Напоминание

"Организация развивающей предметно-пространственной среды"


Автор: Истомина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Ёлочка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация развивающей предметно-пространственной среды"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация предметно – развивающей среды
Всем известно, какую неоценимую роль в развитии ребенка играет предметное окружение, которое создает условия, делающие жизнь ребёнка в детском саду комфортной и интересной. Одним из условий успешного развития является создание предметно - развивающей среды групповой комнаты. Опыт работы убеждает: многое можно сделать своими руками, проявив творчество, талант, фантазию в организации удобной, уютной, создающей радостное настроение, обеспечивающей психологический комфорт, располагающей к общению обстановки, в которой воспитывается и обучается ребенок. Разнообразные предметы, игрушки, игровые пособия подобраны с учетом возраста, интереса, задач воспитания и обучения. Предметно-пространственная среда должна быть спроектирована таким образом, чтобы заинтересовать ребенка и побудить его к дальнейшим действиям. В группе должен присутствовать интересный игровой материал для насыщения деятельности и познавательной активности детей, где дети могут самостоятельно выбрать себе занятие по душе. Среда обязательно должна соответствует статусу ДОУ, приоритетным направлениям деятельности ДОУ, а также имеющемуся в образовательном процессе программно – методическому комплексу. Организация РППС представлена в соответствии с требованиями Примерной образовательной программы реализуемой в ДОУ. Яркими показателями деятельностно – возрастной организации РППС является сочетание центров среды в группе. Каждая деятельность служит у ребенка, как и у взрослого, удовлетворению каких-либо потребностей. Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация, заложенная в РППС, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний, стимулируя его активность. Ориентирами по подбору материала выступают основные направления развития ребенка – дошкольника, виды деятельности, области знаний. Они не сковывают творчество воспитателя, и в тоже время достаточны для педагога, привыкшего руководствоваться конкретными данными. Помогают обеспечить комплексность и целостность РППС. Следует отметить, что игровой материал, развивающие пособия в достаточном количестве, без чрезмерного обилия, но и недостатка – т.е. в разумном оптимуме насыщения среды, которая информативна, сбалансирована, каждый элемент с педагогической ценностью. Обогащение материала и его разнообразие происходит в соответствии с периодом обучения и требованиями реализуемых программ. В понятие наукоемкость среды в первую очередь вложена ориентация на научнообоснованную теорию, соблюдение принципов построения РППС, а также введение новых элементов ПРС на основе изученной методической и научной литературы. Например, при подготовке материалов по научно – экспериментальной деятельности был разработан календарно – тематический план на основе принципов развивающего обучения. Социокультурные нормы наиболее полно отражены в проектах «Озадачки для говорунов», «Корпорация экологов» реализуемым в ДОУ. По данным проектам в группе идут активные наработки, имеется материал с интересным содержанием. Особое внимание уделяется развитию творчества ребенка в разнообразной деятельности. Моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Что помогает этому? В старшем возрасте разнообразные предметы – заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая
сюжет игры, бросовый материал приходит на помощь по ходу игры в виде недостающего атрибута. Многофункциональные макеты на различную тематику, схемы – образцы, фотографии по сюжетно – ролевым играм, ширмы, коробки, атрибутика игр – детализирована, размер игрушек – небольшой - хранятся в закрытых контейнерах, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры и дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. В центрах группового помещения каждый ребенок найдет занятие по душе, научиться взаимодействовать с взрослыми, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Сообщество группы старается бережно и с уважением относиться ко всему личному. Яркое тому подтверждение уголки: «Социально – эмоционального развития», «Фотовитрины», «Уголки имиджа» (позволяют ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно). Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание чего – то нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей. К вариантам новых компонентов среды можно отнести: • тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг и пр.). • минимузеи (картин, игрушек, открыток и др.). • оформление по сезону. • выставки детского творчества – как элемент новизны имеют огромное общеразвивающее и воспитывающее значение. Дети видят каждый свое произведение среди других, могут понять их достоинства. Это побуждает их творческую активность. Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и результате созидания, не способен к порче, разрушению, созданного человеческими руками, природой. Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда. Разнообразные работы детского творчества оригинально представлены в среде нашего ДОУ: • на свисающих нитях от потолка, заполняя воздушное пространство. • в файлах на шкафчиках. • в специально отдельном месте, легких полках, стендах творчества. Поделки по художественному ручному труду – размещены практически во всех миницентрах: музыки, игры, конструирования, изодеятельности. Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности, многофункциональности. В первую очередь это удобство размещения центров для организации коллективной и индивидуальной деятельности, правильный выбор расположения зоны развития, с соблюдением требований по подбору и расстановке мебели. Соответствие оборудования санитарно – гигиеническим требованиям, правилам безопасности первостепенные задачи в нашем ДОУ. Мебель, шкафы, прочно крепятся к стенам, между собой, острые углы изолируются, закрываются. По нашему мнению, требованиям безопасности, многофункциональности в полной мере соответсвуют изделия из пластмассы: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы – не нарушая гармонию, очень хорошо вписываются в интерьер любого помещения и расставляют особые акценты:
• легкость (разнообразная светлая цветовая гамма в старших группах, для раннего возраста – по четырем основным цветам); • экономия места, нет загромождения; • создают уют; • легко трансформируются, безопасны при перемещении самим ребенком; • подлежат обработке. Используем мы это оборудование по разному функциональному назначению, как: • разделители пространства; • емкости для хранения атрибутов; • маркеры игрового пространства; • мебель для различных центров; • площадки демонстрации детского творчества. Ширмы, этажерки, контейнеры, цветные шнуры, складные заборчики – помогают и дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию. Такое оборудование работает для ребенка с целью его развития, а для педагога – помогает в организации деятельности. Обеспечение эстетической и здоровьесберегающей направленности. Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уютной группе, в которой все гармонично, функционально, насыщено. Но как реализовать эту мечту, ведь вместить необходимое, с учётом всех требований кажется нереальным? Благодаря творческому подходу, увлечённости, профессиональной компетентности, художественному вкусу, инновационным педагогическим приёмам управления, умению находить в различных ситуациях нестандартные решения смогли реализовать принципы построения РППС: здоровьесбережения, развивающей, эстетической направленности. И в заключении необходимо сказать про использование в работе принципов средового подхода. Осваивая и изучая достаточно сложный, но интересный вопрос средового подхода – подхода к ребенку со стороны среды, и реализуя его в дальнейшем, у ДОУ есть интересное и перспективное направление инновационной деятельности, технология «Воспитательный диалог» М. Телегина, что поможет успешно развиваться ДОУ в современных условиях в новом статусе.


В раздел образования