Автор: Шнякина Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: проект
Тема: "Добрые дела"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 16»
Проект
«Наши добрые дела»
Шнякиной
Татьяны
Анатольевны
г. Бугуруслан
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
1.
Фото
воспитателя
2.
Проект
3.
Паспорт
проекта
4.
Материалы
к
проекту
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
ШНЯКИНА
ТАТЬЯНА
АНАТОЛЬЕВНА
Воспитатель
первой
квалифи
-
кационной
категории
МАДОУ
МО
«город
Бугуру
-
слан»
«Детский
сад
комбинирован
-
ного
вида
№
16
»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 16»
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
Проект
«Наши
добрые
дела»
Разработчик проекта:
Шнякина Татьяна Анатольевна
воспитатель
первой
квалификационной
категории
МАДОУ Д/с№16»
Паспорт проекта
Название проекта
Наши добрые дела
Направленность проекта
Формирование гуманных чувств интере-
са к общественной жизни, бережного от-
ношения
к
окружающему
миру,
позна-
нию себя и себе подобных.
Участники проекта
Дети средней группы «Солнышко» МА-
ДОУ «Д/с№16»,воспитатели, родители.
Тип проекта
Социально-коммуникативный
кратко-
срочный
Срок реализации
2 месяца
Форма проведения
Групповая
Цель проекта
Нравственное воспитание дошкольников
посредством совершения добрых поступ-
ков. Научить детей
совершать добрые
поступки.
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
Задачи проекта
1.
Помочь
детям
понять,
что
такое
доброта, добрые поступки;
2.
Побуждать детей быть вниматель-
ными к своим сверстникам, к близ-
ким людям совершать для них до-
брые дела.
3.
Уточнить
представления
детей
о
хороших и плохих поступках и их
последствиях,
развивать
умения
высказывать свою точку зрения.
4.
Познакомить
детей
со
словами
приветствия и прощания, вежливо-
го обращения к друг другу и со
взрослыми,
способствоватьрасши-
рению кругозора детей и обогаще-
ния словарного запаса речи детей.
5.
Воспитывать
любовь,
уважение,
доброту к маме, своим друзьям,
создать атмосферу доброжелатель-
ности в группе.
Вопросы проекта
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Развивающая
предметно-про-
странственная среда и оборудова-
ние
Демонстрационный
материал
по
тематике проекта;
Фотовыставка
«Наши
добрые
дела»;
Презентации по теме проекта;
Картотека развивающих, коммуни-
кативных, подвижных игр;
Альбом сказок сочиненных родите-
лями с детьми о доброте;
Альбомы с пословицами и пого-
ворками по теме проекта;
Аудиозапись песен;
Книги на этическую тематику;
Краски, карандаши, белая бумага.
Аннотация проекта
Проект вводит детей в сложный мир вза-
имоотношений между
людьми и
рас-
крывает нравственный смысл их мотивов
и поступков, воспитывает осознанное от-
ношение детей к правилам поведения.
Проект предназначен для воспитанников
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
средней группы.
Предполагаемый результат
Повысится
уровень
нравственной
культуры
воспитанников
и
роди-
телей.
Появится
уважение
к
труду
взрос-
лых, благодарность за их труд, жела-
ние сделать для них, что-нибудь при-
ятное.
Появится у детей гуманное отноше-
ние ко всему живому и предметному
миру.
Дети освоят трудовые навыки в ходе
совместной практической деятельно-
сти с воспитателем.
Продукт проектной деятельности
1. Оформление фотовыставки «Наши до-
брые дела».
2. Презентации сказок, сочиненных роди-
телями
совместно
с
детьми
«Добрые
сказки».
3. Конспекты образовательной деятель-
ности.
4.Открытое
мероприятие:
«В
мире
до-
броты».
Этапы проекта
I Этап -организационный.
IIЭтап- практико-ориентированный.
III Этап- аналитический
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(Н. Тулупова)
В настоящее время предъявляется качественно новые требования к орга-
низации образовательного процесса в ДОО. Приоритетным направлением раз-
вития ребенка дошкольного возраста остается нравственное воспитание, реали-
зация которого находит отражение в содержании такой образовательной обла-
сти, как социально- коммуникативное развитие.Поэтому в рамках реализации
ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
более пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач со-
циально-коммуникативного развития.
Социально – коммуникативное развитие - «процесс усвоения и дальнейшего
развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его вклю-
чения в систему общественных отношений», оно направлено на решение сле-
дующих задач:
- формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье, малой и большой родины;
- формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего
мира «в быту, социуме, природе»;
- овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в
социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что
такое хорошо и что такое плохо»;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных при-
вычек и др.);
- развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства
( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
В ходе усвоения детьми основной общеобразовательной программы до-
школьного образования уних развиваются ключевые компетенции: способность
управлять своими поведением и планировать свои действия на основе первич-
ных ценностей представлений, соблюдать элементарныеобщепринятые нормы и
правила поведения. Поведение ребенка преимущественно
определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрос-
лых и первичными ценностями представлениями о том, «что такое хорошо и
что такое плохо».
В связи вышесказанным актуальными представляется рассмотрение проблемы,
осознания нравственных правил детьми дошкольного возраста, которые являют-
ся регулятором их о поведения в социуме.
