Автор: Суслова Ирина Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №77
Населённый пункт: г. Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ХИМИИ
Раздел: среднее образование
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
УУД НА УРОКАХ ХИМИИ.
Проблемное обучение базируется на том,
чтобы путем создания и решения
проблемных задач и ситуаций :
1.порождать
стремление
обучающихся к
самостоятельному
добыванию нового
знания.
2.формировать
потребность в
дальнейшем
развитии
3.укреплять
уверенность в
своих силах и
способностях
4.усиливать
мотивацию
учения,
познавательный
интерес.
Функции универсальных
учебных действий
Важнейшей задачей современной
системы образования является
формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Все это
достигается путем сознательного,
активного присвоения учащимися
социального опыта.
Связь технологии проблемного
обучения с УУД на уроке химии
Думает
Формирует
мышление, речь
Обретает
творческие
способности
Проявляет
инициативу
Отстаивает
собственную
позицию
Урок с применением технологии
проблемного обучения
•
Тема Физические и химические явления. Химические реакции.
•
Предмет Химия
•
Класс 8
•
Базовый учебник Габриелян О.С. Химия 8 класс (Дрофа)
•
Цель урока (краткое описание) формирование представления учащихся о
физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания
химических реакций.
•
Задачи урока- обучающие
•
Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на
основе наблюдений;
•
Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к
здоровью;
•
Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;
•
Способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические
явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».
•
- развивающие
•
Развивать познавательную активность;
•
Развивать навыки работы с компьютером.
•
- воспитательные Формирование эстетического вкуса при наблюдении
красоты явлений природы,воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Тип урока
Комбинированный тип урока.
Методы обучения
практический метод с элементами проблемного обучения
Формы работы
групповая
(на уроке использую и другие формы работы: самостоятельная работа с ЭОР,
практическая работа, индивидуальная.)
Оборудование:
пробирки, спички, фарфоровая чашечка, штатив с кольцом, спиртовка, вода,
мел, соляная кислота, раствор хлорида железа(III), раствор гидроксида натрия,
уксус, пищевая сода, сахар, вода, парафин, уксусная кислота.
Необходимое
техническое
оборудование
компьютеры, мультимедиа проектор, экран, ЭОР, ЦОР.
УУД:
Личностные: готовность к самообразованию, исследованию.
Коммуникативные: 1.Умение работать в группах. 2. Планирование учебного сотрудничества.
2. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической
формами речи.
Познавательные: развивать навыки и применять на практике разные
методы химического исследования. Формирование умения анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать явления.
Регулятивные:1. Соблюдать правила работы в кабинете 2. Оценка – выделение и осознание
учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.
Этапы урока:
Организационный момент и самоопределение к
деятельности – 4 мин.
Актуализация знаний – 4 мин
Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:
актуализация знаний учащихся
работа в группах
Первичное закрепление – 7 мин
Закрепление - 4 мин
Обобщение, итог урока –2 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Рефлексия – 2 мин.
СТРУКТУРА УРОКА
1. Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов и инициативы
учащихся, формирование коммуникативных умений.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствие учителя и эмоциональный настрой учащихся.
☺☺☺☺☻☻☻☻
Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединении с кислородом - это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И тёмно – бурые растворы брома.
И кажется Вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
***
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
О чём же эти строки, ребята? Какова тема нашего
сегодняшнего урока?
Включение учащихся в деловой ритм .
Эти строки о химических и
физических явлениях.
например, тает снег, идет дождь,
появляется туман - это
физические явления, соединяется
водород с кислородом, и
образуется вода, кипит железо,
серебро, сурьма т. е с чем-то
вступает в реакцию - это
химические явления. Ученик
-Думаю, что тема нашего
сегодняшнего урока - физические и
химические явления.
2.
Цель: Создание проблемной ситуации.
