Напоминание

"Есть ли ноги у времени?"


Автор: Жукова Наталия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДС № 6 "Колобок"
Населённый пункт: Томская область, г. Стрежевой
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект
Тема: "Есть ли ноги у времени?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДС №6 «Колобок» комбинированного вида городского округа Стрежевой»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Есть ли ноги у времени?»

База реализации проекта: воспитанники подготовительной группы «Топтыжка», родители

воспитанников, воспитатель МДОУ «ДС №6 «Колобок» (всего 32 человека)

г. Стрежевой, 2016 г.

Руководитель проекта: воспитатель

Жукова Наталия Сергеевна

2

Исследовательская работа на тему:

«Есть ли ноги у времени?»

Содержание:

I. Введение

Гипотеза

Методы исследования

Практическая значимость

Этапы работы с детьми над проектом

Ресурсы проекта

II. Основная часть «Есть ли ноги у времени?».

Опытно – экспериментальная деятельность:

Опыт № 1 «Как работают солнечные часы»

Опыт № 2 «Изготовление водяных часов»

Опыт №3 «Изготовление песочных часов»

Опыт № 4 «Сколько времени прошло?»

Опыт № 5 «Что мы можем сделать за 1 минуту?»

III. Заключение.

Выводы.

Введение

Объект исследования: Категория времени.

Предмет

исследования: Приборы,

позволяющие

почувствовать

свойства

категории времени.

Гипотеза: Мы считаем, что, если время идет, значит, у него есть «ноги».

Цель

исследования: Доказать

экспериментальным

путем,

что

время –

это

категория, которую нельзя увидеть, но ее можно почувствовать.

Задачи исследования:

Изучить

материал

по

теме:

«Время»

(художественная

литература,

познавательная литература, интернет источники);

Научиться определять время с помощью разных видов часов;

3

Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени.

Методы исследования:

Беседы, чтение художественной литературы, загадки;

Дидактические игры;

Просмотр мультфильмов, познавательных передач о времени;

Экскурсии в библиотеку, в музей;

Самостоятельное обдумывание;

Наблюдения

в

группе

за

работой

механических,

водяных,

солнечных,

песочных часов;

Опыты и эксперименты по изучению свойств времени.

Практическая значимость:

Опытным путём показать детям, что время существует, но его нельзя

потрогать. Время – это процесс, которым надо уметь пользоваться и правильно

распределять.

Этапы работы с детьми над проектом

Этап работы над

проектом

Содержание работы

Деятельность

воспитанников

Деятельность

педагога

1. Подготовка

Определение проблемы

(темы) проекта, его

исходного положения.

Воспитанники

подготовительной

группы готовятся к

выпуску из детского

сада.

Детей заинтересовал

вопрос –Есть ли ноги у

времени, раз говорят

«Время идет», «Время

бежит»?

Обсуждают тему

проекта с воспитателем,

при необходимости

получают

дополнительную

информацию через

Беседы с

воспитателями,

родителями;

Библиотеку;

Музей;

Просмотр

познавательных

передач,

мультфильмов;

Интернет

Мотивирует

воспитанников.

Определяет тему

проекта, проблему.

Подбор материала;

Рассказы педагога

2. Целеполагание

Определение цели

проекта:

Доказать детям

опытным путем, что

время существует,

Определяют цели

проекта. Формируют

задачи.

Предлагает идеи,

высказывает

предположения.

Наблюдает за работой

воспитанников.

4

нужно только научиться

им пользоваться и

правильно его

распределять.

Использование

подсказок и наводящих

вопросов.

3. Планирование.

Планирование

предстоящей

деятельности.

Распределение задач

между участниками.

Определение

источников

необходимой

информации.

Вырабатывают план

действий. Распределяют

роли. Определяют

способы реализации

проекта и источники

необходимой

информации.

Привлекает детей к

участию в

планировании.

Помогает определить

средства и способы

реализации проекта.

4. Исследование

(выполнение

проекта)

Сбор и уточнение

информации.

