Автор: Ткаченко Галина Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Конспект совместного практического занятия с родителями.
Тема: "Профилактика плоскостопия"
Раздел: дошкольное образование
Практическое занятие совместно с родителями.
Тема: "Профилактика плоскостопия"
Автор: Ткаченко Галина Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре.
Место работы: МАДОУ «Золушка», г. Ноябрьск
Цель: формировать у родителей устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению здоровья
детей.
Задачи:
привлечь внимание родителей к проблеме плоскостопия,
повысить уровень знаний родителей в области профилактики и коррекции плоскостопия,
познакомить родителей с практическими упражнениями, способствующими укреплению
сводов стопы.
Предварительная работа.
Провести опрос родителей о наличии интереса к проблеме «Профилактика
плоскостопия».
Чтение детям сказки Ш. Перро «Золушка» (старшая группа сокращенный вариант)
Форма одежды: спортивная, без обуви.
Оборудование.
коврики массажные, дорожка для развития равновесия «Змейка», массажные кочки,
кольца резиновые, канат, барьеры; по количеству участников: массажные мячики с шипами,
палочки, шарфики, листы с изображением туфельки, карандаши, подносы; платочки, мелкие
пластмассовые игрушки, крупные бусинки; коробочки разных цветов 4шт., подносы большие
2шт, скамейки.
Видеозарисовка, проектор, экран, музыка.
Ход мероприятия
В зале находятся родители.
___Слайд1____
Инструктор по физической культуре:
Доброе утро, уважаемые родители! Я сегодня хочу поговорить с вами о здоровье, а
конкретно о здоровье ног. И не случайно.
___Слайд2____
В ногах человека более 70 тысяч нервных окончаний, которые связаны с внутренними
органами и системами (сердце, легкие, бронхи, кишечник и др). От ног во многом зависит
здоровье в целом.
___Слайд3___
Самой распространенной проблемой здоровья ног является плоскостопие. Плоскостопием
страдают от 40 до 60% населения земного шара (данные А.А. Очерет).
Особо
актуальна
проблема
плоскостопия
в
городских
условиях.
В
нашем
городе
она
усугубляется климатическими условиями Крайнего Севера, а именно: сведена к минимуму
возможность ходить босиком в естественных природных условиях (по песку, камешкам,
траве…),
где
происходит
раздражение
рецепторов
и
укрепление
мышечной
системы
стопы.
___Слайд4___
К причинам возникновения плоскостопия можно отнести:
наследственность (если у кого-то из родных есть или было это заболевание, нужно быть
особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду),
ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой
или широкой),
чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной
массе тела),
чрезмерная гибкость суставов,
рахит,
паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП),
травмы стоп,
слабая мышечная система ног.
Чем опасно плоскостопие?
Плоскостопие
является
основной
запускающей
причиной
для
формирования сколиозов,
артрозов и других заболеваний опорно-двигательного аппарата. Вы родители, должны помнить,
что
плоскостопие
–
это
недуг,
который
при
отсутствии
адекватной
терапии,
приводит
к
серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-
двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернет ребенку здоровье и
уверенность в своей привлекательности!
___Слайд5___
Что
же
такое
плоскостопие? Плоскостопие
–
это
статическая
деформация
стопы,
характеризующаяся уплощением ее сводов.
Взгляните на слайд. Так выглядят здоровая, уплощенная и плоская стопы.
___Слайд6___
Для диагностики стопы раз в год проводится плантография.
Определить есть ли у вашего ребенка или у вас плоскостопие, вы можете и в домашних
условиях. Как это сделать вы сможете прочитать на группе в журнале «Плоскостопие».
Взгляните на себя, окружающих. У тех, кто страдает плоскостопием – ноги, будто налиты
свинцом, каждый шаг дается с трудом. А если у вас такая работа, когда «волка ноги кормят», то
вы и ваша семья рискуете остаться голодными… Это, в основном, касается мужчин.
