Христос родился в Вифлееме,
неподалеку от Иерусалима, куда Дева Мария и её муж Иосиф пришли из Назарета, чтобы участвовать
в объявленной римским императорм Августом переписи населения. Когда они пришли в город, то все
постоялые дворы оказались переполнены, и места для ночлега не нашлось. Марии же пришло время
родить. Путники вышли за пределы города и там в пещере, где пастухи находили убежище от
непогоды, Мария родила Иисуса Христа.
Звучит
отрывок
из
стихотворения
«Рождество
1963
года»
Иосифа
Бродского
–
читает
учащийся за столом
«Рождество 1963 года» Иосифа Бродского
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
То вдруг длинней. Никто не знал кругом,
Что жизни счет начнется с этой ночи…
– на презентации слайды. посвященные теме Рождества, Песнопения
2 ведущий:
В Православной Церкви Рождество Христово считается вторым праздником после Пасхи. А
предшествует ему 40-дневный Филипповский (Рождественский) пост. Начинается он со дня памяти
святого апостола Филиппа (27 ноября), а закнчивается 6 января, в Рождественский сочельник. А кто
нам расскажит, почему этот вечер так называется.
(прочитать по заготовленному листу учащемуся за столом)
Сочельник – канун Рождества, так называется по обычаю употреблять в этот день сочиво – зерна
злаков (пшеницы, риса) с медом, замоченные в воде. По уставу это можно было есть не раньше, чем
появится первая звезда.
- на презентации слайды и песня в исполнении Б. Гребенщикова
- музыка баяна и голоса девушек и юношей.
1 ведущий:
Ой, что это?
(заходит группа и исполняет колядки)
После исполнения колядок поющие говорят:
Зимние святки начинались с колядования. Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со
святочными песнями. Коляда и Овсень - мифологические персонажи песен - должны были принести
крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежь или
детьми с колядками -незамысловатыми песенками. Подобные обходы в течение святок проводились
трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала
колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала
колядки: "Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.."
1 ведущий:
Самое яркое описание колядок у Николая Васильевича Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством»
Учитель:
Зимние святки всегда были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища,
устраивали посиделки. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить
подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.
1 ведущий:
Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и
"страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). "Страшные вечера" считались в
народе временем разгула нечистой силы, от которого людей освобождало великое водосвятие на
Крещение Господне - символ очищения и возвращения порядка.
2 ведущий:
(читает стихотворение Александра Пушкина)
Настали Святки! То-то радость,
Гадает ветреная младость...
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв неотвратимо –
И все равно – надежда им
Лжет детским личиком своим.
3 ведущий:
Само слово «гадание» сродни еврейскому слову Гад – так называлась богиня счастья, по другим – от
санкритского Гад – исследовать, испытывать. Гадание в древности означало служение богине Гаде.
Гадание православная церковь всегда осуждала, но святочные дни были особенными, гадали начиная
с Васильева вечера (31декабря/13 января) и до Крещения, вернее в Крещенский сочельник (18
января).
1 ведущий:
Гадали на курице, лошади, ключе, башмачке (с левой ноги), на воске, сожженной бумаге, бобах.
Самыми страшными были гадания на зеркалах и приглашение на ужин.
(за столом по листу читают отрывок из поэмы Василия Жуковского «Светлана»)
Раз в крещенский вечерок Тускло светится луна
Девушки гадали: В сумраке тумана -
За ворота башмачок, Молчалива и грустна
Сняв с ноги, бросали; Милая Светлана.
Снег пололи; под окном «Что, подруженька, с тобой?
Слушали; кормили Вымолви словечко;
Счетным курицу зерном; Слушай песни круговой;
Ярый воск топили; Вынь себе колечко.
В чашу с чистою водой Пой, красавица: «Кузнец,
Клали перстень золотой, Скуй мне злат и нов венец,
Серьги изумрудны; Скуй кольцо златое;
Расстилали белый плат Мне венчаться тем венцом,
И над чашей пели в лад Обручаться тем кольцом
Песенки подблюдны. При святом налое».
2 ведущий:
А еще можно просто взять умную книгу. Загадайте два числа: первое - номер страницы, второе -
строка
сверху
или
снизу.
Откройте
книгу
и
прочитайте
загаданное.
Оно
относится
к
вашему
настоящему или будущему.
учитель:
Да, очень много интересного можно рассказывать про традиции святок в России и в прошлом и в
современное
время.
Можно
много
говорить
о
традициях
Рождества,
Нового
года.