В дошкольном возрасте значение правил становится очень важным. Правило
служит для ребенка критерием оценки своих поступков, своего поведения и по-
ведения сверстников, поступая в соответствии с правилами, дошкольник учить-
ся соотносить свои поступки сосмысловыми требованиями, заключенными в
них, правилом является для ребенка ориентиром в оценке поведения.
Интерес к созданию проекта обусловлен, с одной стороны, интересом де-
тей к данному виду деятельности, с другой стороны, получением знаний о нрав-
ственных требованиях, которые у детей еще не достаточны для того, чтобы они
вели себя в соответствии с ними. Причина «нравственного формализма», как от-
мечает Я.З. Неверович, кроется в том, что дошкольники при выполнении правил
поведения в большинстве случаев не ориентируются на эмоциональное состоя-
ние сверстников, не учитывают их интересы, что влечет за собой неумение ор-
ганизовать свое поведение так, чтобы не причинять вреда и неудобства окружа-
ющим.
Соответственно, была определенагипотеза проекта:«Добрый человек — хоро-
ший человек?».
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
Цель проекта:Нравственное воспитание дошкольников посредством соверше-
ния добрых поступков. Научить детей совершать добрые поступки.
Задачи проекта:
1.
Помочь детям понять, что такое доброта, добрые поступки;
2.
Побуждать детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким
людям совершать для них добрые дела.
3.
Уточнить представления детей о хороших и плохих поступках и их по-
следствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения.
4.
Познакомить детей со словами приветствия и прощания, вежливого об-
ращения к друг другу и со взрослыми, способствовать расширению кру-
гозора детей и обогащения словарного запаса речи детей.
5.
Воспитывать любовь, уважение, доброту к маме, своим друзьям,
создать атмосферу доброжелательности в группе.
Направленность проекта:Формирование гуманных чувств интереса к обще-
ственной жизни, бережного отношения к окружающему миру, познанию себя и
себе подобных.
Методологическую базу проекта составляют:
Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста рас-
сматривались в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А.
С. Макаренко, Ф. С. Левин-Щириной, Д. В. Менжерицкой, В. Г. Нечаевой, Л. А.
Пеньевской, Т. А. Марковой, А. П. Усовой. Различные аспекты социально-нрав-
ственного воспитания детей дошкольного возраста раскрыты в исследованиях
современных педагогов: Р. С. Буре, С. А. Козловой, Г. Н. Годиной, А. М. Вино-
градовой, М. И. Богомоловой, Э. К.Сусловой, Д. В.Сергеевой. В 80-90-е гг. XX
в. продолжали изучение проблемы нравственного воспитания Т. И. Ерофеева, Г.
И. Григоренко, Г. Н. Гришина, О. В. Артамонова и др.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различ-
ных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влия-
ние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным
требованиям морали. Как известно, дошкольный возраст отличается повышен-
ной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир,
впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения,
используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозак-
лючения, подражание взрослым.Механизм нравственного становления лично-
сти
включает
в
себя
следующие
компоненты: (знания
и
представления)
+
(мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведе-
ние) = нравственное качество.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитан-
ность - усвоение и воспроизведение определенных норм и правил поведения,
нравственных ценностей, утверждение в личности определенного набора нрав-
ственных качеств.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило
осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут склады-
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
ваться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости
и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством,
то есть важно, чтобы, возникли мотивы для приобретения соответствующего
нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к каче-
ству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.
Встают вопросы: "Как формировать у дошкольника социальные чув-
ства?". Более того, как этого достичь, не перегружая нравоучениями, поучения-
ми и.т.д. Как сделать процесс нравственного воспитания дошкольника интерес-
ным для него, вызывающим положительные эмоции. Был разработан проект
восновукоторого взята воспитательная ситуация.
Основное отличие воспита-
тельной ситуации от занятий состоит в том, что для ребенка воспитательная
ситуация представляется как совершенно естественная ситуация добровольного
о б щ е н и я
и
д е я т е л ь н о с т и .
Поэтому
при
организации
проектной
деятельности
учитывались:
- положение А.Н. Леонтьева о присущей каждому возрасту ведущей деятельно-
сти, в которой представлены типичные определенному возрасту отношения ре-
бенка со взрослым. Ведущий вид деятельности необходимо учитывать при вы-
б о р е
м о т и в а ц и и
д е я т е л ь н о с т и
д е т е й ;
- положение А.Ф. Запорожца об учении и воспитании. Обучение – это процесс
усвоения знаний, формирование умений и навыков. Поставив перед собой цель
чему-либо научить ребенка нужно отобрать для этого методы и приемы обуче-
ния, только тогда можно будет сказать, что обучение приобретает организован-
н ы й
с и с т е м а т и ч е с к и й
и
ц е л е н а п р а в л е н н ы й
х а р а к т е р .
-положение Е. А. Аркина, М. Я. Басова, Я. И. Ковальчук, В.А. Сухомлинского,
А.П. Усовой – о необходимости индивидуального подхода в воспитании. По их
мнению, педагог должен выполнять гностическую функцию (т.е. уметь позна-
вать индивидуальные возрастные и личностные особенности детей), что необ-
ходимо для обеспечения индивидуального подхода к детям. Такой подход позво-
ляет
осуществить
личностно
–
ориентированную
модель
взаимодействия
с
детьми.
