" Особенности преподавания точных наук в условиях инклюзивного образования"
Автор: Ивко Нина Николаевна Должность: учитель математики и физики Учебное заведение: ГБКОУ " Казанская специальная общеобразовательная школа для детей с ОВЗ III-IV вида №172 Населённый пункт: город Казань Наименование материала: Статья Тема: " Особенности преподавания точных наук в условиях инклюзивного образования" Раздел: среднее образование
Особенности преподавания точных наук в условиях инклюзивного
образования.
Автор: Ивко Нина Николаевна
(учитель математики и физики).
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
актуальна
и
в
теоретическом
и
в
практическом
отношении.
Интеграция
«проблемных»
детей
в
общество
—
это
закономерный
этап
развития
системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который
вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.
Работая более 10 лет в школе для детей с ОВЗ III-IV видов, я испробовала
много различных способов обучить математике и физике детей с ОВЗ, но
самым эффективным оказался интегрированный подход (слияние науки и
искусства) в преподавании точных наук, в результате которого происходит
социализация
ребенка
,
развитие
эстетических
качеств,
компенсируются
недостатки развития ,возникает стойкий интерес к познанию нового.
Освоение детьми с нарушением зрения социального опыта, включений их в
систему коллективных отношений требует от педагога дополнительных мер,
усилий, умений, знаний по вопросам реабилитации и социализации ребенка.
Отсюда вытекает актуальность
данной статьи, посвященной проблемам
совершенствования
и
оптимизации
педагогического
воздействия
на
ход
развития социальной компетентности детей с нарушением зрения.
При нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений,
связанных с ослаблением познавательных процессов .
Для
активизации
процессов
компенсации,
преодоления
или
устранения
недостатков познавательной деятельности необходима система специальных
педагогических
мероприятий,
средств,
форм
и
методов
обучения
и
воспитания.
Одним
из
средств
педагогического
воздействия
является
интегрированный подход в преподавании точных наук. Характерная черта
интегрированных
уроков
—
это
поиск
необычного
способа
решения
поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Учитель в
процессе урока охватывает почти все стороны жизни современного человека (
музыка, искусство, культура, история …)
Примерами интегрированного подхода к преподаванию точных наук для
детей с ОВЗ являются уроки
(из
личного опыта работы) разработанные
мною и дающие положительные результаты. Приведу примеры фрагментов
некоторых уроков :
На уроках физики при изучении темы «Агрегатные состояния вещества»
учитель приводит примеры состояния природы
во все времена года. При
этом
иллюстрирует
в
виде
слайдов
картины
знаменитых
художников
о
природе
(Левитан
«Зимой
в
лесу»,
Шишкин
«Зима»,
Саврасов
«Весна»,
Васнецов «Летний день»…),
включает музыку Вивальди «Времена года»
(называет дирижера: Герберт фон Кароян и оркестр симфонической музыки),
зачитывает строки великих поэтов о природе:
2
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест…
Ю.Тютчев
Яркий снег слепит глаза людей,
Белый снег, он серебра белей,
Он своей поспорит белизной
С мягкой ватой, рисовой мукой.
Лю
Дабаю (Китай)
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен. (Ф. Тютчев.)
У ребят складывается целостная картина изменения природы родного края,
развивается чувство патриотизма и любви к Родине.
При
изучении
темы
«Многогранники»
учащиеся
знакомятся
с
презентацией,
в
которой
рассказывается
об
одном
из
семи
чудес
света
«Пирамидах Египта», слайды уносят ребят и в другие страны и континенты,
где были обнаружены пирамиды. Почему именно пирамиды?- задает вопрос
учитель.
На
этот
вопрос
до
сих
пор
не
найден
ответ.
Пирамиды
были
обнаружены и в Китае, и в районе Бермудского треугольника и даже на
Марсе.
Слова
подтверждаются
слайдами.
В
глазах
ребят
появляется
заинтересованность и огромное желание раскрыть тайну. С интересом они
рассматривают макет пирамиды и пытаются понять «В чем же особенность
этой фигуры?»
При изучении тепловых процессов на уроке физики учитель зачитывает
сказку «Хитроумный Иван»с физическими вопросами.
Царевна молвит : «Вот тебе первая задача : сделай так, чтобы то, что тебя
окружает , но невидимо, стало видимым»
« Это пара пустяков, - отвечает Иван. - Дай-ка зеркальце, я сделаю так… ,а ты
посмотри в него» Что сделал Иван и что могла увидеть царевна?
Интеграция различных предметов и
областей знаний прослеживается в
таких задачах по физике, как:
что общего между ракетой и кальмаром? (учитель рассказывает,
что
представляет собой это животное)
3
«мировой рекорд» по прыжкам в высоту среди животных принадлежит
маленькой южноафриканской антилопе. На какую высоту прыгнет антилопа,
если она отталкивается от земли вверх со скоростью 12 м/с
( учитель: справка о высоте прыжков различных животных)
где сила тяжести одного и того же тела больше: на экваторе или на полюсе?
Почему?
( учитель: где находится экватор и полюс , какие страны там
расположены)
Вопрос
об
отвердевании
кристаллических
тел
хорошо
иллюстрируют
следующие слова И.В. Гете:
Глянем поглубже в расселины скал:
Тихо в кристаллах растет минерал.
При
изучении
разложения
белого
света
в
спектрах
учитель
читает
поэтические строки Тютчева Ф.И о радуге:
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
При изучении давления учитель использует литературного героя:
«Выходя на берег, Робинзон почувствовал, что его ноги вязнут в глинистом
грунте. Он прикладывал огромные усилия, чтобы вытащить их. « Отчего это
происходит?»-спросил он себя.» Дайте и вы объяснение явлению.(Кто такой
Робинзон?)
Изучая тему: «Смачиваемость веществ» учитель зачитывает задачу «Дамы в
очках»: В магазине «Оптика» очаровательная покупательница жаловалась
продавцу на недавно купленные очки: стекла запотевают, а во время дождя
все время мокрые. Как быть? Что посоветовал оказавшийся случайно рядом
Шерлок Холмс?
Применение интегрированного подхода в преподавании физики и
математики позволяет с разных точек зрения рассмотреть одно явление с
разных сторон: с позиции поэзии, живописи, музыки и дает более полное
представление об изучаемых процессах, помогает понять и раскрыть их
сущность.
Познавательная
информация,
содержащаяся
на
уроках,
существенно
пополняет
знания
слепых
и
слабовидящих
в
сфере
науки,
культуры, техники. Изучение простых явлений окружающего мира позволяет
взглянуть на изучаемые в школе предметы как на метод познания, а не склад
готовых
знаний.
Необходимо
научиться
видеть
и
замечать
вокруг
удивительное.
4
«Познание начинается с удивления» - эта древняя мудрость говорит о первом
непременном
условии
любого
образования.
Способность
удивляться
-
великий дар природы, который помогает нам не только учиться , но и жить.
5