Напоминание

Роль декоративно - прикладного искусства в развитии ребёнка


Автор: Дудкина Наталья Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ ДО "Частоозерский Дом детства и юношества"
Населённый пункт: с. Частоозерье, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль декоративно - прикладного искусства в развитии ребёнка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль декоративно - прикладного искусства в развитии ребёнка.

На протяжении тысячелетий народное искусство дает возможность человеку познать мир и

выразить свое отношение к нему. Произведения народного искусства отражают особенности

эпохи, людей, которые их создавали.

Искусством пронизана вся жизнь человека. Важно ввести ребенка в мир искусства как можно

раньше. Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно -

эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих

специалистов в области народного искусства - Г.К.Вагнера, З.М.Василенко, В.С.Воронова,

М.А.Некрасовой и других. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность

мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными

критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство

ритма, обобщенной пластики форм и орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые,

декоративное искусство должно играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Ключом

эстетического воспитания является связь художественно - творческой деятельности ребенка с

освоением им выразительных особенностей различных видов искусства. В начале закладываются

основы эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности, эстетической

оценки произведений искусства и собственных творческих работ детей, выделяются главные виды

деятельности (игровая, театрализованная, художественно - речевая, музыкальная,

изобразительная), большое внимание уделяется развитию творческой активности. Включение в

педагогический процесс произведений народного искусства наполняет жизнь детей ярким,

интересным содержание ческой творческой деятельности.

Использованные в работе с детьми разнообразные методы, приемы и средства позволили

сформировать у них эстетическое восприятие, развить творческую активность, выразившуюся в

стремлении детей использовать созданные ими по народным мотивам декоративные изделия, в

желании исполнять народные песни, танцы, хороводы. Разработка системы эстетического

воспитания в начальной школе дает возможность избежать стихийности и случайности в

воспитательно-образовательной работе.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития

эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической

работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка,

обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический

опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство

в силу своей специфики, заключающейся в образно - эмоциональном отражении мира, оказывает

сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит

формами, красками, звуками, ощущениями.

Важную роль народного и декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании

отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного

творчества: Усова А.П., Саккулина Н.П., Комарова Т.С., Шпикалова Т.Я., Езикеева В.Я., Халезова

Н.Б., Богатеева З.А., Доронова Т.Н., Грибовская А.А. и другие. Они убедительно показывают, что

ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие

представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств,

приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.

Исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты:

традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство

языка, связь с окружающей жизнью.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного

воспитания детей школьного возраста. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие

стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,

раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Мы живем там, где нет

возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной

посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества,

познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью,

ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый

ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России. Творческие способности детей при

применении декоративно-прикладного искусства развиваюся в следующих направлениях: в

предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении

их на объемах, в создании предметов декоративного характера, умения найти собственный способ

изображения и оформления предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на изделия.

Всю работу строим в определенной системе, используя традиционные и нетрадиционные формы.

Творчество — это деятельность в процессе которой создается что-то новое, в результате поиска,

использования, использования личного опыта, а также знаний и умений, которые ребенок получил

в процессе обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и

интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в

логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого

интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур

материалов - вот характерные особенности произведений народного декоративно - прикладного

искусства. Что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности в процессе

ознакомления с искусством? Прежде всего - развитие эстетического восприятия, формирование

умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, обводить предмет руками, выделяя его свойства:

форму, строение, величину, пропорции, цвета, расположение в пространстве; в музыке - выделять

звуки, их силу, гармонию, характер. Постепенно под влиянием педагогов дети приобретают

способность образной эмоциональной оценки предметов. В эстетическом воспитании пути

познания мира идут через художественное восприятие, поскольку оценочная работа мысли

является результатом пережитого в художественных образах. С годами удельный вес осмысления

произведений увеличивается - дети овладевают содержанием, формой и выразительными

средствами. Ребенок формируется на основе эстетического восприятия образных представлений.

Это обеспечивает ему успешное овладение учением и спокойную адаптацию в школе.

Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств.

Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать

психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности.

Особое значение в этой связи имеет интегрирование искусства и разнообразных видов

художественной деятельности детей младшего школьного возраста.

C одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие

которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности в том

числе и эстетического восприятия, с другой - основой интеграции применительно к предметам и

содержанию эстетического служит образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах

художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

Интеграция художественного содержания как путь формирования творческих способностей

позволяет предоставить детям возможность ярче проявлять себя в том или ином виде

художественно-творческой деятельности. Совершенствование художественно-творческих

способностей в одном направлении поможет более успешному развитию способностей и в другом,

что определяется общностью психических процессов, на которых базируется любая

художественная деятельность.

Исходя из выработанного положения о том, что наиболее полно гуманизация педагогического

процесса может быть обеспечена путем широкого включения в жизнь детей художественно-

творческой деятельности, углубления и расширения их эстетического воспитания вообще,

считается необходимым поставить в центр педагогического процесса в начальной школе

эстетическое воспитание и развитие художественных способностей и одаренности у детей.



В раздел образования