Но
мы
приближаемся к окончанию святок, которые заканчиваются 19 января ещё одним двунадесятым
праздником – Крещением или Богоявлением.
(за столом читают по листу стихотворение Ариадны Лещинской «Богоявление»)
1 ученик: Под небом Палестины
Среди песков и скал
В извилистой долине тек Иордан.
Вдоль берега деревья, селенья, города.
Чуть далее пустыня, б езводная земля.
В пустыне жил Предтеча- Креститель Иоанн.
Учил он жизни праведной
Окрестных поселян.
2 ученик: Он потому Предтеча был,
Что шел перед Христом.
Христу готовил путь он,
Был Дух Святой на нем.
«Покайтесь и креститесь
В знак покаянья, вы,- так говорил Креститель,
Беседуя с людьми,-
Крещу я Вас водою, смывая с вас грехи.
За мной идет Мессия - Спаситель душ людских.
Крестить Он будет Духом
Святым, от Бога данным».
Ученик 3: И многие крестились,
Покаясь, в Иордане.
Шли к Иоанну отовсюду люди.
Однажды, у реки, под вечер
Собралось много их креститься
И слушать проповедь Предтечи.
Чуть, чьи-то тихие шаги.
Прервалась проповедь пророка.
С холма спустился Иисус,
Креститься шел по воле Бога.
«Ты - Агнец Божий, без греха.
Я не могу тебя крестить,
-Так говорил пророк,-
Ведь я креститься должен у Тебя».
4 ученик: «Исполнить правду Божию
С тобою мы должны,-
Так отвечал ему Иисус,- Меня, ты окрести».
В поток речной Христос вошел,
И при Крещении Его открылось небо.
Дух Святой, как голубь, на Него сошел.
И слышен Голос был с небес:
«Он - Сын Мой»
Миру Бог Отец Святую Троицу явил,
Реки Он воды - освятил.
5 ученик: Богоявленьем назван День
Крещенья Господа Христа.
Чиста крещенская вода,
Нам освящает жизнь она.
В России в это время года
Стоят крещенские морозы.
На реках толстый лед лежит,
Под солнцем северным блестит.
1 ведущий:
Праздник Крещения в народе называли «Водосвятием», так как накануне (18 января) происходило
освящение воды в храмах, а в самый день праздника освящались и естественные водоемы – реки и
озера, для чего в них делалась прорубь – Иордань (от названия реки Иордан).
2 ведущий:
Крещенская вода называется Православной Церковью Великой агиасмой, т. е. великой святыней.
Вот как описывает свою поездку на Иордань Иван Шмелев в книге «Лето Господне»
(читают за столом по листу)
«Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с
отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу,
против Тайницкой башни. Отец спрашивает, хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном
синеватом
льду
стоит
на
четырех
столбиках,
обвитых
елкой,
серебряная
беседка
под
золотым
крестом. Под ней - прорублена во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу,
чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато - седой с морозу, несут иконы, кресты,
хоругви, и выходят серебряные священники много - много. В солнышке все блестит - и ризы, и
иконы, и золотые куличики архиереев - митры. Долго выходят из-под Кремля священники светлой
лентой и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из
Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносится пение да выкрик протодиакона. Говорят
«Погружают крест!». Слышу знакомое: «Во Иорда-ане крещающуся Тебе, Господи-и» - и вдруг
грохает из пушки. Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!» - и указывает на башню. Прыгают из зубцов
черные клубы дыма, и из них молнии и ба-бах! И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад
под стены. Стреляют долго».
слайды с музыкальным сопровождением
учитель:
Тема православных праздников и традиций с ними связанных является неотъемлемой частью
нашей культуры. Сегодня мы услышали поэзию, прозу, музыку, увидели репродукции картин, узнали
традиции народной жизни, связанные с православными праздниками. Ещё надо сказать, что в честь
этих
праздников
строили
храмы.
Вот
некоторые
из
них
в
нашем
Тульском
крае
(слайд)
Николозарецкая церковь (Рождества Христова) в Туле ,
Богоявленский собор в Тульском Кремле,
построенный в честь воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в 1856 году.
слайды с музыкальным сопровождением повторить
3 ведущий:
Само слово «гадание» сродни еврейскому слову Гад – так называлась богиня счастья, по другим – от
санкритского Гад – исследовать, испытывать. Гадание в древности означало служение богине Гаде.
