Напоминание

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ХИМИИ


Автор: Суслова Ирина Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОБУ СОШ №77
Населённый пункт: г. Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ХИМИИ
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

УУД НА УРОКАХ ХИМИИ.

Проблемное обучение базируется на том,

чтобы путем создания и решения

проблемных задач и ситуаций :

1.порождать

стремление

обучающихся к

самостоятельному

добыванию нового

знания.

2.формировать

потребность в

дальнейшем

развитии

3.укреплять

уверенность в

своих силах и

способностях

4.усиливать

мотивацию

учения,

познавательный

интерес.

Функции универсальных

учебных действий

Важнейшей задачей современной

системы образования является

формирование универсальных

учебных действий, обеспечивающих

школьникам умение учиться,

способность к саморазвитию и

самосовершенствованию. Все это

достигается путем сознательного,

активного присвоения учащимися

социального опыта.

Связь технологии проблемного

обучения с УУД на уроке химии

Думает

Формирует

мышление, речь

Обретает

творческие

способности

Проявляет

инициативу

Отстаивает

собственную

позицию

Урок с применением технологии

проблемного обучения

Тема Физические и химические явления. Химические реакции.

Предмет Химия

Класс 8

Базовый учебник Габриелян О.С. Химия 8 класс (Дрофа)

Цель урока (краткое описание) формирование представления учащихся о

физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания

химических реакций.

Задачи урока- обучающие

Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на

основе наблюдений;

Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к

здоровью;

Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

Способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические

явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».

- развивающие

Развивать познавательную активность;

Развивать навыки работы с компьютером.

- воспитательные Формирование эстетического вкуса при наблюдении

красоты явлений природы,воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока

Комбинированный тип урока.

Методы обучения

практический метод с элементами проблемного обучения

Формы работы

групповая

(на уроке использую и другие формы работы: самостоятельная работа с ЭОР,

практическая работа, индивидуальная.)

Оборудование:

пробирки, спички, фарфоровая чашечка, штатив с кольцом, спиртовка, вода,

мел, соляная кислота, раствор хлорида железа(III), раствор гидроксида натрия,

уксус, пищевая сода, сахар, вода, парафин, уксусная кислота.

Необходимое

техническое

оборудование

компьютеры, мультимедиа проектор, экран, ЭОР, ЦОР.

УУД:

Личностные: готовность к самообразованию, исследованию.

Коммуникативные: 1.Умение работать в группах. 2. Планирование учебного сотрудничества.

2. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической

формами речи.

Познавательные: развивать навыки и применять на практике разные

методы химического исследования. Формирование умения анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать явления.

Регулятивные:1. Соблюдать правила работы в кабинете 2. Оценка – выделение и осознание

учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Этапы урока:

Организационный момент и самоопределение к

деятельности – 4 мин.

Актуализация знаний – 4 мин

Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:

актуализация знаний учащихся

работа в группах

Первичное закрепление – 7 мин

Закрепление - 4 мин

Обобщение, итог урока –2 мин.

Домашнее задание – 2 мин.

Рефлексия – 2 мин.

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов и инициативы

учащихся, формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие учителя и эмоциональный настрой учащихся.

☺☺☺☺☻☻☻☻

Ты знаешь, газ мельчайший, водород,

В соединении с кислородом - это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И тёмно – бурые растворы брома.

И кажется Вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

***

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

О чём же эти строки, ребята? Какова тема нашего

сегодняшнего урока?

Включение учащихся в деловой ритм .

Эти строки о химических и

физических явлениях.

например, тает снег, идет дождь,

появляется туман - это

физические явления, соединяется

водород с кислородом, и

образуется вода, кипит железо,

серебро, сурьма т. е с чем-то

вступает в реакцию - это

химические явления. Ученик

-Думаю, что тема нашего

сегодняшнего урока - физические и

химические явления.

2.

