Напоминание

" Особенности преподавания точных наук в условиях инклюзивного образования"


Автор: Ивко Нина Николаевна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: ГБКОУ " Казанская специальная общеобразовательная школа для детей с ОВЗ III-IV вида №172
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: " Особенности преподавания точных наук в условиях инклюзивного образования"
Раздел: среднее образование





Назад





Особенности преподавания точных наук в условиях инклюзивного

образования.
Автор: Ивко Нина Николаевна (учитель математики и физики). Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна и в теоретическом и в практическом отношении. Интеграция «проблемных» детей в общество — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Работая более 10 лет в школе для детей с ОВЗ III-IV видов, я испробовала много различных способов обучить математике и физике детей с ОВЗ, но самым эффективным оказался интегрированный подход (слияние науки и искусства) в преподавании точных наук, в результате которого происходит социализация ребенка , развитие эстетических качеств, компенсируются недостатки развития ,возникает стойкий интерес к познанию нового. Освоение детьми с нарушением зрения социального опыта, включений их в систему коллективных отношений требует от педагога дополнительных мер, усилий, умений, знаний по вопросам реабилитации и социализации ребенка. Отсюда вытекает актуальность данной статьи, посвященной проблемам совершенствования и оптимизации педагогического воздействия на ход развития социальной компетентности детей с нарушением зрения. При нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов . Для активизации процессов компенсации, преодоления или устранения недостатков познавательной деятельности необходима система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания. Одним из средств педагогического воздействия является интегрированный подход в преподавании точных наук. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Учитель в процессе урока охватывает почти все стороны жизни современного человека ( музыка, искусство, культура, история …) Примерами интегрированного подхода к преподаванию точных наук для детей с ОВЗ являются уроки (из личного опыта работы) разработанные мною и дающие положительные результаты. Приведу примеры фрагментов некоторых уроков :  На уроках физики при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» учитель приводит примеры состояния природы во все времена года. При этом иллюстрирует в виде слайдов картины знаменитых художников о природе (Левитан «Зимой в лесу», Шишкин «Зима», Саврасов «Весна», Васнецов «Летний день»…), включает музыку Вивальди «Времена года» (называет дирижера: Герберт фон Кароян и оркестр симфонической музыки), зачитывает строки великих поэтов о природе: 2
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест… Ю.Тютчев Яркий снег слепит глаза людей, Белый снег, он серебра белей, Он своей поспорит белизной С мягкой ватой, рисовой мукой. Лю Дабаю (Китай) Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен. (Ф. Тютчев.) У ребят складывается целостная картина изменения природы родного края, развивается чувство патриотизма и любви к Родине.  При изучении темы «Многогранники» учащиеся знакомятся с презентацией, в которой рассказывается об одном из семи чудес света «Пирамидах Египта», слайды уносят ребят и в другие страны и континенты, где были обнаружены пирамиды. Почему именно пирамиды?- задает вопрос учитель. На этот вопрос до сих пор не найден ответ. Пирамиды были обнаружены и в Китае, и в районе Бермудского треугольника и даже на Марсе. Слова подтверждаются слайдами. В глазах ребят появляется заинтересованность и огромное желание раскрыть тайну. С интересом они рассматривают макет пирамиды и пытаются понять «В чем же особенность этой фигуры?»  При изучении тепловых процессов на уроке физики учитель зачитывает сказку «Хитроумный Иван»с физическими вопросами. Царевна молвит : «Вот тебе первая задача : сделай так, чтобы то, что тебя окружает , но невидимо, стало видимым» « Это пара пустяков, - отвечает Иван. - Дай-ка зеркальце, я сделаю так… ,а ты посмотри в него» Что сделал Иван и что могла увидеть царевна? Интеграция различных предметов и областей знаний прослеживается в таких задачах по физике, как:  что общего между ракетой и кальмаром? (учитель рассказывает, что представляет собой это животное) 3
 «мировой рекорд» по прыжкам в высоту среди животных принадлежит маленькой южноафриканской антилопе. На какую высоту прыгнет антилопа, если она отталкивается от земли вверх со скоростью 12 м/с ( учитель: справка о высоте прыжков различных животных)  где сила тяжести одного и того же тела больше: на экваторе или на полюсе? Почему? ( учитель: где находится экватор и полюс , какие страны там расположены)  Вопрос об отвердевании кристаллических тел хорошо иллюстрируют следующие слова И.В. Гете: Глянем поглубже в расселины скал: Тихо в кристаллах растет минерал.  При изучении разложения белого света в спектрах учитель читает поэтические строки Тютчева Ф.И о радуге: Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве!  При изучении давления учитель использует литературного героя: «Выходя на берег, Робинзон почувствовал, что его ноги вязнут в глинистом грунте. Он прикладывал огромные усилия, чтобы вытащить их. « Отчего это происходит?»-спросил он себя.» Дайте и вы объяснение явлению.(Кто такой Робинзон?)  Изучая тему: «Смачиваемость веществ» учитель зачитывает задачу «Дамы в очках»: В магазине «Оптика» очаровательная покупательница жаловалась продавцу на недавно купленные очки: стекла запотевают, а во время дождя все время мокрые. Как быть? Что посоветовал оказавшийся случайно рядом Шерлок Холмс? Применение интегрированного подхода в преподавании физики и математики позволяет с разных точек зрения рассмотреть одно явление с разных сторон: с позиции поэзии, живописи, музыки и дает более полное представление об изучаемых процессах, помогает понять и раскрыть их сущность. Познавательная информация, содержащаяся на уроках, существенно пополняет знания слепых и слабовидящих в сфере науки, культуры, техники. Изучение простых явлений окружающего мира позволяет взглянуть на изучаемые в школе предметы как на метод познания, а не склад готовых знаний. Необходимо научиться видеть и замечать вокруг удивительное. 4
«Познание начинается с удивления» - эта древняя мудрость говорит о первом непременном условии любого образования. Способность удивляться - великий дар природы, который помогает нам не только учиться , но и жить. 5


В раздел образования