Напоминание

Музыкальные образы "Детского альбома" П.И. Чайковского


Автор: Яруллина Ландыш Афраимовна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: ГАПОУ "Арский педагогический колледж им. Г. Тукая"
Населённый пункт: г. Арск, Республика Татарстан
Наименование материала: План - конспект урока
Тема: Музыкальные образы "Детского альбома" П.И. Чайковского
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема урока.

Музыкальные образы «Детского альбома».

Выполнила : Преподаватель музыки Яруллина Ландыш Афраимовна

ГАПОУ «Арского педагогического колледжа им. Г. Тукая»

Цель

урока.
Познакомить учащихся с фортепианным циклом П.И.Чайковского.
Задачи:
 познакомить с историей создания и с музыкальными произведениями «Детского альбома» П.И.Чайковского, способствовать формированию познавательной активности и интересов в процессе изучения нового материала, научить работать в коллективе, уважать мнение товарища, принимать решение, создавать «художественный продукт»;  развивать у учащихся творчество, музыкальный вкус, воображение, зрительную и слуховую память;  воспитание любви и интереса, чуткого отношения к музыке, к творчеству композиторов. Воспитывать доброту и коллективизм.
Этапы работы и содержание этапов

I. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися.
Чтобы дальнейшая работа на уроке была эффективной студенты должны быстро распределиться по группам, подготовиться к работе и творческому общению на уроке.
Цель и задачи, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока

 Заинтересовать и организовать студентов к изучению нового музыкального материала.  Создать комфортные условия для работы, организовать деятельность учащихся, создать дружелюбную атмосферу.
Методы, используемые на этом этапе урока:
 словесные;  метод стимулирования. Здравствуйте, дорогие студенты и гости! Сегодня у нас урок детской музыкальной литературы. Мы будем работать в группах, давайте улыбнемся друг другу, пожелаем творческих удач. И начнем урок с закрепления пройденного материала. На прошлом уроке мы познакомились с 16-ю песнями для детей П.И.Чайковского. Сейчас мы с вами закрепим эту тему и проведем опрос по заданному на дом материалу.
Цели и задачи.
Закрепление пройденного материала, способствование формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения учебного материала. Учащиеся должны в себе развить навыки самоподготовки, научиться подходить к изучению материала более осмысленно, развивать в себе творческие способности.
Методы
поисковый, стимулирования, наглядные, словесные, метод поощрения.
Вопросы и задания заданные на дом.
1. Рассказать историю создания «16 песен для детей» П.И.Чайковского.
2. К стихам каких поэтов обращается П.И.Чайковский при сочинении этого цикла. 3. Перечислить название песен. 4. Слушать песни и подготовить исполнение. 5. Подготовить исполнение произведений «Детского альбома».
3. Изучение нового материала.