В проектной деятельностиосуществлялась интеграция всех пяти образователь-
ных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и
используются различные виды детской деятельности.
Для того чтобы помочь ребенку стать нравственно воспитанным необхо-
димо создать вокруг ребенка своего рода «нравственную», воспитывающую
среду.
В ходе работы над проектом значительно обогатилась предметно-про-
странственная развивающая образовательная среда: подбирались атрибуты для
драматизации, элементы костюмов и реквизита, создавались игровые персона-
жи, появлялись коллажи, опорные картинки, сюжетные картинки, модели и схе-
мы
для
пересказа,
дидактические
игры,
книги
и
журналы,
иллюстрации
к
произведениям и многое другое.
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
План реализации проекта:
Этап
Содержание
Сроки
Ответственные
Организационный
1.1.Диагностика
нрав-
ственного воспитания
дошкольников.
сентябрь
2016
Воспитатели
1.2
Разработка
плана
проекта
октябрь
2016
воспитатели, ст. воспи-
татель,
специалисты
1.3 Анкетирование роди-
телей
Воспитатели,
специалисты
2.Практико-
ориен-
тированный
2.Реализация проекта по
теме с дошкольниками
2.1Совместная
и
само-
стоятельная
дея тель-
ность;
2.2 Взаимодействие с се-
мьей;
2.3Традиции группы.
октябрь-
ноябрь
2016
Воспитатели, ст. воспи-
татель.
3.Аналитический
3.1.Рефлексия
результа-
тов деятельности
3.2Итоговая
диагности-
ка( на основе педагоги-
ческих наблюдений).
3.3Выработка
стратегии
дальнейшей работы
Ноябрь
2016
Воспитатели, ст. воспи-
татель.
I.
Организационный этап.
создание плана проекта;
постановка целей и задач проекта;
определение направлений, объектов и методов;
подбор оборудования и материалов:
предварительная работа с детьми, родителями;
создание вокруг ребенка своего рода «нравственной», воспитывающей
среды;
анкетирование родителей «Что вы знаете о добре?»;
педагогическая диагностика уровня нравственного воспитания детей на
основе педагогических наблюдений.
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
Активными участниками проекта были родители наших воспитанников.
Очень важно чтобы воспитателей и родителей объединяла общая цель, для это-
го был организован круглый стол на тему: "Нравственное воспитание дошколь-
ников: что значит быть хорошим человеком?" Его целью было познакомить ро-
дителей с проектом, объяснить что мы хотим достичь. Анкетирование, которое
предварительно проведено, выявило отношение родителей к проблеме нрав-
ственного, воспитания их методывоспитания и позволило определить точкисо-
прикосновения и возможности сотрудничества. В группе был создан "Почтовый
ящик идей", в который родители могли оставить свои вопросы, пожелания, опи-
сание проблемы, фоторепортажи, рассказы, материалы для книг и.т.д.
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
II. Этап практико-ориентированный.
Для постановки проблемы перед детьми использовалась модель трех во-
просов: «Что мы знаем? Что мы можем узнать? Где мы можем это узнать?» За-
дача воспитателя не предлагать свои варианты решения, а быстро записывать,
успеть обобщить, выделить более реальное, главное интересное. Дети постоян-
но в процессе проектной деятельности возвращаются к этому «документу» - до
окончания проекта он всегда перед глазами.
Модель трех вопросов
Что мы знаем о доброте и
о добрых людях?
Что мы хотим узнать о до-
броте и о добрых людях?
Что нужно сделать, что-
бы узнать о доброте и о
добрых людях?
Доброта – это правильно.
Быть добрым хорошо, по-
тому что с добрым чело-
веком все дружат, он ни-
кого не обижает.
Добрых людей все любят.
Научиться
быть
добрым
человеком?
Как научиться дружить?
Как не ссориться?
- Спросить у взрослых;
-
Прочитать
с ка з к и ,
рассказы,
стихи,
посло-
вицы и поговорки о до-
броте и дружбе;
-
Разучить
дидактиче-
ские,
коммуникативные,
подвижные игры на дан-
ную тему;
-сочинять сказки о том,
как быть добрым;
- Рассмотреть альбомы с
людьми,
испытывающи-
ми разные эмоции;
-Со ставить
а л ь бомы
«Наши
добрые
дела»,
«Наши улыбки»;
-Организовать совместно
с
родителями
фотовы-
ставку
«Как
мы
хотим
быть добрыми»;
-Конкурс на лучший ри-
сунок: «Какого цвета до-
брота»;
Беседы
на
этические
темы;
Разыгрывание
игровых,
проблемных ситуаций по
теме проекта;
-
Развлечение
«Добрые
поступки».