Деятельность учителя
Беседа : вопрос – проблема: Мы все с вами уже
знаем, что химия – это наука, которая изучает
вещества и их свойства. Нас всегда окружают
какие-либо вещества, но всегда ли вещества
остаются неизменными? В природе непрерывно
происходит изменение агрегатного состояния
вещества
или его формы, а также идёт образование новых
веществ. Мы часто сталкиваемся с понятием
«явление». А что, на ваш, взгляд означает данное
слово?
С (фото физических и химических явлений:
горение свечи, капли воды, приготовление пищи,
растворение сахара) на доске.
Деятельность учащихся
Учащиеся пытаются
ответить на поставленные
вопросы и понимают, что
не всё им под силу. Многое
они не знают.
Явление – это
изменение или
процесс?
Задача: познакомиться на уроке с
классификацией явлений,
происходящих в природе и в жизни
человека. Вы знаете вещества,
знаете их состав, строение. Но наши
знания будут неполными, если мы не
изучим явления происходящие с
ними.
- Какие явления могут происходить с
веществом парафин, мы назовем,
после того как понаблюдаем за
горящей свечой. Изменение
агрегатного состояния- это признак
какого явления?
- Физического явления.
- Как будет называться явление,
связанное с горением?
- Химическое явление.
Ответы
учащихся -
плавление парафина
затвердевание парафина
горение парафина.
3. Целеполагание.
Цель: формирование познавательных мотивов учебной
деятельности
Деятельность учителя
Сравнительная характеристика химических и физических
явлений Работа в группах
Лабораторная работа: «Физические и химические явления»
Оборудование и материалы:Химический стаканчик с водой,
штатив с пробирками, сухое горючее, асбестовая сетка,
держатель, пробка для пробирки;Кусочек цинка
(металлического), раствор соляной кислоты (HCl),
раствор сульфата меди (CuSO4), раствор гидроксида
натрия (NaOH), хлорид натрия (поваренная соль)
(NaCl).Задание:Поместите в пробирку немного
поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды.
Встряхните пробирку. Налейте в пробирку немного
воды, заткните горлышко пробирки пробкой и
нагрейте воду до кипения. В пробирку с кусочком
металлического цинка прилейте несколько капель
раствора соляной кислоты (HCl).К раствору
сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора
гидроксида натрия.
Деятельность учащихся
Работа в группах, записи в
тетрадях. Выводы по
работе:
В первом опыте соль
растворилась в воде,
во втором – вода
поменяла агрегатное
состояние, в третьем
выделился газ, а в
четвертом – выпал
осадок.
Дополнить таблицу
№
экспериме
нта
Описание опыта
Наблюдаемое
явление
Тип явления
1
Поместите в пробирку немного поваренной соли
(хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните
пробирку.
Растворение соли в
воде
?
2
Налейте в пробирку немного воды, заткните
горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду
до кипения.
Изменение
агрегатного
состояния
воды
?
3
В пробирку с кусочком металлического цинка
прилейте несколько капель раствора соляной
кислоты.
Выделение газа
?
4
К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли
раствора гидроксида натрия.
Выпадение осадка
?
Заполняют таблицу в
тетрадях.
Взаимопроверка в
парах.
ВЫВОД : Вещества в
ходе первых
экспериментов
остаются сами
собой. В ходе двух
последних - они
превращаются в
другие вещества.
Учащиеся:
Признаки химических
реакций
Условные
обозначени
я
Выделение газа
Выпадение осадка
Изменение окраски
Появление запаха
Выделение тепла
Поглощение тепла
↑
↓
+Q
-Q
ЗАПОМНИТЕ!!!!
Записи в тетради!!!
Учащиеся
4. Планирование.
Цель: формирование способностей анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал
Деятельность учителя
В учебнике ознакомьтесь с правилами физических и
химических явлений. Сравнить их и записать отличия.
Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из
учебника. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (О.С. Габриелян. §
26 с.90-91)
Объясните пожалуйста: данные схемы.