Цель: Создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя

Беседа : вопрос – проблема: Мы все с вами уже

знаем, что химия – это наука, которая изучает

вещества и их свойства. Нас всегда окружают

какие-либо вещества, но всегда ли вещества

остаются неизменными? В природе непрерывно

происходит изменение агрегатного состояния

вещества

или его формы, а также идёт образование новых

веществ. Мы часто сталкиваемся с понятием

«явление». А что, на ваш, взгляд означает данное

слово?

С (фото физических и химических явлений:

горение свечи, капли воды, приготовление пищи,

растворение сахара) на доске.

Деятельность учащихся

Учащиеся пытаются

ответить на поставленные

вопросы и понимают, что

не всё им под силу. Многое

они не знают.

Явление – это

изменение или

процесс?

Задача: познакомиться на уроке с

классификацией явлений,

происходящих в природе и в жизни

человека. Вы знаете вещества,

знаете их состав, строение. Но наши

знания будут неполными, если мы не

изучим явления происходящие с

ними.

- Какие явления могут происходить с

веществом парафин, мы назовем,

после того как понаблюдаем за

горящей свечой. Изменение

агрегатного состояния- это признак

какого явления?

- Физического явления.

- Как будет называться явление,

связанное с горением?

- Химическое явление.

Ответы

учащихся -

плавление парафина

затвердевание парафина

горение парафина.

3. Целеполагание.

Цель: формирование познавательных мотивов учебной

деятельности

Деятельность учителя

Сравнительная характеристика химических и физических

явлений Работа в группах

Лабораторная работа: «Физические и химические явления»

Оборудование и материалы:Химический стаканчик с водой,

штатив с пробирками, сухое горючее, асбестовая сетка,

держатель, пробка для пробирки;Кусочек цинка

(металлического), раствор соляной кислоты (HCl),

раствор сульфата меди (CuSO4), раствор гидроксида

натрия (NaOH), хлорид натрия (поваренная соль)

(NaCl).Задание:Поместите в пробирку немного

поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды.

Встряхните пробирку. Налейте в пробирку немного

воды, заткните горлышко пробирки пробкой и

нагрейте воду до кипения. В пробирку с кусочком

металлического цинка прилейте несколько капель

раствора соляной кислоты (HCl).К раствору

сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора

гидроксида натрия.

Деятельность учащихся

Работа в группах, записи в

тетрадях. Выводы по

работе:

В первом опыте соль

растворилась в воде,

во втором – вода

поменяла агрегатное

состояние, в третьем

выделился газ, а в

четвертом – выпал

осадок.

Дополнить таблицу

экспериме

нта

Описание опыта

Наблюдаемое

явление

Тип явления

1

Поместите в пробирку немного поваренной соли

(хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните

пробирку.

Растворение соли в

воде

?

2

Налейте в пробирку немного воды, заткните

горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду

до кипения.

Изменение

агрегатного

состояния

воды

?

3

В пробирку с кусочком металлического цинка

прилейте несколько капель раствора соляной

кислоты.

Выделение газа

?

4

К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли

раствора гидроксида натрия.

Выпадение осадка

?

Заполняют таблицу в

тетрадях.

Взаимопроверка в

парах.

ВЫВОД : Вещества в

ходе первых

экспериментов

остаются сами

собой. В ходе двух

последних - они

превращаются в

другие вещества.

Учащиеся:

Признаки химических

реакций

Условные

обозначени

я

Выделение газа

Выпадение осадка

Изменение окраски

Появление запаха

Выделение тепла

Поглощение тепла

+Q

-Q

ЗАПОМНИТЕ!!!!

Записи в тетради!!!

Учащиеся

4. Планирование.

Цель: формирование способностей анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

В учебнике ознакомьтесь с правилами физических и

химических явлений. Сравнить их и записать отличия.

Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из

учебника. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (О.С. Габриелян. §

26 с.90-91)

Объясните пожалуйста: данные схемы.

Деятельность учащихся

Работа в парах.