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
В процессе реализации проекта использовались различные виды деятель-
ности (поиск ответов на поставленные вопросы):
Виды деятельности
С детьми
С родителями
С педагогами
Беседы
на
этические
темы
Консультации
для
родителей:
«Воспитание добротой»,
«Прикоснись ко мне добротой»,
«О
добре,
по-доброму,
для
до-
бра»
Консультации
для
воспитателей
«Уроки доброты в
детском саду»,
«Духовно-нрав-
ственное
воспита-
н и е
в
д е т с к о м
саду»
Разыгрывание
проблемных ситуаций
Детско-родительские
проекты
«Сочиняем
сказки
доброты»,
«Добрые пословицы»
Мастер-класс
«По
дорогам сказок»
Конкурс рисунков «До-
рогою добра»
Фотовыставка
«Наши
добрые
дела»
Итоговое меропри-
ятие
по
проекту
«Наши добрые по-
ступки»
Сочинение
сказок
по
теме
Подгрупповые беседы с родите-
лями о воспитании детей
Фотовыставка
«Наши
добрые дела»
Совместная работа детей и роди-
телей по подбору добрых песен и
стихов
Прослушивание песен,
сказок по теме проекта
Совместная работа детей и роди-
телей «Посадка лука на зелень»,
«Посадка цветов»
Творче ская
р а б о т а
рисование
нетрадици-
онным способом: «Ка-
кого цвета доброта»
Участие родителей в обогащении
предметно-пространственной
развивающей среде группы.
Образовательная
дея-
тельность «Мы любим
сказки»
Презентации родителей по теме
проекта
Образовательная
дея-
тельность «Мой дом»
Игры
на
коммуника-
цию
Дидактические игры
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
В процессе проектной деятельности дети совместно с педагогом вовлека-
лись
в активную практическую деятельность,которая позволяла им непо-
средственно пережить, почувствовать необходимость выполнения определен-
ных норм и правил для достижения общих важных и интересных целей, содей-
ствовала накоплению опыта выполнения правил.
Были организованы различные виды детской совместной деятельности:
игра, труд, совместная деятельность, игровые ситуации, разыгрывание и анализ
конкретных проблемных ситуаций.
Важную роль в формировании положительного поведения у детей до-
школьного возраста приобретает игра. Правила игры, неся функцию норм пове-
дения, определяют требования к поведению окружающих, что вынуждает ре-
бенка подчинять свое поведение единым нормам общения, а так же соотносить
свои поступки с поступками других детей.
Основные задачи организации поведения детей в играх с правилами:
-воспитание ответственного отношения детей к выполнению игровой задачи на
всех этапах игры и требовательного отношения к себе;
-воспитание положительных и справедливых взаимоотношений детей друг с
другом;
-положительно-эмоциональное отношение к воспитателю, обеспечивающего де-
тям самостоятельность в решении игровой задачи, формирующее у них умение
самостоятельно принимать решение в различных ситуациях на основе правил
игры.
(Приложение №1 воспитательные, игровые ситуации с детьми)
Усвоение нравственных норм в трудеобеспечивались в совместной орга-
низации деятельности детей. При организации трудовой деятельности включа-
лись ситуации, побуждающие ребенка следовать нравственным нормам и само-
стоятельно выбирать соответствующий способ поведения. (Пример:Как дети
могут порадовать маму, что для этого можно сделать своим руками и др.).Такая
организация труда сочеталась с ознакомлением детей средней группы с нрав-
ственными нормами поведения, которые конкретизировались в правилах пове-
дения (Мальчики помогают девочкамнести лейки с водой и др.)
(Посадка цветов)(Приложение №2)
Центральным стержнем проектной деятельности –
воспитание осознанного
отношения детей к правилам поведения.
Такое отношение побуждает ребенка регулировать свое поведение в соот-
ветствии с нравственной нормой, т.е. поступать в соответствии с ней, сдержи-
ваться от поступков, противоречащих этой норме.
Для воспитания осознанного отношения к правилам поведения использо-
вались такие формы как беседы, с
использованием сюжетных картин нрав-
ственного содержания, которые позволяют представить проблемную ситуацию
наглядно.
Посредством чтения сказок, рассказов раскрывался перед детьми нрав-
ственный смысл мотивов, поступков и правил. Посредством воздействия худо-
жественных образов расширялись представления об окружающем мире, о нор-
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
мах культуры поведения и общения, развивалась эмоциональная отзывчивость.
Дети получали возможность задуматься о последствиях различных действий,
сравнивали свои предпочтения и оценки с мнением окружающих
Для того чтобы заинтересовать ребят нами был придуман прием создание
сказок о доброте о нравственных качествах.Чтобы помочь детям найтиотве-
ты на вопросы родители с радостью принимают на себя игровые роли журнали-
стов, фотокорреспондентов, иллюстраторов.
Вся работа строилась на творческом взаимодействии с детьми, в процес-
се которого ребята обогащают свой жизненный опыт и видят итог работы - кра-
сочная книга, на страницах которой собраны их собственные рассказы, сужде-
ния о том, что значит быть аккуратным, вежливым, честным, отзывчивым, щед-
рым человеком, проиллюстрированные их собственными рисунками и фотогра-
фиями. Дети проявляют самостоятельность и творчество в оформлении страни-
чек книги, придумывали названия сказок.
Сочиняя совместно с родителями добрые сказки, дети учились осознавать
собственные побуждения и понимать других людей (Приложение №3)
Детям предлагались ситуации,в которых им необходимо было проанализирова-
тьих в целом (поступки героев, представить себя на их месте, объяснить, поче-
му они так поступят).
Реализация проекта проходила через разные формы работы с детьми:
- совместную и самостоятельную деятельность;
- традиции группы (приложение № 4);
-взаимодействие с семьей(приложение №5).
