Музыкальные образы "Детского альбома" П.И. Чайковского
Автор: Яруллина Ландыш Афраимовна Должность: преподаватель музыки Учебное заведение: ГАПОУ "Арский педагогический колледж им. Г. Тукая" Населённый пункт: г. Арск, Республика Татарстан Наименование материала: План - конспект урока Тема: Музыкальные образы "Детского альбома" П.И. Чайковского Раздел: среднее профессиональное
Выполнила : Преподаватель музыки Яруллина Ландыш Афраимовна
ГАПОУ «Арского педагогического колледжа им. Г. Тукая»
Цель
урока.
Познакомить
учащихся
с
фортепианным
циклом
П.И.Чайковского.
Задачи:
познакомить с историей создания и с музыкальными произведениями
«Детского
альбома»
П.И.Чайковского,
способствовать
формированию
познавательной
активности
и
интересов
в
процессе
изучения
нового
материала, научить работать в коллективе, уважать мнение товарища,
принимать решение, создавать «художественный продукт»;
развивать у учащихся творчество, музыкальный вкус, воображение,
зрительную и слуховую память;
воспитание
любви
и
интереса,
чуткого
отношения
к
музыке,
к
творчеству композиторов. Воспитывать доброту и коллективизм.
Этапы работы и содержание этапов
I. Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися.
Чтобы
дальнейшая
работа
на
уроке
была
эффективной
студенты
должны
быстро
распределиться
по
группам,
подготовиться
к
работе
и
творческому общению на уроке.
Цель и задачи, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока
Заинтересовать
и
организовать
студентов
к
изучению
нового
музыкального материала.
Создать комфортные условия для работы, организовать деятельность
учащихся, создать дружелюбную атмосферу.
Методы, используемые на этом этапе урока:
словесные;
метод стимулирования.
Здравствуйте, дорогие студенты и гости!
Сегодня
у
нас
урок
детской
музыкальной
литературы.
Мы
будем
работать в группах, давайте улыбнемся друг другу, пожелаем творческих
удач.
И начнем урок с закрепления пройденного материала. На прошлом
уроке мы познакомились с 16-ю песнями для детей П.И.Чайковского. Сейчас
мы
с
вами
закрепим
эту
тему
и
проведем опрос
по
заданному
на
дом
материалу.
Цели и задачи. Закрепление пройденного материала, способствование
формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения
учебного материала.
Учащиеся должны в себе развить навыки самоподготовки, научиться
подходить
к
изучению
материала
более
осмысленно,
развивать
в
себе
творческие способности.
Методы
поисковый,
стимулирования,
наглядные,
словесные,
метод
поощрения.
Вопросы и задания заданные на дом.
1.
Рассказать историю создания «16 песен для детей» П.И.Чайковского.
2.
К стихам каких поэтов обращается П.И.Чайковский при сочинении
этого цикла.
3.
Перечислить название песен.
4.
Слушать песни и подготовить исполнение.
5.
Подготовить исполнение произведений «Детского альбома».
3. Изучение нового материала.
Цели, которые учитель ставит перед учениками.
Учащиеся должны ознакомиться с элементами групповой работы и
успешно
применить
их
в
практике.
Научиться
раскрывать
с
помощью
выразительных средств музыкальные образы, развивать своё воображение,
потребность общения с музыкой, развивать в себе такие качества, как умение
работать в коллективе, уважать мнение товарища.
Цели и задачи данного этапа урока.
Познакомить с «Детским альбомом» П.И.Чайковского, с историей его
создания,
заинтересовать
учащихся
с
темой
урока,
вызвать
интерес
к
изучению музыкального материала, научить работать в коллективе, уважать
мнение товарища, принимать решения, создавать при помощи выразительных
средств
«художественный
продукт».
Развивать
в
учащихся
музыкальный
вкус, творчество, воображение, слуховую и зрительную память.
Методы: активизирующие познавательную деятельность, поисковые,
наглядно-слуховые, исследовательские.
На
сегодняшнем
уроке
мы
продолжим
знакомство
с
удивительной
музыкой
Чайковского.
Сейчас
для
вас
прозвучит
музыка (звучит «Марш
деревянных солдатиков»).
- Знакома ли она вам? И что это за произведение.
Тема
нашего
сегодняшнего
урока
«Музыкальные
образы
«Детского
альбома» П.И.Чайковского.
Для
начала
мы
познакомимся
с
историей
создания
этого
альбома.
Известно несколько версий создания этого альбома. Давайте посмотрим, как
это было… (Студенты показывают историю создания театрализовано).
Ученик сидит и играет пьесу из
«Детского альбома» Р.Шумана.
Входит П. И. Чайковский , подслушивает и говорит : « А не написать ли и
мне сборник пьес для детей». Он подходит к столу , садится и берет перо и
бумагу.
Чтец : Первое упоминание о замысле « Детского альбома « относится
к февралю 1878 года. П. И. Чайковский в это время находился в длительном
заграничном путешествии .В письме к П. Юргенсу он писал: (Чайковский
пишет и говорит громко ) « …Завтра примусь я за сборник миниатюрных
пьес для детей. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной
легкости с заманчивыми заглавиями , как у Шумана,»
Чтец:
Мысль
о
посвящении
Володе
Давыдову
,
одному
из
много
численных детей своей сестры
Александры Ильиничны возникла после
окончания сочинений. Племяннику композитора в ту пору было шесть с
половиной лет.
