Организация военно-патриотического воспитания на уроках БЖД
Автор: Новиков Сергей Анатольевич Должность: преподаватель Учебное заведение: ГПОАУ Амурской области "Благовещенский политехнический колледж" Населённый пункт: Амурская область, г. Благовещенск Наименование материала: статья Тема: Организация военно-патриотического воспитания на уроках БЖД Раздел: среднее профессиональное
Организация военно-патриотического воспитания на уроках БЖД
Новиков С. А.,
Преподаватель
ГПОАУ Амурской области
«Благовещенский политехнический колледж»
Все может родная земля:
и напоить из своих светлых родников,
и накормить своим хлебом,
и удивить красотой цветущих садов,
вот одного она только не может – защитить себя,
и сделать это должен тот, кто пьет ее воду,
ест ее хлеб и любуется ее красотой.
А.В. Суворов.
Жизнь
общества
сегодня
ставит
серьезнейшие
задачи
в
области
воспитания
и
обучения
нового
поколения.
Государству
нужны
здоровые,
мужественные,
смелые,
инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться,
работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В ГПОАУ СПО
БПК одной из главных задач является воспитание молодежи. Важнейшая составляющая
процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия
этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания
молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и
решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины. Сегодня
патриотическое
воспитание
российской
молодежи
является
одним
из
приоритетных
направлений
государственной
молодежной
политики
в
условиях
реформирования
общества и его военной организации, а так же в сфере образования.
Безусловно, неисчерпаемые возможности патриотического воспитания заложены уже
в
непосредственном
изучении
учебных
дисциплин.
Умело,
например,
используют
героическую летопись нашей страны для развития у студентов высоких гражданских
чувств преподаватели истории, обществознания, литературы. Большое значение в решении
задач патриотического воспитания студентов играет изучение курса «БЖД».
В
то
же
время
патриотическое
воспитание
включает
комплекс
мер
духовного,
идеологического, социально-политического, психологического, педагогического, военно-
технического
и
иного
характера,
реализация
которых
призвана
способствовать
оформлению функций защитника Отечества, особенно в условиях военной деятельности.
Специфика
задач
патриотического
воспитания
предполагает
существенную
дифференциацию его содержания. Соотношение общего и особенного, специфического
проявления в нем, в двух основных моментах:
- общее в содержании патриотического воспитания является доминирующим и составляет
его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему
ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности
и поведения можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач, по
подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной или альтернативной
службе.
- в современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава
Вооруженных Сил, значительно возрастает роль и значение специфического компонента
содержания
патриотического
воспитания.
Это
предполагает
его
более
глубокую
и
последовательную дифференциацию, более основательную и всестороннюю разработку в
соответствии с теми конкретными задачами и, прежде всего патриотического характера,
которые
возлагаются
на
защитников
Отечества
в
условиях
военной
деятельности,
в
процессе прохождения военной службы.
В настоящее время, военно-патриотическое воспитание, одно из специфических
направлений по воспитанию молодежи и подрастающего поколения. Эта сфера включает в
себя
всю
совокупность
ценностей,
созданных
и
используемых
обществом
для
оптимизации военно-патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание в
единстве с нравственным, эстетическим и интеллектуальным воспитанием приобретает
значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
Военно-патриотическое воспитание не может существовать без здорового образа
жизни.
Здоровый
образ
жизни
-
это
индивидуальная
система
привычек,
которая
обеспечивает
человеку
необходимый
уровень
жизнедеятельности
для
решения
задач,
связанных с выполнением обязанностей и для решения заданных запросов и личных
проблем.
Помогая
подросткам
формировать
индивидуальную
систему
здорового
образа
жизни, необходимо учитывать все особенности этого возраста. Военно-патриотическое
воспитание является важным этапом становления личности.
В современных условиях не ослабевает, а еще более возрастает значение подготовки
молодежи к защите Родины-России. Это требует заблаговременной подготовки юношей к
действительной
военной
службе.
Только
в
том
случае,
если
юноша,
призванный
в
Вооруженные силы, будет обладать необходимыми военными знаниями и навыками, он
сможет
в
более
короткие
сроки
овладеть
сложными
современными
вооружениями
и
боевой техникой, выработать у себя в соответствии с требованиями военной присяги
высокие моральные и боевые качества.
Патриотизм
(греч.
–отечество)
–
нравственный
принцип,
социальное
чувство,
содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его
прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы.
