Автор: Егорова Оксана Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 91"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровской область
Наименование материала: Урок проверки знаний по теме "Строение вещества"
Тема: Урок проверки знаний
Раздел: среднее образование
Россия, Кемеровская обл.,
Г. Новокузнецк,
МБОУ «СОШ № 91»
Егорова О. П.
Предмет. Физика.
Класс : 7.
Учитель: Егорова Оксана Петровна.
Тема урока. Контрольный урок по теме: «Введение. Строение вещества.
Измерения».
Цели урока. Проверка знаний по теме «Введение. Строение вещества.
Измерения», развитие познавательной активности обучающихся, развитие
речи, внимания, воображения, творческого мышления.
Тип урока. Контрольный урок (урок-соревнование).
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Комплексно-методическое обеспечение: проектор IBM PC (класс c IBM PC),
презентация урока, карточки размером 30*30 мм 90 штук, на каждого
обучающего лист формата А-4, отливной сосуд, детская игрушка – машинка,
два стакана (один с холодной водой, другой – с горячей), два пакетика чая.
Ход урока.
1.
Мотивация учебной деятельности.
1.1.
Психологический настрой обучающихся.
1.2.
« Скажи мне – и я забуду,
подскажи мне – и я запомню.
Дай мне сделать самому – и я
научусь».
1.3.
Введение в тему урока. Объявление темы, задач урока.
2.
Актуализация опорных знаний.
1.1.
Фронтальный опрос - работа по слайдам.
1.2.
Аукцион.
3. Здоровье сберегающая пауза. Упражнения на восстановление
работоспособности.
4. Заключительная часть. Подведение итогов: выставление оценок.
5. Рефлексия. Определение настроения обучающихся.
Ход урока.
Учитель: ребята, мы с вами окунулись в новый вам мир - мир физики.
Сегодня на уроке вы приложите свои знания к объяснению тех или иных
вопросов. Эпиграфом урока я взяла слова восточной мудрости.
Как вы думаете, о чем слова мудреца? (Обучающиеся высказывают
свое мнение). Итак, начнем. Сегодня вы за правильный ответ будете получать
квадратик-карточку. При подведении итогов урока мы посмотрим, у кого их
окажется больше всех. Итак, приступим…
На экране 3 слайд.
Обучающиеся воспроизводят знания по теме « Строение вещества»: все
вещества состоят из мельчайших частиц – молекул, которые в свою очередь
состоят из атомов.
На экране 4 слайд.
Составить рассказ по каждой из картинок.
Обучающиеся рассказывают о строении вещества в различных
агрегатных состояниях, связывая строение с вытекающими свойствами
вещества в агрегатных состояниях.
На экране 5 слайд.
Обучающиеся отвечают на вопросы, выбирая соответствующие тела.
На экране 6 слайд.
Определяя толщину нити, обучающиеся используют знания
лабораторной работы «Измерение размеров малых тел способом рядов».
А вот измерить диаметр мяча – проблематичная задача. Ребята
высказывают свои предположения. Задача считается решенной, если
обучающие доказали возможность прямого измерения диаметра мяча.
На экране 7 слайд.
Обучающиеся рассказывают о великих людях, изображения которых
даны на экране. Рассказ засчитывается, если была приведена информация не
только учебника.
На экране 8 слайд – «Аукцион».
При выполнении данного задания необходимо набрать как можно
больше определений из данной темы:
-игрушка - физическое тело;
-состоит из вещества;
-вещество состоит из молекул;
-молекулы состоят из атомов;
-молекулы взаимодействуют между собой;
-хаотично и беспорядочно движутся;
-характер движения молекул в твердом теле – хаотичный - колебания у
положения равновесия;
-твердое тело сохраняет объем и форму (детская машинка);
-объем можно измерить;
-погрузить в воду;
- погрузить в воду, налитую в отливной сосуд;
-можно измерить длину, ширину и высоту игрушки.
Чем больше ребята наберут очков, тем успешнее прошел аукцион.
Учитель. Ребята вы хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем.
С силой сжимаем кулаки, до дрожи. Разжимаем их.
Возьмитесь за край стола пальцами и с силой его сжимайте.
Возьмите листы формата А-4.Сложите их пополам. Еще раз пополам.
Оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам и оторвите левый
нижний угол. Разверните лист. Все выполняли одно и то же задание, а
результат одинаков?
Ну, и последнее задание. На столе два стакана, я опускаю туда чайные
пакетики. Что наблюдаем?
В одном стакане быстрее вода окрашивается. Явление диффузии. В
горячей воде диффузия протекает быстрее. Диффузию можно наблюдать в
газах и твердых телах.
Молодцы. Давайте подведем итоги урока. Сосчитали у кого сколько
карточек. Обучающиеся, что имеют большее число карточек, получают
оценку «5» и по мере уменьшения количества карточек оценки уменьшаются.
Ребята не получают оценку «неудовлетворительно», так как у всех есть
карточки, не меньше 3 штук.
В конце урока задаю вопрос: «Ребята, урок вам понравился? Чем? Что
нового вы узнали?».