Так 24 ноября 1878 года из Флоренции он писал своей
покровительнице Надежде Филоритовне фон Мекк: ( Чайковский пишет и
громко говорит) «,,,Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе ,
который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом»,
Чтец: Еще позже 12 декабря этого же года из Флоренции он писал
Л.В.Давыдову , мужу своей сестры. (Чайковский прохаживается по комнате
, садится за стол , берет перо , бумагу и говорит: « ,,,Скажи Бобику ,что
напечатаны ноты с картинками , что ноты сочинил дядя Петя и что на них
написано : посвещается Володе Давыдову.)
Мотив : элемент театрализации вводится как метод активизирующий
мышление, творческие способности, обличает усвоение материала, вносит
элемент новизны.
А
теперь
откройте
«Детский
альбом»
Чайковского,
который
лежит
перед вами на партах, и посмотрите, сколько пьес вошло в этот альбом.
В сборник входит 24 пьесы с очень интересными названиями., которые
связаны единой тематикой . В нем представлен пестрый мир детских игр
,танцев и случайных представлений.
Давайте прочитаем название пьес
(читаем) .
Ответьте на вопрос:
- Как называется произведение, которым автор сам дает название?
(Программные)
А
сейчас
мы
с
вами
поработаем
в
группах,
почувствуем
себя
композиторами. Перед каждой группой лежит листок с заданием. Сейчас вы
перевернете листок и откроете название произведения. Название читаем про
себя, чтобы другая группа не услышала. Если бы вы были композитором,
какими
средствами
музыкальной
выразительности
воспользовались
бы,
создавая эту пьесу и почему? (Студенты работают в группах, перед ними
название пьес «Баба-Яга», «Жаворонок», «Болезнь куклы»).
У моего музыкального образа мелодия по характеру должна быть
Потому что_________________________________________________
Лад___________________________(почему)_______________________
__Тнмп_______________________________(что изображает)___________
Ритм____________________Штрих______________________________
(почему)______________________________________________________
Использовали бы __________________________________________
Динамику__________________________________________________
(почему)______________________________________________________
_ В в е л и
б ы
в
э т у
п ь е с у
я р к и й
и з о б р а з и т е л ь н ы й
момент___________________________чтобы
придать
пьесе
яркий
изобразительный момент.
После завершения работы каждая группа, не произнося название
пьесы, зачитывает свою трактовку, а другие группы угадывают, что это за
пьеса.
А теперь давайте послушаем эту пьесу.
(Слушаем пьесу в исполнении студентов или в записи)
Вопрос: Удалось ли этой команде приблизиться к трактовке образа
Чайковским?
Дальше идет обсуждение.
Мотив.
Такие
формы
работы
ознакомят
студентов
с
элементами
групповой
работы,
развивают
познавательную
активность,
воображение,
творческие способности.
Методы
стимулирования
и
активизации,
проблемно-поисковые,
исследовательские, обобщения.
А теперь посмотрите название пьес и скажите, какие танцы ввел в
«Детский альбом» П.И.Чайковский? (Называют танцы)
Как вы думаете, почему композитор обратился именно к этим танцам?
(Потому что они были популярными танцами той эпохи).
(Слушаем вальс)
А сейчас еще раз обратимся к альбому и попробуем назвать пьесы,
которые композитор написал, как воспоминание о своих путешествиях по
разным странам. (Студенты называют)
Как
вы
думаете,
почему
композитор
ввел
эти
пьесы
в
«Детский
альбом»?
Давайте
послушаем
«Старинную
французскую
песню»
и
«Неаполитанскую песню». (Слушаем)
Вопрос: Композитор сам сочинил эти пьесы или просто цитирует в
них народную музыку? (Студенты отвечают)
Закрепление учебного материала
Учебная цель:
При
выполнении
домашнего
задания
учащиеся
должны
закрепить
знания,
полученные
на
уроке,
составить
групповой
письменный
ответ,
формировать умение выполнять работу в срок.
Цели и задачи для учителя:
Развить
умение
работать
в
коллективе,
прислушиваться
к
мнению
товарища,
умение
предъявлять
свое
мнение.
Вызвать
их
эмоциональный
отклик.
Вопросы для закрепления пройденного материала.
1.
Сколько пьес входит в «Детский альбом».
2.
Кому посвящается «Детский альбом» и почему?
3.
Существовали ли такие альбомы пьес до Чайковского? Чей альбом
послужил примером?
4.
В каких произведениях композитор мог бы использовать цитаты из
народной музыки?
5.
Во время практики в школе при прохождении каких тем вы могли бы
обратиться к пьесам из «Детского альбома»?
Студенты работают в группах. Отвечают на вопросы и передают другой
команде.
Другие
команды
соглашаются
с
ответом
или
вносят
свои
исправления, дополняют ответы.
Домашнее задание.
Цель для учащихся:
При
выполнении
домашнего
задания
учащиеся
должны
закрепить
знания, полученные при изучении нового материала, научиться добывать
знания самостоятельно и применять их на практике.
Цели, которых хочет достичь учитель:
Научить студентов самостоятельно работать над разрешением проблем,
получать конкретный результат, публично предъявлять полученные знания, в
процессе
которого
закрепляются
и
углубляются
знания
по
теме
урока,
развитие музыкальной памяти и слуха.
Методы, активизирующие познавательную деятельность, поисковые,
наглядно-слуховые, исследовательские.
Задание на дом.
1.
Слушать пьесы «Детского альбома» и подготовиться к «Угадай»ке.
2.
Перечислить
произведения
из
«Детского
альбома»,
в
которых
композитор ввёл яркие изобразительные элементы. (Звон бубенцов и
т.д.).
3.
В каких произведениях композитор использовал подлинно народную
музыку?
4.
На
каких
инструментах,
кроме
фортепиано
исполнялись
эти
произведения. (Привести примеры).
Подведение итогов. Выставление оценок.