Различные
направления
в
воспитании
молодежи
характеризуются
следующими
понятиями:
патриотическое воспитание,
военно-патриотическое воспитание,
героико-патриотическое воспитание,
гражданское воспитание,
гражданско-патриотическое воспитание.
Рассмотрим, какой смысл вкладывается в некоторые из этих понятий.
Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека
важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и
государства,
национального
самосознания,
образа
жизни,
миропонимания
и
ответственности
за
судьбу
России.
Патриотическое
воспитание
охватывает
большой
сектор
ценностей
и
затрагивает
разные
аспекты
жизни.
Оно
развивает
и
формирует
чувство патриотизма, которое включает в себя заботу об интересах страны, готовность
ради
Родины
к
самопожертвованию,
верность
Родине
в
период
военных
испытаний,
гордость за героическое прошлое нашей страны, отрицательное отношение к социальным
порокам общества, уважительное отношение к историческому прошлому и традициям
нашей Родины. Настоящий патриот свои дела и поступки всегда оценивает главной мерой:
как они укрепляют и прославляют наше Отечество.
Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического
воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого
патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной
защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной
службе
и
военной
форме
одежды,
сохранение
и
приумножение
славных
воинских
традиций.
Военно-патриотическое воспитание – это самое важное направление воспитателя.
Оно традиционно ближе и понятнее современной молодежи потому, что их деды, отцы,
близкие являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с
войнами. Идея служения Отечеству впитана ими вместе с молоком матери. Значит, это
направление воспитания на данном этапе является наиболее приемлемым сегодня и может
дать быстрый эффект. (Темы уроков: «Военная служба – особый вид государственной
службы», «Боевые традиции Вооруженных Сил России», «Ритуалы Вооруженных Сил
РФ»
Героико-патриотическое воспитание – это так же составная патриотического
воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных
исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям
предков и их традициям. (Тема: «Дни воинской славы (победные Дни) России. Закон РФ от
13 марта 1995 года»)
Гражданско-патриотическое воспитание – это часть гражданского воспитания,
базирующаяся на правовой базе между государством и гражданином, которая на практике
дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее
законную гордость за свою страну.
У Тютчева есть прекрасные строки: «Умом Россию не понять, аршином общим не
измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». В Россию верили наши
предки, наши деды и отцы, в нее должны верить и мы. Только общая вера с нашими
предками
и
может
стать
подлинным
фундаментом
нации.
Трижды
Россия
спасала
человечество от общего рабства: от монголо-татарского ига, от нашествия Наполеона, от
фашистской чумы. А какой вклад внесла Россия, наш народ в мировую цивилизацию! Мы
верим, что у России особая миссия. Вот эту веру, в первую очередь и надо прививать
нашей
молодежи.
(Темы
уроков:
«История
создания
Вооруженных
Сил
РФ»,
«Виды
Вооруженных Сил».)
Итак, значительную роль в деятельности, связанной с воспитанием патриота и
гражданина
через
обучение
в
колледже
должен
играть
предмет
Безопасность
жизнедеятельности. Курс БЖД имеет единую концепцию и научную программу обучения.
Формирование необходимых качеств будущих патриотов осуществляется через раскрытие
великой исторической роли нашего государства в мире. С самого начала изучения курса на
уроках
по
БЖД
доходчиво
и
убедительно,
на
конкретных
примерах
необходимо
доказывать обучающимся, что несмотря на трудности, нам есть чем гордится. Патриотизм
формируется и через показ роли героических профессий, таких
космонавт, военный,
пограничник, пожарный, спасатель, милиционер и др. в жизни общества.
Для патриотического воспитания студентов колледжа дополнительно могут
использоваться практически все предметы обучения. Необходимо использовать в плане
патриотического воспитания прежде всего такие предметы, как история и литература, но
даже на уроках физики, химии и математики можно воспитывать настоящих патриотов,
так как вклад нашей страны во все отрасли науки и культуры огромен.
Кризисы и различные неурядицы преходящи. Родина одна, и любовь к ней
неиссякаема.
В
современных
условиях
формы
получения
начальных
военных
знаний,
безопасности жизни и военной службы, самые разнообразные. Большую роль играют
военкоматы,
воинские
части,
штабы
ГО,
ГИБДД.
Сам
же
процесс
ознакомления
обучающихся
с
курсом
Безопасность
Жизнедеятельности,
связан
непосредственно
с
образовательным учреждением на занятиях БЖД.