Гадание православная церковь всегда осуждала, но святочные дни были особенными, гадали начиная
с Васильева вечера (31декабря/13 января) и до Крещения, вернее в Крещенский сочельник (18
января).
1 ведущий:
Гадали на курице, лошади, ключе, башмачке (с левой ноги), на воске, сожженной бумаге, бобах.
Самыми страшными были гадания на зеркалах и приглашение на ужин.
(за столом по листу читают отрывок из поэмы Василия Жуковского «Светлана»)
3 ведущий:
А еще можно просто взять умную книгу. Загадайте два числа: первое - номер страницы, второе -
строка
сверху
или
снизу.
Откройте
книгу
и
прочитайте
загаданное.
Оно
относится
к
вашему
настоящему или будущему.
3 ведущий (подходит к первым двум):
В России святки длились вплоть до Крещения – это ещё один важный православный праздник,
другое его название – Богоявление и отмечается он 19 января. Рождество и святки – это дни
ожидания чуда. Некогда чудо свершилось в Вифлееме, родился Спаситель человечества и теперь оно
вершится каждый год в этот день.
Звучит стихотворение Сергея Надсона «Есть страны»
3 ведущий:
А в основе праздника – повествование Евангелия о том, что Иисус Христос родился в Вифлееме,
неподалеку от Иерусалима, куда Дева Мария и её муж Иосиф пришли из Назарета, чтобы участвовать
в объявленной римским императорм Августом переписи населения. Когда они пришли в город, то все
постоялые дворы оказались переполнены, и места для ночлега не нашлось. Марии же пришло время
родить. Путники вышли за пределы города и там в пещере, где пастухи находили убежище от
непогоды, Мария родила Иисуса Христа.
Звучит отрывок из стихотворения «Рождество 1963 года» Иосифа Бродского
Стихотворение Алексея Хомякова «В эту ночь»
3 ведущий:
Ой, что это?
(заходит группа и исполняет колядки)
После исполнения колядок поющие говорят:
3 ведущий:
Зимние святки всегда были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища,
устраивали посиделки. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить
подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.
3 ведущий:
Да, очень много интересного можно рассказывать про традиции святок в России и в прошлом и в
современное
время.
Можно
много
говорить
о
традициях
Рождества,
Нового
года.
Но
мы
приближаемся к окончанию святок, которые заканчиваются 19 января ещё одним двунадесятым
праздником – Крещением или Богоявлением.
(за столом читают по листу стихотворение Ариадны Лещинской «Богоявление»)
3 ведущий:
Тема православных праздников и традиций с ними связанных является неотъемлемой частью нашей
культуры. Сегодня мы услышали поэзию, прозу, музыку, увидели репродукции картин, узнали
традиции народной жизни, связанные с православными праздниками. Ещё надо сказать, что в честь
этих праздников строили храмы. Вот некоторые из них в нашем Тульском крае
Николозарецкая церковь (Рождества Христова) в Туле , Богоявленский собор в Тульском Кремле,
построенный в честь воинов, погибших в Отечественной войне 1812 года, в 1856 году.
Переход от старого года к новому на Руси издавна знаменовался Святками - самым любимым и
веселым праздником. Эти двенадцать дней - от рождественского сочельника до Крещения Господня
(19 января по новому стилю) - в соответствии с канонами Русской Православной Церкви, освящены
великими событиями Рождества Христова и называются Святками.
Главная роль "внутри" Святок отводилась Рождеству Христову, нынешнему Старому Новому году
(Васильев день) и Крещению, которые как бы делили праздники на две части - "святые вечера" и
"страшные вечера", каждая со своими традициями и забавами.
Святки — пора неуемного веселия, шуток, забав и всеобщей радости! Время
подарков и взаимных угощений!
В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки
- в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.
Особенно следилось за тем, чтобы никто не был обойден заботой в эти святые дни. Если в первый
день навещали родителей и родных, то второй день Святок должен быть посвящен посещению
больных, третий - сирот, четвертый - заключенных. Считалось, что рождественская радость должна
коснуться всех, даже преступников. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень,
ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле.
Рссказывают, что в древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали
тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры,
песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
Зимние святки начинались с колядования. Молодежь
рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень - мифологические
персонажи песен - должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
По всей территории России был распространен обычай
новогоднего
обхода
домов
молодежь
или
детьми
с калядками
-незамысловатыми
песенкими.
Подобные обходы в течение святок проводились трижды:в рождественский сочельник, под Новый
год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и
с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:
"Коляда, коляда!
А вывает коляда
Накануне рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.."
