Автор: Осовик Гулинара Махаметнуровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа №1" р.п.Бисерть
Населённый пункт: р.п.Бисерть, Свердловская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Роль педагога в воспитательном процессе.
Раздел: среднее образование
Роль педагога в воспитательном процессе.
Воспитание
–
это
процесс
«питания
души
и
сердца»
ребенка
всеми
лучшими,
высшими,
возвышающими,
одухотворяющими
плодами
цивилизации.
(Ш.А.
Анонашвили). [2,36]
Главной фигурой в воспитании ребенка в школе, по-прежнему остается педагог. Он
контролирует
ход
воспитательного
процесса,
процесс
становление
личности
каждого
ребенка,
его
нравственных
качеств,
координирует
учебную
деятельность
каждого
воспитанника, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, развитие
творческих
способностей
воспитанников,
взаимоотношения
с
другими
участниками
воспитательного процесса.
Педагог рассматривает воспитание, прежде всего, как создание условия для развития
внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится индивидуальная
работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого
ребенка.
В
первую
очередь
педагог
должен
уделять
внимание
созданию
в
классе
положительного психологического климата, созданию условий, позволяющих каждому
ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению учащихся в систему
реальных социальных отношений.
Одним из ключевых факторов модернизации России является духовно-нравственное
воспитание и развитие личности гражданина России. Уровень благосостояния и характер
развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека,
жизненных
приоритетов,
нравственных
убеждений,
моральных
норм
и
духовных
ценностей. И в этом ведущая роль принадлежит педагогу как организатору и координатору
взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
Педагог способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально ценные отношения и переживания воспитанников, творческую,
личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Работа
педагога направлена на становление и проявление индивидуальности каждого ребенка и
классного сообщества в целом. [1,19]
Педагог в своей работе выбирает такие формы организации воспитательного процесса,
которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам
воспитания, новым требованиям ФГОС.
Наиболее распространенная форма организации воспитательного процесса является
классный час – форма свободного общения учащимися. На классном часе принимают все
активное участие, никто в классе не остается пассивным наблюдателем.
Большое место занимают и этические беседы. В процессе беседы вырабатывается
оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Важную роль для расширения кругозора, развитию художественного вкуса, являются
читательские
конференции.
Нередко
в
ходе
читательских
конференций
обсуждение
принимает дискуссионный характер и конференции перерастают в диспут.
Большое место в воспитательном процессе занимает и проектная деятельность, где
каждый ребенок вовлечен в творческий процесс. Такая деятельность требует большого
профессионализма,
повышение
уровня
педагогической
компетентности,
что
даст
возможность педагогу более точно провести диагностику классного коллектива, проблем
учащихся, определить меру своих возможностей и привлечения тех специалистов, которые
необходимы в оказании помощи детям в процессе их развития.
Подводя
итог,
хочется
сказать,
что
в
воспитании
все
должно
основываться
на
личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого
источника человеческой личности. (К. Д. Ушинский). [3,56]
Список литературы:
1.
Классный
руководитель
(научно-
методический
журнал).
Москва,
№6,
2013.
2.
Классный
руководитель
(научно-
методический
журнал).
Москва,
№7,
2013.
3. Лушников А.М. История педагогики. – Екатеринбург, 1995