Предмет БЖД учит предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать
их.
При
этом
нужно
действовать
грамотно,
совершенствовать
свои
физические
и
психологические возможности, чтобы уметь противостоять опасностям.
Любовь
к
Родине
и
Вооруженным
Силам,
верность
конституционному
долгу,
военной
присяге,
добросовестность
и
самоотверженность,
гуманизм
и
оптимизм,
трудолюбие и работоспособность, выдержка и терпение, способность к преодолению
трудностей – эти качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества.
Военно-патриотическое
воспитание,
основанное
новой
системой
ценностей
и
приоритетов, должно занять достойное место в жизни и деятельности Вооруженных Сил,
каждого
военнослужащего
и
допризывной
молодежи.
В
настоящее
время
с
использованием
региональных
средств
массовой
информации,
ведется
пропаганда
по
изучению основ безопасности жизнедеятельности и военно-патриотического воспитания
молодежи.
Для
защиты
населения
Российской
Федерации
от
вооруженного
нападения,
обеспечения суверенитета и неприкосновенности ее границ, в стране заблаговременно
организуется
и
обеспечивается
оборона.
Оборона
является
главным
элементом
безопасности и одной из важнейших функций государства. Решение задач обороны и
прохождения военной службы достигается в первую очередь на уроках БЖД с помощью
мер политического, военно-патриотического и экономического характера.
Согласно статье Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью
каждого
гражданина
РФ.
Кроме
того,
в
соответствии
с
Законом
«Об
обороне»
ст.9
граждане обязаны принимать участие в мероприятиях гражданской и территориальной
обороны.
На занятиях по военно-патриотическому воспитанию юноши изучают и знакомятся с
некоторыми видами Вооруженных Сил. Также они знакомятся с воинскими обязанностями
граждан РФ, студенты изучают такие вопросы, как воинский учет, подготовка к военной
службе, призыв на военную службу, прохождение к военной службе, пребывание в запасе
(Резерве) и обучение в мирное и военное время.
Основной
целью
военно-патриотического
воспитания
на
уроках
БЖД,
является
совершенствование
системы
патриотического
воспитания,
обеспечивающей
развитие
России как свободного демократического государства, формирование у граждан высокого
патриотического
сознания,
верности
Отечеству,
готовности
к
выполнению
конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели в колледже решаются следующие задачи:
-
совершенствуется
нормативно-правовая
и
организационно-методическая
база
патриотического воспитания;
-
привлекаются
к
участию
в
военно-патриотическом
воспитании
общественные
организации, высшие военные учебные заведения, отдельны граждане- участники боевых
действий в локальных войнах, которые своим примером, воспитывают будущих воинов.
- проводится научно обоснованная организаторская и пропагандистская деятельность с
целью дальнейшего развития патриотизма как основной духовной составляющей России.
Появление
предмета
БЖД
обусловлено
тем,
что
жизнедеятельность
человека,
направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды
обитания, к концу ХХ века привела к ряду неожиданных последствий.
Побочные эффекты научно-технического прогресса и социального развития создали
серьезные угрозы жизни и здоровья, мотивации деятельности, состояние генетического
фонда людей. Произошла утрата ценностей, патриотизма, веры в себя и т. п. Неумение
человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, технологических,
международных и социальных условиях, стало недопустимым.
Военно-патриотическое
воспитание
молодежи
опирается
в
основном
на
ориентирование
граждан.
Оно
является
началом
получения
знаний
и
навыков
по
патриотическому воспитанию. Значение любой деятельности определяется ее целями и
результатами. Целями деятельности по ориентированию студентов БПК на получение
начальных знаний об обороне государства является высокая психологическая готовность к
их овладению. Военно-патриотическое воспитание не может не интересовать каждого, кто
причастен к подготовке граждан к выполнению конституционного долга – к защите
Отечества, и особенно к вооруженной защите. Поэтому сейчас проводится большая работа
по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В частности на уроках БЖД.
Национальные
интересы
России
в
оборонной
сфере
заключаются,
прежде
всего,
в
обеспечении безопасности личности, общества, государства и, наконец, патриотизме.
Описываемый
опыт
отражает
педагогическую
деятельность
автора
в
качестве
преподавателя по безопасности жизнедеятельности в течение 5 лет.
ЦЕЛЬ: разработать и применять на практике комплекс педагогических условий, для
формирования в студентах колледжа качеств гражданина и патриота, в рамках уроков
БЖД и различных внеклассных мероприятиях.
