Автор: Дудкина Наталья Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ ДО "Частоозерский Дом детства и юношества"
Населённый пункт: с. Частоозерье, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль декоративно - прикладного искусства в развитии ребёнка
Раздел: дополнительное образование
Роль декоративно - прикладного искусства в развитии ребёнка.
На протяжении тысячелетий народное искусство дает возможность человеку познать мир и
выразить свое отношение к нему. Произведения народного искусства отражают особенности
эпохи, людей, которые их создавали.
Искусством пронизана вся жизнь человека. Важно ввести ребенка в мир искусства как можно
раньше. Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно -
эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих
специалистов в области народного искусства - Г.К.Вагнера, З.М.Василенко, В.С.Воронова,
М.А.Некрасовой и других. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность
мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными
критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство
ритма, обобщенной пластики форм и орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые,
декоративное искусство должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Ключом
эстетического воспитания является связь художественно - творческой деятельности ребенка с
освоением им выразительных особенностей различных видов искусства. В начале закладываются
основы эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности, эстетической
оценки произведений искусства и собственных творческих работ детей, выделяются главные виды
деятельности (игровая, театрализованная, художественно - речевая, музыкальная,
изобразительная), большое внимание уделяется развитию творческой активности. Включение в
педагогический процесс произведений народного искусства наполняет жизнь детей ярким,
интересным содержание ческой творческой деятельности.
Использованные в работе с детьми разнообразные методы, приемы и средства позволили
сформировать у них эстетическое восприятие, развить творческую активность, выразившуюся в
стремлении детей использовать созданные ими по народным мотивам декоративные изделия, в
желании исполнять народные песни, танцы, хороводы. Разработка системы эстетического
воспитания в начальной школе дает возможность избежать стихийности и случайности в
воспитательно-образовательной работе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития
эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической
работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка,
обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический
опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство
в силу своей специфики, заключающейся в образно - эмоциональном отражении мира, оказывает
сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит
формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании
отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного
творчества: Усова А.П., Саккулина Н.П., Комарова Т.С., Шпикалова Т.Я., Езикеева В.Я., Халезова
Н.Б., Богатеева З.А., Доронова Т.Н., Грибовская А.А. и другие. Они убедительно показывают, что
ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие
представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств,
приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.
Исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты:
традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство
языка, связь с окружающей жизнью.
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного
воспитания детей школьного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие
стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,
раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Мы живем там, где нет
возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной
посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества,
познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью,
ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый
ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России. Творческие способности детей при
применении декоративно-прикладного искусства развиваюся в следующих направлениях: в
предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении
их на объемах, в создании предметов декоративного характера, умения найти собственный способ
изображения и оформления предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на изделия.
Всю работу строим в определенной системе, используя традиционные и нетрадиционные формы.
Творчество — это деятельность в процессе которой создается что-то новое, в результате поиска,
использования, использования личного опыта, а также знаний и умений, которые ребенок получил
в процессе обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и
интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в
логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого
интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур
материалов - вот характерные особенности произведений народного декоративно - прикладного
искусства. Что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности в процессе
ознакомления с искусством? Прежде всего - развитие эстетического восприятия, формирование
умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, обводить предмет руками, выделяя его свойства:
форму, строение, величину, пропорции, цвета, расположение в пространстве; в музыке - выделять
звуки, их силу, гармонию, характер. Постепенно под влиянием педагогов дети приобретают
способность образной эмоциональной оценки предметов. В эстетическом воспитании пути
познания мира идут через художественное восприятие, поскольку оценочная работа мысли
является результатом пережитого в художественных образах. С годами удельный вес осмысления
произведений увеличивается - дети овладевают содержанием, формой и выразительными
средствами. Ребенок формируется на основе эстетического восприятия образных представлений.
Это обеспечивает ему успешное овладение учением и спокойную адаптацию в школе.
Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств.
Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать
психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности.
Особое значение в этой связи имеет интегрирование искусства и разнообразных видов
художественной деятельности детей младшего школьного возраста.
C одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие
которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности в том
числе и эстетического восприятия, с другой - основой интеграции применительно к предметам и
содержанию эстетического служит образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах
художественной деятельности специфическими средствами выразительности.
Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей
позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде
художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих
способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом,
что определяется общностью психических процессов, на которых базируется любая
художественная деятельность.
Исходя из выработанного положения о том, что наиболее полно гуманизация педагогического
процесса может быть обеспечена путем широкого включения в жизнь детей художественно-
творческой деятельности, углубления и расширения их эстетического воспитания вообще,
считается необходимым поставить в центр педагогического процесса в начальной школе
эстетическое воспитание и развитие художественных способностей и одаренности у детей.