Автор: Гнатюк Ирина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Городская гимназия
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Сложные проценты в 6 классе"
Раздел: среднее образование
УРОК
В
6
КЛАССЕ
ПО
ТЕМЕ
:
«
РЕШЕНИЕ
СЛОЖНЫХ
ЗАДАЧ
НА
ПРОЦЕНТЫ
»(
учитель
городской
гимназии
города
Димитровграда
Гнатюк
Ирина
Ивановна
)
ЦЕЛИ УРОКА:
предметные:
•
конкретизация понятия процента,
•
развитие навыков нахождения процента от числа ,нахождение числа по
процентному отношению и нахождение самого процентного отношения
•
Формирование навыков решения практических задач
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
•
Формирование исследовательских навыков
•
Формирование умений классифицировать объекты ,выдвигать
гипотезы ,делать выводы и умозаключения ,аргументировать ,отстаивать
свою точку зрения
ЛИЧНОСТНЫЕ
•
Развитие коммуникативных качеств, культуры общения
•
Развитие познавательного интереса к предмету
•
Развитие интеллектуальных способностей учащихся(логического
мышления)
Тип урока :конкретизация способа
Основные понятия : проценты, нахождение процента от числа ,нахождения числа
по процентному отношению, нахождение процентного отношения
Оборудование: экран,проектор,компьютер
СТРУКТУРА УРОКА:
1.Организационный момент.
2.Актуализация и коррекция знаний:
Вопрос к классу:
Что мы изучаем на последних уроках математики? (Дети скажут,что проценты)
Учитель:
История происхождения процентов началась еще в древности.Слово «процент»
переводится как «за сотню» или «со ста».
Первые таблицы процентов были составлены ещё вавилонянами.
Индийцам проценты были известны уже в V в.
Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли
процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню.
Само слово процент происходит от латинского «PROCENTUM»,что означает в
переводе «сотая доля».В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по
коммерческой арифметике».В одном месте речь шла о процентах,которые тогда
обозначали «cto».Однако наборщик принял это слово за дробь и напечатал %.Так из
за опечатки этот знак вошел в обиход.
Проценты-одно из математических понятий,которые часто встречаются в
повседневной жизни.Так мы часто читаем или слышим,что например,в выборах
приняли участие 52,5%избирателей,ретинг победителя хит-
парада75%,промышленное производство сократилось на 11,3%,уровень инфляции
8% в год,банк начисляет 12% годовых,материал содержит 60% хлопка,молоко
содержит 3,2% жира и т.д.
Вопрос к классу:
-А какие типы задач на проценты мы рассмотрели ?
-Повторим,что мы знаем о процентах? (на слайде вопросы к классу)
Что называется процентом?
Как найти процент от числа?
Как найти число по значению процента?
Как найти процентное отношение?
(Ребята отвечают с мест)
Учитель:
Проверим,как мы умеем применять эти знания на практике?
На слайде высвечиваются три задачи (они же на карточках на столах :карточка№1)
Трое учащихся приглашаются за доски для построения схем и решений ,а остальные
выполняют у доски.
Карточка
№1
1.Составьте схему к задаче ,выражение и решите:
а) При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько пшеницы нужно
смолоть, чтобы получить 480 кг пшеничной муки?
б) В 100г воды растворили 80г соли. Какова концентрация раствора?
в )В книге 120 страниц .Рисунки занимают 35% книги .Сколько страниц в
книге занимают рисунки?
Решение:
а)480*0,8=600 (кг) муки
Ответ:600 кг
б )0, 80*100%=80% концентрация соли
Ответ:80%
в )120*0,35=42стр
Ответ:42 стр
Проверим решения, зададим вопросы .Кто справился со всеми задачами?
Молодцы!!
Ну,простейшие задачи мы ,как видим, научились решать.Помогли ли вам
схемы и изученные ранее правила?
Я предлагаю вашему вниманию задачу:
Карточка
№2 (
задача
ЕГЭ
2003
года
)
Имеется 40кг раствора, содержащего 5%соли.Сколько требуется добавить
воды в раствор, чтобы он стал содержать 2% соли?
(На слайде и на столах карточка №2)
Задача знакомая? Нет…Так чем же я хочу предложить вам заняться на этом
уроке? Хотим ли мы узнать ,как решать такие задачи?
Запишите в тетрадях тему, которая ,заодно и цель нашей работы отображает:
«Как решать сложные задачи на проценты?»
Давайте поработаем в парах, чтобы построить схему и найти способ решения
задачи, которая предлагалась на ЕГЭ 2003 года ,а мы
уже можем ее решить.
Решение:
1)40*0,05=2 (кг) соли
2)2:0.02=100 (кг)раствора
3)100-40=60(кг) воды
Ответ:60 кг воды
Физкультминутка
Раз- подняться на носки и улыбнуться,
Два – руки вверх и подтянуться,
Три- согнуться, разогнуться
,
Четыре- снова всё начать.
Пять- на пояс руки ставим,
Шесть -повороты
туловища начинаем,
Семь- по глубже всем вздохнуть.
Восемь- мы разок присядем,
Девять- урок наш продолжаем
.
По
схеме
придумай
и
реши
задачу
120
⋅
0,8
+
480
⋅
0,2
120
+
480
⋅
100
=
32
Ответ:32%
Рефлексия
(
подведение
итогов
)
Ответьте,пожалуйста,на вопросы,записав коротко ответ в тетрадь:
1.Что я понял(а) на уроке?
2.Что меня удивило?
3.Какие открытия для себя я сделал(а)?
Предложить кому нибудь зачитать ответы.
Домашнее
задание
на
карточке
№3
Спасибо
за
урок
!