ЗАДАЧИ:
отобрать
наиболее
эффективные
методы
формирования
гражданско-
патриотических качеств личности;
-организовывать и проводить мероприятия направленные на развитие патриотизма через
практическую деятельность;
- обеспечить возможности для самореализации студентов колледжа;
-
демонстрировать
молодым
людям
значимость
их
деятельности,
признание
и
востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Условия возникновения опыта:
Благовещенский
политехнический
колледж
находится
на
территории
города
Благовещенска.
Сложилось
так,
что
большинство
мероприятий
военно-спортивной
направленности
проводятся
в
городе
Благовещенске,
а
именно:
«День
призывника»,
военно-спортивная игра «Зарница», пятидневные военно-полевые сборы. В большинстве
мероприятий, студенты колледжа занимают передовые места. Колледж
поддерживает
тесную связь с ДВВКУ, ООО «Афганец», УМВД Амурской области, УФСИН Амурской
области, Советом ветеранов УМВД и ВВ Амурской области. Поэтому моя система работы
строится на развитии и приумножении традиций.
Методы формирования военно-патриотических качеств личности.
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных
форм
по
воспитанию
у
подростков
гражданских
качеств
особую
роль
сыграли
П.
П.Блонский,
А.
С.
Макаренко,
И.
Н.
Руссу,
В.
А.
Сухомлинский,
С.
Т.
Шацкий.
Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации
военно-патриотического воспитания. Выделил для себя группы методов, которые могут,
представлены следующей таблицей:
№
Группа методов
Методы
Свойства методов
п/п
1.
Методы
формирования
сознания личности
Убеждение, внушение, беседы,
лекции,
дискуссии,
метод
примера.
Постановка молодого человека в позицию
полноправного участника процесса, т. е.
он
не
объект
для
применения
данных
методов,
а
сам
принимает
активное
участие в их использовании.
2
Методы
организации
деятельности и
формирования
опыта
гражданского
поведения
Педагогическое
требование,
т р е б о в а н и е
к о л л е к т и в а ,
о б щ е с т в е н н о е
м н е н и е ,
поручение,
метод-требование,
создание
в о с п и т ы ва ю щ и х
с и т у а ц и й ,
к о л л е к т и в н о е
т в о р ч е с ко е
д е л о ,
м е т о д
проектов.
Необходимо
создавать
ситуации,
в
которых студент колледжа упражнялся бы
в
гражданской
деятельности,
осознавал
свои
обязанности
по
отношению
к
коллективу, обществу, ответственность за
свои
поступки.
Важно
демонстрировать
значимость
гражданской
деятельности
подростков
для
общества.
С
помощью
регулирующих
требований
формируются
традиции поведения.
3
Методы
стимулирования
деятельности и
поведения
Соревнование,
поощрение,
наказание,
взаимовыручка,
создание ситуации успеха.
Необходимо побуждать студента колледжа
ко р р е к т и р о в ат ь
с в о е
п о в е д е н и е .
Стимулирование в различных его формах
д о л ж н о
б ы т ь
д о з и р о в а н н ы м
и
заслуженным. Стимулирование побуждает
подро стка
к
анализу
с о б с т в е н н о й
деятельности, программирует дальнейшее
поведение.
Считают важным при работе с молодыми людьми соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности студентов;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке.
Содержанием военно-патриотического воспитания в колледже являются учебные
занятия, тренировки, военно-спортивные и тактические игры, проведение видеоуроков,
нетрадиционная форма проведения уроков.
Для меня важно осознание студентом целевой установки при изучении предмета, а
именно БЖД поможет подготовиться к жизни, более реально взглянуть на мир, научиться
оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать
правильный выбор.
В
национальной
доктрине
образования
в
РФ,
среди
основных
целей
и
задач
образования,
первой
названа
-
воспитание
патриотов
России
гражданско-правового,
демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и
обладающих высокой нравственностью.
В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю:
- создание условий для формирования гражданина-патриота через сочетание урочной и
внеурочной деятельности в курсе БЖД.
Военно-патриотическое воспитание реализуется в комплексе форм:
1.Формы патриотического воспитания. Урочная деятельность.
2. Военно-прикладная направленность. Внеурочная деятельность.
3.Оборонно-спортивная направленность.