Заполнение сравнительной

таблицы - «Физические

явления Химические

явления»

Химическая реакция

Идет, течет или протекает ?

Продукты реакции

реагирующие

(исходные)

Признаки реакции ?

Условия протекания реакции ?

Записать!!!!

Реагирующие вещества (исходные) –

вещества, присутствующие вначале

реакции.

Продукты реакции – вещества,

образующиеся в ходе реакции.

Условия протекания реакции – то, что

необходимо выполнить, чтобы реакция

началась и продолжала протекать.

Признаки реакции:

Так как в результате химической реакции

образуются новые вещества, обладающие

другими свойствами, не схожими со

свойствами исходных веществ, то

внешние качественные характеристики

смеси меняются.

Ответы учащихся.

Высказывание

учащихся.

5. «Открытие» нового знания.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить

общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

Задания: Опишите реакцию

горения угля, как пример

химического явления по

заданным характеристикам.

Заслушивает ответы учащихся,

работающих в паре. Проводит

рефлексию деятельности

учащихся.

Сегодня мы познакомились с с

физическими и химическими

явлениями. Вернёмся к целям,

поставленным в начале урока.

Удалось ли их достичь?

Довольны ли работой на уроке?

Деятельность учащихся

Выступление учащихся, обмен мнениями,

высказываниями . УГЛЕРОД и

КИСЛОРОД- ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ - ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ:

ВОЗДУХ, НАГРЕВАНИЕ

ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ

ТЕПЛА.

В реакции участвовали углерод и кислород.

Образовался оксид углерода (углекислый

газ). Для этого потребовался воздух и

нагревание. При горении выделяется

энергия. С + О2 →СО2

6. Применение нового знания.

Цель: Применить новые знания в учебной ситуации

Деятельность учителя

Работа в группах

У вас на столе лежат конверты с заданиями,

вам необходимо их выполнить, соблюдая

ТБИ полученные результаты занести в

таблицу

Опыт 1. «Взаимодействие мыльного

раствора с раствором уксусной

кислоты» В пробирку налить 2 мл

мыльного раствора, а затем к нему

добавить несколько капель уксусной

кислоты, результат наблюдения занести в

соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной

кислоты с кусочком мела»В пробирку

налить 2 мл раствора уксусной кислоты,

а затем опустить в нее кусочек мела.

Наблюдаемый результат занести в графу

таблицы.

Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля

с раствором йода»На свежий срез

картофеля капнуть капельку раствора

йода, наблюдаемый результат занести в

таблицу.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

название опыта

1.Взаимодействие мыльного раствора с

раствором уксусной кислоты

Результат-?

2.Взаимодействие раствора уксусной

кислоты с кусочком мела

Результат-?

3.Взаимодействие сырого картофеля с

раствором йода

Результат-?

7. Рефлексия.

Цель: формирование способностей объективно оценивать меру своего продвижения к

цели урока.

Деятельность учителя

Какие явления наблюдаются в следующих

стихах?1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса.

(А.С.Пушкин)

2. И трещат сухие сучья,

Разгораясь жарко.

Освящая тьму ночную

Далеко и жарко!

(И Суриков.)

3. В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке

За ночь вымостил мороз…

(С.Я.Маршак)

4. А если медь в печи нагреть.

То станет тяжелее медь

С окалиною вместе.

Не верите – так взвесьте…

(Е. Ефимовский)

Деятельность учащихся

Ответы учащихся.Определяют степень соответствия

поставленной цели и результатов деятельности:

называют тему и задачи урока, отмечают трудные

и наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Определяют степень своего продвижения к цели.

Сегодня я понял……

Теперь я могу…….

Я приобрёл……

Меня удивило……

Я попробую……

Мне захотелось……

8. Домашнее задание.

Для 1 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. 6 (а).

Для 2 группы- стр. 92 упр. 5(в), упр. 6 (б)

для 3 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. (6а)

творческое задание – Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ!



В раздел образования