Напоминание

"Трудовое воспитание в социально-реабилитационном центре".


Автор: Родионова Валентина Васильевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание в социально-реабилитационном центре".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних» п. Ивня.

Трудовое воспитание в социально- реабилитационном центре.

Инструктор по труду

Родионова Валентина Васильевна

Современные

центры

должны

растить,

обучать

и

воспитывать

подрастающее

поколение

с

максимальным

учетом

тех

общественных

условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются

новые возможности для дальнейшего роста производительности труда во

всех

сферах

материального

и

духовного

производства,

повышаются

интеллектуальный

потенциал

общества,

всестороннее

и

гармонически

воспитывается

современный

человек.

В

условиях

становления

рыночных

отношений,

роль

трудового

воспитания

подрастающего

поколения

существенно

возрастает.

Человеческий

фактор

в

производстве

играет

решающую

роль.

В

этой

связи

актуализируется

проблема

подготовки

молодежи

к

труду.

На

передний

план

теории

и

практики

воспитания

выдвигается

трудовое

воспитание.

Трудовому

воспитанию

молодого

поколения

уделяли

и

уделяют

внимание

многие

представители

прогрессивной

педагогики.

Связь

трудового

воспитания

с

социальными

условиями

жизни

общества

и

коллектива

особенно

характерно

для

педагогической

семьи

А.С.Макаренко.

Целенаправленной

трудовой

деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера

человека

он

придавал

огромное

значение.

Труд

является

фундаментом

воспитания

у

каждого

народа.

На

возможности

трудового

воспитания

подрастающего поколения обращают внимание в своих трудах такие педагоги

Чиряев К.С., Данилов Д.А.. Семенова А.Д., Саввинов Т.Т., Неустроев Н.Д. и

другие. Отношения человека с обществом, природой, с другими людьми

осуществляется через труд. Главная забота воспитания – трудолюбие, любовь

к людям труда. Трудолюбие считается мерилом ценности личности.

Трудовая

деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.

Включаясь

в

трудовой

процесс,

ребенок

коренным

образом

меняет

свое

представление о себе и об окружающем мире.

Радикальным образом изменяется самооценка.

Труд

представляет

собой

сложную

деятельность,

осуществление

которой предполагает определенный уровень физического и психического

развития. Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается

задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном

труде.

Необходимые

для

трудовой

деятельности

психические

качества

личности

формируются

под

влиянием

условий

жизни

и

воспитания.

Трудовая деятельность, во-первых, предполагает наличие определенных

практических

умений

(например,

умений

пользоваться

простейшими

орудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов. Во-

вторых,

она

требует

развития

интеллектуальных

качеств,

например

способности, планировать свои действия и предусматривать их результаты.

В-третьих, она предполагает определенный уровень развития детской воли -

устойчивого стремления к достижению поставленной цели, к получению

заранее

представляемого

продукта

и

умения

подчинить

свое

поведение

поставленным целям.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания

личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет

свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой

деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника центра.

Педагогическая

наука

уделяла

и

продолжает

уделять

значительное

внимание

проблемам

трудовой

подготовки

подрастающего

поколения,

трудового

воспитания.

Большой

вклад

в

разработку

методологических

и

теоретических

основ

трудового

воспитания

школьников

вне сли

К.Д.Ушинский,

А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинский,

В.Я.Стоюнин,

Н.В.

Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер,

А.Ф. Гартвиг и многие другие.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки

воспитанников центра. В трудовой деятельности формируются новые виды

мышления. Вследствие коллективности труда воспитанник получает навыки

работы,

общения,

сотрудничества,

что

улучшает

адаптацию

ребенка

в

обществе.

Известный

отечественный

психолог

П.

П.

Блонский

выделял

специфические черты труда детей. Он установил, что в этом возрасте трудно

провести границу между трудом и игрой, между ними нет большой разницы,

так как высшая форма труда - творческий труд подобно игре заключает в себе

элемент наслаждения процессом деятельности. Он предполагал, что, играя,

ребенок проходит лучшую школу подготовки к творческому труду.

Значение

труда

в

развитии

личности

общепризнанно. Труд

играет

большое значение в развитии способностей воспитанника Велика роль труда

в развитии мышления. По мере овладения трудовыми навыками, развиваются

его

новые

формы:

техническое,

практическое,

логические.

Включаясь

в

трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о

себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка.

В

процессе

общения

и

овладения

новыми

знаниями

формируется

мировоззрение

школьника.

Работа

в

коллективе

развивает

социализацию

личности

ребенка,

развитие

способностей,

чувств

и

мышления

делает

личность

ребенка

более

гармоничной.

Следовательно,

труд

является

важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка, что не мало

важно для воспитанников социально- реабилитационного центра.

Труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и

склонности

ребенка.

Анализируя

готовность

ребенка

к

трудовой

жизни,

нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том,

что

труд

дает

лично

ему.

В

каждом

ребенке

дремлют

задатки

каких-то

способностей.

Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому

от

каждого

участника

требуется

умение

в з а и м од е й с т в о ват ь .