Кончается колядование песнями-заклинаниями. Колядовавшие обещают семье в новом году всех
благ.Закончив петь, калядующие получали в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из
теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда и деньги.
По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит
по
земле
нечистая
сила,
рыскает
по
улицам,
пугает
прохожих.
Именно
эту
нечистую
силу
и
представляли ряженые , которые надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей.
Ряженье должно сопровождаться играми, весельем, при этом желательно, чтобы зрители становились
участниками действий ряженых.
Традиционно Святки делились на две части - "святые вечера" (от Рождества до Васильева вечера) и
"страшные вечера" (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). "Страшные вечера" считались в
народе временем разгула нечистой силы, от которого людей освобождало великое водосвятие на
Крещение Господне - символ очищения и возвращения порядка
Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым годом, а
также связано с представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой
силы в середине зимы.
В старину русские верили, что радость от прибавления тепла , увеличения длины дня, уменьшения
продолжительности ночи не дает покоя злым силам, которые мстят людям и поэтому устраивают им
различные неприятности. По легенде, Бог, отмечая рождение сына, велел открыть преисподнюю,
чтобы выпустить оттуда нечистую силу повеселиться на празднике. Поэтому именно в разгар святок
гуляет по святой Руси нечисть.
А оскольку святки, по народному поверью, - время особого разгула нечисти, то люди ставили мелом
кресты на окнах и дверях, чтобы не вошла в жилище нечистая сила или вообще недобрый человек.
Зимние святки всегда были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища,
устраивали посиделки. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить
подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.
Причем, Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные
границы, всех объединяла общая радость.
"Высший свет" также радосто предавался народным забавам, внося в них изящество и шарм. Также в
это время устраивалсь многочисленные балы, особенно Балы-маскарады. Немного позднее
зародилась традиция благотворительных балов.
Заметим, что дореволюционные Рождественские номера журналов публиковали трогательные
святочные рассказы, рассказывали о благотворительности, о тех, кто нуждается в заботе и участии.
(Причем, писать о гаданиях и прочих вещах считалось плохим тоном)
Вот пример бесхитростного литературного произведения неизвестного автора, соответствующий
основному настрою этих дней:
"Праздник великий настал уже снова;
Всюду веселье, пиры, торжество...
Вспомним, какое поведал нам слово
Тот, чье справляем сейчас Рождество:
"Каждый да будет всегда милосердным
К слабым, сиротам, убогим, больным!
Тем, что имеет, поделится с бедным
И назовет его братом своим!
Так окажите же, други, участье:
Многие встретят в нужде Рождество!
Доброе дело - великое счастье.
Это - святое души торжество!"
Еще Святки - это время любимых зимних забав - катаний на санях и тройках,коньках и лыжах.
Время строительства снежных крепостей, игры в снежки. Веселые святочные дни ассоциируются со
смеющимися румяными лицами, смехом, незамысловатыми, радостными и веселыми вещами.
Незримое присутствие духов среди живых людей в эти святые дни обеспечивало, по народным
воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы
святочных гаданий.
Испокон веков на Руси устраивали гадания для барышень на женихов в период святок. Да и сами
святочные
посиделки
-
это
не
обычная
вечеринка.
Девушки
и
юноши
собирались,
чтобы
присмотреться друг к другу. А вот сразу после Святок наступало время свадеб. А потому святочное
время было проникнуто особым романтическим флером кокетства и ухаживаний Именно в это время
начинались
так
называемые
ярмарки
невест,
причем
эти
ярмарки
устраивались
во
всех
слоях
русского общества.
А вот и самые популярные гадания "на женихов":
*
*
* Г а д а н и е
-
с
в а л е н к о м
н а
« с т о р о н у » ,
в
к а к у ю
в ы й д е ш ь
з а м у ж
Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок
сапог, туфельку на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.
* * *
Г а д а н и е
с
з е р к а л а м и
н а
о б р а з
б у д у щ е г о
ж е н и х а
Это хорошо известное из литературы гадание нередко используется и сейчас. Девушка садится в
темноте между двумя зеркалами, зажигает свечи и начинает вглядываться в «галерею отражений»,
надеясь
увидеть
своего
жениха.
Лучшим
временем
для
этого
гадания
считается
полночь.
* * *
Г а д а н и е
н а
б ы с т р о т у
и
о ч е р е д н о с т ь
в ы х о д а
з а м у ж
Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. Первой
выйдет замуж та, у которой быстрее всех сгорит нитка. Если нитка потухла сразу и меньше половины
сгорело, то замуж не выйдешь.
