Автор: Москалева Елена Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" МО "Сенгилеевский район" филиал р.п.Красный Гуляй
Населённый пункт: Ульяновская область, Сенгилеевский район, р.п. Красный Гуляй
Наименование материала: Творческий проект
Тема: Театр на ложках
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Детская школа искусств»
МО «Сенгилеевский район»
филиал р.п.Красный Гуляй
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ТЕАТР НА ЛОЖКАХ»
Преподаватель-
Москалева Елена Викторовна
2017г.
Введение
Театр ложек - упрощенный вариант верховых кукол. Их основу составляет
деревянная ложка, легкая и удобная в управлении. На выпуклой стороне
ложки рисуют лицо персонажа, Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее
на ширму. Рука ребенка спрятана под юбочку, надетую на ложку и крепко
завязанную.
Такая
кукла-ложка
может
легко
двигаться
по
ширме,
покачиваться,
поворачиваться
в
разные
стороны,
танцевать.
Встречи с театральными куклами близки, доступны и понятны детям, они
помогают
им
расслабиться,
снимают
напряжение,
создают
радостную
атмосферу, вызывают желание пообщаться с куклой, хорошо ее рассмотреть,
взять в руки.
Очень важен этап изготовления театральной куклы и декораций с
привлечением
детей.
Он
интересен,
познавателен
для
них,
также
способствует развитию речи и воображения, активизирует конструктивные
способности.
Актуальность проекта:
В наш технологичный век дети знают гораздо больше, чем их сверстники
10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно
реже
восхищаются
и
удивляются,
возмущаются
и
переживают.
Всё
чаще
дети
проявляют
равнодушие
и
чёрствость,
их
интересы,
как
правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Как правило,
такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир
смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
Игра - ведущая детская деятельность, которая и должна преимущественно
использоваться
педагогами
в
противове с
«школьного»
т и п а .
Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально
носит синтетический характер.
Цель проекта:
Развивать любознательность и познавательный интерес к истории и
быту русского народа.
Совершенствовать умение сравнивать и выделять нарядную посуду –
ложку ( или лопатку) (цвет, узор).
Развитие творческих способностей, эстетического восприятия.
Задачи проекта:
Развивать у детей навыки исследовательской деятельности.
Учить использованию разнообразных методов получения информации.
Развивать творческие способности детей; умение видеть необычное в
окружающем рукотворном мире.
Содействовать
сплочению
всех
участников
проекта
(воспитанников,
родителей, педагогов).
Раскрыть
детям
внешней
красоты
посуды
(ложки).
Обогащение
представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки
(дерево, железо, пластмасса).
Описывать предмет (ложку), соблюдать соотношение величины в лепке,
рисовании,
украшать
силуэты
посуды
(ложки)
аппликацией,
равномерно
наносить узор. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие.
Гипотеза:
Если
привлечь
внимание
детей
к
повседневному,
знакомому
им
предмету обихода – ложке, и показать историю её появления во взаимосвязи
с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у детей проявится
познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить
полученные знания в своей творческой деятельности.
Сроки проведения: три недели
Предполагаемый результат:
дети
приобретут
на
практике
элементарные
компетенции
исследовательской
деятельности,
которые
смогут
использовать
самостоятельно;
родители получат возможность организовать продуктивный семейный
досуг (семейные истории и предания, связанные с ложкой;
выполнение заданий по проекту совместно с детьми);
Появятся «театр ложек», «ложки настроений», альбом с творческим
материалом о ложках.
Итог – подарок театрализованной сказки «Три поросенка» и «Три
медведя» детям детского сада.
Этапы проекта
I. Подготовительный этап.
1. Определение цели, задач проекта, его связи с программным материалом
по
развитию
речи,
знакомству
с
окружающим,
музыке,
изобразительной
деятельности.
2. Разработка этапов проекта, его методического обеспечения.
3. Подбор необходимой литературы и информации из разнообразных
источников.
4. Совещания и беседы с детьми по участию в проекте. Распределение
обязанностей между участниками проекта.
5. Разработка дизайна листов-клише для творческих работ учащихся, из
которых по окончании проекта будет оформлен альбом.
II. Технологический этап.
1. Сбор интересных фактов, пословиц, поговорок о ложке, народных
примет, материалов из словарей, энциклопедий, Интернет- ресурсов .
2. Оформление выставки «Такие разные ложки! » (разнообразные ложки,
имеющиеся в семьях учеников).
3. Проведение беседы «История деревянной ложки», в ходе которого дети
знакомятся с русскими ложками: межеумок, бутырка, боская, полубоская,
носатая, тонкая.
