Напоминание

Практические рекомендации по проведению занятий с применением пальчиковой гимнастики.


Автор: Барниченко Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ООШИ №22
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: Практические рекомендации по проведению занятий с применением пальчиковой гимнастики.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Практические рекомендации по проведению занятий с применением

пальчиковой гимнастики.

Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, однако это

не означает, что оно не поддается коррекции.

При планировании коррекционной работы с детьми с умеренной

умственной отсталостью важно помнить, что умственная отсталость - это не

просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики,

всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических

повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при

которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение,

физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития

умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной

деятельности.

В работе с такими детьми важно выработать особые принципы обучения.

1. Использовать красочный, содержательный материал, способный

активизировать и удерживать внимание детей на протяжении всего процесса

познания. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных

интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные

сверстники, испытывают потребность в познании. В результате эти дети

получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их

опыт крайне беден.

2. Использовать материал, доступный пониманию детей с умеренной

умственной отсталостью. Известно, что при умственном недоразвитии

оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие.

3. Уделять значительное время процессу распознания, прояснения и

обобщения воспринимаемой информации, т.к. главным недостатком является

нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по

сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется

значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал

(картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем,

что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не

понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому

восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.

4. Сопровождать процесс развития мышления многочисленными

наводящими вопросами-подсказками, т.к. у детей с умеренной умственной

отсталостью отмечается также узость объема восприятия. Умственно

отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в

прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего

понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение

избирательности восприятия.

5. Эмоционально поддерживать ребенка на протяжении всего занятия.

Руководить не только процессом его восприятия, но и эмоциональным

развитием.

1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом

отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не

только позволит подготовит малыша к правильному выполнению

упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2) Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими

поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3) Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала

правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4) Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя

собственную увлеченность игрой.

5) При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все

пальцы руки.

6) Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным

переключением с одного движения на другое.

7) Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко,

без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8) Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без

лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9) В идеале: каждое занятие имеет свое название, длиться несколько минут и

повторяется в течении дня 2-3 раза.

10) При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить

текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст

разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с

движениями.

11) Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и

возвращаться к ним по желанию ребенка.

12) Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей

ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13) Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа,

если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте

игру.

В научных работах как отечественных, так и зарубежных авторов отмечено,

что дети с нарушением интеллекта часто страдают нарушением деятельности

кисти. Недостаток ее развития препятствует овладению ими навыками

самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими

предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности,

кроме того, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и

пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и

трудовых навыков. Поэтому для детей, имеющих нарушения интеллекта,

огромное значение имеет проведение ранней коррекционной работы по

развитию пространственных представлений, по целенаправленному развитию

координационных способностей, мелкой моторики.

Таким образом о пальчиковой гимнастике можно говорить как о

великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.

Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук

воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для

обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты

мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры — хорошие помощники для

того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. А

для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для

таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые

стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами

«предложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для

пальчиков сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные

впечатления, у него развивается внимательность и способность

сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между

взрослым и ребенком. Методика и смысл данных игр состоит в том что

нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая

деятельность активизируется, поэтому нужно уделять большое внимание

развитию руки в работе с детьми имеющими интеллектуальное недоразвитие,

так как эти дети не умеют играть, их надо научить этому, играя с ними.



В раздел образования