Напоминание

Ложь в детском возрасте


Автор: Бутиков Борис Павлович
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Ложь в детском возрасте
Раздел: среднее образование





Назад




ЛОЖЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Соловьев Н.В., воспитатель учебного курса Санкт-Петербургского

суворовского военного училища

Вопрос о детской лжи имеет большое практическое и теоретическое

значение. С практической точки зрения важно понять корень и условия лжи.

В жизни ложь имеет вполне закономерное существование, является нормой

борьбы за существование, защитным приспособлением, сходным с явлением

мимикрии.

Ложь у детей создается на социально-психологической основе, она

имеет прежде всего социальную функцию. Есть социально-полезная сторона

во лжи, но есть и социально-опасная.

С. Холл различает пять видов лжи:

1. «Героическая ложь» - где ложь является, по выражению Холла, “средством

для благородных целей”;

2.

«Партийная

ложь»,

когда

ребенок

лжет

вследствие

своих

личных

отношений

(симпатии

или

антипатии)

к

кому-либо;

основное

положение

здесь может быть сформулировано – «правда для друзей и ложь для врагов».

3. «Эгоистическая ложь», продиктованная какими-то личными интересами

выступает как защитное средство в трудных положениях.

4. «Фантастическая ложь» - ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке,

например, чаще всего в игре, нередко и сам не веря своим выдумкам.

5. «Патологическая ложь», в основе которой лежит чисто патологическая

потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными

историями.

Из

перечисленных

этих

видов

лжи,

кроме

четвертой,

речь

идет

о

настоящей лжи.

Под ложью понимается заведомо лживые высказывания с целью ввести

кого-либо в заблуждение. Как считает американский исследователь Экман

Пол, самое главное - это найти мотив лжи. Осознание мотива помогает

взрослым принять решение, как себя повести, чтобы ребенок не солгал снова.

Дети не рождаются лжецами, они прибегают к обману не потому, что хотят

досадить

окружающим

или

манипулировать

ими.

Экман

Пол

выделяет

следующие причины, по которым, как он считает, дети лгут:

1. Стремление избежать наказания - это главная причина лжи (как детей, так

и

взрослых).

Когда

ребенок

лжет,

чтобы

избежать

наказания,

взрослые

должны принимать во внимание, что именно он совершил, какое действие

ребенок пытается утаить и возраст ребенка.

2. Страх унижения.

3. Вокруг сплетен. Дети часто получают противоречивую информацию - с

одной стороны, взрослые осуждают ложь, но с другой - и правда не всегда

одобряется, особенно если это доносительство на других. Доносительство -

это

плохо

в

том

случае,

если

инициатива

принадлежит

ребенку,

если

проступок о

котором доносят, незначителен, а мотивом доноса выступает

злорадство.

4. Фантазии и хвастовство.

5. Ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь.

6. Ложь ради проверки собственной силы.

Дети

более

младшего

возраста

обманывают,

как

правило,

по

следующим причинам:

1. Из-за боязни наказания.

2. Из-за желания ощутить удовлетворение.

3. Стремясь подражать поведению взрослых.

4. Пытаясь сделать желаемое действительным.

Удачная ложь, когда взрослые подозревают обман, но не могут ничего

доказать, утверждает ребенка в сознании своей силы. У маленьких детей это

иногда принимает форму поддразнивания и розыгрыша.

Однако, Экман Пол считает, что хоть в большинстве случаев ложь - зло,

бывают и исключения. Бывает, что, только солгав, можно отвести беду от

другого человека. Ложь бывает порожденная чувством солидарности, иногда

ложь произносится только потому, что ее хотят услышать. Сказать правду

иногда

может

быть

невежливо

или

жестоко,

откровенность

может

быть

грубой.

Ни

один

из

перечисленных

мотивов

не

является

исключительно

детским, все они встречаются и у взрослых. С возрастом, однако, значение

некоторых мотивов возрастает.

Подобно тому, что существует множество мотивов лжи, имеет место

великое разнообразие причин, по которым у некоторых детей в значительно

большей степени развивается склонность ко лжи. Некоторые из этих причин

кроятся в личности ребенка, другие - в его окружении, некоторые зависят от

возраста.

Если ребенок солгал, необходимо разобраться в случившемся,

не

откладывая. Стоит завести разговор о лжи и сказать, что ложь рассердила вас

сильнее, чем сам поступок, и рассказать ребенку сказку о мальчике-пастухе,

который обманул жителей деревни, заявив, что на стадо напали волки. Смысл

в том, чтобы объяснить ребенку: стоит раз солгать и люди станут относиться

к его словам с недоверием, а если ложь повториться, ему окончательно

перестанут верить. Попытайтесь выяснить, понимает ли ребенок, что такое

лгать, выдумывать или притворяться. Кроме того, дети имитируют ложь. Они

слышат,

как

окружающие

взрослые

обманывают

других

взрослых

и

подражают этому поведению. Взрослые способны уловить разницу между

“святой” и реальной ложью, но малышам такие тонкости непонятны. Доверие

детей к взрослым - ключевой элемент, благодаря которому они привыкают

говорить правду.

Вот

дополнительные

советы,

которые

следует

помнить,

пытаясь

отучить детей от лжи:

1. Рассматривайте эпизод с ложью как подходящий случай, когда можно

заложить основы воспитания честного ребенка.

2.

Не

называйте

ребенка

вруном,

поскольку

дети

часто

пытаются

соответствовать

подобным

ярлыкам

вместо

того,

чтобы

изменить

недозволенное поведение.

3. Избегайте разговоров об обмане в присутствии детей, например: “Я не

скажу жене (мужу), сколько стоит...”

4. Не участвуйте в “заговорах”, которые учат детей лгать. К примеру, не

говорите: ”Мы поедем отдыхать, а твоей воспитательнице скажем, что ты

заболел”. Такие слова поощряют ложь в корыстных целях.

5. Случайно подслушанная ложь, к которой дети прибегают, чтобы выставить

себя в благоприятном свете перед родителями или сверстниками, не является

поводом для публичного обсуждения. Разберитесь с ней позднее.

6. Наказывая детей за ложь, постарайтесь не вызвать у ребенка чувство

никчемности или презрения к самому себе. Правильное воспитание должно

способствовать изменениям в поведении, а не появлению негативных чувств.

7. Прорепетируйте свою реакцию на ложь заранее, чтобы быть во всеоружии,

когда это случится.



В раздел образования