Напоминание

Значение упражнений в формировании исполнительских навыков юного аккордеониста


Автор: Усанова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУДО "Юрюзанская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Юрюзань
Наименование материала: доклад
Тема: Значение упражнений в формировании исполнительских навыков юного аккордеониста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Юрюзанская детская школа искусств Катав – Ивановского муниципального района»
Доклад на тему

«Значение упражнений в формировании исполнительских

навыков юного акккордеониста»
Докладчик: Усанова Н. Н. Юрюзань, 2017г.

Оглавление
I.Введение……………………………………………………………………3 II. Основная часть 1. Первые упражнения для правой руки…………………………………...4 2. Первые упражнения для левой руки на готовой системе……………....7 3. Упражнения… Да или нет? .........................................................................9 III. Заключение……………………………………………………………….11 IV. Список используемой литературы……………………………………...12 2
Введение



Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла, богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор мобилизует всю творческую волю, все умение, и чем выше талант и мастерство художника, тем более впечатляющим и значительным предстает конечный результат. Не является исключением и музыкально – исполнительское искусство. Говоря об этом, в первую очередь подразумевается техника артиста, при помощи которой он воплощает свое звуковое представление музыкального произведения, свое видение (слышание) художественного образа. В процессе обучения игры на аккордеоне перед педагогом музыкальной школы, наряду с общими воспитательными и музыкально – художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся. Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства. Большое значение в формировании исполнительских навыков юного аккордеониста имеют технологические приемы, в частности использование различных технических упражнений. От правильно организованной, систематической работы над различными видами инструктивного материала напрямую зависит последующее развитие ученика. Хорошим средством преодоления технических трудностей в произведении являются упражнения, построенные на элементах технически трудных мест разучиваемого произведения. Такие упражнения могут подбираться или сочиняться самими учащимися. 3 1.Первые упражнения для правой руки.
Знакомство юного аккордеониста с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. Рука для удобства и снятия лишнего напряжения находится приблизительно по центру грифа. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы руки (кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень часто, ученик, нажимая каким – либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Для того, чтобы устранить эту зависимость и дать почувствовать, что каждый палец моет работать самостоятельно, не передавая напряжение другим, можно дать следующее упражнение: - кисть расположена таким образом, что все пальцы касаются клавиш. Затем один из них поднимается и несколько раз подряд нажимает или толкает клавишу. Нужно стараться чтобы все пальцы равнозначно выполняли описанное упражнение. Чтобы учащийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит на первых уроках заставлять играть ударом или толчком, т. к. и в том и в другом случае в действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца утопить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность. При способе звукоизвлечения ударом или толчком мы подразумеваем «весовую игру». Маленькие дети могут достичь «весовой игры» лишь в том случае, если у аккордеона легкая клавиатура. Но, к сожалению, у инструментов, рассчитанных на начинающих, клавиатура очень тяжелая. Это вносит в обучение дополнительные сложности, затрудняя, а вернее, делая невозможным воспроизведение таких штрихов, как пальцевое стаккато и нон легато в подвижных темпах. Работая над пальцевым ударом с учащимся, преподаватель должен следить, чтобы движения не были резкими и размашистыми. Мягкость, плавность, пластичность, гибкость – те компоненты, которые нужно развивать в раннем возрасте, т. к. в дальнейшем с физиологическим изменением ребенка (окостенение, жесткость связок) делать это будет труднее. Движение пальцев прикасании клавиши должно быт не перпендикулярным, а направленным немного под ладонь. При этом движение пальцев становится обобщенным, первые фаланги не прогибаются. Исполняя этот технический прием, нельзя допускать, чтобы пальцы скользили по клавишам. 4 Это приводит их к срыву, а следовательно звукоряд становится неровным.
Работая над таким технологическим исполнением, юный аккордеонист большей частью развивает пластику пальцев, оставляя в спокойном состоянии кисть. Нужно заметить, что удар может быть как пальцевой, так и кистевой. Оба вида должны осваиваться по возможности одновременно, чтобы учащийся понимал различие и не подключал в упражнениях на пальцевой удар кисть. Важно добиться от ученика, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным. Проследив за тем, чтобы юный аккордеонист до конца прожимал клавиши, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивление клавиши. Важно чтобы учащийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот. Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, т. к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной. Упражнения для развития технических навыков правой руки. 5