Приоритетными
задачами
военно-прикладной
направленности
военно-
патриотического
воспитания
являются:
выработка
морально-психологических
качеств,
присущих защитнику Родины, формирования чувства гордости за службу в вооруженных
силах Российской Федерации. Оборонно-спортивная направленность обеспечивает связь
нравственного, гражданского и физического воспитания учащихся.
Актуальность опыта:
Привить молодежи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям,
воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и
историческому
прошлому
России,
к
ее
славным
традициям,
а
также
готовность
к
достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы
воспитания
актуальны
как
никогда.
Связано
это
с
тем,
что
наше
государство
на
современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим
сознанием.
Ведущие педагогические идеи.
1.
Идея последовательного воспитания.
Преподаватель постепенно ведет молодых людей по пути осознания значимости человека
в
обществе,
государстве,
понимание
того,
что
достоинство
гражданина
определяется
силою
его
патриотизма.
Реализация
идеи
осуществляется
через
следующие
основополагающие блоки:
- Патриотическое сознание;
- Патриотические чувства;
- Патриотические отношения;
- Патриотическая деятельность.
2. Идея разностороннего обучения.
Гибкая
система
урочной
деятельности
предполагает
разработку
и
включение
разнообразных форм обучения. Направленных на разностороннее восприятие учащимися
понятия «патриотизм».
- Чувство любви к своему народу;
- Любовь к своей Родине;
- Верность воинскому долгу;
- Беззаветная служба Родине;
- Духовное и нравственное начало каждого гражданина
.
Технология опыта
1. Урочная деятельность.
Изучение раздела «Основы военной службы» направлено на подготовку молодежи к
выполнению
долга
по
защите
Отечества.
Поэтому
основной
своей
задачей
в
этом
направлении
я
считаю:
показать
и
доказать
студентам,
что
патриотизм
для
военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной
службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы,
целостность и независимость.
Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы обучения,
главное
назначение
которых,
на
мой
взгляд,
состоит
в
том,
чтобы
наиболее
полно
воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал,
позволить увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и
фактами. Это и создает внутренний стимул интереса и любознательности учащихся,
повышает
их
познавательную
активность.
Этому
способствуют
проводимые
уроки-
конференции,
пресс-конференции,
уроки-экскурсии,
диспуты,
на
которых
ученики
в
игровой форме решают довольно серьезные вопросы и проблемы по военной тематике.
Использую
на
уроках
ТСО
(демонстрация
видеофильмов)
по
таким
темам
как:
«Размещение и быт военнослужащих», «Воинские уставы», «Виды вооруженных сил»,
содействует
учебно-познавательной
деятельности
учащихся,
так
как
способствуют
развитию
наглядно
-
образного
мышления,
обеспечивает
познавательный
интерес
к
учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений.
На
уроках
по
данной
теме
и
на
других
уроках,
считаю
просто
необходимым
использование
музыкальных
моментов:
прослушивание
песен
или
фрагментов
песен,
воспитывающих мужество, стойкость и героизм российских воинов, что совершенно
точно
дает
определенный
настрой
учащимся
на
восприятие
данной
темы,
позволяет
затронуть
сокровенные
чувства
в
сердцах
ребят,
высветлить
в
их
душевном
мире
искреннее гуманное отношение к святым понятиям: мать, Родина-мать, родное Отечество,
малая Родина.
2.
Внеурочная деятельность.
Добиться
реализации
поставленных
задач
в
направлении
военно-патриотического
воспитания просто не возможно без внеурочной деятельности, имеющей, прежде всего, военно-
прикладную направленность. Какое-либо направление в воспитании молодых людей только тогда
даст результат, когда оно проводится в системе. В нашем колледже сложилась определенная
система
военно-патриотического
воспитания,
которая
базируется
на
сохранении
и
развитии
традиций.
Ежегодно в колледже проводится месячник военно-патриотической работы. И каждый раз он
включает
в
себя
новые
мероприятия.
Каждый
год
в
рамках
месячника
проводится
военно-
спортивная игра «А ну-ка, парни». В данной игре, проявляется не только физическая сила,
ловкость, знания по истории Вооруженных Сил, но и взаимоподдержка, умение рационально
распределять обязанности в команде.
Преемственность
традиций
обеспечивает
посещение
музея
УМВД
Амурской
области,
встречи с военнослужащими, встречи с участниками боевых действий. Знакомство с условиями
службы и быта Российской Армии. Истории, рассказанные офицерами и солдатами, запомнятся
надолго.