III Этап- аналитический
По окончании большой и интересной работы наступает третий и самый
творческий этап – итоговое мероприятие: открытый показ праздника «Наши до-
брые поступки». Данная деятельность имеет большую значимость для социаль-
ного развития ребенка. В процессе данной деятельности дети рассказывали
взрослым и сверстникам о том, как быть добрыми людьми, о доброжелатель-
ных отношениях к другим людям, особенно сверстников, о необходимости вы-
полнения определенных норм и правил.
Прогнозирование результатов проекта
На завершающей стадии проведен анализ результатовпедагогическойдиагно-
стики, выработана стратегия дальнейшей работы.(Приложение№7)
По результатам педагогической диагностики было выявлено:
76% детей выявили средний уровень социально-коммуникативного развити-
я.Дети сохраняют преимущественно жизнерадостное, дружелюбное настрое-
ние. Внимательны к оценке взрослых, стремятся к положительным формам по-
ведения. Имеют представления о некоторых правилах поведения, выполняют их
сами и по напоминанию взрослых. Общаясь со сверстниками. Проявляют уме-
ния понять их замыслы. Замечают ярко выраженное эмоциональное состояние
сверстника или близких, проявляют сочувствие.
14%- детей выявили высокий уровень социально-коммуникативного развития.
Дети охотно вступают в общение. По своей инициативе обращаются к старшим
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
с вопросами, рассказывают о себе. Выполняют правила культуры общения со
взрослыми и сверстниками. Проявляют умение понять ситуацию и эмоциональ-
ное состояние окружающих. Делают попытки оценить действия и поступки
других с позиции известных правил. В общении со сверстниками выдвигают
много идей, в играх с правилами в случае недоразумений ссылаются на правила
игры
10% детей выявили низкий уровень социально-коммуникативного развития. По-
ведение детей и их общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются нега-
тивные реакции: либо проявляют излишнюю робость и скованность, либо неже-
лание следовать правилам или требованиям взрослых, упрямство. Не различают
э м о ц и о н а л ь н ы е
с о с т о я н и я
в з р о с л ы х
и
с в е р с т н и к о в .
Перспективы дальнейшей работы: Реализация плана(Приложение № 8)
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
Приложение №1
Воспитательные, игровые ситуации с детьми, осуществляемые в ходе ре-
жимных моментов
Методика
Время
и
крат-
ность
проведе-
ния
Необходимый материал
Методика
«Пальчик
сер-
дится»
Всякий раз, когда
воспитатель
за-
м е ч а е т
а к т ы
агрессии.
Колпачок из плотного светлого трико-
тажа, или любой другой ткани, или бу-
маги (по размеру соответствует указа-
тельному пальцу воспитателя). На од-
ной стороне колпачка нарисованы гла-
за, брови и рот с сердитым выражени-
ем, на другой -то же самое, но с доволь-
ным видом
Методика
«Одинаковые
подарки»
Проводить
эту
работу
следует
три - четыре раза
в месяц (можно в
понедельник
утром,
когда
все
дети пришли).
Одинаковые бантики из цветных ленто-
чек, которые можно прикрепить к оде-
жде, одинаковые фантики; бабочки из
фольги
или
гофрированной
бумаги;
геометрические
фигуры
из
цветного
картона на ниточке; фигурки, вырезан-
ные из плотной бумаги; бумажные ло-
дочки и самолетики и т.д.
Методика «По-
жалеем друга»
Ситуация органи-
зуется
"по
горя-
чим следам", сра-
зу
после
проис-
шествия,
напу-
г а в ш е г о
и л и
огорчившего
ре-
бенка,
когда
тот
огорчен и нужда-
ется в немедлен-
ном утешении
Методика
«Когда ты был
маленьким»
В любое удобное
время
(не
более
10-15
минут)
в
Рассказы
(черновики)
воспитателя
о
том, какими дети были в предыдущие
годы жизни, как за ними ухаживали,
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
форме свободной
беседы, с участи-
ем
всех
желаю-
щих детей.
что они не умели и не могли, что могут
и умеют теперь. Набор таких фактов
всем знаком и достаточно стандартен.
Тем не менее, его можно сообщать каж-
дому
ребенку
как
факты
именно
его
жизни.
Методика
«До-
мик
по
заказу
зайца»
Сразу по оконча-
нии
сделанной
работы/
занятия
по
изо,
художе-
ственному труду.
Игрушечный
персонаж,
который
про-
сит ребенка нарисовать, слепить что-то,
построить.
Методика
«Плохой
заяц-
это,
кажется,
про меня»
Через
несколько
часов или на сле-
дующий день по-
сле событий.
Игрушки (два зайца, собачка и кошка и
др.). Один персонаж воспроизводит не-
гативные действия ребенка, а другой -
огорчение, обиду пострадавшего от них
Методика-игра
«Фу»
Игра
проводится
три-четыре раза в
месяц
в
течение
пяти-восьми
ми-
нут
на
прогулке
перед обедом, ве-
чером.
Список положительных и отрицатель-
ных
поступков,
называемых
воспита-
телем, дается в приложении. (Каждый
педагог по желанию может его допол-
нить.)
Методика
«У
нас
все
хоро-
шие»
Не
чаще
двух-
трех раз в месяц.