Деятельность учащихся
Работа в парах.
Заполнение сравнительной
таблицы - «Физические
явления Химические
явления»
Химическая реакция
Идет, течет или протекает ?
Продукты реакции
реагирующие
(исходные)
Признаки реакции ?
Условия протекания реакции ?
Записать!!!!
Реагирующие вещества (исходные) –
вещества, присутствующие вначале
реакции.
Продукты реакции – вещества,
образующиеся в ходе реакции.
Условия протекания реакции – то, что
необходимо выполнить, чтобы реакция
началась и продолжала протекать.
Признаки реакции:
Так как в результате химической реакции
образуются новые вещества, обладающие
другими свойствами, не схожими со
свойствами исходных веществ, то
внешние качественные характеристики
смеси меняются.
Ответы учащихся.
Высказывание
учащихся.
5. «Открытие» нового знания.
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить
общее, высказывать свою точку зрения.
Деятельность учителя
Задания: Опишите реакцию
горения угля, как пример
химического явления по
заданным характеристикам.
Заслушивает ответы учащихся,
работающих в паре. Проводит
рефлексию деятельности
учащихся.
Сегодня мы познакомились с с
физическими и химическими
явлениями. Вернёмся к целям,
поставленным в начале урока.
Удалось ли их достичь?
Довольны ли работой на уроке?
Деятельность учащихся
Выступление учащихся, обмен мнениями,
высказываниями . УГЛЕРОД и
КИСЛОРОД- ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ - ПРОДУКТ РЕАКЦИИ
УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ:
ВОЗДУХ, НАГРЕВАНИЕ
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ
ТЕПЛА.
В реакции участвовали углерод и кислород.
Образовался оксид углерода (углекислый
газ). Для этого потребовался воздух и
нагревание. При горении выделяется
энергия. С + О2 →СО2
6. Применение нового знания.
Цель: Применить новые знания в учебной ситуации
Деятельность учителя
Работа в группах
У вас на столе лежат конверты с заданиями,
вам необходимо их выполнить, соблюдая
ТБИ полученные результаты занести в
таблицу
Опыт 1. «Взаимодействие мыльного
раствора с раствором уксусной
кислоты» В пробирку налить 2 мл
мыльного раствора, а затем к нему
добавить несколько капель уксусной
кислоты, результат наблюдения занести в
соответствующую графу таблицы.
Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной
кислоты с кусочком мела»В пробирку
налить 2 мл раствора уксусной кислоты,
а затем опустить в нее кусочек мела.
Наблюдаемый результат занести в графу
таблицы.
Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля
с раствором йода»На свежий срез
картофеля капнуть капельку раствора
йода, наблюдаемый результат занести в
таблицу.
Деятельность учащихся
Выполняют задание.
название опыта
1.Взаимодействие мыльного раствора с
раствором уксусной кислоты
Результат-?
2.Взаимодействие раствора уксусной
кислоты с кусочком мела
Результат-?
3.Взаимодействие сырого картофеля с
раствором йода
Результат-?
7. Рефлексия.
Цель: формирование способностей объективно оценивать меру своего продвижения к
цели урока.
Деятельность учителя
Какие явления наблюдаются в следующих
стихах?1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
(А.С.Пушкин)
2. И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко!
(И Суриков.)
3. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз…
(С.Я.Маршак)
4. А если медь в печи нагреть.
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте…
(Е. Ефимовский)
Деятельность учащихся
Ответы учащихся.Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов деятельности:
называют тему и задачи урока, отмечают трудные
и наиболее понравившиеся эпизоды урока.
Определяют степень своего продвижения к цели.
Сегодня я понял……
Теперь я могу…….
Я приобрёл……
Меня удивило……
Я попробую……
Мне захотелось……
8. Домашнее задание.
Для 1 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. 6 (а).
Для 2 группы- стр. 92 упр. 5(в), упр. 6 (б)
для 3 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. (6а)
творческое задание – Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!