Автор: Мантула Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль родителей в возрождении русских традиций"
Раздел: дошкольное образование
«Роль родителей в возрождении русских традиций»
Приобщение детей и родителей к устному народному творчеству
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучший системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в
историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело
без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и
уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К.Д. Ушинский
Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса
к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения
безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической
восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не
только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют,
направляют его поведение и поступки.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное
искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку,
пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо
воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его
взглядах, интересах и желаниях.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре,
красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение
мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является
богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота
о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций,
забота о передаче подрастающим поколениям житейского,
производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими
поколениями.
Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром,
гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны
взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим.
Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть
народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой –
богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными
чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в
мире.
В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к
животным, к растениям, воде, предметам обихода.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни.
Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого
колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей
родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся
личности.
Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в
народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери,
поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и
беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком,
хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще
уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы
имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере
развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует
интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет
жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в
значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры
развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности
и вниманию.
В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их
помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для
себя положение.
Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция
пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие
сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости
сочетание слогов и слов.
В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением
труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает
уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате
происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.
От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки– обращение
к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные
приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д.
Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые
прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с
приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший
молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.
Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички
положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и
многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.
Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и
обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа,
закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства.
Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение,
Святочные вечера.
Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само
слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским
«календа», что означает первый день месяца, другие высказывают
предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда».
Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение,
колядовщики ели совместно по кругу.
Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить,
что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о
хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве.
Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.
В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до
святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо
копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и
сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех
недуг.
Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских
садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не
только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие
в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно
связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу
средством воздействия на личность ребенка.
А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу
реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, –
оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так
важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.
Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю
информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные
ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых
дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной
деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки.
Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».
Используемая литература
1.
«Дошкольное образование» № 20, 2002г. «Этнокультурная
компетентность педагога».
2.
«Дошкольное воспитание» № 12, 1993 г. «Фольклорная школа».
3.
Календарь, 1994.
4.
«Мудрость народная». «Младенчество – детство».