Можно
п р о в о-
дить ближе к кон-
цу недели, в лю-
бое удобное вре-
мя. Беседа длится
не
более
10
ми-
нут
Методика «Да-
вайте по очере-
ди»
Во
время
прове-
дения
подвиж-
ных игр, занятий
по физкультуре.
Спортивные и гимнастические Снаря-
ды, подвижные игры(картотека)
Методика
«Злой
великан
и муравьи»
Через
один-два
дня после случая
проявления
же-
стокости в адрес
Маски для проведения игры инсцени-
ровки.
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
птиц,
насекомых
и др. кем-либо из
детей.
Методика
«Иг-
раем,
как
ты
хочешь»
Игра может про-
водиться с одним
или несколькими
детьми
в
любое
удобное
время
(на прогулке, по-
сле дневного сна,
вечером с остав-
шимися детьми).
Методика
«Мой альбом с
фотографиями»
В любое удобное
время
(не
более
10-15
минут)
в
форме свободной
беседы, с участи-
ем
всех
желаю-
щих детей.
Альбомы
с
фотографиями
детей.
Их,
как мы уже сказали, оформляют роди-
тели,
которые
вклеивают те фотогра-
фии, которые кажутся им интересны-
ми: они могут выбрать фотографии, на
которых ребенок запечатлен один, вме-
сте с родителями, друзьями и т.д.
Методика
«Дети
выбира-
ют сами»
В любое удобное
время
(не
более
10-15
минут)
в
форме свободной
беседы, с участи-
ем
всех
желаю-
щих детей
Дидактические игры, различные игро-
вые пособия книги.
Методика «Мо-
ральные пье-
ски»
В любое удобное
время
(не
более
10-15
минут),
с
участием
в с ех
желающих детей
Короткие пьески про животных (одно
обижает другое, а третий персонаж за-
щ и щ а е т
и
п о м о г ае т
ж е р т в е ) .
Короткие пьески, содержащие
типич-
ные ситуации, возникающие во взаимо-
отношениях детей данного возраста в
детском саду (для старшего возраста)
Примечание. Персонажи
пьесок, пло-
скостные
изображения
которых
изго-
тавливаются
кем-либо
из
родителей
или воспитателей, после показа пьесок
помещаются
в
такое
место,
где
дети
могут взять их и самостоятельно разы-
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
грывать разные сценки по своему жела-
нию
Для
детей
5-7
лет
«Особый
персо-
наж»
Во
время
прове-
дения различных
воспитательных
ситуаций.
Можно
использовать
включение
в
жизнь группы особого персонажа, ко-
торый любит всех детей группы и при-
нимает участие в их делах и отношени-
ях.
Основная
особенность
персонажа
в
том, что он является волшебным дру-
гом и группы в целом, каждого ребенка
персонально. Он любит и принимает
каждого таким, каков он есть, но очень
огорчается по поводу их нехороших по-
ступков и хочет помочь детям самим
преодолеть свои недостатки. Такое от-
ношение к детям побуждает персонажа
становиться
автором
и
инициатором
некоторых
воспитательных
мероприя-
тий. Привлечение к работе волшебного
друга детей придает методике общий
смысл:
персонаж
проявляет
хорошее
отношение к детям и стремится помочь
им
стать
еще
лучше.
Одновременно
игра позволяет более убедительно для
детей поставить соответствующие вос-
питательные задачи и обеспечить ин-
т е р е с
к
н и м .
Требования
к
персонажу-носителю
о с о б о г о
о т н о ш е н и я
к
д е т я м
1. Внешний вид: выразительное и при-
влекательное
лицо
(или
мордочка),
а
также
обязательно
руки
(или
лапы),
чтобы дети могли здороваться и про-
щаться
с
ним
не
только
словесно.
2. Персонаж не живет в группе, а при-
ходит примерно два-три раза в месяц
н а
2 5 - 3 5
м и н у т .
3.
Он
обладает
волшебной
способ-
ностью: знает обо всем, что происходит
в группе (может иметь волшебное стек-
л о ,
т р у б у
и
т . п . ) .
4
Он
любит
всех
детей
группы,
ра-
дуется их добрым делам и хорошим по-
ступкам.
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
5.
Содержание
общения
персонажа
с
детьми не ограничивается только мо-
ральной сферой. Он проявляет интерес
ко всем сторонам их жизни. Время от
времени, но не слишком часто, прино-
сит скромное угощение, пластинку или
кассету
с
песенкой,
дидактическую
игру, игрушки, спортивный инвентарь.
Методика
«Рассказ
про
тебя»
В любое удобное
время
(не
более
10-15
минут)
в
форме свободной
беседы, с участи-
ем
всех
желаю-
щих детей
Рассказы, написанные о ребенке одним
из
значимых
для
него
персона-
жей. Примечание, Рассказы
могут
чи-
таться как в присутствии других детей,
так и наедине с конкретным ребенком.
В текстах рассказов (см. приложение)
герой не имеет имени и обозначается
буквой "X". При чтении она заменяется
имя того ребенка, про которого читает-
ся рассказ.
Методика
«Я
поступил
пло-
хо, когда...»
В любое удобное
время
(не
более
10-15
минут)
в
форме индивиду-
альной
бе седы
ребенка
с
игро-
вым персонажем.