У дам свои проблемы. Женщина, как известно, начинается с ног. А при плоскостопии о
туфлях на шпильках и платформе можно забыть.
Будут ли в будущем наши дети иметь
красивую, пружинящую, летящую походку и
хорошее здоровье во многом зависит от нас.
Народная мудрость гласит: «Дитятко, как тесто: как замесил, так и выросло».
___Слайд7___
Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования
всех
средств
физического
воспитания! -
гигиенических,
природно-оздоровительных
факторов и физических упражнений.
___Слайд8___
Среди гигиенических
факторов
стоит
отметить: гигиену
ног,
гигиену
обуви
и
правильный её подбор. (Информацию о подборе детской обуви можно прочитать в журнале для
родителей: «Плоскостопие»).
___Слайд9___
Регулярное
применение природно-оздоровительных
факторов,
например,
хождение
босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, опил различных пород деревьев и т.п.)
также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп.
Эффективность профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить
закаливание стоп (обливание ног, контрастное обливание стоп, босохождение по водяной
дорожке,
траве,
земле),
что
позволяет
не
только
улучшить
кровоснабжение
стоп,
но
и
оздоровить организм в целом. Ходьба босиком по колючим поверхностям : пуговицам, шишкам,
дорожкам
и другим колючим материалам желательно природного происхождения запускает
«рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и увеличением свода стопы.
Зная о
пользе босохождения необходимо помнить, что длительная ходьба босиком по твердым ровным
поверхностям (по полу) способствует уплощению стоп.
___Слайд10___
И несомненно, огромное значение на формирование свода стопы оказывают физические
упражнения.
Сегодня
на
нашем
занятии
я
хочу
познакомить
вас
с
примерными физическими
упражнениями для укрепления мышц стопы, а совместное выполнение этих упражнений с
детьми поможет вам лучше их запомнить, почувствовать влияние этих упражнений на стопу.
Эти упражнения можно, без труда, использовать в домашних условиях, используя подручные
средства: платочки, шарфики, карандаши, мелкие игрушки и предметы, мячи и т.д. У кого уже
есть проблемы со здоровьем стопы эти упражнения необходимо выполнять ежедневно. Думаю,
что прежде чем требовать от ребенка выполнения упражнений, следует сначала сделать их
самим, чем мы с вами сейчас и займемся.
___Слайд11___
____Практикум_____
В зал приглашаются дети.
Инструктор по физической культуре:
- Ребята, у нас сегодня не обычное занятие. К нам пришли гости: мои коллеги и ваши родители.
Они хотят посмотреть, какие упражнения вы делаете для того, чтобы ваши ножки были
здоровыми. А родители решили выполнить эти упражнения вместе с вами.
Уважаемые родители, присоединяйтесь к нам.
Давайте проверим осанку. Упражнение «Солнышко встало».
И.п.: стать пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Круговое движение рук: перед собой
– вверх (подняться на носки) – в стороны – руки прижать назад к бедрам (опуститься на пятки).
Спина прямая, подбородок не опускаем.
Сегодня на занятии нас ждет сказочное путешествие. Согласны?
Тогда поворачивайтесь за мной; мы отправляемся в путь по дорожкам здоровья.
Ходьба
по
массажным
коврикам,
дорожке
для
развития
равновесия
«Змейка»,
массажным кочкам, резиновым колечкам (на носках, на пятках), канату, через барьеры.
- Очень долго мы шагали,
В путь дороге мы устали.
Сядем все мы, отдохнем
И массаж ступней начнем.
Дети и родители садятся на скамейки.
Проведем по ножке нежно, поглаживание
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья нужна.
Это помни ты всегда!
Разминка тоже обязательна разминание
Выполняй ее старательно.
Растирай старайся и не отвлекайся.
По подошве, как граблями, растирание
Проведем сейчас руками.
И полезно и приятно -
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней
Будут быстрыми они
Потом попробуй догони!
