Автор: Съедина Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: поселок Ивня, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» п. Ивня.
Воспитание нравственных качеств у воспитанников социально –
реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
Подготовила
социальный педагог
Съедина Татьяна Николаевна
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования че-
ловека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда
все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного
развития и воспитания становится все более актуальной. Кто как не социаль-
ный педагог, имеющий возможность влияния на развитие и воспитание ре-
бенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Именно в связи с этим педагог реабилитационного центра, а в частности со-
циальный педагог, решая задачи воспитания, должен помочь каждому воспи-
таннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных ра-
ботах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко,
В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность
основных понятий теории нравственного развития и воспитания, указывают-
ся способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов
нравственного воспитания.
Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из
самых
важных
задач
социально-реабилитационного
центра
для
несовершеннолетних.
Нравственное
воспитание
является
процессом,
направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка и
предполагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу,
людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия
мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости,
смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных эта-
пов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной
жизни. В системе нравственного развития и воспитания можно выделить сле-
дующие направления:
- обучение общаться в коллективе, употреблять различные формы веж-
ливости, умение вести разговор, обретение коммуникативных качеств лично-
сти.
- осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и
обретение уверенности в своей значимости.
-
осмысление
необходимости
понимать
других,
сочувствовать
человеку, сопереживать ему. Проявление любви к родителям, родственникам,
забота о них.
- осмысление себя как частицы общества, в котором мы живём.
Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим
опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности,
свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный педагог.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и
отрицательными примерами. Следовательно, задача педагога, - сделать так,
чтобы
ребенком
был
сделан
правильный
выбор
в
пользу
первого,
что
необходимо
будет
для
его
дальнейшей
жизни
и
сделает
наше
общество
лучше.
Приобретение
положительных
качеств,
сделает
воспитанника
нравственным,
культурным,
созидательным
гражданином,
владеющим
общечеловеческими ценностями.
Мы живем в век быстрого развития коммуникации и все большей мо-
бильности. В окружающем мире мы видим огрубелость чувств, различные
проявления эмоциональной ограниченности, агрессивность, замкнутость на
собственных интересах. Дети с утра до вечера впитывают в себя сюжеты,
переполненные насилием и жестокостью, которые поступают через средства
массовой информации, компьютерные игры, произведения современной по-
пулярной музыки. Поэтому с младшего школьного возраста необходимо про-
водить регулярную работу по всестороннему развитию и воспитанию детей,
объяснять нормы и правила поведения в обществе, воспитывать этическое со-
знание и готовность совершенствовать позитивные поступки, формировать
ценностное отношение к здоровому образу жизни. Мы разработали програм-
му по воспитанию нравственных качеств у детей младшего школьного воз-
раста. Программу назвали «Я и моё окружение».
Эффективному развитию и воспитанию нравственных качеств, по-
ступков детей младшего школьного возраста будет способствовать система
социально-педагогической работы, выстроенная с соблюдением следующих
условий при реализации программы:
1.
Выделение блоков и направлений социально-педагогической рабо-
ты.
2.
Тематический
принцип
организации
коррекционно-развивающих
мероприятий.
3.
Взаимодействие
специалистов
реабилитационного
центра,
учи-
телей школы и включение в процесс деятельности родителей.
4.
Использование современных технологий по нравственному воспи-
танию и развитию.
Программа «Я и мое окружение» направлена на всестороннее развитие
и воспитание нравственных качеств и поступков детей младшего
школьного возраста. Сформировать у ребенка способность оцени-
вать и сознательно выстраивать на основе традиционных мораль-
ных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим лю-
дям, обществу, государству, миру в целом.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.
Формирование основ нравственного самосознания личности
(совести).
2.
Развитие способности у воспитанников младшего школьного
возраста формулировать собственные нравственные обязатель-
ства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от
себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку
своим и чужим поступкам.
3.
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств,
способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию.
Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами
развития. Выявление и использование этих резервов – одна из тех задач,
которые мы ставим перед собой.
Список используемой литературы
1.
Косачёва, И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе
обучения
и
воспитания. [Текст]
/ И.П. Косачёва, - М.: издательство
«АРКТИ», 2005. – 162с.
2.
Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей. [Текст] / С.В.
Петерина -М.: «Просвещение», 1986г.- 96с.
3.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
4.
Казачёнок, Н.В., Шмелёва, Н.В. Духовно-нравственное воспитание и
развитие личности граждан России. Методические рекомендации 5-9
классы [Текст] / М.: «Просвещение», 2014.- 234с.
5.
Виноградова
Н.Ф.
Основы
духовно-нравственной
культуры
народов
России. Методическое пособие 5 класс [Текст] / М.: «Вентана-Граф»,
2016.- 64 с.