Игровой персонаж
Методика
«Волшебная
труба»
В любое удобное
время
(не
более
10-15
минут)
в
форме
свободно-
го
в з а и м о д е й-
ствия, с участием
всех
желающих
детей
Волшебная
труба
из
плотной
бумаги
такого
диаметра,
чтобы
дети
могли
смотреть в нее двумя глазами.
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
Приложение № 4
Традиции группы
1.
Доброжелательный прием родителей и каждого ребенка.
2.
Общее приветствие детей, работа с панно «Моя группа».
3.
«Приходи сказка».
4.
Дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, игры развитие
речевого слуха.
5.
Подведение итогов 1 половины дня, работа с календарем природы.
6.
Гимнастика после сна, тропа здоровья.
7.
Продуктивная деятельность.
8.
Рефлексия.
9.
Работа с «Панорамой добрых дел»
Еженедельные традиции
«Утро радостных встреч» - понедельник 1-я половина дня
«Сладкий вечер» - среда 2-я половина дня
«Театральная пятница» - пятница 2-я половина дня
Ежемесячные традиции
Встреча с интересными людьми.
Выставка детских рисунков.
Праздники, развлечения:
- «Вот и стали мы на год взрослей» (посвящается началу учебного года).
- «Осень золотая»
- «Новогодний праздник»
- Литературный праздник, посвященный творчеству: К.И.Чуковского, С.Я.Мар-
шака, А.С. Пушкина и др.)
- Праздник – День защитника Отечества.
- День 8 Марта
-Масленица
-День Победы
- Наши достижения (посвящается окончанию учебного года).
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
Приложение №5.
Взаимодействие с семьей
Во взаимодействии с семьями воспитанников
использовались такие формы работы как:
Презентация семьи
Цель:
улучшение взаимоотношений в семье;
установление тесного сотрудничества между образовательным учрежде-
нием и семьей;
развитие у ребенка понимания значимости семьи, родственных связей,
роли отца, матери, братьев, сестер, бабушки, дедушки и других членов семьи и
творческого восприятия семейных ценностей;
возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;
Подготовка к презентации включает в себя:
выставку семейных фотографий;
знакомство с любимой книгой и ее чтение;
знакомство с любимой игрушкой и рассказ о ней ребенка;
выставку совместных работ ребенка и членов семьи.
Алгоритм проведения презентации семьи:
просмотр видео или рассказ родителей с демонстрацией фотографий чле-
нов семьи.
проигрывание любимой игры ребенка вместе с детьми.
«угадай-ка” – найти среди нескольких чужих фотографий фотографию
ребенка, когда он был маленький.
“пресс-конференция” - вопросы детей к членам семьи.
рассказ о традициях семьи.
приготовление любимого блюда ребенка всеми детьми под руководством
мамы.
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
Основные направления взаимодействия с семьей по проекту
Основные формы взаимодействия с семьей воспитанников:
посещение семьи ребенка
день открытых дверей
беседы
консультации
семинары-практикумы
родительские собрания
круглый стол
дискуссия
устные журналы
наглядная информация в уголке для родителей
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
III этап
3.1 Рефлексия результатов деятельности.
Задача
Степень решения
Полностью решена
Частично решена
На
данном
этапе
не
ре-
шена.
1.
Создать
усло-
вия
для
нрав-
ственного
вос-
питания детей в
группе.
Частично решена
2.Включить
в
си-
стему
нравствен-
ного
воспитания
практические
упражнения
н а
проявление
д о-
брых чувств,
ко-
торые ставят детей
в
активную
пози-
цию
нравственно-
говыбора в прояв-
л е н и и
л у ч ш и х
чувств
и
поступ-
ков.
В группеподобран цикл игр
для
формирования
нрав-
ственного
воспитания
План работы по ре-
ализации
интегра-
тивного подхода по
организации
нрав-
ственного воспита-
ния детьми 4-5 лет
Продумать
систе-
му
мотивации
и
поощрения
пове-
дения
на
основе
норм,
нравствен-
ности,где
дети
в
активной позиции.
Решена
В соот-
вет-
ствии с
планом
работы
по реа-
лиза-
ции
компле
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
ксного
подхо-
д а
п о
орга-
низа-
ции
нрав-
ствен-
ного
воспи-
тания
детей
4-5 лет
лет.
Использовать
воз-
можности социума
для поддержки
формирования по-
ложительного
образа-Я:
дружбы
и
заботы
о
близ-
ких людях, малы-
шах, о тех, кто за-
ботится о детях в
детском саду, о по-
жилых людях.
План работы по ре-
ализации
интегра-
тивного подхода по
организации
нрав-
ственного
воспитания
детей
4-5 лет
Разработать и вне-
дрить в ВОП пе-
дагогическаядиа-
гностика
уровня
нравственного
воспитания
детей
на основе педаго-
гических
наблю-
дений.
Разработан и внедрен в
ВОП педагогическая
диагностика уровня
нравственного воспита-
ния детей на основе пе-
дагогических наблюде-
ний.
Обеспечить
преемственность
требований
к
де-
тям
в
ДОУ
и
се-
мье.
Родители проявляют актив-
ность при реализации дет-
ского
проекта
«Наши
до-
брые ладошки» 80% роди-
телей
приняли
участие.
Появились
первые
отзывы
от родителей.