4. Оформление выставки детских рисунков и аппликаций «Ложка-это
ложка, ложкой суп едят», выполненных на занятиях по изодеятельности.
III. Подведение итогов проекта.
1. Вручение ложек детям детского сада.
2. Освещение всего проекта на сайте школы.
Приложение.
Деревянные ложки. История
Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и
есть ими - большая радость. Сегодня есть мастера ложкари (в том числе и
в экопоселениях), кто вырезает настоящие деревянные ложки, которыми
можно есть.
Деревянные
ложки
—
это
отражение
самобытности
нашей
русской
культуры
и
ее
наших
культурных
традиций.
Деревянные
ложки
пришли
к
нам
из
г л у б и н ы
в е к о в ,
о ч а р о в ы в а я
в с е х
с в о е й
неповторимостью и колоритом.
Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно
использовать по прямому назначению. Пища станет во
сто
крат
вкуснее
и
ароматнее,
если
ее
е сть
деревянными ложками. К тому же, если пользоваться
деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не
сможете обжечься горячей пищей. Это проверено на
практике - после деревянных ложек есть железными
очень тяжело.
Это прекрасный обычай, который не стоит забывать. Деревянные изделия
не только красивы — это экологически чистый материал. Для изготовления
ложек
использовалась
древесина
яблони,
липы,
рябины,
дуба
и
т.д.
Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для
здоровья.
Недаром
на
Руси
испокон
века
ели
из
деревянной
посуды
деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
Такую посуду, конечно, гостям не дашь - тут ложка у каждого своя.
Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки
можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Они при
соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное
свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и
сейчас
существует
целая
школа
игры
на
деревянных
ложках.
Вырезать настоящую русскую деревянную
ложку
непросто,
от
мастера
требуется
талант.
Вырезание
деревянных
сувениров
—
это
целое
искусство,
которому
обучаются
г о д а м и .
В н а ч а л е
с т о л я р у
н у ж н о
определиться с формой ложки: круглая или
овальная, плоская, объемная или гранёная.
К а ж д а я
ф о р м а
д е р е в я н н о й
л о ж к и
соответствует
своему
назначению.
Это
может быть ложка для солений, десертная
ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли
и т.п.
Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что
приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.
Ложки для растирания пищи не покрывались лаком.
А некоторые другие виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид.
Их
расписывают
вручную
настоящие
художники,
применяя
старинную
технику письма, затем покрывают специальным лаком.
«Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной
хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в
глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется,
приумножается
и
передается
из
поколения
в
поколение
традиционный
промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.
В старину ложки и посуда, которыми пользовались крестьяне на Руси,
были исключительно деревянными, как и во всех странах Европы, где в пищу
употребляли жидкие яства – супы, каши. Первое упоминание о русских
ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя
Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмутились, когда их
стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных. Князь тут же велел
ковать серебряные, сообщается далее в предании. Однако деревянная ложка
еще
долго
бытовала
на
Руси,
несмотря
на
то,
что
бурное
развитие
металлургии приводило к вытеснению деревянных предметов из обихода.
Пословицы
- Был бы мир пловом, а я — ложкой! (даргинская)
- В один рот двух ложек не впихнёшь (китайская)
- Дорога ложка к обеду (русская)
- Каши мало, зато ложка большая (малайская)
- Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам (русская)
- Ложка дёгтя в бочке мёда (русская)
- Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
- Пустая ложка губы царапает (осетинская)
- Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать (русская)
- Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)
- Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку (казахская)
- Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)
Афоризмы
- Если глупец связан с мудрым даже всю свою жизнь, он знает дхамму не
больше, чем ложка — вкус похлёбки (Будда)
«Ложечные приметы»
1. Если уронить ложку - придёт женщина, если нож - мужчина.
2. Две ложки в одном соуснике - к свадьбе.
3. Ложку на столе после обеда забыть - к гостю.
4. Пролить соус из соусной ложки - накликать семейную ссору.
5. Нельзя стучать ложками - от этого «лукавый радуется» и скликаются на
обед «злыдни».
6. Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а
другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть
нечистая сила.
7. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет
за стол нечистая сила.
Выполнение работы:
1.
Подготовка эскизов.
Изучение
цветовой
палитры
узоров
(с
опорой
на
русское
народное
творчество и росписи: Хохлома, Городец, Полохов-Майдан)
2.
Нанесение на основу рисунков. Подбор цветового решения.
3.
Работа над персонажами.
4.
Работа над «ножками» ложек (лопаток).
5.
Итог.
В проекте участвовали не только старшая группа художественного отделения,
но и дети, учащиеся на отделении раннего эстетического развития. Ребята
узнали о видах ложек, их истории, и попробовали «расписать» ложки.
Проект завершен.