Напоминание

"Роль родителей в возрождении русских традиций"


Автор: Мантула Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль родителей в возрождении русских традиций"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль родителей в возрождении русских традиций»

Приобщение детей и родителей к устному народному творчеству

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,

имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучший системах,

основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в

историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело

без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и

уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».

К.Д. Ушинский

Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса

к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения

безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической

восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не

только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют,

направляют его поведение и поступки.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное

искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку,

пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо

воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его

взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского

характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре,

красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение

мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является

богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота

о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций,

забота о передаче подрастающим поколениям житейского,

производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими

поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром,

гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны

взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть

народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой –

богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными

чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в

мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к

животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни.

Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого

колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей

родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся

личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в

народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери,

поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и

беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком,

хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще

уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы

имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере

развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует

интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет

жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в

значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры

развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности

и вниманию.

В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их

помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для

себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция

пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие

сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости

сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением

труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает

уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате

происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки– обращение

к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные

приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д.

Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые

прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с

приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший

молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички

положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и

многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и

обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа,

закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства.

Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение,

Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само

слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским

«календа», что означает первый день месяца, другие высказывают

предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда».

Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение,

колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить,

что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о

хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве.

Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до

святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо

копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и

сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех

недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских

садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не

только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие

в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно

связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу

средством воздействия на личность ребенка.

А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу

реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, –

оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так

важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.

Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю

информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные

ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых

дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной

деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки.

Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».

Используемая литература

1.

«Дошкольное образование» № 20, 2002г. «Этнокультурная

компетентность педагога».

2.

«Дошкольное воспитание» № 12, 1993 г. «Фольклорная школа».

3.

Календарь, 1994.

4.

«Мудрость народная». «Младенчество – детство».



В раздел образования