Цели, которые учитель ставит перед учениками.
Учащиеся должны ознакомиться с элементами групповой работы и успешно применить их в практике. Научиться раскрывать с помощью выразительных средств музыкальные образы, развивать своё воображение, потребность общения с музыкой, развивать в себе такие качества, как умение работать в коллективе, уважать мнение товарища.
Цели и задачи данного этапа урока.
Познакомить с «Детским альбомом» П.И.Чайковского, с историей его создания, заинтересовать учащихся с темой урока, вызвать интерес к изучению музыкального материала, научить работать в коллективе, уважать мнение товарища, принимать решения, создавать при помощи выразительных средств «художественный продукт». Развивать в учащихся музыкальный вкус, творчество, воображение, слуховую и зрительную память.
Методы:
активизирующие познавательную деятельность, поисковые, наглядно-слуховые, исследовательские. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с удивительной музыкой Чайковского. Сейчас для вас прозвучит музыка (звучит «Марш деревянных солдатиков»). - Знакома ли она вам? И что это за произведение.
Тема нашего сегодняшнего урока «Музыкальные образы «Детского альбома» П.И.Чайковского. Для начала мы познакомимся с историей создания этого альбома. Известно несколько версий создания этого альбома. Давайте посмотрим, как это было… (Студенты показывают историю создания театрализовано). Ученик сидит и играет пьесу из «Детского альбома» Р.Шумана. Входит П. И. Чайковский , подслушивает и говорит : « А не написать ли и мне сборник пьес для детей». Он подходит к столу , садится и берет перо и бумагу. Чтец : Первое упоминание о замысле « Детского альбома « относится к февралю 1878 года. П. И. Чайковский в это время находился в длительном заграничном путешествии .В письме к П. Юргенсу он писал: (Чайковский пишет и говорит громко ) « …Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости с заманчивыми заглавиями , как у Шумана,» Чтец: Мысль о посвящении Володе Давыдову , одному из много численных детей своей сестры Александры Ильиничны возникла после окончания сочинений. Племяннику композитора в ту пору было шесть с половиной лет. Так 24 ноября 1878 года из Флоренции он писал своей покровительнице Надежде Филоритовне фон Мекк: ( Чайковский пишет и громко говорит) «,,,Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе , который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом», Чтец: Еще позже 12 декабря этого же года из Флоренции он писал Л.В.Давыдову , мужу своей сестры. (Чайковский прохаживается по комнате , садится за стол , берет перо , бумагу и говорит: « ,,,Скажи Бобику ,что напечатаны ноты с картинками , что ноты сочинил дядя Петя и что на них написано : посвещается Володе Давыдову.)
Мотив
: элемент театрализации вводится как метод активизирующий мышление, творческие способности, обличает усвоение материала, вносит элемент новизны.
А теперь откройте «Детский альбом» Чайковского, который лежит перед вами на партах, и посмотрите, сколько пьес вошло в этот альбом. В сборник входит 24 пьесы с очень интересными названиями., которые связаны единой тематикой . В нем представлен пестрый мир детских игр ,танцев и случайных представлений. Давайте прочитаем название пьес (читаем) . Ответьте на вопрос: - Как называется произведение, которым автор сам дает название? (Программные) А сейчас мы с вами поработаем в группах, почувствуем себя композиторами. Перед каждой группой лежит листок с заданием. Сейчас вы перевернете листок и откроете название произведения. Название читаем про себя, чтобы другая группа не услышала. Если бы вы были композитором, какими средствами музыкальной выразительности воспользовались бы, создавая эту пьесу и почему? (Студенты работают в группах, перед ними название пьес «Баба-Яга», «Жаворонок», «Болезнь куклы»). У моего музыкального образа мелодия по характеру должна быть Потому что_________________________________________________ Лад___________________________(почему)_______________________ __Тнмп_______________________________(что изображает)___________ Ритм____________________Штрих______________________________ (почему)______________________________________________________ Использовали бы __________________________________________ Динамику__________________________________________________ (почему)______________________________________________________ _ В в е л и б ы в э т у п ь е с у я р к и й и з о б р а з и т е л ь н ы й
момент___________________________чтобы придать пьесе яркий изобразительный момент. После завершения работы каждая группа, не произнося название пьесы, зачитывает свою трактовку, а другие группы угадывают, что это за пьеса. А теперь давайте послушаем эту пьесу. (Слушаем пьесу в исполнении студентов или в записи)
Вопрос:
Удалось ли этой команде приблизиться к трактовке образа Чайковским? Дальше идет обсуждение.
Мотив.
Такие формы работы ознакомят студентов с элементами групповой работы, развивают познавательную активность, воображение, творческие способности.
Методы
стимулирования и активизации, проблемно-поисковые, исследовательские, обобщения. А теперь посмотрите название пьес и скажите, какие танцы ввел в «Детский альбом» П.И.Чайковский? (Называют танцы) Как вы думаете, почему композитор обратился именно к этим танцам? (Потому что они были популярными танцами той эпохи). (Слушаем вальс) А сейчас еще раз обратимся к альбому и попробуем назвать пьесы, которые композитор написал, как воспоминание о своих путешествиях по разным странам. (Студенты называют) Как вы думаете, почему композитор ввел эти пьесы в «Детский альбом»? Давайте послушаем «Старинную французскую песню» и «Неаполитанскую песню». (Слушаем)
Вопрос:
Композитор сам сочинил эти пьесы или просто цитирует в них народную музыку? (Студенты отвечают)

Закрепление учебного материала

Учебная цель:
При выполнении домашнего задания учащиеся должны закрепить знания, полученные на уроке, составить групповой письменный ответ, формировать умение выполнять работу в срок.
Цели и задачи для учителя:
Развить умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению товарища, умение предъявлять свое мнение. Вызвать их эмоциональный отклик.
Вопросы для закрепления пройденного материала.
1. Сколько пьес входит в «Детский альбом». 2. Кому посвящается «Детский альбом» и почему? 3. Существовали ли такие альбомы пьес до Чайковского? Чей альбом послужил примером? 4. В каких произведениях композитор мог бы использовать цитаты из народной музыки? 5. Во время практики в школе при прохождении каких тем вы могли бы обратиться к пьесам из «Детского альбома»? Студенты работают в группах. Отвечают на вопросы и передают другой команде. Другие команды соглашаются с ответом или вносят свои исправления, дополняют ответы.
Домашнее задание.

Цель для учащихся:
При выполнении домашнего задания учащиеся должны закрепить знания, полученные при изучении нового материала, научиться добывать знания самостоятельно и применять их на практике.
Цели, которых хочет достичь учитель:

Научить студентов самостоятельно работать над разрешением проблем, получать конкретный результат, публично предъявлять полученные знания, в процессе которого закрепляются и углубляются знания по теме урока, развитие музыкальной памяти и слуха.
Методы,
активизирующие познавательную деятельность, поисковые, наглядно-слуховые, исследовательские.
Задание на дом.
1. Слушать пьесы «Детского альбома» и подготовиться к «Угадай»ке. 2. Перечислить произведения из «Детского альбома», в которых композитор ввёл яркие изобразительные элементы. (Звон бубенцов и т.д.). 3. В каких произведениях композитор использовал подлинно народную музыку? 4. На каких инструментах, кроме фортепиано исполнялись эти произведения. (Привести примеры). Подведение итогов. Выставление оценок.


В раздел образования