Напоминание

Роль преподавателя в формировании коммуникативной культуры учащихся.


Автор: Давлетова Анастасия Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ЛГ МАОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Лангепас
Наименование материала: доклад
Тема: Роль преподавателя в формировании коммуникативной культуры учащихся.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль преподавателя в формировании коммуникативной культуры

учащихся.

Мастерство педагога проявляется прежде всего в сфере его общения. Эффективное

взаимодействие преподавателя и учащегося в педагогической деятельности - основное

условие успеха и удовлетворенности учителем своим трудом. В то же время неумение

наладить контакт с детьми - причина многих неудач и разочарований в педагогической

профессии.

Бесспорно,

отношения,

которые

сложились

между

учителем

и

учеником

следует рассматривать не только как желаемое условие, но и как основной компонент

педагогической деятельности.

Коммуникативная

деятельность

педагога

должна

быть

ориентирована

на

расширение

психолого-педагогической

эрудиции,

должна

спо собствовать

самоопределению

будущего

учителя

в

коммуникативной

сфере

и

становлению

индивидуально-своеобразной системы профессиональных коммуникативных навыков и

умений.

Воспитание

и

формирование

коммуникативных

и

профессиональных

качеств

учащихся нереально без сформированной коммуникативной культуры преподавателя. Ведь

основным

средством

передачи

информации

выступает

общение,

взаимодействие

преподавателя и учащегося.

Выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

коммуникативная - обмен информацией,

интерактивная - организация взаимодействия между людьми (согласование

действий, распределение функций или влияние на настроение, поведение,

убеждение собеседника и др.),

перциптивная – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и

установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная

сторона

общения

является

неотъемлемой

частью

всего

педагогического процесса прежде всего потому что сам термин «коммуникация» (лат. –

общее, разделяемое со всеми) подразумевает процесс двустороннего обмена информацией,

ведущего к взаимному пониманию. Существенным отличием данной стороны общения от

двух

остальных

является

то,

что

если

взаимопонимание

между

коммуникантами

не

достигнуто, то процесс коммуникации не состоялся. Для того чтобы убедиться в том, что

коммуникация состоялась, нужно располагать обратной связью (о том, как люди поняли

друг друга, восприняли информацию, как отнеслись к проблеме), что немаловажно в

педагогическом

процессе.

Причинами

неудачной

коммуникации

в

педагогическом

процессе часто могут быть следующие факторы, исходящие от самих преподавателей:

1.

Стереотипы,

которые

формируются

у

преподавателя

относительно

отдельных

линий

поведения

или

ситуаций,

в

результате

которых

объективный

анализ

и

понимание своих подопечных, ситуаций, проблем не формируются.

2.

Предвзятые представления - склонность опровергать все то, что противоречит

собственным взглядам, что ново, необычно (по принципу - верим тому, чему

хотим). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же

законно, как и наше собственное.

3.

Плохие

отношения

между

людьми,

потому,

что

если

отношения

враждебны

-

трудно убедить в справедливости своих взглядов.

4.

Отсутствие внимания и интереса собеседника - интерес возникает тогда, когда

человек осознает значимость информации для себя.

5.

Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии

достаточного количества фактов.

6.

Ошибки

в

построении

высказываний:

неправильный

выбор

слов,

сложность

общения, слабая убедительность, нелогичность доводов.

7.

Неверный выбор тактики и стратегии общения.

Коммуникативно-организаторские

особенности

личности

преподавателя,

его

умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, участвовать в

общественных

мероприятиях,

позитивно

влиять

на

учащихся,

его

инициативность,

способствуют эффективному педагогическому общению.

Во время учебного процесса преподавателем используются различные элементы

техники общения, которые усваиваются учащимися чаще подсознательно, интуитивно, на

уровне подражания.

В педагогическом процессе преподаватель в ходе общения может воздействовать на

мотив, цель, программу, на выполнение отдельных действий и их контроль. При высоком

уровне

педагогического

мастерства,

его

коммуникативной

культуре,

воздействия

на

личность учащегося будут весьма глубокими. С регуляционно-коммуникативной функцией

общения связанны: подражание, внушение, убеждение (И.В. Петривняя).

Преподаватель должен (Гордон Уэнрайт):

излучать дружелюбие,

проявлять душевную щедрость,

быть терпимым,

поощрять к учебе,

наладить контакт с каждым обучающимся,

внушать доверие к своей компетенции,

быть организованным

быть эмоционально устойчивым.

Преподаватель не должен:

высмеивать своих подопечных,

демонстрировать сарказм,

быть враждебным,

показывать высокомерие,

раздражаться.

Вышеперечисленные

качества

преподавателя

могут

быть

ярче

проявлены

с

помощью невербальных средств, если он будет тонко чувствовать приемлемость тех или

иных форм контакта с учащимися, при этом восприимчив к нюансам комфортной для

учащихся

дистанции,

уважительно

относиться

к

их

личному

пространству.

Коммуникативная

культура

преподавателя

будет

непроизвольно

передавать

за

счет

личного примера педагогической культуры преподавателя.

Большую роль в общении играет речевая культура (знание норм речи, умение

правильно

использовать

языковые

формы),

что

облегчает

усвоение

передаваемой

информации,

воспитывает

и

дисциплинирует

речевую

грамотность

и

мышление

учащихся.

Список литературы

1.

Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1980г

2.

Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П .Буева. - М.: Просвещение,

1978г

3.

Грехнев В.А. Культура педагогического общения / В.А. Грехнев. - М.:

Просвещение, 1990г

4.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - М.: Знание, 1979г

5.

Ерастов Н.П. Психология общения / Н.П. Ерастов. - Ярославль, 1979.

6.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. - М.:

Просвещение, 1987г

7.

Рунова, С.А. Педагогическая направленность как условие успешной социально-

профессиональной адаптации студентов 1 курса педвузов [Текст] / С.А. Рунова,

В.Д.Симоненко // Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителей:

Межвуз. сб. науч. статей. - Новокузнецк, 1998 .- С. 55-60

8.

Рунова, С.А. Социально-профессиональная адаптация первокурсников в условиях

педвуза [Текст] /С.А. Рунова // Качество подготовки и проблемы

конкурентоспособности выпускников педвузов на рынке труда: Межвуз. сб. науч.

статей.- Новокузнецк, 1997. - С. 55-60

9.

Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов

помогающих профессий: Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с

10. Максимова Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные

стороны жизнедеятельности / Р.А. Максимова. - Л., 1981г



В раздел образования