Поэтапное

выполнение задач

проекта.

Совместное

продвижение

взрослых и детей к

результату.

Выполнение детьми

проекта. Опытническая

деятельность.

Творческие споры,

достижение

договорённости,

взаимообучение,

помощь детей друг

другу.

Наблюдает, советует,

косвенно руководит

деятельностью

воспитанников.

5. Выводы.

Анализ информации.

Формирование выводов.

Какая часть проекта

оказалась наиболее

удачной? Что нужно

изменить в следующий

раз? Чему научились

дети? Что не удалось?

Почему?

Анализируют

выполнение проекта,

обсуждают результат,

выясняют причины

успехов и неудач.

Наблюдает, советует,

руководит процессом

рефлексии.

-Узнали ли вы что-

нибудь, чего не знали

раньше?

- Узнали ли вы что-

нибудь, что вас

удивило?

- Какое из занятий

понравилось вам

больше всего?

6. Представление

проекта

(презентация,

оформление

продукта).

Подготовка

презентации

(продукта) проекта.

Отчет о ходе

выполнения проекта.

Определение

перспективы

развития

проектирования.

Оформляют продукт

проекта. Участвуют в

коллективном

самоанализе и оценке.

1. Помогает, руководит

процессом или

участвует как партнёр.

Направляет процесс

анализа и перспективы

развития проекта.

2. Готовит свой отчёт

по проектной

деятельности.

5

Ресурсы проекта:

I. Методические:

Методическая литература

Интернет ресурсы

II. Материально-технические:

Художественная

литература.

Наглядный,

иллюстративный

материал

(фотографии, слайды). Материал для опыта (пластиковые бутылки, трубочки,

клей, ножницы, скотч, стаканы пластиковые, манка (имитация песка), тетради в

клетку,

простые

карандаши,

игра

«Космические

приключения»,

вода,

часы

песочные,

водяные,

солнечные).

Уголок

экспериментирования

в

группе,

картотека дидактических игр, картотека опытов и экспериментов.

III. Программно-технические.

Компьютер;

Цветной принтер;

Цифровой фотоаппарат;

Видеопроектор;

Доступ к Интернету;

Программы обработки изображений.

VI. Финансовые.

Спонсорская помощь родителей, собственные средства.

6

II. Основная часть

Актуальность темы и описание проекта

Говорят: часы стоят.

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы висят на месте.

В. Орлов.

Как

то

наша

воспитательница

Наталия

Сергеевна

сказала

«Ребята,

пришло

время

собираться

на

прогулку!».

Нам

стало

интересно,

откуда

оно

пришло и куда оно уходит? Что такое время? Если время идет, значит у него есть

ноги? Можно ли его увидеть?

Вместе с воспитателями и родителями мы стали искать ответы на свои

вопросы.

Мы хотим узнать

Где найти информацию?

1. При помощи чего можно увидеть время?

1. В энциклопедии

2. В книгах

3. Из рассказов взрослых

4. Из телепередач

5. Из интернета

2. Как раньше люди определяли время?

3. Какие были раньше часы?

Вместе

с

родителями

мы

искали

информацию

в

книгах,

журналах,

интернете. Ребята нашей группы подготовили сообщения о разных видах часов.

Об

истории

часов

мы

узнали

в

историко-краеведческом

музее.

Наталия

Сергеевна читала нам рассказы, стихи, загадывала загадки про время и про часы.

Мы смотрели мультфильмы про часы, познавательные передачи про время. В

библиотеке мы посетили программу «Часы и часики». Вместе с родителями мы

сделали книжки - малышки с рисунками, стихами и рассказами о часах. В группе

организовали мини музей «Такие разные часы». Ребята приносили разные виды

часов:

карманные,

механические,

наручные,

песочные,

водяные.

Изготовили

7

альбом «Удивительный мир часов». Из бесед с воспитателями мы узнали, что

часы существовали не всегда. А как же раньше люди определяли время? Чтобы

узнать ответ на интересующий нас вопрос, мы решили отправиться в прошлое

часов.