2.Первые упражнения для левой руки на готовой системе. Первое знакомство юного аккордеониста с левой клавиатурой происходит на готовой системе. Ознакомив учащегося с расположением басов, рядов, аккордов на готовой клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения отмеченной ноты «до» третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая заранее верхнюю кнопку. Наиболее типичной ошибкой является переползание пальцем на соседнюю кнопку. Необходимо объяснить, что каждую последующую кнопку нужно нажимать сверху, перенося при этом палец. Объяснив ученику, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Способ звукоизвлечения – толчок, нажим. Очень важно, чтобы после каждого взаимодействия с кнопкой ученик расслаблял палец. Во время игры одного пальца другие должны быть округлены и расслаблены. Чтобы 4 и 5 пальцы не уходили в сторону с клавиатуры, нужно располагать 4 палец как можно ближе к вспомогательному ряду. В последствии следует дать упражнение, в котором будут задействованы все четыре пальца. Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда. Упражнения для развития технических навыков левой руки. 7
8
Упражнения… Да или нет? Многие преподаватели посвящают технике половину урока. Не говоря о почти полной трате времени, это верный способ сделать обучение игры на аккордеоне утомительным и скучным. Пока юный аккордеонист не достигнет продвинутого уровня, у него не должно встречаться отрезков гамм длиннее октавы, арпеджио редко распространяются на всю длину клавиатуры, а любая замысловатая фраза со странной аппликатурой может быть вычленена из музыки и использована как отдельное упражнение. Нужно находить «упражнения» прямо здесь, во фрагментах разучиваемых произведений, с которыми ученик трудно справляется, и избавить себя и ученика от бесполезной скуки. Но потом вопрос встает. Как научить учеников играть быстро и с силой в пальцах без технических упражнений? Начальные и упрощенные пьесы не требуют гимнастики для пальцев. Эти пьесы вполне можно играть с минимальными способностями по скорости и силе. И не следует забывать, что каждый раз, когда играется музыкальное произведение, пальцы получают тренировку. Первые месяцы должны быть потрачены на заманивание ребенка в радостные занятия, чтобы процесс обучения доставлял удовольствие. Разбавляйте каждый урок немного юмором, несколькими фрагментами настоящих концертных произведений и большим количеством похвал за все выученное. При этом придерживайтесь минимума в отношении технической работы. По мере прогресса юного аккордеониста следует осторожно добавлять дополнительную техническую работу на уроках. Когда ученик активно занимается музыкальной игрой, гораздо легче добавлять больше технической работы относительно безболезненно. В этот момент ученик желает, чтобы музыка звучала привлекательно, и заинтересован в приложении больших усилий для этого. Необходимо настраивать свои уроки для начинающих так, чтобы ученик как можно быстрее приступил к игре на аккордеоне. Следует возбудить внимание и выкорчевать скуку, чтобы воспитывать энтузиазм и любовь к музыке. Когда ученик «влюбляется» в аккордеон, тогда можно больше добавить технического материала. 9
Необходимо вводить упражнения Ш. Ганона, которые чрезвычайно популярны среди учеников по классу фортепиано. Первая часть состоит из 20 отличных упражнений, использующих относительно простые шаблоны, которые может походя разучить даже новичок. Вторая часть из 18 упражнений фокусируется на более сложной аппликатуре. Для любого уровня игры. Книга содержит не только отличные пальцевые упражнения, но также включает все гаммы и арпеджио с подписанными стандартными обозначениями пальцев. Вот некоторые упражнения Ш. Ганона. 10

Заключение
Работа над упражнениями никоим образом не является самоцелью - ее следует рассматривать как средство воспитания не механической, а музыкально осмысленной техники. Упражнения связаны с музыкой, они охватывают различные виды техники и всевозможные приемы звукоизвлечения и постепенно переходят в работу над произведением. Благодаря своей лаконичности, они легко запоминаются, исполнение их не утомляет ученика, не притупляет его внимание. Все приемы и упражнения следует проходить постепенно, от простого к сложному, умело дозируя ежедневные нормы и выбирая для каждого ученика те упражнения, которые ему более всего необходимы в данный момент. Последовательность изучения упражнений индивидуальна. Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у юного аккордеониста положительные, сильные стороны характера, направить их в нужное русло, а также стараться преодолеть отрицательные – вот главная задача педагога. Главное, чтобы окончив музыкальную школу, человек не испытывал отвращение к музыкальному инструменту, музыке, а наоборот, пронес любовь, заложенную педагогом, через всю жизнь. 11

Список используемой литературы
1.Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.,: Музыка, 1968. 2.Коган Г. М. У врат мастерства. – М.,: Музыка, 1970. 3.Лушников В. Хрестоматия аккордеониста. – М.,: Музыка, 1990. 4.Лушников В. Школа игры на аккордеоне. – М.,: Музыка, 1991. 5.Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. - М.,: Музыка, 1990. 6.Судариков А. Исполнительская техника баяниста. – М.,: Музыка, 1989. 7.Цыпин Г. Исполнительская техника. – М.,: Музыка, 1997. 8.Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.,: Классика – XXI, 2002. 12


В раздел образования