Гибкость тоже нам нужна, растяжка мышц стопы
Без нее мы никуда
Раз - сгибай, два - выпрямляй
Ну активнее давай
Каждый пальчик мы найдем, массаж
Хорошенько разомнем.
Надо с ними нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Будем ножки развивать поглаживание
Мышцы ножек укреплять.
Крепким ноженькам своим
Скажем мы: «Благодарим».
Звучит телефонный звонок.
Инструктор по физической культуре:
- Кажется нам, кто-то звонит по скайпу.
На экране появляется Золушка.
Инструктор по физической культуре:
- Здравствуй. Золушка!
Золушка:
- Здравствуйте, ребята!
Инструктор по физической культуре:
Почему ты такая грустная?
Золушка:
Я очень хочу попасть на бал, но мачеха не пускает меня.
Она дала очень много работы. Я всё умею делать, но руками, а она, чтобы я не смогла
справиться, приказала делать ногами…Но ногами я не умею… Как же мне попасть на бал?..
На экране появляется злая мачеха
и поручает Золушке выполнить целый список дел.
Инструктор по физической культуре:
- Друзья мои, давайте поможем Золушке справиться с поручением злой мачехи.
А вот и список с заданиями, которые нужно выполнить ногами:
1. «Раскатать тесто» (Упражнение: «Прокатывание палочек ногами»).
2. «Шелушить шишки» (Упражнение: «Прокатывание массажных мячей»).
3. «Найти в игрушках рассыпавшиеся бусы дочек» (Упражнение: «Перекладывание пальчиками
ног мелких предметов»).
4. «Сложить для бала шарфики бантиками» (Упражнение: «Гусеница»).
5. «Разобрать платочки по цветам» (Упражнение: «Захват предметов пальцами ног»).
6. «Разукрасить эскизы туфель для бала» ( Упражнение: «Рисование на листе, удерживая
карандаш пальцами ног»).
Инструктор по физической культуре:
- Мы справились со всеми заданиями злой мачехи. Теперь Золушка сможет попасть на бал.
Звучит телефонный звонок.
Появляется Золушка:
- Ура я еду на бал! Спасибо!
Инструктор по физической культуре:
-
Золушка такая счастливая, хорошо, что мы ей помогли,
теперь она сможет танцевать на
королевском балу. Мои ножки тоже просятся в пляс. Давайте с вами потанцуем. Становитесь
скорее в круг и повторяйте за мной движения. (Взрослые и дети становятся в круг).
Музыкальное упражнение «Танцуют ножки» под мелодию песни «Добрый жук».
Движения:
1. Выставление ноги на пятку – на носок
2. Разведение и сведение пяток
3. Поворот стопы вправо-влево, опора на пятку
4. Разведение и сведение носков
5. Перекат на носки – на пятки.
Инструктор по физической культуре:
Хорошо, что все хорошо кончается, мы помогли Золушке, показали упражнения нашим гостям и
поупражняли свои ножки. Пора в обратную дорогу.
Ходьба по массажным коврикам, дорожке для развития равновесия «Змейка», массажным
кочкам, резиновым колечкам (на носках, на пятках).
Дети уходят.
Инструктор по физической культуре:
-
Уважаемые
родители,
сегодня
вы
познакомились
с
упражнениями
по
профилактике
и
коррекции плоскостопия. В конце хочу дать несколько советов.
Если у ребенка уже есть плоскостопие упражнения нужно выполнять ежедневно.
Нельзя перегружать стопу, профилактические и коррекционные упражнения лучше выполнять
после сидячих занятий.
Запомните, чем тяжелее степень плоскостопия, тем чаще чередуйте упражнения, выполняемые
стоя и сидя.
Дополнительно
получить
информацию
вы
можете
на
группе
из
журнала
«Плоскостопие»
(плантография, подбор обуви, упражнения) и на нашем сайте (видиофильм «Упражнения по
профилактике плоскостопия»).
Будьте здоровы, заботьтесь о здоровье своих детей и помните: здоровье ног – влияет на
здоровье в целом.