Древние люди изобрели первые часы – это солнечные часы. Делали их

люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом, вместо стрелок –

колышек.

В группе мы создали макет солнечных часов. Вместо солнца использовали

настольную лампу. По тени от палочки мы определяли время.

8

Ребята подготовили рассказы про живые часы – растения и животных.

Вслед за солнечными часами люди изобрели водяные часы. Водяные часы

– это высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой. Капля за каплей она

сочилась

из

отверстия. С

водяными

часами

связано

интересное

выражение:

«Ваше время истекло», «Чистое время».

Мы

изготовили

водяные

часы

в

группе.

Для

этого

нам

понадобились

пластиковые бутылки, трубочки коктейльные, клей, вода. Пробки двух бутылок

мы склеили прочным клеем. Затем проделали 2 одинаковых отверстия, в них

вставили трубочки – одну для воздуха, другую для воды. Воздух и вода в

бутылках меняются местами.

После водяных люди придумали

песочные часы. Они сделаны из стекла.

9

Два

стеклянных

пузырька

соединены

вместе.

Внутри

песок.

Когда

часы

работают, песок из верхнего пузырька за определенное время пересыпается в

нижний.

Из пластиковых бутылок мы изготовили песочные часы. Принцип такой

же, как и у водяных часов, только вместо воды песок, и нет трубочек.

Песочными часами люди пользуются и сейчас. В поликлиниках, больные

по этим часам получают процедуры. Повара – чтобы сварить яйца всмятку или

вкрутую.

Во время работы над проектом

мы

научились

сами

изготавливать

10

часы, определять время, но увидеть его так и не смогли. Наталия Сергеевна,

рассказала нам, что время можно почувствовать. А как?

Говорят, что если человек работает, то время бежит, а если лентяйничает,

оно идет медленно. Для этого мы решили провести опыт почувствовать время на

себе.

Мы взяли настольную игру «Космические приключения», песочные часы

на 3 минуты и пошли играть. А одного мальчика попросили, чтобы он сел в

кресло и ничего не делал. Часы поставили на стол и перевернули. Мы так

увлеклись игрой, что даже не заметили, как прошли 3 минуты. Мы спросили у

Данила: «Сколько времени ты сидел?». Он ответил: « Очень долго!».

Мы

почувствовали

время

и

сделали

вывод –

если

мы

заняты

чем-то

интересным, то время идет быстро. А если нам скучно, оно движется медленно.

Нам стало интересно, много это или мало – 1

минута

и

что

за

это

время

можно

успеть

11

сделать.

Для

этого

мы

провели

опыт.

Мы

взяли тетради в клетку, простые

карандаши и водяные часы на 1 минуту. Задание – за 1 минуту нарисовать в

клетках кружочки. У нас получились разные результаты – от 20 до 32 кружков.

В результате мы сделали вывод – за 1 минуту можно многое успеть, если

не отвлекаться!

Заключение

Завершив проект,

мы

сделали

вывод –

Время нельзя потрогать, нельзя

у в и д е т ь ,

н о

м ы

е г о

м о ж е м

почувствовать

через

протяженность

действий.

Знания времени просто необходимо человечеству, так как наша жизнь

зависит от них. «Не трать время даром».

12

Таким образом, выдвинутая в начале проекта гипотеза была опровергнута

– нет у времени ног.

Используемая литература

1.

Н. Гузеева «Вася Кукушкин и часы». Киев «Веселка», 1986 г.

2.

А. Крылов «Меряй сутки на минутки». Томское книжное издательство,

1990 г.

3.

Т.

Г.

Рихтерман

«Формирование

представлений

о

времени

у

детей

дошкольного возраста». Москва «Просвещение», 1991 г.

4.

Детская энциклопедия «Техника вокруг нас». Москва «Росмен», 2004 г.

5.

Гризик Т.И. Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995 г.

6.

Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005 г.

7.

Савенков

А.

Исследовательские

методы

обучения

в

дошкольном

образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006 г.

13



В раздел образования