Но не только о женихах гадали в "страшные" святочные вечера. О жизни и смерти, о будущем, о том,
как сложится год.
Лучшим временем для гадания считалась ночь перед Новым Годом или Крещением.
(Только не забудьте: перед тем как приступить к гаданию, надо снять с себя нательный крест и
пояс, развязать все узлы на одежде и распустить волосы.)
*** В полночь гадальщицы приходили на перекресток или к запертой церкви и по услышанным
звукам – радостным или печальным - предрекали себе свадьбу или смерть.
*** Самые отчаянные приходили в лунную ночь к проруби, ложились на заботливо подстеленную
нянюшками воловью шкуру и смотрели в воду.
***
Или
накрывали
стол
в
пустой
комнате
и
со
словами
«суженый-ряженый,
приди
ко
мне
поужинать» ожидали его появления. Приход суженого знаменовался жуткими завываниями ветра и
стуками. Здесь важно было не сробеть и, когда суженый назовет свое имя, успеть сказать: «Чур моего
места, чур моей загадки». Иначе добра от него не жди.
*** Еще более страшным являлось гадание с зеркалом, которое для девиц, склонных к истерии, не
раз окачивалось нервным срывом. Не случайно святочные вечера назывались в народе «страшными».
*** В полумраке (освещайте комнату свечкой, а не электричеством) каждая подружка берет по
чистому листу бумаги, комкает его, кладет на плоскую тарелочку и поджигает. Смотрите, как
отражаются тени на стене. Попытайтесь разгадать, что означает тень от сгоревшей бумаги, - это ждет
вас в будущем.
*** Нужно взять тазик и наполнить наполовину водой. На его края развесить записочки о разных
событиях надписями вниз. Например, свадьба, рождение, беременность, смерть, болезнь, радость,
дорога, удача, счастье, безумная любовь и т. д. Потребуется маленькая плавающая свечка или же
огарочек обычной свечи, установленный в половинку скорлупы грецкого ореха. Тот, кто гадает,
опускает свечу посередине тазика на воду. Двигать свечку или дуть на неё нельзя. Какую записку
свечка подожжёт, таким и будет предсказание.
Еще приводим популярное гадание с курицей, неоднократно описанное в классической литературе:
*** Берут ночью куриц с насести, приносят в комнату и дают им клевать пшеницу, ячмень или просо.
Если они клюют шибко, и в одну сторону, — то быть скоро замужем; если клюют не скоро и
беспрестанно поворачиваются, – то суженые их обманывают; если курицы мешают клевать друг
другу, и начинают драться, — то суженые будут за них ссориться и драться. Иные гадают одними
петухами, наблюдая те же приметы, за исключением того, что если они поют при клевании, то это
означает скорое исполнение желаний. – Другие, сняв куриц с насести, приносят их закрытыми в
комнату, где заранее приготовлены вещи в трех разных сосудах: вода в одной чашке, хлеб зерновой в
другой, кольца в третьей. Каждая девушка гадает своею курицею: чья прежде начнет клевать зерно,
верный знак, что у нее будет бедный муж; чья начнет пить воду, будет пьяница; если схватит золотое
кольцо, – богатый муж; серебряное, — посредственного состояния, а медное, — бедный муж. Когда
заноет курица, — неминуемая смерть кому-либо из родных.
Крамской Иван Николаевич. Святочное гадание. 1870
*** А еще можно просто взять умную книгу. Загадайте два числа: первое - номер страницы, второе -
строка сверху или снизу. Откройте книгу и прочитайте загаданное. Оно относится к вашему
настоящему или будущему.
Гадания на Святки позволяют «достучаться» до душ предков и получить через них ответы на
животрепещущие вопросы о будущем.
6 августа, в день благоверных князей-мучеников Бориса и Глеба,
в Тульской епархии произошло знаменательное событие. Сегодня верующим передан старинный храм во имя
Рождества Христова, южный предел которого освящен во имя святых Бориса и Глеба еще в XVIII веке. 75
советских и постсоветских лет в тульской церкви в Пролетарском районе на улице К. Маркса не совершались
таинства и не возносились молитвы. И вот наконец-то сегодня возле его здания состоялся первый молебен,
Николозарецкая церковь (Рождества Христова) в Туле
Богоявленский собор, построенный в память погибшим воинам во время Отечественной войны 1812 года,
был заложен 24 апреля 1855 году, а освящён в 1862 году.