Автор: Истомина Наталья Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС "Ёлочка" Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой Наименование материала: Статья Тема: "Организация развивающей предметно-пространственной среды" Раздел: дошкольное образование
Организация предметно – развивающей среды
Всем известно, какую неоценимую роль в развитии ребенка играет предметное окружение, которое
создает условия, делающие жизнь ребёнка в детском саду комфортной и интересной.
Одним из условий успешного развития является создание предметно - развивающей среды групповой
комнаты.
Опыт работы убеждает: многое можно сделать своими руками, проявив творчество, талант, фантазию в
организации удобной, уютной, создающей радостное настроение, обеспечивающей психологический
комфорт, располагающей к общению обстановки, в которой воспитывается и обучается ребенок.
Разнообразные предметы, игрушки, игровые пособия подобраны с учетом возраста, интереса, задач
воспитания и обучения. Предметно-пространственная среда должна быть спроектирована таким
образом, чтобы заинтересовать ребенка и побудить его к дальнейшим действиям.
В группе должен присутствовать интересный игровой материал для насыщения деятельности и
познавательной активности детей, где дети могут самостоятельно выбрать себе занятие по душе.
Среда обязательно должна соответствует статусу ДОУ, приоритетным направлениям деятельности ДОУ, а
также имеющемуся в образовательном процессе программно – методическому комплексу. Организация
РППС представлена в соответствии с требованиями Примерной образовательной программы
реализуемой в ДОУ.
Яркими показателями деятельностно – возрастной организации РППС является сочетание центров
среды в группе. Каждая деятельность служит у ребенка, как и у взрослого, удовлетворению каких-либо
потребностей. Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых
для него есть интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Соответственно информация,
заложенная в РППС, побуждает ребенка к поиску достижения цели, применения уже имеющихся знаний,
стимулируя его активность. Ориентирами по подбору материала выступают основные направления
развития ребенка – дошкольника, виды деятельности, области знаний. Они не сковывают творчество
воспитателя, и в тоже время достаточны для педагога, привыкшего руководствоваться конкретными
данными. Помогают обеспечить комплексность и целостность РППС. Следует отметить, что игровой
материал, развивающие пособия в достаточном количестве, без чрезмерного обилия, но и недостатка –
т.е. в разумном оптимуме насыщения среды, которая информативна, сбалансирована, каждый элемент
с педагогической ценностью. Обогащение материала и его разнообразие происходит в соответствии с
периодом обучения и требованиями реализуемых программ.
В понятие наукоемкость среды в первую очередь вложена ориентация на научнообоснованную теорию,
соблюдение принципов построения РППС, а также введение новых элементов ПРС на основе изученной
методической и научной литературы. Например, при подготовке материалов по научно –
экспериментальной деятельности был разработан календарно – тематический план на основе принципов
развивающего обучения. Социокультурные нормы наиболее полно отражены в проектах «Озадачки для
говорунов», «Корпорация экологов» реализуемым в ДОУ. По данным проектам в группе идут активные
наработки, имеется материал с интересным содержанием.
Особое внимание уделяется развитию творчества ребенка в разнообразной деятельности.
Моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей,
будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Что помогает
этому? В старшем возрасте разнообразные предметы – заместители обладают наибольшим
развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая
сюжет игры, бросовый материал приходит на помощь по ходу игры в виде недостающего атрибута.
Многофункциональные макеты на различную тематику, схемы – образцы, фотографии по сюжетно –
ролевым играм, ширмы, коробки, атрибутика игр – детализирована, размер игрушек – небольшой -
хранятся в закрытых контейнерах, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры и дети
самостоятельно определяют, в какие игры будут играть.
В центрах группового помещения каждый ребенок найдет занятие по душе, научиться
взаимодействовать с взрослыми, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Сообщество
группы старается бережно и с уважением относиться ко всему личному. Яркое тому подтверждение
уголки: «Социально – эмоционального развития», «Фотовитрины», «Уголки имиджа» (позволяют ребенку
направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и
незнакомого одновременно).
Сочетание новых и традиционных компонентов среды предполагает внесение или создание чего – то
нового, неизвестного для стимулирования активности, творчества детей. К вариантам новых компонентов
среды можно отнести:
•
тематические выставки (подлинных экспонатов, иллюстраций, книг и пр.).
•
минимузеи (картин, игрушек, открыток и др.).
•
оформление по сезону.
•
выставки детского творчества – как элемент новизны имеют огромное общеразвивающее и
воспитывающее значение.
Дети видят каждый свое произведение среди других, могут понять их достоинства. Это побуждает их
творческую активность. Тот, кто познал цену своих усилий, пережил эстетические чувства в процессе и
результате созидания, не способен к порче, разрушению, созданного человеческими руками, природой.
Ребенок начинает ценить результаты не только своего, но и чужого труда.
Разнообразные работы детского творчества оригинально представлены в среде нашего ДОУ:
•
на свисающих нитях от потолка, заполняя воздушное пространство.
•
в файлах на шкафчиках.
•
в специально отдельном месте, легких полках, стендах творчества.
Поделки по художественному ручному труду – размещены практически во всех миницентрах: музыки,
игры, конструирования, изодеятельности.
Обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, динамичности,
многофункциональности. В первую очередь это удобство размещения центров для организации
коллективной и индивидуальной деятельности, правильный выбор расположения зоны развития, с
соблюдением требований по подбору и расстановке мебели. Соответствие оборудования санитарно –
гигиеническим требованиям, правилам безопасности первостепенные задачи в нашем ДОУ. Мебель,
шкафы, прочно крепятся к стенам, между собой, острые углы изолируются, закрываются. По нашему
мнению, требованиям безопасности, многофункциональности в полной мере соответсвуют изделия из
пластмассы: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы – не нарушая
гармонию, очень хорошо вписываются в интерьер любого помещения и расставляют особые акценты:
•
легкость (разнообразная светлая цветовая гамма в старших группах, для раннего возраста – по
четырем основным цветам);
•
экономия места, нет загромождения;
•
создают уют;
•
легко трансформируются, безопасны при перемещении самим ребенком;
•
подлежат обработке.
Используем мы это оборудование по разному функциональному назначению, как:
•
разделители пространства;
•
емкости для хранения атрибутов;
•
маркеры игрового пространства;
•
мебель для различных центров;
•
площадки демонстрации детского творчества.
Ширмы, этажерки, контейнеры, цветные шнуры, складные заборчики – помогают и дают возможность
детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию
среды, обозначать свою игровую территорию. Такое оборудование работает для ребенка с целью его
развития, а для педагога – помогает в организации деятельности.
Обеспечение эстетической и здоровьесберегающей направленности.
Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уютной группе, в которой все
гармонично, функционально, насыщено. Но как реализовать эту мечту, ведь вместить необходимое, с
учётом всех требований кажется нереальным? Благодаря творческому подходу, увлечённости,
профессиональной компетентности, художественному вкусу, инновационным педагогическим приёмам
управления, умению находить в различных ситуациях нестандартные решения смогли реализовать
принципы построения РППС: здоровьесбережения, развивающей, эстетической направленности.
И в заключении необходимо сказать про использование в работе принципов средового подхода.
Осваивая и изучая достаточно сложный, но интересный вопрос средового подхода – подхода к ребенку со
стороны среды, и реализуя его в дальнейшем, у ДОУ есть интересное и перспективное направление
инновационной деятельности, технология «Воспитательный диалог» М. Телегина, что поможет успешно
развиваться ДОУ в современных условиях в новом статусе.