Трудовое

воспитание

есть

процесс

вовлечения

детей

в

разнообразные

педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью

передачи

им

минимума

производственного

опыта,

трудовых

умений

и

навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в

процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из

которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

Трудовое

воспитание

в

социально-реабилитационном

центре

выполняет ряд задач, обусловленных, прежде всего подготовкой всесторонне

развитой,

творческой

личности

с

ярко

выраженной

индивидуальностью,

обладающую такими важными качествами, как :

- ответственность;

- трудолюбие;

- работоспособность;

- коммуникабельность;

- толерантность;

- стрессоустойчивость;

- личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую

рационально организовывать и использовать свой потенциал.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и

навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а

средство для развития главной человеческой способности - способности к

труду.

Межличностные отношения, возникающие в трудовой деятельности

воспитанников,

способствуют

осуществлению

процесса

социализации

личности.

В

коллективной

трудовой

деятельности

у

детей

появляется

необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия

связывать

с

усилиями

других

участников

совместного

труда.

Возникает

зависимость между личными интересами и общественными, в результате

этого

воедино

связываются

общественные

цели

деятельности

и

направленность

личности,

коллективное

управление

деятельностью

и

самоуправление

поведением,

организация

коллективной

трудовой

деятельности

и

самоорганизация,

содержание

трудовой

деятельности

и

личный

трудовой

опыт,

становление

коллектива

и

воспитание

в

нем

личности. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить

успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем,

доступном

уровне

трудности;

познавая

радость

заслуженного

трудового

успеха,

юный

человек

приобретает

чувство

собственного

достоинства,

гордости за свой труд.

Творческую

активность

школьников

повышают

смотры,

выставки,

конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия.

Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые формы:

вахта

труда,

праздник

труда,

выставка

поделок,

генеральная

уборка,

озеленение и благоустройство центра, турнир умельцев, неделя добрых дел,

город веселых мастеров. Система трудового воспитания должна использовать

все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное

выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность,

ответственность

за

личный

вклад

коллектива

в

развитии

общественного

богатства,

выработку

отношений

товарищества

и

взаимопомощи,

непримиримость к тунеядству.

Формами трудового воспитания являются:

1) средства морального и материального поощрения;

2)

представление

широких

возможностей

для

повышения

своих

способностей;

3)

подготовка

молодого

поколения

к

труду

методами

семейного

воспитания и в учебных заведениях;

4)

использование

средств

массовой

информации

в

целях

трудового

воспитания.

Весьма

важным

в

трудовой

деятельности

воспитанников

является

практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение

правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим

процессом

труда

и

оказание

помощи

воспитанникам

в

освоении

рациональными способами его выполнения.

Для

формирования

добросовестного

отношения

к

труду

большое

значение имеет стимулирование детей.

Значительную роль в формировании положительного отношения детей

к

труду

играет

общественное

признание.

Это

поднимает

настроение

воспитанников, выявляет у них сознательное отношение к необходимости

трудиться на общую пользу. Одобрение взрослых особенно важно тогда,

когда ребёнок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он

добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае

необходимости - и порицания. В процессе педагогически организованного

труда

вырабатывается

правильная

нравственная

и

эстетическая

оценка

каждой

личности.

Трудовая

деятельность

требует

от

каждого

человека

целеустремленного,

обдуманного

подхода

к

выполнению

того

или

иного

задания. Поэтому труд является важным фактором умственного развития

человека. Особенно большое влияние оказывает трудовая деятельность на

детей, открывая им все новые и новые свойства предметов, материалов и

обогащая их представления о реальном мире. Трудовая деятельность является

надежным

средством

познания

ребенком

окружающего

мира,

реальных

вещей, дает ему возможность применять теоретические знания, обогащает

его

сознание

чувственными

представлениями,

уточняет

их,

делает

более

конкретными.

Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а

лишь

при

определенной

организации

труда

воспитанников.

Под

организацией

труда

понимается

его

упорядочивание,

придание

ему

планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и

индивидуальные особенности детей и закономерности их развития.

Таким образом, можно сделать вывод, что труд воспитанников центра

должен правильно, педагогически целесообразно организован. В процессе

трудового

воспитания

дети

познают

окружающую

действительность,

систематизируя и закрепляя знания, ребёнок закрепляет свой кругозор. Он

становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой,

производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения

новых знаний. Педагог старается воспитать в детях нравственное отношение

к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего

труда для общества.

Список использованной литературы:

1. Аверичев

Ю.П.

Организация

трудового

обучения

и

воспитания

школьников. –М:Педагогика, 1976.– 68 с.

2. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. – М.: Просвещение, 1982. – 336 с

3. Бескина

Р.М.,

Виноградова

М.Д.

Идеи

А.С.Макаренко

сегодня.

М.:Знание,1988. – 79с.

4. Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника

в

содержании

трудового

образования.

Министерство

образования

РС(Я),

И П К Р О

– Я к у т с к :

С а х а

п о л и г р а ф и з д а т ,

1 9 9 6 .

9 6 с .



В раздел образования