Провожу
пятидневные военно-полевые сборы. Здесь студенты не только знакомятся с
основами военной службы, но и могут увидеть военнослужащих в реальной военной обстановке,
выполняющих серьезную мужскую работу. Воспитание не словами, а примером и делом. Именно
это и дает наилучший результат.
3. Оборонно-спортивная направленность.
Одним
из
важнейших
аспектов
военно-патриотического
воспитания
является
военно-
прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества. Основная роль в этом отводится
урокам
физической
культуры.
Как
преподаватель
БЖД
принимаю
активное
участие
в
этом
процессе.
Команда колледжа участвует в соревнованиях по пулевой стрельбе из мелкокалиберной
винтовки, военно-патриотической игре «Амурские парни», «Лыжня России», где неоднократно
становились победителями и призерами соревнований. Активное участие команды колледжа в
мероприятии «День призывника» стало делом чести для наших студентов.
4. Результативность.
В большинстве случаев студенты подтверждают свои годовые оценки и показывают хорошие
знания по курсу БЖД, в частности по разделу «Основы военной службы». Неоднократно мои
студенты становились победителями и призерами в военно-спортивных эстафетах.
Важным составляющим всесторонней подготовки студентов по предмету «Безопасности
жизнедеятельности», а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у
них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать
знания при изучении профессиональных дисциплин.
5. Адресная направленность
Важное
место
в
любой
деятельности
занимает
самоконтроль
(рефлексия)
и
контроль.
Студенты
работают
с
тестовыми
заданиями
по
разделам
курса
«Бе зопасно сть
жизнедеятельности». Тестовые задания предназначены для контроля изученного материала на
предыдущем занятии или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. В тесты
включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, физика, русский
язык,
химия,
биология,
экология),
для
расширения
кругозора
студентов,
или
носящие
воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изученным материалом.
Имеется раздаточный материал по разделам: «Безопасность и защита человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы
военной службы».
Использую на уроках учебные видеофильмы по правилам дорожного движения, по основам
военной службы, учебные видеосюжеты по разделам курса, фотографии, сделанные в Парке
Победы г. Благовещенска, о прохождении пятидневных полевых сборов, участие в областной игре
«Амурские парни», а также материально-техническую базу, имеющуюся в нашем образовательном
учреждении. В нашем колледже имеется кабинет БЖД, в котором оформлены стенды «Ордена и
медаль в Российской федерации», «Великие полководцы России», «Чрезвычайные ситуации»,
«Противодействие терроризму», «Пожарная безопасность».
В
кабинете
оформлен
уголок
«Виды
оружия»,
на
котором
представлены
макеты
современного вооружения Российской армии, имеется также макет автомата Калашникова.
В кабинете имеется стенд по защите от оружия массового поражения - «ЗОМП». Все
наглядные пособия находят применение на уроках БЖД.
Формы работы военно-патриотического воспитания студентов в колледже:
пропаганда боевых и ратных традиций Вооружённых Сил РФ (при проведении различных
видов мероприятий);
встречи с преподавателями колледжа, находящимися на пенсии;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
встречи с ветеранами Вооружённых Сил РФ, участниками боевых действий в Афганистане,
Чечне, Осетии, «горячих точках»;
встречи с выпускниками колледжа, отслужившими в рядах Вооружённых Сил РФ и других
войсках;
проведение тематических вечеров, устных журналов, уроков Мужества;
проведение учебных сборов со студентами (юношами) 3-го курса по разделу «Основы
обороны государства» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
проведение военно-спортивных игр;
музееведение (посещение музеев);
проведение патриотических акций («Я – патриот России» и др.);
выпуск стенгазет, посвящённых Дню защитника Отечества, Дню Победы;
выпуск фотобюллетней о проведённых мероприятиях военно-патриотического воспитания;
участие в городском митинге на центральной площади города и возложении венков к
Вечному огню у памятника погибших воинов;
Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными
будут
принимаемые
сегодня
меры
по
внедрению
новых
стандартов
качества
и
доступности
образования - при безусловном сохранении лучших национальных традиций, заключающихся в
слиянии
феномена
патриотизма
с
реалиями
современного
среднего
профессионального
образования и направленных на социальное будущее современного поколения молодых граждан
России.
Кроме вышеперечисленных мероприятий, студенты колледжа принимали активное участие в
общеколледжных мероприятиях:
- ежегодно праздничный концерт, посещенный 23 февраля;
- ежегодно праздничный концерт, посвященный Дню матери;
- ежегодно концерт, посвященный 9 мая День Победы;