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
3.2 Промежуточный анализ эффективности использования интегративного подхода по проекту–педагогическая-
диагностика.
Дети:
Показатель
прояв-
ления
нравствен-
ной
компетентно-
сти
ребенок не де-
монстрирует
умение
демонстрирует
в
единичных
случаях.
демонстриру-
ет относитель-
но
некоторых
л ю д е й ,
в
отдельных ви-
дах деятельно-
сти;
демонстриру-
ет часто, отно-
сительно
большинства
л ю д е й ,
в
большинстве
видов деятель-
ности;
демонстриру-
ет постоянно;
П е
р
и
о
д
ы
Н.Э
Пр.Эт.
Н.Э
Пр.Эт.
Н.Э
Пр.Эт.
Н.Э
Пр.Эт.
Н.Э
Пр.Эт.
Способен к крити-
ческой
нравствен-
ной
самооценке
своих поступков и
поведения
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
Использует
нрав-
ственные
оценки
фактов
соблюде-
ния
и
нарушения
простейших
норм
поведения.
Сформирован-
ность положитель-
ного отношение ко
всем членам груп-
пы
Устанавливает
до-
брожелательные
взаимоотношения
со сверстниками.
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
3.3 Перспективы дальнейшей работы: Реализация плана
С детьми и родителями
Активная деятельность
Срок прове-
дения
Ответственные
Реализация
детского
проекта
« Дружные ребята»
09.2017
Педагоги группы
Организация и проведение со-
циальной акции «Домик в пода-
рок»
11.2017
Педагоги группы
Акция «Подарок Деду морозу»
12.2017
Педагоги группы
Проект «Мама, папа, я – друж-
ная семья»
01.2018
Педагоги
группы
и ДОУ
«Мой дом моя крепость»
02.2018
Педагоги группы
и ДОУ
Фестиваль «Мир дружбы»
07.2018
Педагоги
группы
и ДОУ
«Научная конференция» для ро-
дителей
05.2018
Педагоги
группы
и ДОУ
Праздник
«День
рождения
группы»
09.2018
Педагоги
группы
и ДОУ
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
Работа с родителями
«Научная конференция «Воспиташки»
Цели:
развитие потенциальных возможностей ребенка, его способности к обуче-
нию и постижению мира через воспитание самостоятельности, добросовестно-
сти, творчества;
Предоставление детям разносторонней, доступной возрасту информацией
и умение ее добывать и правильно интерпретировать;
развитие коммуникативной деятельности с различными видами общения
(со взрослыми, с детьми разного возраста и пола;.
установление тесного взаимодействия с родителями, ориентация их на
роль воспитателя в семье, на конструктивные партнерские взаимоотношения с
ребенком.
Как удовлетворить жажду познания маленьких “почемучек”? Как сделать, что-
бы интеллектуальная деятельность и ее результаты вызвали активный отклик у
детей, доставили им удовольствие и радость, чтобы дети испытали “палитру
интеллектуальных эмоций”: удивление при встрече с объектом, интерес к нему,
радость познания и открытий? Такая форма работы как “научная конференция”
с п о с о б н а
р е ш и т ь
э т у
п р о б л е м у .
Для детей и родителей предлагается выбрать тему “доклада”, с которым они мо-
гут выступить перед детьми, педагогами и родителями своей группы. Решением
большинства голосов, 1 – 2 ребенка с группы выбираются участниками “науч-
ной конференции “Воспиташки”. После выступлений “докладчикам” задаются
вопросы всеми присутствующими, на которые они отвечают вместе с родителя-
ми. Все участники “научной конференции” награждаются орденом “Воспиташ-
ки”.
День рождения группы.
У каждого есть свой день рождения. В детстве мы ждем его с нетерпением, счи-
тая денечки, потому что знаем, будет веселый праздник с подарками и угощени-
ем и обязательно придет много гостей. А если двухлетние малыши пришли пер-
вый раз в группу, познакомились со своими “детсадовскими мамами”, у каждо-
го появилась новая кровать, свой стул, ну разве это не рождение? Да это рожде-
н и е
н о в о г о
д е т с к о г о
к о л л е к т и в а
д е т е й
и
в з р о с л ы х .
Для каждой группы дата рождения своя. Даты рождения разные, а традиции
одни. В этот день дарятся подарки, и взрослые вместе с детьми отмечают его
п е с н я м и ,
т а н ц а м и ,
и г р а м и .
На современном этапе работы ДОУ актуализирована тема взаимодействия всех
участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением яв-
ляется сотрудничество с семьей воспитанников, наиболее эффективной, на наш
в з г л я д ,
“ Т в о р ч е с к а я
г о с т и н а я ” .
“Творческие гостиные” - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – пе-
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»
дагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит ини-
циатива. Педагог, выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необхо-
димыми
сведениями
и
обучающего
его
некоторым
специальным
умениям.
На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, а итогом ста-
новится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллектив-
ных работ из разных материалов и с использованием нетрадиционных изобра-
з и т е л ь н ы х
т е х н и к .
“Творческие гостиные” способствует формированию у родителей потребности в
частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей де-
тей средней группы, помогают им осознать важность дошкольного периода дет-
ства, как базовой ступени развития личности ребенка.
Шнякина Татьяна Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/с№16»